Формулирование целей управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формулирование целей управления



Перечисленные методы целеполагания можно использовать при реализации следующих подходов к формированию системы целей:

1. Иерархическое развертывание генеральной цели, заданной вышестоящей системой в дерево (граф) целей.

2. Построение системы целей, исходя из представления объекта целеполагания в виде системы.

3. Построение системы целей, исходя из представления объекта целеполагания в качестве равноправного элемента некоторой ассоциации, члены которой имеют свои цели /11/.

Первый подход использовался широко в нашей стране, его содержание определяется принципами централизованного планирования и управления. В этом случае цели задаются сверху, а цели самого объекта исследования направлены на достижение этих же целей.

Суть второго подхода заключается в следующем. Организация, для которой строится система целей, представляется в виде системы, включающей саму организацию, ее внешнюю среду и отношения организации с внешней средой.

Среди целей самой организации выделяют цели, характеризующие развитие организации (первая группа целей), эффективность ее функционирования (вторая группа целей). Эти цели как бы характеризуют внутреннюю функцию организации. Внешнюю функцию характеризуют обобщенные цели, направленные на удовлетворение запросов потребителей (в номенклатурном и объектном аспекте - третья группа целей), а также обобщенные цели, направленные на выпуск высококачественной продукции (услуг) в широком смысле слова (четвертая группа целей). Пятая группа целей направлена на поддержание рационального взаимодействия с внешней средой (цели защиты природы и рационального использования природных ресурсов, соблюдение интересов населения региона и т. п.). Взаимодействие с внешней средой характеризуют также две группы целей, направленных на приобретение ресурсов и их эффективное использование (шестая и седьмая группа целей).

Таким образом, на первом уровне дерева целей появляется семь обобщенных целей. Дальнейшая их структуризация может осуществляться на основе рассмотренных ранее методов целеполагания.

Основное содержание третьего подхода к целеполаганию заключается в следующем. На первом уровне дерева целей формулируются как равноправные цели вышестоящей организации, в состав которой входит исследуемая организация; цели фирм, контактирующих с исследуемой организацией, включая территориальные органы управления, сбытовые и снабженческие организации, банки и т. п.; цели самой исследуемой организации. Цели исследуемой организации должны составляться с учетом мнения руководителей структурных подразделений и сотрудников. Этим реализуется такой принцип управления, как сочетание интересов общества, коллектива и личности, а также принцип самоуправления.

Дальнейшая структуризация целей может осуществляться с помощью одного из рассмотренных методов.

Основное отличие всех рассмотренных подходов к целеполаганию заключается в разных требованиях к формированию первого уровня дерева целей. Это утверждение справедливо и относительно цели нулевого уровня (генеральной цели).

Поясним это на примере.

Согласно первому подходу к целеполаганию, генеральной целью деятельности предприятия является удовлетворение потребителей в определенной продукции (услугах) при ее высоком качестве и низкой себестоимости.

Если предприятие рассматривать как систему (второй подход), то генеральная цель должна быть сформулирована следующим образом: “удовлетворение потребителей в определенной продукции и низкие издержки при обеспечении условий производственного и социально-экономического развития предприятия”.

Если мы рассматриваем предприятие как элемент ассоциации равноправных организаций (третий подход), то цель его деятельности можно выразить так: “удовлетворение потребностей в определенной продукции высокого качества и низкой себестоимости при обеспечении условий производственного и социально-экономического развития предприятия с удовлетворением интересов других членов ассоциации”.

С учетом изложенного необходимо творчески подходить к определению целей и задач при рассмотрении каждой конкретной ситуации.

Например, при определении целей маркетинговой деятельности помимо целей для самой фирмы (прибыль, доля рынка, окупаемость вложений в ту или иную сферу деятельности, поддержание пре­стижа фирмы и т.п.), формулируются цели, определяющие взаимодействие с внешней средой. При этом необходимо учитывать сочетание поставленных целей фирмы с целями ее филиалов и отделений при их наличии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.006 с.)