ТОП 10:

Направления и формы интеграции Украины в мировой рынок труда.



 

Рост открытости украинского общества неизбежно приводит ко все большему вовлечению Украины в международный обмен рабочей силы. Переход к рыночной экономике создает реальные условия для формирования рынка труда. Одной из важных черт его становления является резкий рост миграционных процессов как внутри страны, так и за ее пределы. Усиление территориальной миграции населения обусловлено следующими причинами:

во-первых, структурной перестройкой экономики и связанными с ней ростом безработицы, процессами разгосударствления собственности и приватизации, которые сопровождаются увеличением мобильности капитала, его интенсивным межотраслевым и географическим переливанием;

во-вторых, неравномерностью в размещении производительных сил, существенно различиями в социально-экономических условиях жизни в городах и сельской местности, в разных регионах страны;

в-третьих, резким ухудшением экономической ситуации в отдельных регионах;

в-четвертых, интенсификацией миграционных процессов на национальной почве;

в-пятых, расширение внешнеэкономических связей Украины, а также либерализацией режима выезда граждан за границу.

Становление рыночных методов хозяйствования происходит в условиях острых кризисных явлений в экономической, социальной и политической жизни. Рыночная трансформация экономики Украины осуществляется крайне непоследовательно и бессистемно, что приводит к росту негативных явлений, углубление хозяйственного хаоса. Чувство постоянного беспокойства у населения страны вызывают два фактора, которые угрожают его физической и экономической безопасности: беспрецедентный рост бандитизма и надвигающейся массовой безработицы. Объективных предпосылок для скорейшего преодоления катастрофической ситуации, сложившейся в обществе, в данный момент нет. Возможности государства облегчить людям финансовые и материальные невзгоды крайне ограничены, прежде всего, из-за огромного дефицита государственного бюджета.

Оценивая совершенно новую для Украины проблему безработицы, следует учитывать один важный урок, вытекающий из опыта западных стран: долговременная безработица таит в себе чрезвычайно высокую социальную опасность. Рост армии долговременно безработных приведет не только к большим материальным и психологическим потерям и увеличения затрат государства, но и к полной дисквалификации безработных, который лишит их всяких шансов найти работу.

Достижения в ближайший период оптимальной занятости является для Украины невыполнимой задачей, и, прежде всего, потому, что качество имеющейся рабочей силы не соответствует общественным потребностям.

Проблема массовой безработицы и обнищания широких масс населения может быть частично решена за счет миграции, выезда части граждан Украины за ее пределы в поисках работы и средств существования. Не секрет, что при постоянном ухудшении социально-экономической и психологической ситуации в Украине эмиграционные настроения у населения растут. Но если раньше основным мотивом эмиграции был этнический, то в последний период таким стал экономический фактор.

В ближайшей перспективе есть все основания ожидать беспрецедентный отток за границу рабочей силы из всех регионов Украины, что угрожает подрывом трудового потенциала многих сфер производства, науки, культуры, образования, медицины.

Главные факторы массовой эмиграции из Украины:

• большая разница в условиях жизни и уровне заработной платы в Украине и странах, например, Европы;

• отсутствие перспектив профессионального роста для многих способных людей;

• экономическая нестабильность в стране и неопределенность путей выхода из него;

• низкий уровень безопасности граждан.

Сейчас международная миграция рабочей силы превратилась в существенный экономический, социальный и гуманитарный фактор развития как стран, так и принимающих. Каждая из сторон, участвующей в процессе обмена трудовыми ресурсами, пытается извлечь для себя конкретную пользу. Что касается Украины, то ее в ближайшее время ждет, скорее всего, судьба страны-поставщика рабочией силы на европейский и мировой рынок труда. Но и в этом качестве она может получить ряд экономических выгод:

во-первых, снизить уровень безработицы и смягчить таким образом социальную напряженность в обществе;

во-вторых, значительную часть заработной платы эмигранты продолжают переводить на родину, которая пополнит валютные запасы страны (средства, пересылаемые иммигрантами на родину, составляют, по разным оценкам, 25-30 млрд долл. США);

в-третьих, разработанные МОТ решения дают Украине право ставить вопрос о получении компенсации за подготовку рабочей силы от стран – возможных пользователей ее трудовых ресурсов. Всемирно признанный авторитет МОТ заинтересовывает и обязывает Украину развивать и углублять партнерские отношения с ней. Украина является членом МОТ с 1954 г., однако МОТ активно работает в Украине с начала 90-х гг. К настоящему времени Украина ратифицировала более 50 Конвенции МОТ. В 2000 г..

Важнейшими конвенциями МОТ, ратифицированными Украиной являются:

Конвенция 122 (1964 г., ратифицирована в 1968 г.) о политике в области занятости. Она направлена на содействие полной занятости с целью стимулирования экономического роста и развития, повышения уровня жизни, удовлетворение нужд в рабочей силе и решения проблем безработицы.

