Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет административного права.
Как и любая другая отрасль права, административное право имеет свой предмет правового регулирования, который наряду со специфическим методом правового регулирования позволяет определить юридическое предназначение и область применения его норм. Советская и зачастую современная административно-правовая наука вполне определенно рассматривала государственное управление как область регулятивного воздействия административного права (Козлов Ю. М. предмет советского административного права. М., 1967. С. 5). При этом, однако, смысл, который вкладывался в понятие государственного управления, содержание этого ключевого понятие существенно изменилось. Дело в том, что государственное управление с развалом советской административно-командной системы в значительной степени преобразовалось, приобрело новые качественные особенности. Более того, сформировались области социальной управленческой деятельности, осуществляемые в общественных интересах, но отличные от государственного управления (например, муниципальное управление). Особое значение имело также конституционное установление принципа разделения государственной власти и признание феномена исполнительной власти, определившие новую модель соотношения между государственной властью и государственным управлением. В современной научной и учебной литературе содержатся следующие основные подходы в понимании предмета административного права. 1. И. И. Веремеенко предлагает отказаться рассматривать управленческие отношения в качестве предмета административного права, поскольку, по его мнению, сейчас нет органов государственного управления и государственного управления в узком смысле; Конституция Российской Федерации органы государственного управления не называет, а хозяйственная и социокультурная сферы выведены из прямого управления государственных структур. Склоняются к этой позиции, ссылаясь в том числе и на юридическую неопределенность понятия "государственное управление" в современных условиях, Б. В. Россинский, Б.Н. Габричидзе. Подобное прочтение Конституции Российской Федерации и исключительно формалистский подход, не отражающий объективное существование управленческих отношений и изменение в современный период характера и методов государственного управления, вряд ли может быть признан научно обоснованным. 2. Второй подход представлен в работах Ю. М. Козлова, для которого государственное управление рассматривается как раз как сфера деятельности исполнительной власти. Административное право регулирует общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации. Согласно этому подходу, административное право регулирует сферу государственного управления, охватывающую все основные проявления экономической, социально-культурной и административно-политической жизни и любую государственно-управленческую деятельность, осуществляемую органами исполнительной власти, любые отношения с участием субъектов исполнительной власти, которые складываются по поводу осуществления ими управленческих функций. При этом предмет административного права дополняется общественными отношения, в которых субъект исполнительной власти может отсутствовать, но заменяется равнозначной по юридическому смыслу стороной, наделенной необходимыми полномочиями; общественными отношениями между различными звеньями системы исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления; общественными отношениями, возникающими в процессе функционирования органов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры. В этих воззрениях выражается попытка цельного научного обозначения предмета административного права. К сторонникам такого подхода можно отнести Н.М. Конина, который предлагает в качестве предмета административного права рассмотреть определенный род общественных отношений - организационные отношения, имеющие несколько предметных разновидностей. 3. Трудности, связанные с монистическим пониманием предмета административного права, предопределили поиск альтернативных подходов. К. С. Бельский, А.В. Мингес, И.Ш.Килясханов усматривают особенность предмета административного права в его двойственности: различия обнаруживаются в отношениях в сфере государственного управления и в сфере общественного (полицейского) порядка, в отношениях регулятивных и охранительно-принудительных. 4. В. М. Манохин, Ю. С. Адушкин, З. А. Багишаев в предмет административного права включают три группы общественных отношений. К примеру, Д.Н. Бахрах выделяет три группы общественных отношений - отношения, возникающие при осуществлении регулятивной, созидательной деятельности публичной администрации; охранительной деятельности публичной администрации; административного судопроизводства судами. Из всего множества приведенных точек зрения о предмете административного права ни одна не является безупречной и полностью не охватывает все многообразие общественных отношений, регулируемых административным правом на современном этапе развития российского общества. Но следует отметить, что и в советской административной правовой науке в условиях значительно более определенных по своей природе общественных отношений практически не были высказаны позиции, позволяющие всецело охватить предмет административного права. За пределами государственного управления оставались управленческие отношения с явно выраженной публичной составляющей и подлежащие административно-правовому регулированию. По мнению основоположника Ленинградской (Петербургской) школы административного права Г. И. Петрова, предметом регулирования административного права являются управленческие общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного и общественного управления3. Ученый впервые обозначил сопоставимый государственному управлению вид управления (публичного) - общественное управление, и включил его в орбиту административно-правового регулирования. Данная позиция в понимании предмета административного права нами представляется принципиально верной, однако, с учетом значительных преобразований в управленческой сфере она нуждается в соответствующих уточнениях. Так, в связи с либерализацией общественных отношений и признанием частных интересов и частной сферы управленческой деятельности правильнее будет определить предмет административного права как круг общественных отношений, складывающихся в сфере публичного управления. В свою очередь публичное управление проявляется в нескольких разновидностях (государственное управление, муниципальное управление, корпоративное публичное управление), в сфере осуществления которых полнее раскрываются особенности и специфика административно-правовых отношений. 