Основные механизмы кредитования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные механизмы кредитования



1. Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», с 1978 г. — резервной долей (Reserve Tranche). Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кредита другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках кредитных соглашений ГСЗ и НСЗ, образует ее кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны — члена МВФ.

2. Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае ее полного использования авуары МВФ в валюте страны достигают 100 % квоты), делятся на четыре кредитные доли, или транша (Credit Tranches), составляющие по 25 % квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200 % ее квоты (включая 75 % квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % ее квоты. Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение. На этом основании ресурсы Фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» (Upper Credit Tranches) стало означать не только 75 % квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а суммы, превосходящие первую кредитную долю.

3. Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (Stand-by Arrangements) (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определенной суммы и в течение срока действия договоренности она может при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом ее запроса, то выделение средств в счет верхних кредитных долей обычно проводится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах. С 50-х и до середины 70-х гг. соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок до года, с 1977 г. — до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением дефицитов платежных балансов.

4. Механизм расширенного кредитования (Extended Fund Facility) (с 1974 г.) дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости — до четырех лет, определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени — раз в полугодие, ежеквартально или (в некоторых случаях) помесячно. Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам — членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны — заемщики выполнения определенных условий, причем степень их жесткости нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены до получения кредита. Обязательства страны- заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в Письме о намерениях (Letter of intent) или Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения обязательств страной — получателем кредита контролируется путем периодической оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых критериев реализации (Performance criteria). Эти критерии могут быть либо количественными, относящимися к определенным макроэкономическим показателям, либо структурными, отражающими институциональные изменения. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить ее кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны — заемщики.[35]

В отличие от Всемирного банка деятельность МВФ сосредоточена на относительно кратковременных макроэкономических кризисах. Всемирный банк предоставляет кредиты только бедным странам, МВФ может давать кредиты любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств.

Всемирный банк является одним из важнейших источников финансовой и технической помощи, оказываемой развивающимся странам мира. Предназначение данной МО – бороться с бедностью, помогать людям улучшать условия своей жизни и состояние окружающей среды, предоставляя им ресурсы, делясь знаниями, способствуя наращиванию потенциала и укреплению партнерских отношений в государственном и частном секторах.

Данная организация состоит из двух уникальных организаций развития, принадлежащих 184 странам-членам – Meждународного банка реконструкции и развития (МБРР) и Международной ассоциации развития (МАР). Эти два учреждения действуют сообща, но каждое из них играет особую роль в процессе воплощения в жизнь идей всеобъемлющей и устойчивой глобализации.

Цель МБРР – сокращение масштабов бедности в странах со средним уровнем дохода и в кредитоспособных странах с низким уровнем дохода, в то время как внимание МАР сосредоточено на беднейших странах мира.

Их деятельность дополняется работой Международной финансовой корпорации (IFC), Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям (MIGA) и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

Совместно эти учреждения предоставляют развивающимся странам займы по низким ставкам, беспроцентные кредиты и гранты, помогая им решать стоящие перед ними задачи в самых разных областях деятельности, таких как образование, здравоохранение, государственное управление, инфраструктура, развитие финансового и частного секторов, сельское хозяйство, охрана окружающей среды и управление природными ресурсами.

Штаб-квартира основанного в 1944 году Всемирного банка расположена в Вашингтоне. В организации, имеющей более 100 представительств по всему миру, работают более 10 000 человек.

Организации, входящие в Группу Всемирного банка, принадлежат правительствам государств-членов, за которыми остается последнее слово при принятии решений по любым вопросам в рамках этих организаций – будь то вопросы политики, финансовые вопросы или вопросы, касающиеся членства.

Членами Международного банка реконструкции и развития (МБРР) являются 184 государств, т.е. почти все страны мира. В Международную ассоциацию развития (МАР) входят 164 государств, в Международную финансовую корпорацию (IFC) – 175 государства, в Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям – 159 государств, а в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров – 134 государства.

В соответствии со Статьями соглашения МБРР, для того чтобы стать членом Банка, страна должна сначала вступить в Международный валютный фонд (МВФ). Для того чтобы вступить в МАР, IFC и MIGA, страна должна быть членом МБРР.

В составе Всемирного банка действует Корпоративный секретариат, координирующий деятельность акционеров Банка, а в составе этого секретариата действует Отдел членства и взносов в капитал, занимающийся вопросами вступления в Банк новых стран.

Государства-члены управляют Группой Всемирного банка через Совет управляющих и Исполнительных директоров. Эти два органа принимают все важнейшие решения.

