Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 6. Методы принятия управленческих решений

Поиск

ЧАСТЬ 6. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

(Сокращ. Вариант)

Содержание

Введение................................................................................................................................... 4

Раздел 1. Общая теория принятия решений и их экономическое обоснование................................................ 5

Глава 1. Предмет, задачи курса и эффективность оценки управленческих решений....... 5

1.1. Основное содержание, предмет и задачи курса.................................................................................................. 5

1.2. Характеристика оценок эффективности выбора решений.............................................................................. 7

1.3. Принципы решения задач эффективности принятия решений....................................................................... 8

Глава 2. Сущность теории принятия решений..................................................................... 10

2.1.Общие подходы к принятию решений................................................................................................................... 10

2.2 Организационная сущность решений 12

2.3.Роль человеческого фактора в управленческих решениях............................................................................. 13

2.4 Психологические аспекты принимаемых решений........................................................................................... 15

Глава 3. Основные элементы технологии принятия решений........................................... 17

3.1. Этапы принятия и реализации решений.............................................................................................................. 17

3.2. Роль руководителя в процессе разработки и принятия решений

3.3. Выбор и применение методов обоснования решений..................................................................................... 23

Выводы по разделу.................................................................................................................. 25

Основные термины и понятия............................................................................................... 26

Вопросы для самоконтроля..................................................................................................... 27

Раздел 2. Подготовка, формирование и принятие решений.................................................................................... 28

Глава 4. Выявление проблем совершенствования управления и их оценка.................... 28

4.1. Задача выявления проблем управленческих решений................................................................................... 28

4.2. Методы выделения проблем управления............................................................................................................ 30

4.3. Анализ выявленных проблем и их оценка.......................................................................................................... 31

Глава 5. Формулирование и экономическое обоснование целей управления................. 32

5.1. Основные методы определения целей управления.......................................................................................... 32

5.2. Формулирование целей управления..................................................................................................................... 33

5.3. Выявление и изучение альтернативных решений............................................................................................ 35

5.4. Технико-экономическое обоснование и оценка вариантов решения управленческих задач.............. 36

Глава 6. Выбор управленческих решений............................................................................ 38

6.1. Выбор решений в условиях определенности, риска и неопределенности............................................. 38

6.2 Многокритериальный выбор управленческих решений................................................................................ 41

6.3 Индивидуальный и групповой выбор единственного решения.... Ошибка! Закладка не определена.

Выводы по разделу.................................................................................................................. 51

Основные термины и понятия............................................................................................... 53

Вопросы для самоконтроля..................................................................................................... 53

Раздел 3. Применение экономико-математических методов в принятии управленческих решений... 55

Глава 7. Системный анализ в принятии управленческих решений.................................. 55

7.1. Сущность системного анализа............................................................................................................................... 55

7.2. Методы системного анализа.................................................................................................................................. 56

7.3. Правила выбора решений........................................................................................................................................ 58

Глава 8. Экспертные оценки в выработке управленческих решений............................. 59

8.1. Методы экспертных оценок................................................................................................................................... 59

8.2. Порядок проведения экспертизы........................................................................................................................... 60

8.3. Обработка результатов, их оценка и выбор решения …………………………………………………..62

8.4 Построение сценариев развития событий........................................................................................................... 63

Глава 9. Практика применения математических методов в выборе управленческих решений 65

9.1. Задачи теории полезности и подход Байеса..................................................................................................... 65

9.2. Метод исследованияопераций……………………………………………………………………………68

9.3. Методы математического программирования и планирования.................................................................. 68

9.4. Теория массового обслуживания.......................................................................................................................... 75

9.5. Задачи теории графов и игр.................................................................................................................................... 76

Глава 10. Основные принципы принятия решений по результатам и эвристическое программирование.................................................................................................................................................... 80

10.1. Характерные особенности метода управления по результатам............................................................... 80

10.2. Анализ, выбор целей и реализация управленческих решений.................................................................. 81

10.3 Эвристическое программирование...................................................................................................................... 82

Глава 11. Реализация принятых решений............................................................................ 84

11.1. Надежность производства и методы ее повышения...................................................................................... 84

11.2 Обеспечение выполнения принятых решений.................................................................................................. 85