Конвенция 142 (1975 г., ратифицирована в 1979 г.) о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития человеческих ресурсов, которая обязывает членов организации принимать и развивать всесторонне скоординированные программы и политику профессиональной подготовки и ориентации, тесно связанные с занятостью, в частности через государственные службы занятости.

Конвенция 138 (1973г., ратифицирована в 1979 г.) о минимальном возрасте для приема на работу. В ней указано о запрете детского труда: минимальный возраст не ниже возраста истечения обязательного школьного образования и ни в коем случае не ниже 15 лет.

Конвенция 111 (1958 г., ратифицирована в 1961 г.) о дискриминации в области труда и занятости. Указано о недопустимости отличий или преимуществ по признакам расы, цвета кожи, религии, политических убеждений, иностранного происхождения, социального происхождения, которое может привести к нарушению условий в области труда и занятости..

Конвенция 95 (1949 г., ратифицирована в 1961 г.) о гарантии заработной платы. В ней сказано, что предприниматель выплачивает работнику за работу, которая выполнена или должна быть выполнена, за услуги, которые предоставлены или должны быть предоставлены. Заработная плата выплачивается исключительно валютой, которая имеет законное обращение в данной стране; выплата заработного жалованья в виде спиртных напитков запрещена; заработная плата выплачивается непосредственно работнику или, по его согласию, доверенному лицу; заработная плата не подлежит аресту; заработная плата выплачивается регулярно и по месту работы.

В Конвенции 103 (1952 г., ратифицирована 1956 г.) об охране материнства речь идет о правах матерей на труд и их защиту в области обеспечения гарантированного частного минимума на определенный период.

Украина ратифицировала также Конвенцию 45 в 1961 г. о запрете использования труда женщин на подземных роботах.

Важной является Конвенция 115 (1960 г., ратифицирована в 1968 г.) о защите трудящихся от ионной радиации. Конвенция распространяется на все виды деятельности, которые служат причиной влияния ионной радиации на работников в процессе их труда; устанавливает максимально допустимые дозы, которые необходимо просматривать согласно новым требованиям.

В 1994 г. Украина признала Конвенцию 154 о содействии коллективным переговорам (1981 г.), которая призвана содействовать принятию странами мира программ, которые поставили перед собой цель определить права на коллективные переговоры, и распространить этот принцип на все народы. Эта Конвенция основывается на международных нормах, которые помещены в Конвенции 1948 г., о свободе ассоциации и защиты права на организацию; Конвенции 1949 г. о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров; в Рекомендации (1951 г.) о добровольном примирении и арбитраже, в Конвенции 1978 г. и Рекомендации 1978 г. о трудовых отношениях на государственной службе, а также Конвенции 1978 г. и Рекомендации; 1978 г. о регулировании вопросов работы. В этом же (1994) году Украина ратифицировала Конвенцию 158 (1982 г.) о прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя, который учитывает международные нормы, помещенные в Рекомендации 1963 г. о прекращении трудовых отношений. За это время произошли изменения, которые нужно учесть в международных нормах. Положение этой Конвенции применяются через законодательство или правила, кроме случаев, когда они применяются через коллективные договора, решение арбитражных или судебных органов или в какой-либо другой способ, который отвечает национальной практике. Эта Конвенция распространяется на все области экономической деятельности, на всех лиц, которые работают по найму.

В Конвенции 100 (1951 г., ратифицирована в 1956 г.) о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд указано, что одинаковое вознаграждение мужчин и женщин за работу одинаковой стоимости может применяться или через национальное законодательство, или через систему определения вознаграждения, установленную или признанную законодательством, или через коллективные договора между предпринимателями и работниками, или через объединение этих способов.

Конвенция 144 (1976 г., ратифицирована в 1993 г.) о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм.

Конвенция 2 (1919 г., ратифицирована в 1994 г.) о безработице.

Из последних ратифицированных в Украине документов необходимо отметить: Конвенцию 156 (1981 г., ратифицирована в 1999 г.) об одинаковом отношении и одинаковых возможностях для работающих мужчин и женщин; работников с семейными обязанностями.

Конвенцию 129 (1969 г., ратифицирована в 2004 г.) об инспекции в сельском хозяйстве.

Конвенцию 81 (1947 г., ратифицирована в 2004 г.) об инспекции труда в промышленности и торговли.

Конвенцию 135 (1971 г., ратифицирована в 2003 г.) о представителях работников.

Конвенцию 159 (1983 г., ратифицирована в 2003 г.) о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов.

Конвенцию 140 (1974 г., ратифицирована в 2002 г.) об оплачиваемых учебных отпусках.

