Мирового экономического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мирового экономического развития



 

Понятие глобализации

Глобализм – общепланетарная реальность, единое экономическое и социокультурное пространство, формирующееся на основе взаимосвязей и взаимозависимости стран и народов, роста объемов и ускорения темпов обмена товарами и услугами, международного перемещения капиталов и рабочей силы, взаимопроникновения духовных цивилизационных ценностей.

Понятие «глобализм» имеет объективное и субъективное содержание. С объективных позиций – это единое мировое пространство, создаваемое рыночной цивилизацией обмена. С субъективной стороны глобализм означает последовательное отстранение от всех местных интересов, норм и традиций, формирование мира экономического и политического монополизма с международным центром власти.

Глобализация весьма неоднозначно оценивается представителями разных наук. Например, американский социолог Р. Страйкер отмечал, что на каждом историческом этапе развития человечества та или иная проблема становится объектом серьезного внимания исследователей общественных наук. И, безусловно, последние десятилетия внимание большинства из них сфокусировано на проблемах и процессах глобализации.

Глобализация – объективный социальный процесс, содержанием которого являются возрастающие взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик, национальных политических и социальных систем, национальных культур, а также взаимодействия человека и окружающей среды. В основе глобализации лежит развитие мировых рынков товаров, услуг, труда, капитала.

В процессе глобализации образуется мегасоциум – глобальная общность (Рис.21.1).

 
 

 

 


 

Рисунок 21.1. Структура мегасоциума

 

При этом структуру ядра формируют 3 элемента: духовное, социальное, природное (Рис.21.2).

 

Рисунок 21.2. Структура ядра глобальной общности

 

В Таблице 21.1 представлено детальное описание каждого элемента ядра.

Таблица 21.1.

Характеристика ядра глобальной общности по элементам

Ядро Векторы
Духовное 1. Рост информационной насыщенности 2. Расширение масштабов и областей духовного производства 3. Увеличение доли духовной составляющей в общественной жизни
Социальное 1. Рост организационной сложности 2. Усложнение нравственных задач 3. Обогащение социальной памяти
Природное 1. Демографический рост 2. Расширение круга источников природных ресурсов 3. Рост энерговооруженности

 

 

Этапы глобализации

 

1 этап - «Заморская торговля». Впервые о глобализации можно говорить с началом Великих географических открытий. Уровень корабельной техники сделал возможным достижение любой прибрежной точки планеты (кроме полярных областей, что, впрочем, из-за их малого экономического значения в данном случае было непринципиально). Развитие судоходства и связанные с этим морские войны привели к установлению монополии нескольких европейских государств на посредничество в экономических контактах между удаленными друг от друга территориями.

Монополия на средства сообщения давала морским державам возможность осуществлять неэквивалентный обмен (то есть взаимный обмен товаров различной стоимости), являющийся источником богатства для их национальных экономик (вполне обоснованно в экономических учениях господствовавшего тогда меркантилизма: основным источником национального богатства считалась международная торговля). Разница же в ценах на товары особенно велика в странах, сообщение между которыми затруднено в силу естественных (расстояния) и социальных (например, господство на море ограниченного числа стран, установивших монополию торговли) причин. Характерно, что уже в это время в вопросе о том, какой обмен можно считать эквивалентным проявляется заметный информационный аспект.

Продемонстрируем это на наглядном примере. Предположим, что на побережье Гвинейского залива за одно зеркальце европейский торговец получает фунт золотого песка. В Европе, он, продав фунт золота, может приобрести 1000 зеркалец, стоимость 500 из которых покрывает издержки, а еще 500 – представляет собой чистую прибыль. На первый взгляд, для африканского партнера такая сделка является экономически невыгодной. Однако, если представить, что у соседнего племени, не имеющего выхода к морю, за одно зеркальце можно получить 5 фунтов золотого песка, то уже не вызывает удивления, что приморский африканский торговец пребывает в полной уверенности: он совершил крайне выгодную сделку. Естественно, узнай он реальные цены на золото в Европе, он попробовал бы обеспечить себе более выгодные условия торговли, достижение которых представляется вполне вероятным, учитывая огромную прибыль на вложенный капитал, получаемую европейцем. Однако обязательным условием успешности этих попыток являлось бы существование конкуренции между европейскими купцами, позволяющей африканцу выбирать торгового партнера. Иными словами, для создания режима эквивалентного обмена («эквивалентного» с точки зрения стороннего, всезнающего, арифметически мыслящего наблюдателя) в данном случае нужны следующие предпосылки: наличие одинаковой информации у всех заинтересованных сторон, отсутствие монополии на необходимые для торговли технические средства (в нашем примере – суда).

