Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личность педагога-дефектолога↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Выбор профессии педагога-дефектолога должен быть глубоко и обоснованно продуман, ибо он сопряжен с большой ответственностью: необходимо быть уверенным в наличии у себя способности действовать в системе «человек — человек», а не «человек — техника» или, например, «человек — знаковая система» и т.д. (см. классификацию Е. А. Климова, 2003) и четко понимать, что в этой системе «человек — человек» предстоит постоянно и продуктивно взаимодействовать и общаться с человеком «не таким, как все», отличающимся от других внешним видом, речью, движениями, способом и возможностями мышления и взаимодействия. Важны не только толерантность, принятие каждого такого человека, но и внутреннее признание своего естественного равенства с ним. Педагог-дефектолог — это почти всегда человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей деятельности, доброжелательный и тактичный. Ему свойственна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Профессиональное мировоззрение педагога-дефектолога является результатом осмысления и личностной оценки им процессов, происходящих в социальном и духовном мире и влияющих на место и роль людей с особыми образовательными потребностями в жизни общества.
Оптимизм профессионала проявляется в его социально активном отношении и к субъекту педагогического воздействия (ребенку или взрослому с ограниченными возможностями), и к нормальному большинству общества — среде, в которую должны включаться его воспитанники, и к себе самому как деятельной личности, от которой решающим образом зависит успешность положительных перемен в жизни тех, кому он себя посвятил. Неотъемлемыми и профессионально значимыми качествами педагога-дефек-толога являются выдержка, терпение, терпимость. Результаты его профессиональной деятельности зачастую весьма и весьма отсрочены во времени, и только уверенность в благоприятном исходе своей работы дает ему силы и вдохновение трудиться дальше, довольствуясь сиюминутными достижениями. Терпение дефектоло-гу нужно во всем: и в том, чтобы спокойно и доброжелательно выслушивать устные высказывания глухих детей или детей с теми или иными нарушениями речи, интеллекта и добиваться от них внятного произношения; и в том, чтобы достичь расширения двигательных возможностей ребенка с ДЦП; и в том, чтобы завоевать доверие семьи, имеющей младенца с нарушением в развитии, и научить ее членов быть для малыша главными воспитателями. Профессиональный опыт обеспечивает педагогу-дефектологу возможность квалифицированной деятельности в разных коллективах, среди различных социальных групп — учащихся, воспитанников и их родителей, студентов, коллег, молодежи, конфессиональных и общественных (в том числе родительских) организаций, обществ, объединений и др. Сферами его деловой профессиональной компетенции являются: профилактическая работа, педагогическая диагностика и консультирование, образовательная и социально-педагогическая деятельность, участие в психологической и психотерапевтической помощи, специальное педагогическое просвещение, организация и руководство образованием, преподавание в вузе или среднем специальном педагогическом учебном заведении, научно-исследовательская деятельность в области специальной педагогики. Дефектолог редко ограничивается рамками своих должностных обязанностей. Область его профессиональных интересов такова, что ему часто приходится быть инициатором и активным участником социальных акций милосердия, благотворительности, защиты прав людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Учится специальный педагог всю жизнь. Он развивает и совершенствует свой профессиональный опыт и щедро делится им с коллегами, с единомышленниками, с родителями детей, имеющих нарушения развития. Трудовая деятельность в специальной педагогике относится к числу тех, которые сопряжены с профессиональными вредности- ми, оказывающими отрицательное влияние на здоровье работающего в этой сфере. Существуют противопоказания к данному виду занятости для тех, у кого имеются какие-либо отклонения в здоровье, а также для тех, у кого выявляется несоответствие собственной личностной психограммы профессиональной психограмме дефектолога. Сам его труд, вся форма его жизнедеятельности предъявляют повышенные требования и к общему состоянию здоровья, и к состоянию органов зрения, слуха, нервной, сердечнососудистой и иммунной систем. Педагогу-дефектологу требуются физическая выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устойчивое психическое здоровье; при наличии нарушений слуха (среди профессиональных сурдопедагогов немало людей с недостатками слуха) должна быть обеспечена его полная компенсация в социальном плане (в отношении развития речи, мышления, общения). Специалистам, и безусловно логопедам, необходимо обладать хорошей речью и правильным, хорошо