11.3 Оценка и эффективность реализации.................................................................................................................. 86

принятых управленческих решений............................................................................................................................. 86

Выводы по разделу.................................................................................................................. 88

Основные термины и понятия............................................................................................... 89

Вопросы для самоконтроля..................................................................................................... 90

резюме……………………………………………………………………………………… 91

Список использованных и рекомендуемых источников..................... 93

 


Введение

Одной из наиболее актуальных задач современного развития экономики Украины есть создание условий эффективного и динамичного перехода к рыночным отношениям. При этом весьма важным является реорганизация чрезмерных форм концентрации и монополизации производства, совершенствование организационных формирований и структурных соотношений, пересмотр устаревших экономических связей и методов управления.

В этих условиях особую остроту приобретает необходимость развития предпринимательской активности, деятельность предприятий и организаций, направленная на потребителя и конечный результат – прибыль.

Практическое решение проблем, связанных с необходимостью обеспечения нормальной работы предприятия не только сегодня, но и в перспективе, зависит от степени освоения методологий и методов принятия управленческих решений. Особую значимость данный вопрос приобретает в условиях нестабильности производства и его спада. Цена принимаемых хозяйственных решений резко возрастает. От того, насколько экономически грамотно принимаются решения, зависит зачастую само существование фирмы.

Многообразие социально-экономических процессов, их нестабильность и неопределенность, динамизм производства приводят к резкому возрастанию числа сложных хозяйственных ситуаций, разрешение и предвидение которых без применения специальных экономико-математических методов и приемов практически невозможно. Поэтому будущим специалистам необходимо в совершенстве:

· основы теории принятия решений;

· содержание и концепцию принятия управленческих решений;

· основные методы и приемы решения задач по выбору действий в различных производственных ситуациях;

· методы оценки эффективности на всех этапах процесса подготовки, формирования, выбора и реализации управленческих решений.

В результате полученных знаний студент должен уметь:

· анализировать существующие ситуации и положение фирмы;

· выявлять проблемы и обосновывать постановку цели фирмы;

· решать выявленные проблемы и выбирать наиболее эффективные варианты их решений.

С помощью изученных методов на предприятиях эффективно можно разрешить комплекс проблем, связанных с целенаправленной переориентацией выпуска продукции новой номенклатуры и ассортимента, а также осуществить внедрение и использование новых технологий, проводить реконструкции, развивать маркетинг, совершенствовать структуру управления предприятием, своевременно и качественно осуществлять подготовку и переподготовку кадров.

Рыночная экономика формирует новые требования к предприятию. Они характеризуются не только конкуренцией и высокими стандартами качества товаров, но и необходимостью гибко реагировать на изменения в рыночной и производственной ситуациях.

Успех предприятия во многом зависит от способности ЛПР (лица, принимающего решение) предвидеть возможные ситуации, а на основе правильно принятых решений эффективно планировать номенклатуру и объем продукции, инвестиции и прибыль.

 

 

Раздел 1. Общая теория принятия решений
и их экономическое обоснование

Глава 1. Предмет, задачи курса
и эффективность оценки управленческих решений

 

1.1. Основное содержание, предмет и задачи курса

 

Важнейшим резервом роста эффективности всего производства является повышение качества решений, принимаемых хозяйственным руководителем.

Понятие “решение” в научной литературе трактуется по-разному. Чаще всего оно понимается и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора.

Решение как процесс характеризуется тем, что оно, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов (подготовки, формирования, принятия и реализации решения). Этап принятия решений можно трактовать как акт выбора ЛПР с помощью определенных правил. Решение как результат выбора представляет собой предписания к действию (план работы, вариант проекта).

В связи с этим представляется целесообразным изложить понятие “решение” следующим образом:

выбор решения, т.е. сам процесс со всеми его элементами, вплоть до утверждения его ЛПР;

принятое решение - результат действий (свершившийся факт) ЛПР, являющийся законом для предприятия и подлежащий исполнению.

В общем случае решение характеризуют следующие признаки:

· возможность выбора единственного действия из множества альтернатив (если нет альтернатив, то нет и выбора, а значит, и нет решения);

· наличие цели - бесцельный выбор не считается решением;

· необходимость волевого акта ЛПР при выборе решения, т.к. ЛПР формирует решение через борьбу мнений и мотивов.

