ТОП 10:

Теоретические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции



Международная экономическая интеграция – характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран – членов интеграционных группировок. Практика и теоретические исследования показывают, что расширение рынка через региональную интеграцию может привоть к значительной экономии на масштабе производства для стран-участниц. При этом они получают дополнительные выгоды в эффективности производства от усиления конкуренции, если страны-члены интеграционного объединения выпускают одинаковый ассортимент продукции. В этих условиях сокращаются относительно неэффективные производства и расширяются более конкурентные.

Создание интеграционного объединения на определенных этапах его развития (таможенный союз) может вызывать и противоположный эффект в силу того, производители третьих стран могли бы поставлять те же товары по более низкой цене. Если отрицательный эффект превзойдет по своей стоимостной величине положительный, то благосостояние стран-участниц интеграционного объединения может ухудшиться. Особенности этих стран соответственно влияют на формы, характер и движущие силы объединительных процессов.

Экономические отношения между странами приобрели глобальный характер, стали международными. В конце XX в. международные экономические отношения в мировой экономике приобрели чрезвычайной значение. Этому способствовало расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран, отдельными фирмами и организациями. Усиливается международное разделение труда, интернационализация хозяйственной жизни, увеличивается открытость национальных экономик, развиваются и укрепляются региональные международные структуры. Международные связи взаимопроникают в большинство национальных экономик, оказывая значительное влияние на мировую экономику. Основываясь на экономиках отдельных государств и мировой экономике, международные экономические отношения зависят от них. Однако они являются самостоятельным явлением, формой существования и развития мирового хозяйства, внутренним механизмом.

По степени развития отношений между субъектами международных экономических отношений, по степени продолжительности действия соглашений и взаимопереплетения экономик выделяют четыре уровня (рис.1.1)

Следует отметить, что каждый из перечисленных уровней на рисунке 1.1 не является чем-то обособленным от другого, в данной цепочке более высокий уровень содержит в себе смысловую нагрузку нижестоящего.

Из рисунка 22.1 видно, что самым высоким уровнем развития международных экономических отношений является международная экономическая интеграция.

Понятие "экономическая интеграция" (лат. – объединение частей в целое) впервые появилось в литературе в 1933 году. Его ввел немецкий экономист К.Эйдеке. Но сама международная интеграция начала развиваться с середины 50-ях годов 20 ст., с созданием экономического союза.

 

Рис. 22.1.Уровни развития международных экономических отношений

Классики экономической теории (Смит, Риккардо, Миль) были сторонниками свободной торговли. В их подходе к внешней торговле лежал классический принцип выгоды страны от специализации производства и обмена товарами на базе международного разделения труда. Этот подход и лежит в основе теории международной экономической интеграции. Существует несколько определений, которые сформулировали разные научные направления современной экономической мысли, а именно: неолиберального направления, рыночно – институционального, дирижистского направления.

Некоторые западные экономисты считают, что в конце XIX начале XX в. когда уровень таможенных пошлин был относительно не высок, не существовало серьёзных препятствий на пути международной миграции капиталов и рабочей силы, а валюты большинства стран были свободно обратимы, мировое хозяйство было интегрировано. Данной теории придерживаются и сторонники неолиберального направления в современной политэкономии. По их мнению, процесс интеграции должен осуществляться без малейшего участия государства.

Представители рыночно – институционального направления старались найти компромисс между рыночной и государственно-регулируемой сторонами интеграционного механизма. Под влиянием идей неокейсианства его представители признавали, что решение таких задач, как преодоление депрессии, поддержка отсталых регионов, невозможно без корректирующего политического вмешательства в ход интеграционного процесса. В свою очередь представители дирижистского направления считали что, полная интеграция не может исходить лишь из действия рыночных сил. Она предполагает необходимость систематической координации экономической политики.

Осмысливая многообразие концепций экономической сущности международной интеграции, следует иметь в виду, что важным импульсом к практическому её осуществлению с середины XX в. было стремление к укреплению связей на уровне компаний государств Западной Европы, оформленное в дальнейшем соглашениями, направленными на объединение западноевропейских государств в противовес обострившемуся в то время противостоянию двух мировых держав – СССР и США.

Существуют следующие предпосылки интеграции:

· Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран. Даже в рамках индустриальных и в рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития. Попытки объединений интеграционного типа между индустриальными и развивающимися государствами, хотя и имеют место, находятся на раннем этапе становления, не позволяющем пока сделать однозначные выводы о степени их эффективности. В этом случае из-за изначальной несовместимости хозяйственных механизмов они обычно начинаются с различного рода переходных соглашений об ассоциации, специальном партнерстве и т.п., срок действия которых растягивается на многие годы до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы рыночные механизмы, сопоставимые по степени зрелости с механизмами более развитых стран.

· Географическая близость интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей. Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке. К изначальной группе стран – интеграционному ядру, - ставших инициаторами интеграционного объединения, подключались другие соседние государства.

· Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д. Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами. Очевидно поэтому, что, например, страны, главная проблема которых – создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты.

· Демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги, что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок [6; с. 362]

Для стран-участниц, на данный момент интеграционные процессы имеет место практически на всех континентах, и охватывают все растущее число государств, причем достаточно различных по степени экономического развития и политической мощи.

На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаимному сближению, между ними заключаются преференциальные торговые соглашения. Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой подписавших их стран, должны рассматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса, который становиться таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается.

На втором уровне интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей уже не простое соглашение, а полную

отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но зачастую обходится без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.

Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза (ТС) – согласованной отменой группой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.

Когда интеграционный процесс достигает четвертого уровня – общего рынка (ОР) – интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства – капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства требует организационно значительно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Такая координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно один - два раза в год) глав государств и правительств участвующих стран, значительно более частых встречах руководителей министерств финансов, центральных банках и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат. В рамках ЕС – это Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС.

Наконец, на пятом, самом высоком, уровне интеграция превращается в

экономический союз (ЭС), который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и координацию макроэкономической политики, и унификацию законодательств в ключевых областях – валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает потребность в органах, наделенных уже не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласовано отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов. Такие межгосударственные органы с надгосударственными функциями наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов. В рамках ЕС – это Комиссия ЕС.

Принципиально возможно существование и шестого уровня интеграции – политического союза (ПС), который предусматривал бы передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфедерации и потерю суверенности отдельными государствами. Однако ни одна интеграционная группировка не только не достигла такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой подобных задач. Основные черты различных уровней интеграционного процесса сведены в Приложении А [6; с. 364]

К концу XX столетия в мире возникло несколько десятков интеграционных экономических группировок: зон свободной торговли, таможенных союзов, валютных и экономических союзов. Абсолютное большинство из них не могут реализовать преимущества международной экономической интеграции из-за недостаточно высокой степени развития экономических и политических отношений, примитивности и структурной недифференцированности национальных хозяйств, незрелости рыночных и финансовых структур.

Одновременно следует отметить, что существует несколько прогрессирующих интеграционных объединений: в развитых странах – Европейский союз (ЕС) и Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), в развивающихся – Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕН). Благодаря этим реально и эффективно функционирующим интеграционным группировкам можно предполагать, что в ближайшем будущем мирохозяйственные связи будут представлять собой совокупность макроэкономических группировок, использующих в различных сочетаниях видов и форм преимущества экономической интеграции.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.244.18 (0.008 с.)