ТОП 10:

Международное регулирование международной трудовой миграции.



 

Международная организация труда (МОТ) была создана в 1919г. по инициативе и при активном участии западной социал-демократии. Первая Международная конференция труда открылась 29 октября 1919г. Она приняла шесть первых международных конвенций по вопросам труда. МОТ - одна из старейших и наиболее крупных международных организаций. Это международная организация, которая с 1946 г. является специализированным органом ООН.

Основные задачи МОТ:

* защита интересов и прав трудящихся;

* повышение жизненного уровня трудящихся;

* улучшение условий труда;

* защита от профессиональных заболеваний;

* предоставление технической помощи странам, которые развиваются;

* защита прав работников-мигрантов;

* содействие занятости мигрантов;

* содействие улучшению социального положения мигрантов.

Структура Международной организации труда (МОТ) представлена на рис. 13.5.

Международная конференция труда (МКТ).Это высший орган МОТ. Ее работа определяется специальным Регламентом. Международная конференция труда собирается ежегодно обычно в начале июня в Женеве.

МКТ определяет в целом направление работы МОТ, обсуждает проблемы социального положения в мире труда, разрабатывает и утверждает международные нормы труда в виде конвенций и рекомендаций, принимает резолюции по отдельным вопросам деятельности Организации. Каждые два года Конференция утверждает двухлетнюю программу работы МОТ и бюджет. Средства Организации формируются в основном за счет членских взносов государств - членов.

 


 

 

Рисунок 13.5.Структура Международной организации труда

Один раз в три года на Генеральной конференции проводятся выборы нового Административного совета.

Работа Генеральной конференции состоит из ежедневных заседаний и параллельной работы создаваемых на МКТ различных комитетов. На пленарных заседаниях происходит общая дискуссия. На нее выносятся отчет о деятельности МОТ за определенный период и проблемный доклад Генерального директора на одну из наиболее важных социально-трудовых тем.

Что касается организаций предпринимателей, то они в принципе являются динамичной силой в экономике любой страны и играют первостепенную роль не только в рациональном распределении ресурсов и накоплении национального богатства, но и в стимулировании индивидуальной инициативы, повышении компетентности органов управления и улучшении профессиональной подготовки.

Профсоюзы являются сильной опорой трехстороннего представительства и выступают как противовес организациям предпринимателей. Чтобы профсоюзы могли играть позитивную и конструктивную роль, а их участие было полезным и реальным, их деятельность должна протекать в условиях свободы и ответственности.

Государство и весь его аппарат сверху донизу – очень важная сторона трехстороннего представительства. Государство должно действовать в интересах демократии: давать полную информацию о реальной ситуации, указывать, какую цель оно преследует и какие средства использует. Прежде чем принимать свои, имеющие обязательную силу решения, оно должно консультироваться с социальными партнерами, учитывать соглашения по самому широкому кругу вопросов. Только при этом могут быть разработаны и станут осуществляться планы экономического и социального развития.

Ряд комитетов, создаваемых на Конференции, являются постоянными. К ним относятся следующие:

распорядительный комитет, регулирующий программу и время работы Конференции и комитетов, разрабатывающий и рассматривающий предложения по созданию новых комитетов.

комитет по проверке полномочий, осуществляющий проверку полномочий делегатов и их советников, а также рассмотрению жалоб в связи с полномочиями.

комитет по резолюциям существовал до 1995г. Вне повестки дня он рассматривал и вырабатывал окончательные тексты резолюций, выносимых на утверждение Конференции.

финансовый комитет правительственных представителей, рассматривающий вопросы уплаты правительствами членских взносов, выплаты задолженностей, бюджетные сметы, предложения по распределению расходов по программам и регионам.

комитет по применению конвенций и рекомендаций рассматривает сведения и доклады о выполнении ратифицированных конвенций, представляемых правительствами стран-членов МОТ, заслушивает правительственных представителей некоторых стран по этим вопросам и представляет Конференции доклад.

Отраслевые комитеты. Отраслевые комитеты созданы вне рамок Конференции для обсуждения на международном уровне социально - трудовых проблем, характерных для отдельных отраслей экономики. Отраслевые комитеты охватывают наиболее важные отрасли, такие как химическая, угольная, строительная, пищевая, сфера обслуживания, внутренний транспорт, металлургическая, нефтяная, металлообрабатывающая, текстильная, лесообрабатывающая промышленность.

Региональные конференции. Региональные конференции созывается для поддержания постоянных связей МОТ с различными районами мира и изучения происходящих там социально - экономических перемен. Конференции созывают периодические по мере необходимости и возможностей. На них рассматриваются вопросы, представляющие особый интерес для данного региона. Решения таких Конференций адресуются или МОТ, или правительство, объединениям трудящихся и предпринимателям стран региона.

Комитеты, как и конференции, имеют трехстороннее представительство и содействуют преемственности и осуществлению усилий МОТ в регионах.