Решения можно классифицировать следующим образом (рис.6.1.):

· по срокам действия - оперативные (принятые решения реализуются часами, сутками, неделями), стратегические (реализуемые в течение нескольких лет в соответствии с принятым стратегическим планом) и тактические (реализуются в течение года);

· по степени измеримости каждой координаты ценности;

· по размеру ценности, т.е. числу различных координат, которые необходимо учитывать при решении;

· по степени неопределенности (полноты информации) - решения, принимаемые в условиях определенности, в условиях риска (вероятностной определенности) и в условиях неопределенности;

· по степени уникальности - рутинные, нетворческие и уникальные (творческие);

· по числу решителей - индивидуальные и коллективные (групповые);

· по типу применяемых критериев и времени (скорости) решения задач:

a) автоматические решения (принимаемые мгновенно: вопрос- ответ);

b) блиц - решения (принимаемые в течение нескольких минут);

c) экспресс-решения - принимаются в течение нескольких часов, суток;

d) лонгированные решения - выработка решений в течение

e) недель, месяцев.

Для обоснования и выбора решений необходимо раскрыть типы применяемых критериев.

Метод проб и ошибок - процедура не очень гибкая, но имеет следующие неоспоримые преимущества: простота и сильное стимулирование творческого решения. Быстродействующие ЭВМ позволяют в настоящее время оперативно использовать этот метод.

 
 

Рис.6.1. Классификация решений

 

Обращение к авторитету – разумный акт, когда решитель обращается к более квалифицированному специалисту за советом, лучше – к нескольким.

Более точными (при измеримости задач), конечно же, являются математические методы, в том числе нормативный метод, эвристический и метод системного анализа, которые будут рассмотрены ниже.

При выборе решений не исключаются также методы экспертной оценки.

Особый интерес для выбора решения представляет собой обращение к различным этическим системам, получившим в настоящее время признание многими авторитетами в области управления. Под этикой понимается часть философии, исследующая нормы для принятия решения, особенно решений о конечных целях /30/. Она помогает создавать нормы для суждения о том, хороши ли данные цели в каком-либо разумном смысле.

Определенное значение имеют критерии социального плана, которые также необходимо учитывать при принятии решений. ЛПР не может не учитывать социально-психологическую обстановку в коллективе.

Крайне неверно рассматривать критерии решения или классы решений как альтернативы или как соперников. Неправильно также думать, будто всякое решение можно втиснуть в одну оценку классификации, где нам будет указан наилучший метод выбора.

Мудрость в принятии хороших решений состоит в учете всех категорий, и одни методы, при правильном применении, дополняют другие.

Следует отметить также, что в управлении при выработке решения могут ставиться две задачи: выбор одного из альтернатив­ных средств для заданных целей или выбор одной из альтернативных целей.

В данном учебном пособии авторы ориентируются в основном на принятие и реализацию решений, как правило, в условиях риска и неопределенности с учетом комплексного системного подхода.

Программой предусмотрено изучение следующих разделов:

· сущность и подготовка к принятию управленческих решений, их оценка;

· процесс выработки решений с различной степенью неопределен­ности при альтернативности вариантов;

· принятие хозяйственных решений и их обоснование;

· методы решения управленческих задач;

· комплексные оценки разработанных и реализованных мероприятий.

На основе изложенного целью изучения курса является обучение студентов правилам и приемам научного подхода к принятию хозяйственных решений тактического и стратегического характера в сложных условиях деятельности фирм с необходимым технико-экономическим обоснованием.

 

 

Возрастание сложности управленческих задач требует совершенствования методов и приемов их решения, влечет за собой учет всех нюансов при разработке и реализации принятых решений от участников этого процесса – разработчиков, руководителей, исполнителей до всей социотехнической системы в целом.

Общий смысл теории систем состоит в том, что при разработке или исследовании любой системы следует учитывать взаимозависимости между различными ее элементами. В социотехнической концепции, в частности, предполагается отношение к организации как к взаимозависимой системе, анализ как социальных, так и технических ее компонентов в равной степени.