Конвенцию 150 (1978 г., ратифицирована в 2004 г.) об администрации труда.

Конвенцию 132 (1970 г., ратифицирована в 2001 г.) об оплачиваемых отпусках.

Каждая Конвенция после ратификации действует в течение 10 лет, после чего ее можно демонтировать. Если член МОТ не воспользуется этой возможностью, то она автоматически сохраняет действие еще в течение 10 лет. В целом робота по подготовке и принятию новых нормативных актов, приведение имеющихся в соответствие с международными конвенциями в Украине находится лишь на стадии своего развития.

С 1996 г. представитель правительства Украины входит в состав Административного Совета МОТ (министр труда и социальной политики). С 1 июня 1996 г. в Киеве открыт представительский офис МОТ и утверждена должность Национального корреспондента МОТ в Украине со статусом официального должностного лица ООН.

В октябре 1998 г. в Киеве состоялось официальное подписание Меморандума о сотрудничестве между МОТ и Министерством труда и социальной политики Украины. Документ подписали: от МОТ – помощник Генерального Директора МОТ, от Украины – Министр труда и социальной политики; первый заместитель председателя Федерации профсоюзов Украины и президент Украинского союза промышленников и предпринимателей.

В документе оговаривается получение Украиной консультативной и технической помощи МОТ при решении ряда вопросов:

разработка национального трудового законодательства в соответствии с международными трудовыми нормами;

расширение социального диалога путем совершенствования механизмов трипартийных консультаций;

определение и разработка социальных стандартов;

внедрение национальной стратегии относительно политики на рынке труда и развития политики активности занятости;

совершенствование управления и контроля за схемами и программами социальной защиты;

определение стандартов государственного надзора и контроль в сфере безопасности и охраны труда.

С этой целью намечено осуществить следующие мероприятия:

проведение экспертизы положений действующего законодательства о труде на их соответствие международным стандартам труда;

регулирование рынка труда и политики оплаты труда;

развитие малых и средних предприятий, содействие предпринимательству;

практическое обучение представителей социальных партнеров ведению коллективных переговоров;

разработка действенного механизма реализации примирительных процедур на всех уровнях.

В течение последних лет при участие МОТ в Украине реализован ряд проектов. Все эти проекты, осуществляемые МОТ совместно с Министерством труда и социальной политики содействуют совершенствованию социально-трудовых отношений, развитию социального диалога в Украине, развитию рынка труда, реализации активной политики занятости. Финансирование данных проектов составляло более 2 млн. долл. США.

Одним из первых были проекты, связанные с анализом состояния социальной политики (1994 – 1995 гг., совместно с ПРООН и Мировым Банком), кризисным состоянием рынка труда в Украине (1995 г.), развитием социального партнерства.

Завершен начатый в 1996 г. проект «Модель социальных затрат в бюджете Украины». Суть проекта в том, что на основе законодательства создается модель, позволяющая определить какие социальные затраты будут в таком-то году и какие необходимы средства в бюджете для их обеспечения. На основе модели можно прогнозировать, моделировать различные варианты социальных затрат в Украине.

Проект предупреждения злоупотребления наркотическими веществами и алкогольными напитками являлся частью регионального проекта, рассчитанного МОТ на 6 стран Центральной и Восточной Европы. На основе анализа ситуации конкретных примеров разработан целый ряд методов воздействия, прежде всего воспитательных.

В течение 2000 г. и января-мая 2001 г. реализовывался проект «Разработка показателей социально-экономической защищенности населения в Украине» в ходе которого было проведено два исследования: по вопросам политики гибкости труда и по вопросам социально-экономической безопасности населения.

Важное практическое значение имела для Украины реализация с 1997 по 2002 гг. проекта ПРООН/МОТ «Внедрение гибких программ профессионального обучения безработных». В течение первого этапа этого проекта было привлечено к работе более 50 профессионально-технических учебных заведений во всех регионах страны и подготовлено более 100 преподавателей по учебным программам. Для более чем 30 профессий были подготовлены учебники. Второй этап, начавшийся 1 июля 1999 г. продолжался 36 месяцев и предполагал подготовку 75 модульных пакетов по профессиям и практическое обучение безработных. Обучение безработных осуществлялось по определенной рабочей профессии (каждая область выбирает для себя одну самую необходимую профессию). Проект финансировался правительством Швейцарии, Программой развития ООН и МОТ.

В октябре 2001 г. в Украине с официальным визитом находилась миссия МОТ во главе с исполнительным директором Международного Бюро Труда. Основной целью визита было подписание документа об открытии нового проекта МОТ «Украина: содействие основным принципам и правам в сфере труда». Его основные составляющие: усиление роли профсоюзов и организаций работодателей в развитии социального диалога и коллективно-договорном процессе; обучение кадров государственной инспекции труда и служб примирения; обеспечение равных прав мужчин и женщин в сфере труда и реформирование трудового законодательства. Донором проекта является Департамент США. Бюджет проекта составляет 1,6 млн.долл. США. Длительность проекта – 24 месяца.