Информационный аспект играет особую роль в тех случаях, когда обмен ведется на добровольной основе, в виде торговли. На первом этапе глобализации возможность вести торговлю носила условно-добровольный характер: все морские державы, хотя, как правило, и не стремились к установлению политического господства над территориями, экономические контакты с которыми являлись источником богатства, однако в обязательном порядке создавали собственные торговые форпосты – фактории, захватывали или уничтожали чужие, и пытались контролировать морские пути сообщения.

2 этап – «Фабричное производство». В эпоху меркантилизма государство играло активную роль в экономике: высокие пошлины на ввоз, поощрение вывоза и использования для перевозок национального торгового флота, все это превращало государство в важнейший фактор, влияющий на режим торговых операций.

Однако уже в конце XVIII века начался постепенный и очень непростой переход к фритрейдерству – режиму свободной международной торговли, не ограничиваемой какими-либо тарифными барьерами. Основной движущей силой в распространении фритрейдерства в XIX веке была Великобритания, чья экономика на базе фабричных технологий оказалась способной удовлетворить спрос на промышленные товары огромного числа потребителей, значительно превышавшего численность собственного населения. Нужно отметить, что зарубежные покупатели были заинтересованы в получении британских товаров, как правило, более дешевых и качественных чем товары собственного производства. Именно в силу этой обоюдосторонней заинтересованности фритрейдерство получило определенное распространение.

3 этап – «Колониальный раздел». Фритрейдерство означало одновременно, что ведущие экономические державы мира должны были быть уже не «перевозчицами», а «мастерскими». Трудовые теории стоимости теоретически обосновали это: источником богатства был объявлен труд человека. Впрочем, для успешного обогащения национальной экономики и здесь монополия была необходима, только уже не на мореплавание, а на технологии промышленного производства вещей. Во второй половине XIX в. Великобритания утратила монополию на массовое, фабричное производство товаров, более того, на это стали способны экономики сразу нескольких стран. Итогом отсутствия экономическо-технологической монополии стало стремление к установлению и сохранению неравномерностей с помощью проверенных политических ограничений.

Характер глобализации претерпел принципиальные изменения – к началу XX века завершился колониальный раздел мира. Основное отличие такого способа глобализации заключалось в том, что ведущие державы перешли к установлению прямого политического господства над «глобализируемыми» территориями. Теперь процесс глобализации, и соответствующий результат, обеспечивались не только судами, регулярно курсировавшими по определенным маршрутам, не только производством товаров по ценам ниже, чем в других странах и в количествах, существенно больших, чем необходимо для собственного потребления, но и системой прямого управления подвластными территориями и установлением для торговли с ними разного рода ограничений.

Возросший уровень военной техники резко облегчил развитым странам колониальные захваты. Создавалось впечатление, что многие политические захваты были своего рода самоцелью, порой не обусловленной никакими серьезными экономическими причинами, колонии приобретались «на всякий случай». Не получая серьезного отпора, Европа распространялась «в вакуум». Это было настолько очевидно, что привело к созданию ряда теорий, интерпретирующих колониальные захваты с иррациональных позиций. Например, Освальд Шпенглер считал, что европейцы способны лишь к экстенсивному, количественному развитию вовне.

В этот период неэквивалентный обмен (в особенности, с недавно захваченными колониями) обеспечивался, в отличие от предыдущего и последующего этапов, преимущественно насильственно-экономическими методами и насильственными, в том числе прямым ограблением захватываемых территорий (например, разработкой месторождений полезных ископаемых без выплаты соответствующей ренты местному населению).

4 этап – «Информационное измерение человечества». Период крушения колониальной системы и холодной войны можно охарактеризовать как промежуточный между третьим и четвертым этапами глобализации. Его своеобразие заключается в том, что противостояние между США и СССР, которое само по себе приобрело глобальный характер (все страны должны были быть открытыми или скрытыми сторонниками одной из мировых держав), в то же время не носило, по крайней мере, ярко выраженной экономической подоплеки.