Концепция человеческих отношений, в которой подчеркивается огромная роль в процессе производства социально-психологических факторов, утверждает, что на поведение работников воздействуют не только экономические стимулы, но и социально-психологические потребности людей, участвующих во всех составляющих этого процесса.

В системе управления социотехническими системами все взаимосвязано. Одни люди разрабатывают и принимают решения, другие – обеспечивают их реализацию, третьи – выполняют принятые решения. Отношения между участниками этого процесса базируются на человеческом поведении, его психологической сущности, индивидуальности, его базовых и программирующих свойствах.

Базовые свойства – сплав врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт личности [34].

Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее программирующие свойства – направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самопознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими организационными факторами собственного поведения личности.

Совершенствование и изменение программирующих свойств личности обеспечивает ей полноценную, плодотворную длительную творческую деятельность и оказывает влияние на изменения некоторых базовых качеств, в частности, характера. Усиление интереса к профессии ведет к интенсификации интеллектуальной деятельности, повышению мотивации, а развитие интеллекта – к поиску новых идей этой деятельности, формированию настойчивости, целеустремленности – важнейших черт современного менеджера.

На содержание решений и их качество влияют такие особенности лиц, принимающих решения, как характер, темперамент, симпатии и антипатии, привязанности, вкусы, соображения личного престижа, эмоции, самочувствие, настроение и др.

ЛПР может быть убежденным, принципиальным борцом, уверенным в важности и общественной полезности порученного ему дела, или обладать чертами карьериста, проявляющего активность ради личного выдвижения. Он может обладать качествами новатора, смело внедряющего все передовое и эффективное, или, наоборот, консерватора, с трудом отказывающегося от привычных методов, даже если они явно устарели.

Руководитель может иметь сильную волю, решительность и настойчивость в достижении поставленных целей или быть безвольным, слабохарактерным человеком, не способным пойти «против течения». И, наконец, ЛПР может проявлять страстное или холодно-рассудочное отношение к действительности, уметь сдерживать или, наоборот, легко или трудно входить в новую обстановку, действовать импульсивно или расчетливо, обдуманно [24].

Большое влияние такие личностные качества оказывают на оценку исходной ситуации для принятия решения, особенно в условиях дефицита времени. Неправильная оценка ситуации может быть следствием сильного возбуждения (гнева, страха), когда человек не способен учитывать все обстоятельства и искаженно представляет себе обстановку.

В этих условиях у руководителя особенно остро проявляется свойство воспринимать не действительные факторы, а те, которые ему хочется видеть. В результате решения принимаются на основе не объективного, а искаженного, субъективного представления о действительности. Поэтому руководителю, как никому другому, прежде всего, нужен самоконтроль, на базе которого он может принимать более объективные решения.

Менеджеру необходимо знать состав и содержание свойств личности, формирующих ее психологический портрет, владеть приемами самоорганизации, самоконтроля и самоправления (понятие «самоменеджмент», по меньшей мере, некорректно) с целью эффективного управления людьми и достижения запланированных результатов.*

 

Рис.6. 2. Этапы выработки и реализации решений

 

 

2. Формирование целей.

Определяются цели решения кардинальных проблем. На практике используются различные способы задания целей: от простого перечня до построения графа (дерева) целей с характеристиками их приоритетов. Цели должны иметь четкие формулировки и количественные характеристики, по которым можно судить о степени их достижения.

3. Выявление полного перечня альтернатив.

На этом этапе определяется как можно более полная совокупность вариантов (способов, средств) достижения целей (конец этапа).

Надо иметь в виду, что обычно рассматривают два - три варианта решения с целью уменьшения трудоемкости анализа и вероятности грубой ошибки, хотя, конечно, шансы принять лучшее решение уменьшаются. Среди них вообще может не быть наилучшего. При большем наборе вариантов решений появляется гарантия, что среди них есть наилучший.

4. Выбор допустимых альтернатив.

Альтернативы, выявленные на третьем этапе, следует пропустить через “фильтр” различных ограничений (ресурсных, юридических, социальных, морально-этических и др.). Конечным результатом работ на данном шаге является множество альтернатив, удовлетворяющих принятым ограничениям.

5. Предварительный выбор лучшей альтернативы.

Проводится анализ допустимых альтернатив с точки зрения достижения поставленных целей, затрат ресурсов, соответствия конкретным условиям реализации альтернатив.

