Состав административного правонарушения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состав административного правонарушения.



Состав административного правонарушения образуют те же элементы, которые характерны для составов уголовных преступлений - субъект, субъективная сторона, объект и объективная сторона. 1. Субъекты административного правонарушения Меры административной ответственности распространяются преимущественно на граждан (физических лиц) и должностных лиц. Действующим КоАП РФ конкретизировано понятие административной ответственности и юридических лиц, ранее достаточно редко применявшееся в законодательстве, и мало исследованное в теории административного права. Таким образом, в действующем законодательстве этот вид юридической ответственности распространяется как на индивидуальных, так и на коллективных субъектов административного права. Юридические лица Как уже отмечалось, до принятия действующего КоАП РФ проблема привлечения к административной ответственности коллективных субъектов административного права не получила приемлемого разрешения ни в законодательстве, ни в юридической литературе. Исследуя историю вопроса, можно отметить, что в правовых актах советского времени термин "административная ответственность" в отношении организаций почти не применялся. Чаще всего использовался термин "ответственность в административном порядке", что очевидно не одно и то же. Лишь впервые в Земельном кодексе РСФСР 1991 года, а затем в Законе РСФСР "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за административные правонарушения в области строительства" 1992 года прямо указывается на административную ответственность коллективных образований. Хотя нельзя сказать, что коллективные субъекты административной ответственности вообще не были известны советскому административному праву. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1961 г. "О дальнейшем ограничении штрафов, налагаемых в административном порядке" было отменено наложение штрафов в административном порядке на предприятия, учреждения и организации и предписано их наложение на должностных лиц. Эта мера была призвана усилить личную ответственность должностных лиц за укрепление правопорядка на порученных им участках работы и устранить ее обезличенное возложение на предприятия, учреждения и организации. Однако практика выявила, скорее, малоэффективность принятых мер, поскольку ответственностью руководителей порой покрывалась безответственность конкретных виновников, штрафы не затрагивали материального положения ни их, ни членов трудовых коллективов. При этом к юридическим лицам продолжали применяться административные штрафы за отдельные правонарушения (например, за уклонение от участия в дорожном строительстве). Кроме того, поскольку понятие административной ответственности не сводится только к применению административных взысканий (штрафов), издание упомянутого Указа не дает нам основания утверждать, что в системе советского административного права вообще отсутствовал коллективный субъект административной ответственности. Экономические преобразования постсоветского периода, приведшие к появлению хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм, закономерно возродили вопрос о привлечении юридических лиц к административной ответственности. Однако на тот период законодательство об административной ответственности юридических лиц не имело четкой концепции, главным образом, из-за неоднозначного отношения к субъективной стороне вопроса. В самом деле, возможно ли говорить о вине коллективного субъекта, и в чьем лице можно было бы ее персонифицировать? Ведь до сих пор, говоря о вине лица, подразумевалось его психическое отношение к совершенному деянию - категория, очевидно неприменимая к коллективному субъекту. Следует отметить, что в КоАП нашло отражение правило о возможности привлечения виновного физического лица к административной ответственности за правонарушение, по которому назначено административное наказание юридическому лицу, а также о возможности привлечения к административной ответственности юридического лица за правонарушение, за которое привлечено к административной или уголовной ответственности физическое лицо Это правило обусловлено принципом справедливости, согласно которому каждое лицо несет ответственность за деяние в соответствии со степенью его вины, и освобождение виновного лица от ответственности в связи с привлечением к ответственности за это деяние другого лица (в том числе и юридического) недопустимо. Применительно к юридическим лицам нормы КоАП РФ можно условно разделить на две группы: а) нормы, имеющие общее значение для физических и юридических лиц; б) нормы, относящиеся только к юридическим лицам как субъектам административных правонарушений. Это, например; касается вины юридического лица, системы мер административного наказания, которые могут быть назначены юридическому лицу, ответственности юридических лиц в случаях их реорганизации и т. д. Административная ответственность юридических лиц имеет целью повышение их ответственности за нарушения общеобязательных правил, посягающие на установленный правопорядок. Они могут причинять вред имуществу, природным ресурсам, нормальному регулированию общественных отношений в различных сферах. При реорганизации юридических лиц административная ответственность устанавливается по общим принципам, в зависимости от ее организационных форм и связанного с этим правопреемства. Следует отметить, что административная ответственность при реорганизации юридических лиц наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. Административные наказания в виде административного штрафа, возмездного