Отказ колониальных держав от прежних методов управления зависимыми территориями был вызван не только ростом самосознания населения последних, но и, как представляется, двумя другими причинами. Во-первых, население метрополий потеряло способность к поддержанию силового господства над другими народами, во-вторых, вновь обрели привлекательность другие, оказавшиеся вполне эффективными с чисто экономической точки зрения способы воздействия на заморские территории – установление их экономической зависимости и взаимодействие с местными элитами.

Развитие информационных технологий во второй половине XX в. пришлось как нельзя кстати. К этому времени обнаружились явные признаки невозможности дальнейшего роста потребления (и в меньшей степени – производства) традиционных материальных товаров, вещей. Традиционные отрасли экономики, например, автомобильная, в лучшем случае смогли перейти в режим стагнации, обеспеченный сменой потребителями автомобилей с определенной периодичностью. В то же время страны третьего мира начали проявлять способность к объединению и организации противодействия европейско-американскому миру.

Поэтому идея превращения информации в товар показалась многим выходом из тупика. «Производство» информации не связано с материальными, экологическими ограничениями. Какие информационные продукты потребляются и в каких количествах, определяется «духовными» запросами потребителей, которые можно сформировать нужным для производителей образом. Следовательно, обязательной предпосылкой успешного сбыта информационных продуктов является американизация культуры стран-потребителей. Этот процесс носит во многом лавинообразный характер: массовый потребитель, привыкнув к американским фильмам, другие смотреть уже не будет (если таковые вообще будут еще производиться), более того возникает мода на аксессуары, характер поведения киногероев, в общем все то, что именуется «американским образом жизни», экспорт которого прямо или косвенно приносит наибольшую прибыль. Как и на самом первом этапе глобализации, когда условием обмена стеклянных бус на золото, была уверенность («знание») африканского торговца, что он совершает выгодную сделку, так и на современном этапе необходима уверенность потребителей информационных продуктов в том, что они платят деньги за действительно жизненно важные для них предметы. Сбыт информационных продуктов облегчается и тем, что благодаря своей информационной природе, они являются носителями рекламы самих себя, обладая способностью стимулировать потребителей к соответствующим приобретениям.

Основная экономическая цель развитых стран на современном этапе глобализации заключается в том, чтобы заставить других взамен «информации» обеспечивать приток реальных, материальных благ, политическая – обеспечить необходимое влияние путем воздействия непосредственно на граждан государств, подлежащих контролю. В этих условиях, например, Интернет можно рассматривать как канал доставки информационного продукта потребителю и перевода денег в обратном направлении, а также как средство формирования необходимых настроений у населения.

Предпосылками для роста товарообмена является избыток каких-либо товаров и каналы для перемещения этих товаров потребителям. В информационную эпоху создаются возможности производства «информационных товаров» в практически ничем неограниченных количествах, апофеозом чего является распространение информации по компьютерным сетям – новые экземпляры изделий (электронные копии) возникают как бы из ниоткуда и могут мгновенно перемещаться независимо от каких-либо географических ограничений. В итоге, само понятие «избыток» теряет свое значение, электронных товаров производится ровно столько, сколько необходимо для удовлетворения спроса, независимо от объема последнего. Таким образом, залогом экономического успеха как отдельных компаний, так и национальных экономик стран-глобализаторов является спрос на информационные продукты, предъявляемый потребителями, причем в первую очередь потребителями из глобализируемых стран.

Процесс глобализации можно охарактеризовать следующим образом:

· представляет собой качественно новый этап закономерного объективного развития мирового пространства рыночной цивилизации обмена;

· связан с кризисом мирового капитализма, переходом от экономического, индустриального общества к постиндустриальному, информационному обществу;

· означает усиление роли общего во взаимосвязях общего, частичного и единичного, т.е. всепроникающее влияние глобальных проблем на все уровни и во все сферы жизнедеятельности человечества;

· проявляется в более тесной взаимозависимости национальных воспроизводственных комплексов, обусловленной ростом масштабов и ускорением перемещения факторов производства, товаров и услуг, денежного капитала;

· отражает в своей объективной основе общечеловеческие, региональные, государственные, коллективные интересы, интересы личности, а в субъективно организованном и реализуемом процессе – интересы мировой олигархии;

· предполагает коренное изменение существующей системы регулирования международных отношений, формирование глобального управления миросистемными отношениями.