При решении достаточно сложных задач на основе количественных расчетов зачастую трудно выработать однозначные рекомендации о предпочтении одной альтернативы всем другим.

Возможно выделение группы предпочтительных альтернатив. Конечность этапа характеризуется вынесением суждения о предпочтительности альтернативы, которое и передается ЛПР.

6. Оценка альтернатив со стороны ЛПР.

Делая заключение, ЛПР может принимать в расчет дополнительные данные, неучтенные системными аналитиками. Таким образом, совместное использование интуиции, опыта и методов анализа (анализ выполняется специалистами) дает возможность наиболее полно учесть все аспекты решаемой проблемы. По существу, результаты анализа следует рассматривать как один из видов информации для ЛПР при принятии решения. Суждение ЛПР является конечным результатом на данном этапе.

7. Экспериментальная проверка альтернатив.

В случаях, если ЛПР затрудняется в окончательном выборе наилучшей альтернативы и при этом имеются соответствующие возможности, осуществляется экспериментальная проверка двух-трех наиболее предпочтительных альтернатив. Но такой подход характерен только для принятия решений в области научно-технической деятельности. Конечным результатом этапа является получение дополнительной информации.

8. Выбор единственного решения.

ЛПР принимает единственное решение. Если экспериментальной проверки нет, то шестой и восьмой этапы совмещаются.

9. Определение этапов, сроков и исполнителей принятого решения.

На этом этапе принятое решение делится на составные компоненты, имеющие конкретную временную, количественную и адресную привязку.

Конечным результатом процедуры является получение ответов на вопросы:

· “Что делать?”;

· “Где делать?”;

· “Кому делать?”;

· “Когда делать?”;

· “С кем делать?”;

· “В какой последовательности делать?”.

10. Обеспечение работ по выполнению решения.

При этом осуществляются следующие мероприятия: доведение заданий до исполнителя, обеспечение исполнителей всем необходимым, выбор рациональных методов работы, подбор и обучение кадров, разъяснение исполнителям целей решения и их конкретной роли в его реализации, определение методов стимулирования эффективного выполнения заданий.

11. Выполнение решений. Контроль.

Осуществляется оперативный контроль за реализацией принятого решения, устраняются отклонения от путей реализации и вносятся в случае необходимости нужные коррективы. Конечным результатом на данном шаге является выполненное решение, т.е. достижение цели в установленные сроки и в пределах отпущенных ресурсов.

12. Оценка результатов реализации и обобщение накопленного опыта.

Производится оценка фактически полученного результата в сравнении с поставленной целью, анализ реализованного решения для обобщения, накопления опыта и дальнейшего его применения.

На этом, собственно, и заканчивается весь процесс подготовки, принятия и реализации решения. Здесь не выделены этапы сбора информации, построения моделей, выбора оценочных критериев.

Все это осуществляется на всех ступенях выбора решения. Например, определенные оценочные (в общем случае различные) критерии используются и при выборе альтернатив решения, и при определении степени выполнения решения и т.п. Практически достаточно четкое и последовательное разделение на этапы трудно осуществить, поскольку в той или иной мере они реализуются параллельно.

Обосновать и решить проблему с первого раза редко удается. Изменение в допустимых пределах ранее сформулированных целей дает возможность существенно повысить эффективность решения путем использования более действенных средств ее достижения. С этой целью предусмотрен возврат с любого этапа (шага) представленной на рис.6.2. схемы к любому предыдущему.

Таким образом, процесс носит итеративный характер, поэтому в ходе работы необходимо проявлять гибкость при возникновении новых факторов и ситуаций, вследствие чего проводить переоценку полученных результатов, а иногда менять и идеи, лежащие в основе решения. Такие переоценки нельзя считать напрасной тратой времени и труда. Но и нельзя постоянно менять цели и средства их достижения, так как это мешает четкой ориентации и деятельности фирмы.

 

Возрастание сложности управленческих задач требует совершенствования методов и приемов их решения, влечет за собой учет всех нюансов при разработке и реализации принятых решений от участников этого процесса – разработчиков, руководителей, исполнителей до всей социотехнической системы в целом.