Административный совет. Административный совет является исполнительным органом МОТ. Он направляет работу МОТ в период между конференциями, проводит в жизнь ее решения, заблаговременно определяет повестку для Конференции и других совещаний, направляет деятельность Международного бюро труда (МБТ), а также различных комитетов, создаваемых при Административном совете. Административный совет избирает Генерального директора МБТ и контролирует его работу, рассматривает проект бюджета, представленный МБТ, а также финансовые сметы, которые затем выносятся на одобрение сессии Конференции.

Административный совет, как и Конференция, имеет трехстороннее представительство и состоит из 56 человек: 28 представителей правительства, 14 трудящихся и 14 предпринимателей (рис.13.6).

 
 

 

 


Рисунок 13.2.Структура Административного совета

Административный совет располагает довольно широким и действенным контрольным механизмом. Прежде всего, он включает Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций. Он состоит из 12 независимых видных специалистов в правовой или социальной области. Он-то и готовит обстоятельный и обоснованный доклад для трехстороннего Комитета МКТ, который активно работает на каждой ежегодной Конференции.

Международного бюро труда (МБТ). МБТ, штаб - квартира которого находится в Женеве, является постоянным секретариатом МОТ, ее административным и исполнительным органом, исследовательским информационным центром. Персонал МБТ, занятый в центральном аппарате бюро в Женеве и в странах, где МОТ осуществляет свои проекты социального сотрудничества.

Возглавляет международное бюро труда Генеральный директор, который избирается Административным советом сроком на 5 лет. Состав международного бюро труда и его руководства постоянен.

Штаб-квартира находится в Женеве.

Вопросы для контроля и обсуждения

1. Охарактеризуйте основные формы международной трудовой миграции и ее особенности.

2. Проанализируйте географию международных миграционных потоков и роль мигрантов в экономическом развитии стран-реципиентов.

3. Перечислите общие факторы, которые оказывают содействие развитию миграционных процессов.

4. Назовите основные средства и инструменты регулирования международной миграции рабочей силы.

5. В чем состоит економическая выгода от использования труда мигрантов?

6. Назовите основные направления современных миграционных потоков.

7. Для чего и когда создана Международная организация труда?

8. Каковы основные цели и задачи Международной организации труда?

 

Тесты

1. Международная трудовая миграция – это

а) выезд трудоспособного населения из данной страны за рубеж;

б) выезд из страны и въезд в страну трудоспособного населения по экономическим причинам;

в) выезд высококвалифицированных специалистов из данной страны за рубеж;

г) въезд трудоспособного населения в данную страну из-за рубежа.

2. Укажите показатели, используемые для оценки размеров международной трудовой миграции:

а) масштабы выбытий эмигрантов;

б) количество денежных переводов работников-мигрантов в страну, из которой они выбыли;

в) масштабы прибытий иммигрантов;

г) объем вывоза имущества эмигрантов из страны выбытия;

д) сальдо миграции.

3. Какая из перечисленных ниже характеристик принимающей страны-импортера окажет решающее влияние на рост трудовой миграции:

а) географическое местоположение и размеры принимающей страны;

б) либерализация правил въезда в страну из-за рубежа;

в) повышение уровня реальной заработной платы в принимающей стране;

г) либерализация правил выезда из страны за рубеж.

4. Основные сферы организационно-практической деятельности МОТ:

а) занятость и безработицы;

б) трудоустройство;

в) обеспечение пособиями.
5. Международная трудовая миграция-это (выбрать наиболее точный ответ):
а) выезд трудоспособного населения из данной страны за рубеж;
б) выезд из страны и въезд в страну трудоспособного населения по экономическим при чинам;
в) выезд высококвалифицированных специалистов из данной страны за рубеж;
г) выезд трудоспособного населения в данную страну из-за рубежа.
6. Укажите показатели, используемые для оценки размеров международной трудовой миграции:
а) масштабы выбытий эмигрантов;
б) количество денежных переводов работников - мигрантов в страну, из которой они выбыли;
в) масштабы прибытий иммигрантов;
г) объем вывоза имущества эмигрантов из страны выбытия;
д) сальдо миграции.
7. Какая из ниже перечисленных характеристик принимающей страны-импортера окажет решающее влияние на рост трудовой миграции (выберите верный ответ):
а) географическое местоположение и размеры принимающей страны;
б) либерализация правил въезда в страну из-за рубежа;
в) повышение уровня реальной заработной платы в принимающей стране;
г) либерализация правил выезда из страны за рубеж.
8. Международная миграция высококвалифицированных кадров или «утечка умов» осуществляется в форме:
а) выезда за рубеж на постоянное место жительства;
б) реэмиграции;
в) выезд за рубеж на контрактной основе;
г) отток избыточной рабочей силы из страны экспортера.
9. Основной причиной оттока рабочей силы из Украины является
а) зарубежная деятельность ТНК;
б) низкий уровень реальной заработной платы в стране;
в) религиозный фактор.
10. Последствия международной трудовой иммиграции для Украины
а) экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов;
б) уменьшение объема производства ВВП;
в) рост предложения рабочей силы на рынке труда;
г) снижение издержек фирмы на заработную плату трудовых иммигрантов;
д) приток валютных средств из-за рубежа.


РАЗДЕЛ 5.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.188.251 (0.008 с.)