Вопросы для контроля и обсуждения

 

1. Дайте определение и назовите пути формирования мирового рынка труда.

2. Перечислите факторы влияющие на развитие мирового рынка труда.

3. Какие основные сегменты международного рынка рабочей силы?

4. Как решается проблема безработицы в отдельных странах в условиях глобализации рынка труда?

5. В чем проявляется влияние ТНК на усиление интернационализации мирового рынка труда?

6. Назовите основные предпосылки интеграции Украины в международный обмен трудовыми ресурсами.

7. Охарактеризуйте формы взаимодействия национального рынка труда с международным.

8. В чем заключается мировая практика использования программного регулирования занятости?

9. Проанализируйте роль мигрантов в структуре современного рынка труда.

10. В чем заключается экономическая выгода от использования труда мигрантов?

 

 

Тесты:

1.Рынок труда – это:

А) социально-экономическая система, включающая в себя совокупность общественных отношений, связанных с куплей и продажей рабочей силы;

Б) экономическое пространство – сфера трудоустройства;

В) механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками;

Г) социально-экономическая система, включающая в себя совокупность общественных отношений, связанных с куплей и продажей рабочей силы; экономическое пространство – сфера трудоустройства и механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками одновременно.

2.Дайте верное определение термину текущий рынок труда:

А) охватывает все совокупное предложение (все экономически активное население);

Б) является составной частью совокупного рынка труда, основными характеристиками которого выступают предложение рабочей силы и спрос на рабочую силу;

В) представляет собой экономически активное население, которое ищет работу и нуждается в подготовке, переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики;

Г) это часть населения, которая формально занята в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или же с изменением его структуры может быть высвобождена.

3.Что подразумевает понятие трудоизбыточная конъюнктура рынка труда:

А) рынок труда испытывает недостаток предложения рабочей силы;

Б) на рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно, избыток предложения рабочей силы;

В) спрос на рабочую силу соответствует ее предложению;

Г) на рынке труда имеется большое число безработных, высвобожденных из предприятий в связи с банкротством.

4. Как характеризуется чисто конкурентный рынок труда:

А) большое число фирм конкурируют друг с другом при найме работников конкретного вида труда;

Б) многочисленные квалифицированные работники, имеющие одинаковую квалификацию, независимо друг от друга, предлагают данный вид труда;

В) ни фирмы, ни работники не контролируют и не диктуют ставки заработной платы;

Г) всеми тремя выше перечисленными факторами.

5. Какие модели рынка труда выделяют среди национальных моделей, специфическим образом формирующихся в странах:

А) японскую, американскую, шведскую модели рынка труда;

Б) японскую и американскую модели рынка труда;

В) шведскую и американскую модели рынка труда;

Г) только японскую модель рынка труда.

6. Охарактеризуйте понятие фрагментарный (частичный) рынок труда, который может сформироваться в зависимости от степени развитиярыночных отношений в государстве:

А) предполагает ограниченное действие фактора спроса и предложения рабочей силы на основе нормативного регулирования труда;

Б) предполагает создание правовых основ поведения субъектов, выступающих на рынке труда, и широко развитую систему коллективных договоров как источника нормативного регулирования;

В) предполагает развитую инфраструктуру и тесное взаимодействие политики занятости с другими направлениями социально-экономической и технической политики;

Г) включает в себя нерегулируемые формы занятости и не контролируемые государственными органами.

7. Предложение труда определяется следующими факторами:

А) численностью трудового населения;

Б) качественным составом населения, его структурой и квалификационным уровнем;

В) ценой труда или уровнем зарплаты;

Г) миграция рабочей силы;

Д) все факторы вместе.

8. Глобализация рынка труда – это:

А) формирование единого механизма согласования спроса и предложения рабочей силы независимо от страны проживания того или иного человека.

Б) либерализация цен и международная миграция.

В) международное разделение труда и специализация.

Г) структурные сдвиги в экономике.

9. Первая принятая конвенция МОТ была посвящена:

А) ограничению рабочего времени на промышленных предприятиях до 8 часов в день.

Б) программам трудоустройства молодежи.

В) рычагам финансового воздействия на сферу социально-трудовых отношений.

Г) региональным программы социально-экономического развития территорий.

10. Какая страна первой применила программу досрочного выхода на пенсию как меру уменьшения давления на рынок труда и борьбы с безработицей:

А) Италия.

Б) Франция.

В) США.

Г) Япония.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.30.155 (0.016 с.)