Понятие и виды лицензий и специальных разрешений. 2. Лицензионное производство. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды лицензий и специальных разрешений. 2. Лицензионное производство.



III. Государственное регулирование цен (тарифов).

1. Правовые основы государственного регулирования цен (тарифов). В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71, п. "ж") основы ценовой политики отнесены к ведению Российской Федерации. Однако на сегодняшний день ни одного федерального закона, регулирующего непосредственно данный вопрос, не принято. При решении вопросов, связанным с государственным регулированием цен, органы исполнительной власти руководствуются иными актами, регулирующими отдельные аспекты хозяйственной деятельности. Так, в соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Таким образом, на практике применяется принцип свободного ценообразования. Вместе с тем, имеется ряд случаев, когда цены (тарифы) устанавливаются или регулируются уполномоченными государственными органами. Например, налоговые органы наделены полномочиями по контролю за применением свободных цен в целях налогообложения (ст.40 НК РФ). Нарушение порядка ценообразования образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.6 КоАП РФ. Закон РФ от 26 июля 2006 года 135-ФЗ "О защите конкуренции" статьями 6 и 7 определяет понятия соответственно монопольно высоких и монопольно низких цен и статьей 10 устанавливает, что их применение субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, является одной из форм злоупотребления им своим положением и трактуется как монополистическая деятельность. В качестве злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением Законом рассматривается также нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования; экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом. Статья 6 Закона РФ 17 августа 1995 года 147-ФЗ "О естественных монополиях" (в ред. Федеральных законов от 08.08.2001 126-ФЗ, от 30.12.2001 196-ФЗ, от 10.01.2003 16-ФЗ, от 26.03.2003 39-ФЗ, от 29.06.2004 58-ФЗ, от 31.12.2005 199-ФЗ) в качестве одного из методов регулирования деятельности субъектов называет ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. В то же время, основную роль в государственном регулировании цен (тарифов) в настоящее время играют подзаконные нормативные акты. Именно подзаконными актами, в связи с отсутствием единого закона о ценах, определены принципиальные положения ценового регулирования, закреплена государственная ценовая политика. Правовые основы современного рыночного государственного регулирования цен были заложены Указом Президента РФ от 3 декабря 1991 г. "О мерах по либерализации цен". В настоящее время они определяются следующими актами: Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен". Определяемая данными актами государственная ценовая политика направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, государственных закупок и на ряд социально значимых товаров и услуг. Регулируемые государственные цены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. В целях реализации государственной ценовой политики Правительством РФ утверждаются перечни товаров (работ, услуг), цены; на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию. В настоящее время постановлением Правительства РФ 239 утверждено три перечня. Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти; Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В первый перечень включены, например, газ природный, кроме реализуемого населению; продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного значения; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; отдельные услуги почтовой и электрической связи, перевозки железнодорожным транспортом; водка, ликеро-водочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28%, производимая на территории РФ или ввозимая на таможенную территорию РФ, и др. Во втором перечне содержатся газ, реализуемый населению; топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении и др. В третьем перечне упомянуты, например, перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания и др. Следует отметить, что субъекты РФ в полной мере реализуют предоставленные им в данной сфере права. Так, например, Законом Санкт-Петербурга от 20.11.2006 г. 553-87 "Об упорядочении государственного регулирования тарифов (цен)" определена концепция ценовой политики на территории г. Санкт-Петербурга. Кроме того, отдельными нормативными актами регулируются цены (тарифы) на отдельные виды товаров и услуг. Например, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.09.2004 года 1474 "О совершенствовании тарифной политики Санкт-Петербурга" установлены перечень товаров и услуг (электро-, тепло-, водоснабжение и др.), государственное регулирование тарифов (цен) на которые осуществляется исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга. На федеральном уровне государственное регулирование цен на входящие в перечни товары (услуги) осуществляется специальными нормативными правовыми актами. Например, в отношении цен на электрическую и тепловую энергию действует Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ". В соответствии с данным законом постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ и Правила государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в РФ. Положение об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте и Правила предоставления исключительных тарифов на железнодорожном транспорте утверждены постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2004 г. 787. Кроме того, ценовая политика государства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, принимающими в соответствии со своей компетенцией соответствующие нормативные акты. Как правило, они разработаны в развитие основных положений о ценовом регулировании, содержащихся в постановлениях Правительства РФ. Например, приказом МАП России от 14 мая 2002 г. 437 утвержден Порядок расчета тарифов за предоставление местных телефонных соединений (разговоров) при повременной системе оплаты услуг телефонной связи.