воспринимаемым произношением. Важнейшие черты профессионального характера педагога-де-фектолога — доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эм-патия, энергичность, увлеченность своей работой, преданность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность. Немного найдется профессий, результаты деятельности в которых приравнивались бы к чуду. Когда, словно по волшебству, отступают трагизм и безысходность жизненной перспективы для ребенка и для его семьи, когда человек обретает возможность жить нормальной достойной жизнью — играть и учиться, общаться с родителями, дружить со сверстниками, выступать на школьной сцене, мастерить и рисовать, готовиться стать взрослым человеком, нужным своей Родине, — это подлинное чудо, и создано оно трудом и умом, руками и повседневными усилиями педагога-дефектолога. Контрольные вопросы и задания 1. Когда в истории образования началась подготовка педагогов-де-фектологов? Для работы с какими детьми сначала готовили педагогов-дефектологов? Почему? 2. Назовите педагогические специальности, по которым сегодня можно получить работу в системе специального образования. 3. Каково содержание профессионального образования педагога-де-фектолога? 4. Какими личностными профессионально значимыми качествами 5. Ознакомьтесь с содержанием образования, представленным в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по вашей специальности. Постройте логические схемы в направлении от формирующих дисциплин к формируемым. Сравните полученные схемы с учебным планом, по которому вы учитесь. 6. Перечислите те личностные и профессиональные качества педаго-га-дефектолога, которые представляются особенно значимыми именно для вас. Объясните, почему. 7. Какие противопоказания существуют для работы учителем-дефек-тологом? Находите вы у себя какое-либо из указанных противопоказаний? Литература для самостоятельной работы Агавелян Р. О. Социально-перцептивные особенности личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности. — Новосибирск, 1999. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Специальности: «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Специальная дошкольная педагогика и психология». Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие. — М., 2004. Назарова Н. М. Развитие теории и практики дефектологического образования. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки. — М., 1992. Основы управления специальным образованием: учеб. пособие / под ред. Д. С. Шилова. — М, 2001. Профессиональная культура учителя / под ред. В. А. Сластенина. — М., 1993. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — М., 1983. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте развития отечественной теории личности. — Ростов н/Д, 1995. Аби I. A6ci|> Абсцч Авк.и Авт<>|,(Авто ви i Агрг. ■ Адам. Адат Адат 2.1(1 Aki in j Акси I - и Анит Анап Аном Аном I ' Ан i |и Ан1|н ук;| i neji.i ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ 1. Развитие-представлений о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности в истории философской мысли. 2. Влияние философских идей и концепций XX в. на развитие гуманистических тенденций в специальной педагогике и образовании. 3. Философские и социокультурные основы процесса образовательной и социальной интеграции. 4. Общая педагогика и специальная педагогика: от дифференциации к интеграции педагогического знания. 5. Развитие понятийного аппарата специальной педагогики. 6. Сущность и реализация идеи независимого образа жизни для людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. 7. Международные правовые основы, подтверждающие права и свободы человека с ограниченными возможностями. 8. Российские правовые основы в области прав и свобод человека с ограниченными возможностями. 9. Значение специальной психологии для развития специальной педагогики и специального образования, а также для дальнейшего развития психологии.
10. Значение биологических и медицинских знаний для дальнейшего развития специальной педагогики. 11. Благотворительность, меценатство, волонтерство в специальном образовании: исторические корни и современное состояние (возможно на материале своего региона). 12. Содержание специального образования: общее и особенное в сравнении с массовой системой образования. 13. Школьный учебник в системе специального образования: назначение, общее и особенное в сравнении с массовой системой образования. 14. Реализация специальных дидактических принципов в обучении детей с особыми образовательными потребностями. 15. Общее и особенное в воспитании детей с ограниченными возможностями. 16. Формирование средствами воспитания интеграционной готовности в школьной и социальной среде. 17. Интеграция (включенное образование) как новая организационная форма образования для детей с ограниченными возможностями. 18. Формы организации и содержание оздоровительной работы в системе специального образования.