изъятия, конфискации, назначенные юридическому лицу до завершения его реорганизации, применяются с учетом изложенных выше положений о формах реорганизации. Должностные лица Такой субъект административной ответственности, как должностные лица, был выделен в административном праве и до принятия действующего КоАП РФ. Так, статьей 15 КоАП РСФСР предусматривалась ответственность должностных лиц за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. При этом в связи с отсутствием определения самого понятия должностного лица правоприменитель при решении вопроса об ответственности должностных лиц вынужден был обращаться к другим отраслям законодательства (например, к ст. 285 УК), что не всегда обеспечивало однообразность применения закона. Новеллой действующего КоАП РФ явилось введение в примечании к ст. 2.4 определения понятия должностного лица. Особенностью этого определения является приравнивание к должностным лицам по ответственности всех лиц, выполняющих управленческие функции как в государственных и муниципальных организациях, так и в организациях других форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей. Прежде всего, к категории должностных лиц отнесены лица, наделенные правом осуществлять соответствующие властные полномочия от лица государства, или представители власти. Кроме того, с точки зрения субъекта административной ответственности законодателем отнесены к категории должностных лиц и другие лица, содержание деятельности которых заключается в исполнении ими организационно-распорядительных и/или административно-хозяйственных функций в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Кроме того, с точки зрения субъекта административной ответственности законодателем приравнены к должностным лицам государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений руководители и работники иных организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях негосударственных (немуниципальных) форм собственности. Также административной ответственности как должностные лица подлежат лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, т.е. те, которые занимаются самостоятельной производственной деятельностью, осуществляемой на свой риск и направленной на систематическое получение прибыли, и зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Лица, указанные в примечании к ст. 2.4 КоАП, являются специальными субъектами административной ответственности. Ряд составов административных правонарушений предполагает, что совершение данного деяния возможно только должностным лицом, которое и будет нести за него административную ответственность (например, нарушение правил гражданской обороны ст. 20.7 КоАП). Как правило, административная ответственность должностных лиц в сравнении с ответственностью граждан отличается более жестким наказанием (например, для граждан максимальный размер штрафа составляет 25 минимальных размеров оплаты труда, а для должностных лиц - 50). Должностные лица несут ответственность не только за бездействие, т.е. за неисполнение своих служебных (должностных) обязанностей (например, за непредоставление на безвозмездной основе услуг по погребению, невыплату социального пособия на погребение ст. 5.41), но и за ненадлежащее исполнение их (например, за необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного ч. 2 ст. 5.42). При отсутствии этого обстоятельства должностное лицо, виновное в совершении административного правонарушения, несет ответственность на общих основаниях, т.е. как физическое лицо. 2. Субъективная сторона Основным элементом субъективной стороны состава административного правонарушения выступает вина. Понятие вины принципиально различается для физических и юридических лиц. Для физических лиц вина представляет собой внутреннее психическое отношение лица к совершаемому им деянию в форме умысла или неосторожности, понятия которых сформулированы в ст. 2.2 КоАП РФ. Необходимо отметить, что административная ответственность по общему правилу (если специально не указано иное) наступает как за умышленные, так и за неосторожные деяния. В КоАП РФ исключения в виде ответственности за умышленное совершение правонарушения есть, но их число незначительно (всего 8 составов, включая, например, 7.17 и 17.7). Более дробное деление форм вины (умысла на прямой и косвенный, неосторожности на легкомыслие и небрежность) для административной ответственности не характерно. Формулировки понятий форм вины в КоАП заимствована из Уголовного кодекса (ст. 24-27) и при применении их для целей административной ответственности обладают рядом недостатков, в частности, не учитывают того обстоятельства, что большинство составов уголовных преступлений - материальные, а большинство составов административных правонарушений - формальные, а следовательно, наступление общественно опасных последствий не предусматривается и неясно, к каким именно последствиям определяется отношение нарушителя. Что касается других сторон психики нарушителя, как и в случае с уголовной ответственностью, КоАП оперирует понятием невменяемости, требуя в каждом конкретном случае определять, могло ли лицо осознавать характер своих действий и руководить ими и отвергая формальный критерий недееспособности, который используется в гражданском законодательстве. Понятие вины юридического лица представляет гораздо больше проблем трактовки и правоприменения. В ст.2.1 КоАП РФ (ч.2) сформулировано правило определения вины юридического лица, которое стало результатом долгого развития законодательства об административной ответственности. Первым вариантом законодательного регулирования вины юридических лиц стало наступление для них ответственности во всех случаях, кроме