 

 

Проявления глобализации

 

Глобализация в разных сферах общественной жизни проявляется по-разному:

Глобализация в политике

В политике глобализация заключается в ослабевании национальных государств. Глобализация способствует изменению и сокращению суверенитета государств. С одной стороны, это происходит из-за того, что современные государства делегируют всё больше полномочий влиятельным международным организациям, таким как Организация Объединённых Наций, Всемирная торговая организация, Европейский союз, НАТО, МВФ и Мировой Банк. С другой стороны, за счёт сокращения государственного вмешательства в экономику и снижения налогов увеличивается политическое влияние предприятий (особенно крупных транснациональных корпораций). Из-за более лёгкой миграции людей и свободного перемещения капиталов за границу также уменьшается власть государств по отношению к своим гражданам.

В XXI веке наряду с процессом глобализации происходит процесс регионализации, то есть регион оказывает все большее влияние на состояние системы международных отношений в качестве фактора, происходит изменение соотношения между глобальным и региональными составляющими мировой политики, а также усиливается влияние региона на дела внутри государства. Причем регионализация становится характерной не только для государств с федеративной формой устройства, но и для унитарных государств, для целых континентов и частей света. Наглядным примером регионализации является Европейский союз, где естественное развитие процесса регионализации привело к выработке концепции «Европы регионов», отражающей возросшее значение регионов и имеющей целью определить их место в ЕС. Были созданы такие организации как Ассамблея европейских регионов, а также Комитет регионов.

Глобализация в экономике

Для экономических аспектов глобализации характерны свободная торговля, свободное движение капитала, снижение налогов на прибыль предприятий, простота перемещения отраслей промышленности между различными государствами в интересах уменьшения издержек на труд и природные ресурсы, а также:

· развитые и развивающиеся страны неуклонно сближаются по уровню зарплат, цен на товары и прибыльности предприятий;

· растёт число и размер слияний компаний внутри стран и на транснациональном уровне, которые сопровождаются радикальной реструктуризацией и уменьшением количества занятой рабочей силы;

· тенденция к аутсорсингу непрофильной деятельности компаний специализированным компаниям. Особое значение имеет аутсорсинг из развитых стран в развивающиеся, который приводит к сокращению занятости в развитых странах и росту занятости и доходов в развивающихся странах;

· быстрое распространение финансовой информации по всему миру благодаря Интернету, тенденция к большей открытости предприятий;

· большое значение фондовых бирж и тех «финансовых инструментов», которыми они торгуют — акций предприятий и паевых фондов, товарных фьючерсов;

· влияние немногих национальных валют через международную систему свободного валютного обмена на экономические процессы в самых разных странах;

· увеличение потребительских кредитов как площадки для дальнейшего роста потребления. С другой стороны невозможность поддержания среднего жизненного уровня без привлечения кредитов;

· мощный поток рекламы во всех средствах массовой информации, размывание чётких различий между информацией и рекламой;

· растущее расслоение по доходам как в развитых, так и в развивающихся странах, на которое сильно влияет неравный доступ населения к образованию;

· стирание национальной принадлежности продукции;

· усиление роли транснациональных компаний.

Глобализация в культуре

Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры.

Современные кинофильмы выходят на экраны одновременно во многих странах мира, книги переводятся и становятся популярными у читателей из разных стран. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение Интернета. Кроме того, с каждым годом всё большее распространение получает международный туризм.

Американизация

Глобализация нередко отождествляется с американизацией. Это связано с усилившимся в XX веке значением США в мире. Американский Голливуд выпускает бо́льшую часть фильмов для мирового проката. Именно в США берут своё начало такие мировые корпорации, как Microsoft, Intel, AMD, Coca-Cola, Procter&Gamble, Pepsi и многие другие. Американская сеть быстрого питания McDonald's из-за своей распространённости в мире стала своеобразным символом глобализации. Сравнивая цены в разных странах на бутерброд BigMac из местного ресторана McDonald’s, анализируют покупательную способность разных валют (Индекс Биг-Мака).

Однако другие страны тоже вносят свой вклад в глобализацию. Например, один из символов глобализации — IKEA — появилась в Швеции. Популярная служба мгновенных сообщений ICQ впервые была выпущена в Израиле, а известная программа для IP-телефонии Skype была разработана эстонскими программистами.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.203.219.117 (0.045 с.)