19. Адаптивная физическая культура в специальном образовании. 20. Формы организации и содержание досуга для детей с ограниченными возможностями. 21. Современные специальные средства обеспечения образовательного процесса. 22. Информационные технологии в специальном образовании. 23. Содержание и организация социально-педагогической помощи людям с ограниченными возможностями. 24. Социальный этикет как норма социального взаимодействия с людьми, имеющими ограниченные возможности жизнедеятельности. 25. Содержание профессиональной деятельности педагога-дефектолога. 26. Профессионально значимые личностные качества педагога-дефектолога. 27. Общее и особенное в обучении, развитии и саморазвитии человека с особыми образовательными потребностями. 28. Гуманистические образовательные системы и специальная педагогика. 29. Люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности в мире культуры, науки, искусства, политики (по выбору). 30. Люди с ограниченными возможностями в качестве героев современного кинематографа. 31. Человек с ограниченными возможностями в художественной литературе — отечественной и зарубежной. 32. Перспективные направления развития специальной педагогики и специального образования. 33. «Социальное выпадение» человека с ограниченными возможностями и основные проблемы, порождаемые этим явлением. Роль специального образования в преодолении или сглаживании этих проблем. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие................................................................................................................. 3 РАЗДЕЛ I НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Глава 1. Общие вопросы теории специальной педагогики...................................... 6 1.1. Специальная педагогика и общая педагогика........................................... 6 1.2. О понятийном аппарате специальной педагогики................................... 13 1.3. Объект, субъект, предмет, цель и задачи специальной педагогики.... 31 1.4. Систематика специальной педагогики и статистика специального образования 34
1.4.1. Классификации нарушений развития.............................................. 34 1.4.2. Статистика специального образования.......................................... 36 1.5. Предметные области современной специальной педагогики............... 40 Глава 2. Философия и специальная педагогика........................................ 44 2.1. Философские основания специальной педагогики.................................. 44 2.2. Этические основы специальной педагогики............................................ 59 Глава 3. Социологические и социокультурные основы специальной педагогики................................................................................................... 68 3.1. Социологические основы специальной педагогики.............................. 68 3.2. Специальное образование людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности как социокультурный феномен 76 3.3. «Социальное включение» людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности — социальная и образовательная интеграция..................................................................... 88 Глава 4. Правовые основы специального образования........................................... 93 4.1. Международные стандарты в области защиты прав и свобод человека 93 4.2. Право на образование в системе прав и свобод человека..................... 95 4.3. Государственно-правовые основы социальной политики России по защите прав инвалидов........................................................................... 107 Глава 5. Медико-биологические основы специальной педагогики. 121 5.1. Общепатологические аспекты..................................................................... 121 5.2. Клинические аспекты.......... '.......................................................................... 132
5.2.1. Профилактика....................................................................................... 132 5.2.2. Диагностика........................................................................................... 134 5.2.3. Клинические аспекты абилитации и реабилитации.................. 138 Глава 6. Психологические основы специальной педагогики............................... 143 6.1. Предмет и задачи специальной психологии........................................... 143 6.2. Проблема компенсации в психологии....................................................... 144 6.3. Общие и специфические закономерности психического развития.... 157 6.4. Диагностика в специальной психологии................................................ 167 Глава 7. Психолингвистические основы специальной педагогики.................... 174 7.1. Развитие речи в онтогенезе........................................................................... 174 7.2. Функции речи................................................................................................... 181 Глава 8. Экономические проблемы специального образования.......................... 189 8.1. Краткая история благотворительности................................................... 189 8.2. Экономическая политика СССР в отношении специального образования 191 8.3. Проблемы экономического обеспечения специального образования 193 Глава 9. Методология и методы научного познания в специальной педагогике................................................................................................. 197 9.1. Методология научного познания в специальной педагогике........... 197 9.1.1. Становление методологии научного познания в гуманитарных науках..................................................................... 197 9.1.2. Современные методологические основания специальной и частнонаучные................................................................................. 201 9.2. Методы научных исследований в специальной педагогике.............. 216 РАЗДЕЛ II СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛЮДЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ Глава 10. Особые образовательные потребности и содержание специального образования.................................................................... 225 10.1. Обучение, развитие, саморазвитие.......................................................... 225 10.2. Особые образовательные потребности и специальные образовательные условия 228 Глава 11. Принципы специального образования.................................................. 233 Глава 12. Формы организации специального образования.................................. 243 12.1. Организация специального образования в структуре специальных (коррекционных) образовательных учреждений... 243 12.2. Развитие организационных форм специального образования — интеграция и дифференциация.................................................................. 246 Глава 13. Воспитание в системе специального образования.............. 257 13.1. Воспитание как составная часть специального образования.......... 257 13.2. Содержание воспитания............................................................................. 262 13.3. Общие и специальные принципы воспитания детей с ограниченными возможностями............................................................ 269 13.4. Методы воспитания...................................................................................... 277 13.5. Задачи воспитания в условиях интеграционных процессов............ 281 Глава 14. Обучение в системе специального образования................... 286 14.1. Дидактические принципы специального обучения..........................,286 14.2. Обучение и учение в специальном образовании................................. 292 14.3. Технологии и методы специального обучения..................................... 295 14.4. Средства обеспечения учебного процесса в системе специального образования 301 Глава 15. Педагог системы специального образования: профессиональная деятельность и личность....................................... 317 15.1. Краткая история становления профессиональной подготовки дефектологов 317 15.2. Профессиональная деятельность педагога-дефектолога.................. 321 15.3. Профессиональная подготовка педагогов-дефектологов.................. 324 15.4. Личность педагога-дефектолога............................................................... 329 Предметный указатель.......................................................................................... 333 Примерные темы рефератов и курсовых работ............................................. 344
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2060; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.179.30 (0.011 с.) |