Общий смысл теории систем состоит в том, что при разработке или исследовании любой системы следует учитывать взаимозависимости между различными ее элементами. В социотехнической концепции, в частности, предполагается отношение к организации как к взаимозависимой системе, анализ как социальных, так и технических ее компонентов в равной степени.

Концепция человеческих отношений, в которой подчеркивается огромная роль в процессе производства социально-психологических факторов, утверждает, что на поведение работников воздействуют не только экономические стимулы, но и социально-психологические потребности людей, участвующих во всех составляющих этого процесса.

В системе управления социотехническими системами все взаимосвязано. Одни люди разрабатывают и принимают решения, другие – обеспечивают их реализацию, третьи – выполняют принятые решения. Отношения между участниками этого процесса базируются на человеческом поведении, его психологической сущности, индивидуальности, его базовых и программирующих свойствах.

Базовые свойства – сплав врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт личности [34].

Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее программирующие свойства – направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самопознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими организационными факторами собственного поведения личности.

Совершенствование и изменение программирующих свойств личности обеспечивает ей полноценную, плодотворную длительную творческую деятельность и оказывает влияние на изменения некоторых базовых качеств, в частности, характера. Усиление интереса к профессии ведет к интенсификации интеллектуальной деятельности, повышению мотивации, а развитие интеллекта – к поиску новых идей этой деятельности, формированию настойчивости, целеустремленности – важнейших черт современного менеджера.

На содержание решений и их качество влияют такие особенности лиц, принимающих решения, как характер, темперамент, симпатии и антипатии, привязанности, вкусы, соображения личного престижа, эмоции, самочувствие, настроение и др.

ЛПР может быть убежденным, принципиальным борцом, уверенным в важности и общественной полезности порученного ему дела, или обладать чертами карьериста, проявляющего активность ради личного выдвижения. Он может обладать качествами новатора, смело внедряющего все передовое и эффективное, или, наоборот, консерватора, с трудом отказывающегося от привычных методов, даже если они явно устарели.

Руководитель может иметь сильную волю, решительность и настойчивость в достижении поставленных целей или быть безвольным, слабохарактерным человеком, не способным пойти «против течения». И, наконец, ЛПР может проявлять страстное или холодно-рассудочное отношение к действительности, уметь сдерживать или, наоборот, легко или трудно входить в новую обстановку, действовать импульсивно или расчетливо, обдуманно [24].

Большое влияние такие личностные качества оказывают на оценку исходной ситуации для принятия решения, особенно в условиях дефицита времени. Неправильная оценка ситуации может быть следствием сильного возбуждения (гнева, страха), когда человек не способен учитывать все обстоятельства и искаженно представляет себе обстановку.

В этих условиях у руководителя особенно остро проявляется свойство воспринимать не действительные факторы, а те, которые ему хочется видеть. В результате решения принимаются на основе не объективного, а искаженного, субъективного представления о действительности. Поэтому руководителю, как никому другому, прежде всего, нужен самоконтроль, на базе которого он может принимать более объективные решения.

Менеджеру необходимо знать состав и содержание свойств личности, формирующих ее психологический портрет, владеть приемами самоорганизации, самоконтроля и самоуправления (понятие «самоменеджмент», по меньшей мере, некорректно) с целью эффективного управления людьми и достижения запланированных результатов.*

 

Выводы по разделу

1. Понятие «решение» в теории и практике трактуется по-разному. Чаще всего оно понимается как процесс и как акт выбора, и как результат выбора. Видимо, целесообразно слово «решение» понимать однозначно, как свершившийся факт, т.е. результат действий ЛПР, являющийся законом для предприятия или того подразделения, для которого оно принято. Во всех остальных случаях мы можем говорить о выборе решения, принятии решения, проектировании и планировании, которые также являются одним из видов решений.

2. Решение, как таковое, имеет смысл тогда, когда существовали альтернативы выбора и были определены цели этого выбора, потому что бесцельный выбор или отсутствие альтернатив не может привести к решению, как его понимают в теории менеджмента.