Всемирный банк считает задачу, стоящую перед всем миром, – сокращение бедности в глобальном масштабе – главной задачей своей деятельности.

Главная миссия – достичь Целей в области развития Декларации тысячелетия, предусматривающих искоренение бедности и обеспечение устойчивого развития. Для достижения этих целей были установлены целевые и контрольные показатели, на основе которых могут оцениваться результаты деятельности.

В настоящее время в соответствии с Декларацией тысячелетия Всемирный банк сосредоточил свою деятельность на достижение целей развития тысячелетия. В переходный период к третьему тысячелетию под эгидой ООН были сформулированы восемь целей, на достижение которых должны быть направлены усилия международных организаций. Цели развития тысячелетия должны быть достигнуты к 2015 году и включают в себя следующие:

ликвидация нищеты и голода;

обеспечение всеобщего начального образования;

поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин;

сокращение детской смертности;

улучшение охраны материнства;

борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями;

обеспечение устойчивого развития окружающей среды;

формирование глобального партнерства в целях развития.

Решая глобальные задачи развития человечества, Всемирный банк, используя механизм предоставления кредитов МБРР, кредитует страны со средним уровнем дохода по процентным ставкам, соответствующим уровню рынка этих стран. Другая финансовая организация Всемирного банка МАР кредитует страны с низким уровнем дохода по минимальным процентным ставкам или без процентов.

Цель МО – помочь развивающимся странам и населению этих стран достичь стоящих перед этими странами целей, сотрудничая с партнерами в процессе сокращения масштабов бедности. Решаются глобальные задачи таким образом, чтобы это способствовало устойчивой глобализации в интересах всех стран и слоев населения, способствовало сокращению бедности, ускорению экономического роста, не причиняющего ущерба окружающей среде, и созданию возможностей для самовыражения людей.

Решая поставленные задачи, МО действует по шести стратегическим направлениям. Сосредоточив внимание на этих шести направлениях, Банк оказывает техническую, финансовую и другие виды помощи тем, кто более всего нуждается в этой помощи, и в тех областях деятельности, где эта помощь способна принести наиболее существенные результаты в плане содействия экономическому росту. Этими главными шестью стратегическими направлениями являются беднейшие страны, нестабильные государства и страны арабского мира; страны со средним уровнем дохода; решение задач, связанных с глобальными общественными благами; и распространение знаний и организация обучения.

Прежде чем вступить в Международный банк реконструкции и развития (МБРР), страна сначала должна стать членом Международного валютного фонда (Фонда). Кроме того, членство в Банке является условием членства в Международной финансовой корпорации (МФК), Международной ассоциации развития (МАР) и Многостороннем агентстве по инвестиционным гарантиям (МИГА). При этом следует отметить, что процедуры вступления страны в Фонд, МБРР, МФК, МАР и МИГА могут быть организованы таким образом, чтобы они завершились более или менее одновременно. Ниже также приводится информация о вступлении в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

В качестве первого официального шага, предпринимаемого кандидатом в члены является подача заявления. Когда заявление получено и квота в Фонде определена, проводятся консультации с властями страны, подавшей заявку, относительно того, являются ли размеры платежей по подписке в МБРР, МФК, МАР и МИГА приемлемыми. Когда подтверждено, что предлагаемые размеры выплат приемлемы, заявление рассматривается Исполнительными директорами МБРР и МАР и Советами директоров МФК и МИГА. В случае принятия положительного решения Исполнительные директора МБРР и МАР и Советы директоров МФК и МИГА рекомендуют Советам управляющих принять страну, подавшую заявление, в соответствующую организацию на условиях, описанных в резолюциях, принимаемых Советами управляющих. Обычно процедура голосования занимает полтора месяца. В течение этого времени от правительства страны, подавшей заявление, ожидается принятие мер, требуемых в соответствии с ее конституционными процедурами (включая принятие соответствующего законодательного акта), для того чтобы она могла осуществлять платежи по подписке и принимать обязательства, вытекающие из членства в Группе Всемирного банка. Конкретный характер таких мер и содержание предполагаемого законодательства обсуждаются с юристами МБРР и в общих чертах аналогичны условиям членства в Фонде. Как только приняты необходимые меры, а именно – утверждены резолюции о принятии в члены, произведены платежи по подписке, организациям предоставлены определенные документы, страна, подавшая заявление, подписывает Статьи соглашения Фонда. Страна получает возможность подписать оригинал Статей соглашения МБРР, МФК и МАР и Конвенцию МИГА в Вашингтоне, округ Колумбия, и депонировать ратификационный документ по Конвенции МИГА, что завершает процедуру вступления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.199 (0.011 с.)