2. Способы государственного регулирования цен (тарифов). Государство может оказывать влияние на ценообразование как административными (директивными), так и экономическими способами. При этом в первом случае государство влияет на образование цен прямо (непосредственно), во втором - косвенно (опосредованно). Но в обоих случаях влияние государства на ценообразование чрезвычайно эффективно. Способами административного (прямого) регулирования ценообразования государством могут служить: индексация цен. Например, при регулировании тарифов на железнодорожные перевозки грузов; установление фиксированных цен. Например, на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта, на ритуальные услуги; установление предельных (максимальных и минимальных) цен. Например, минимальные цены на водку, ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%; установление базовых цен и предельных коэффициентов их изменения. Например, эта система используется при расчете тарифов на услуги связи (коэффициенты устанавливаются дифференцированно по видам услуг и категориям потребителей); установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок. Например, регулируются оптовые и розничные надбавки к ценам на продукты питания первой необходимости; установление предельного уровня рентабельности. Например, исчисление ставок платы за пользование вагонами, контейнерами устанавливается с учетом обеспечения 25-процентного уровня рентабельности грузовых перевозок; установление гарантированных цен. Такие цены могут применяться при реализации непосредственно государству сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия. Изменение государственно регулируемых цен может осуществляться путем декларирования. Оно заключается в подаче заявления в компетентные государственные органы с экономически обоснованной просьбой о пересмотре таких цен и получения разрешения этих органов. Установленные государством цены в некоторых случаях подлежат государственной регистрации. Так, постановлением Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. 782 утвержден Порядок государственной регистрации предельных отпускных цен производителей лекарственных средств. В качестве мер экономического (косвенного) регулирования ценообразования следует назвать бюджетные дотации, компенсации затрат производителям, льготное кредитование, налоговые льготы. Каждая такая мера позволяет снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень цен.

3. Система государственных органов регулирования цен. В соответствии с п. "б" ст. 114 Конституции РФ задача обеспечения проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики возложена на Правительство РФ. Полномочия Правительства РФ в данной области определены статьей 15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". В этой статье, в частности, к полномочиям Правительства РФ отнесены разработка и осуществление мер по проведению единой политики цен. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном и ином транспорте, на услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, а также на иные виды товаров (работ, услуг), подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Федеральная служба РФ по тарифам. Руководство Федеральной службой по тарифам осуществляет Правительство РФ. Отдельные полномочия ценового регулирования закреплены за отраслевыми федеральными органами исполнительной власти. Такими функциями наделены органы, в ведении которых находится производство товаров, работ и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию. В качестве примера можно привести Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Органы государственного регулирования цен созданы и в субъектах Российской Федерации. Так, в Санкт-Петербурге на основе Региональной энергетической комиссии Санкт-Петербурга образован Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, Положение о котором было утверждено постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 г. 1346. К основным задачам Комитета отнесено государственное регулирование тарифов на электрическую, тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, осуществление контроля за применением регулируемых цен (тарифов) и при необходимости проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части, касающейся обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов) и др.

4. Ответственность в сфере ценообразования. Вопросы применения санкций и ответственности хозяйствующих субъектов за нарушения в области цен регулируются Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и КоАП РФ. Статьей 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставкам и т.п.), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирование цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования. Эти правонарушения наказываются штрафом: для граждан - в размере от 20 до 25 МРОТ, для должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ, для юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.011 с.)