3. Решение не имеют четкой и строгой классификации. Различные авторы классифицируют их по разным признакам и в зависимости от области и времени их применения. Очевидно, что неверно рассматривать критерии решения или классы решений как альтернативы или как соперников. Неправильно также думать, будто всякое решение можно втиснуть в одну оценку классификации. Само наличие классификации уже помогает исследователю или менеджеру понимать многообразие нюансов, цены, важности или измеримости этой экономической категории.

4. В управлении при выработки решения могут ставится две задачи: выбор одного из альтернативных средств для заданных целей или выбор одной из альтернативных целей. Эти две задачи чаще всего имеют совместное применение при решении сложных проблем на различных этапах их разрешения.

5. Любая выработка решения базируется, как уже говорилось, на альтернативах выбора, эффективность которых необходимо учитывать решителю (ЛПР). Определить какое из возможных решений будет наиболее правильным, эффективным в том или другом случае, порой, бывает нелегко. Несовершенство имеющегося инструментария заставляет ЛПР искать целый ряд критериев или категорий, которые не всегда дают однозначные ответы в том или ином случае, что заставляет его прибегать к экспертизе или другим интуитивным методам.

6. Руководитель должен всегда ориентироваться на то, что организация принятия управленческих решений не означает жесткой регламентации действий и установления единых процедур, пригодных на все случаи жизни. Тем не менее, существует множество определенных черт, подходов и методов, которые являются общими, характерными для любого менеджера.

7. Выбор, который должен сделать ЛПР, чтобы выполнить обязанности, обусловленные его должностью, часто называют организационным решением. Эти решения подразделяют на запрограммированные (формализуемые и часто повторяемые) и незапрограммированные (принимаемые впервые и являющиеся, по своей сути, неординарными), а также компромиссные (принимаемые в сложных ситуациях групповым ЛПР).

8. Любое решение, принимаемое руководителем, является, в первую очередь, психологическим процессом. Оно носит, в общем случае, интуитивный, основанный на суждениях, или рациональный характер. Решения бывают уравновешенными, импульсивными, инертными, рискованными, осторожными и, наконец, рациональными решениями.

9. Ограниченные возможности человека, его восприимчивость к среде и отсутствие надежного экономического инструментария (средств), а также невозможность учета всех условий и обстоятельств неизбежно приводит к неоптимальности принимаемых решений. Зачастую эта неоптимальность не имеет серьезных последствий. Часто в управлении встречаются такие задачи, решение которых можно ограничить двумя альтернативами: «выгодно» или «невыгодно», и сложности принятия такие решения не представляют. Но встречаются и такие проблемы, которые имеют сложный и противоречивый характер, большую неопределенность и такие же неясные последствия. Поэтому весьма необходимым является обращение к глубокому изучению теории принятия решения, ее закономерностей и методологии.

10. Существуют различные подходы к решению проблем. Из них можно отметить три подхода: концепция математического выбора решений (нормативный поход); качественно-предметная концепция (дескриптивный подход); комплексная (смешанная концепция управленческих решений). Принятие решений – это наука и искусство. Многие решения принимаются интуитивно. Поэтому в основу выбора решений лежит комплексное использование нормативных и дескриптивных моделей.

11. Процесс выбора решения с технологической точки зрения можно представить в виде последовательности этапов и процедур, имеющих между собой прямые и обратные связи. Рассмотрение возникших проблем в строгой логической последовательности дает возможность плодотворно сочетать формальные и эвристические методы в процессе подготовки и принятия решений, добиваться более высокого их качества. Процесс реализуется, как правило, путем итеративного (повторного) приближения к требуемым результатам.

12. Руководитель (ЛПР) в процессе выработки решения, должен ставить задачу подчиненным, контролировать процесс и принимать окончательные решения. Для этого он должен хорошо владеть основами теории принятия решения, иметь представление о методах и подходах к выработке решения (в том числе и математических), владеть ситуацией и целенаправленно проводить обмен мнениями среди подчиненных и коллег.

13. При выработке решения необходимо соблюдать ряд правил, основными из которых являются:

· стоимость метода, применяемого для решения задачи, должна быть меньше величины эффекта от реализации;

· качество решения не может быть выше обусловленного наименее эффективным этапом формирования решения;

· при выборе методов решения задачи необходимо руководствоваться принципом: «что нужно делать», а не «что мы можем делать»», т.е. необходимо идти от пробле



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.146 (0.016 с.)