2. Понятие и содержание публичного управления. Управление (англ. - management, administration, франц. - administration, нем. - Verwaltung) представляет собой внешнее властное организующее и руководящее воздействие, которое связано с сознательным началом, интересами, целями, волей и деятельностью человека. В управлении все исходит от человека и ориентировано на него. Управление осуществляется людьми и в зависимости от объекта управленческого воздействия выделяют: социальное управление (воздействие на других людей), биологическое управление (воздействие на животные и растительные организмы) и техническое управление (воздействие на технику и технологию). Главная особенность социального управления, отличающая его от иных видов управления, заключается в том, что в ходе его осуществления оказывается воздействие на волю и поведение людей. Объектом исследования гуманитарных наук является социальное управление в различных его проявлениях, поэтому в рамках данных наук понятие "управление" используется именно в смысле социального управления. Исключением не является и наука административного права также ориентированная на исследование области социального управления. В зависимости от характера и природы интереса, выраженного в управленческой деятельности, выделяются публичное управление, т.е. управление в публичных интересах, и частное управление - управление в интересах частных лиц. Однако выделение последнего вида управления в российской науке применительно к управленческим отношения, развивающимся в нашей стране, стало возможным лишь после значительных качественных преобразований в общественном строе. Реформы последних десятилетий способствовали тому, что частное управление на сегодняшний день объективно занимает существенную часть управленческой деятельности и управленческих отношений, развивающихся в современном российском обществе, и является объектом интенсивных исследований различных гуманитарных наук (социологии, психологии, экономики, менеджмента и др.). Наука административного права ориентирована на исследование правовых отношений в области публичного управления. Публичное управление характеризуется рядом черт, позволяющих отличить его от частного управления. 1. Основное предназначение публичного управления заключается в том, чтобы обеспечить реализацию публичной власти. В основе любого социального управления лежит власть. Феномен власти характеризуется самостоятельностью, независимостью, господством и обязательностью предписаний властного субъекта по отношению к подвластному субъекту. В зависимости от источника власти и ее предназначения выделяются частная власть и публичная власть. Публичное управление опирается на публичную власть, и осуществляется как реализация публичной власти. 2. Публичное управление осуществляется в публичных интересах, т.е. в интересах всех и каждого в целях достижения всеобщего блага. Публичный интерес определяется субъектами публичной власти (народом, государством, органами государственной власти и др.) Как правило, публичный интерес или порядок его определения выражается в правовых формах высшей юридической силы: в Конституции и законах. В Конституции закрепляются важнейшие социальные ценности, правовые принципы и базовые нормы, служащие ориентиром для последующего законодательного регулирования и деятельности субъектов публичного управления. Управленческая деятельность частных лиц в публичных интересах является публичным управлением, а частные лица временно приобретают статус субъектов публичного управления и становятся участниками публично-правовых отношений, регулируемых публичным правом. В свою очередь за органами публичного управления, действующими от своего имени в решении хозяйственных вопросов обеспечения их деятельности признается частный интерес, и они становятся участниками частноправовых отношений, регулируемых частным правом. 3. Публичное управление осуществляется уполномоченными субъектами. Субъект управления приобретает черты субъекта публичного управления при условии закрепления за ним возможности инициировать публично-управленческие отношения и наделения его в рамках данных отношений специальными управленческими полномочиями, правом и обязанностью действовать. Основными субъектами публичного управления являются органы публичного управления, специально созданные для осуществления публичных функций в установленной сфере публичного управления. Вместе с тем законодательством могут быть определены условия и порядок наделения частных лиц статусом субъектов публичного управления и делегирования им соответствующих полномочий. 4. Публичное управление является административно-властной деятельностью. Содержанием публичного управления выступает административная власть, имеющая своим источником публичную власть. Однако в отличие от последней, административная власть не суверенна и не самостоятельна. Она подчинена публичной власти и не тождественна ей. Административная власть учреждается публичной властью и обладает силой ее воздействия. В условиях современного сложноорганизованного общества публичная власть реализуется посредством трансформации в административную власть.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.005 с.) |