Организационная сущность решений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационная сущность решений



 

Принятие обоснованного решения базируется на знании объективных закономерностей функционирования и развития управляемых систем с учётом обстоятельств, в которых принимается это решение.

Руководитель должен всегда ориентироваться на то, что организация принятия управленческого решения не означает жёсткой регламентации действий и установления единых процедур, пригодных на все случаи жизни. Принятие решения – сложный и творческий процесс, результатом которого могут быть различные последствия. Руководитель всегда находится под давлением тяжёлого морального бремени и поэтому при поиске решения ему необходимо просматривать все возможные и даже невозможные варианты, сомневаясь в каждой мелочи /23/.

В любом случае решение сводится к выбору одного варианта из нескольких, причём совсем не обязательно самого выгодного из экономических соображений. Не существует управленческих решений, которые имели бы только хозяйственные последствия. Решения всегда социальны хотя бы потому, что вызывают у подчинённых либо позитивные, либо негативные эмоции.

Таким образом, задача ЛПР всегда состоит в том, чтобы выбрать правильный путь решения и максимально снизить вероятность ошибки.

Поскольку характер работы руководителя, менеджера зависит от уровня управления, на котором он находится, существуют различия и в характере решений, принимаемых на различных ступенях иерархической лестницы. Тем не менее существует множество определённых черт, подходов и методов, которые являются общими, характерными для любого менеджера. ЛПР всегда очень важно знать и быть уверенным в том, что процедура принятия решения в самом деле правильная и желательная.

Очевидно, если принятое решение становится неэффективным, то руководство может быстро утратить уважение своих работников и тех лиц вне организации, на которых принимаемое решение сказывается или может сказаться.

Выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнять обязанности, обусловленные его должностью, часто называют организационным решением /23/.

Цель организационного решения – обеспечение достижения поставленных перед предприятием задач и планируемых результатов. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесёт наибольший вклад в достижение конечной цели, что является в принципе ни чем иным, как рассмотренной ранее функцией руководства (см. Часть 4, гл. 2.1.).

Организационные решения можно квалифицировать как запрограммированные и незапрограммированные.

Запрограммированное решение есть результат действий, реализации определённой последовательности шагов, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения. Иначе говоря, запрограммированные решения (процесс выбора и результат выбора) зачастую можно стандартизировать и формализовать с тем, чтобы механически применить в повторяющихся ситуациях.

Определив, каким должно быть решение, руководство снижает вероятность ошибок и в значительной мере экономит время, поскольку подчинённым не приходится разрабатывать новую правильную процедуру всякий раз, когда возникает соответствующая ситуация. Поэтому ЛПР часто программирует решения под ситуации, имеющие тенденцию регулярно повторяться.

Незапрограммированные решения приходится обычно принимать в новых, часто неожиданных условиях и обстоятельствах, там, где события не структуризованы и, как правило, сопряжены с неизвестными факторами.

Потребность в незапрограммированных решениях возникает в условиях неопределённости, риска, при нестабильности внешней и внутренней среды организации, при аварийных ситуациях и стихийных бедствиях (см. Часть 4, гл. 2).

В реальной работе фирмы практически не встречаются в «чистом виде» запрограммированные и незапрограммированные решения. Чаще всего они находятся в промежутке между крайними вариантами. И даже в ситуации самого неординарного порядка общая методология выбора и принятия запрограммированного решения почти всегда бывает полезной.

В разных конкретных случаях подходы, а, значит, и решения, могут быть различны. Даже при одинаковых ситуациях разные ЛПР примут неоднозначные решения, что объясняется, в первую очередь, психологическими особенностями человека и стилем руководства, которого придерживается тот или иной менеджер. Особенно это ощутимо при коллективном принятии решения, когда возникают различные мнения по обсуждаемому вопросу. Если разница во мнениях и позициях участников группового ЛПР значительно велика, то оптимальным выходом в такой ситуации является компромисс со взаимными уступками и решением, устраивающий всех участников.

Эффективно работающий руководитель всегда понимает, что любая принимаемая альтернатива при принятии решения всегда имеет определённые недостатки, но он вынужден его принимать, поскольку это решение, по его мнению, является наиболее желательным с точки зрения конечного эффекта. Как правило, непринятие решения в менеджменте считается наихудшим выходом из положения. Лучше принять плохое решение, чем никакого, хотя, случаются обстоятельства, при которых отказ от выбора бывает хорошим решением. Это может быть при наличии резерва времени для принятия окончательного решения и есть возможность получить дополнительную информацию, повышающую определённость сложившихся обстоятельств.

Любое решение, (каким бы хорошим оно ни было) влечёт за собой определённые последствия для ближнего и дальнего окружения, для ближайшего и отдалённого будущего и, далеко не всегда, эти последствия могут быть положительными. Поэтому данный аспект накладывает определённый отпечаток на качество принимаемых решений и его психологические аспекты, ибо решения принимают люди и они (решения) направлены на людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.37.228 (0.004 с.)