действия непреодолимой силы (ст.231 Таможенного кодекса РФ от 18.06.1993 N 5221-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ 1993, N 31, ст. 1224). До этого, в частности, в Законе РФ от 17.12.1992 N 4121-1 "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства" (Ведомости СНД и ВС РФ, 14.01.1993, N 2, ст. 58), впервые в отечественном законодательстве предусмотревшем административную ответственность юридических лиц, этот вопрос вообще не затрагивался. В 1993 году законодатель признал, что понятие вины для юридического лица для целей привлечения к публично-правовой ответственности вообще неприемлемо: осуществляя главным образом предпринимательскую деятельность на свой риск юридическое лицо должно всеми зависящими от него средствами предотвращать совершение административных правонарушений. В 1998 году, принимая Первую часть Налогового кодекса, федеральный законодатель использовал уже другой подход, в очередной раз проигнорировав возможное использование конструкций вины из гражданского законодательства, изначально определяющего природу и особенности юридического лица как субъекта права. В статье 110 Налогового кодекса РФ вина юридического лица определяется через вину его должностных лиц (органов) или иных физических лиц, уполномоченных на представление интересов юридического лица в конкретном правоотношении. Накладывая вето на первую принятую Федеральным Собранием редакцию КоАП РФ, в числе одного из основных недостатков проекта Президент РФ указал на отсутствие понятия вины юридического лица, так как этот вопрос был вообще никак не урегулирован. При доработке проекта, в окончательном варианте текста Кодекса появилась новая формулировка понятия вины юридического лица. На этот раз законодатель использовал конструкцию "объективной вины", которую еще с 1994 года использовало гражданское законодательство в ГК РФ (ст. 401). "Объективность" такой вины заключается в том, что отношение конкретного нарушителя к совершению правонарушения во внимание не принимается. Вместо этого используется абстрактный участник гражданского оборота с обычной степенью заботливости и осмотрительности, а для целей публично-правовой ответственности - еще и добросовестности. В результате если меры некоего общего среднего уровня были предприняты, то ответственность наступать не должна. Правда, в КоАП РФ эта формулировка была слегка видоизменена: требовалось уже принятие не обычных, а всех зависящих от лица мер по предотвращению правонарушения, пределы которых не столь определенны. Однако сам подход это изменило мало: в любом случае требуется выполнение возможных и предполагаемых действий, совершение которых зависит от самой организации. Использовано это было в частности, для того, чтобы не делать взаимоисключающими ответственность должностного и юридического лица: возможность привлечения сразу и работника, и должностного лица и всей организации прямо предусмотрена ч. 3 ст.2.1 КоАП РФ. Государство организует привлечение к административной ответственности организации вне зависимости от вины конкретного работника, устанавливая при этом для юридических лиц гораздо более высокий уровень имущественных санкций - очевидно, главным образом с целью экономического стимулирования соблюдения норм закона. Экономия с помощью нарушения законодательства, например, об охране окружающей среды, не должна быть выгодна. Юридическое лицо не должно осуществлять целенаправленную политику, связанную с нарушением действующего законодательства, при условии которой действия отдельных работников организации могут и не иметь значения правонарушения. Однако на практике такая законодательная конструкция (вполне оправданная в том числе и с конституционно-правовой точки зрения) реализована не достаточно последовательно. В частности, конструкция объективной вины в гражданском законодательстве тесно связана с презумпцией виновности. Административное законодательство в качестве общего принципа закрепляет презумпцию невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ), хотя, по мнению Конституционного Суда РФ, законодатель в этом случае не ограничен нормами Конституции и для любых видов ответственности, кроме уголовной, может установить любую презумпцию (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 N 7-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда города Санкт - Петербурга и Ленинградской области, жалобы открытых акционерных обществ "АвтоВАЗ" и "Комбинат "Североникель", обществ с ограниченной ответственностью "Верность", "Вита - Плюс" и "Невско - Балтийская транспортная компания", товарищества с ограниченной ответственностью "Совместное российско - южноафриканское предприятие "Эконт" и гражданина А.Д. Чулкова // СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2409). 3. Объект административного правонарушения Для характеристики объекта административного правонарушения трудно выделить какой-то общий принцип. Административная ответственность обеспечивает охрану самых разнообразных видов общественных отношений. Основными среди них, разумеется, выступают отношения административно-правовые, однако в КоАП РФ нетрудно обнаружить значительное количество составов, объектом в которых выступают отношения гражданско-правовые, конституционно-правовые, трудовые правоотношения и т.д. В связи с этим возникает настоятельная потребность в классификации объектов правонарушений, особенно с учетом того, что Верховный Суд РФ указал на возможность переквалификации административного правонарушения при рассмотрении дела по сравнению с первоначальной квалификацией, зафиксированной в протоколе об административном правонарушении, только в пределах родового объекта правонарушения (п. 16 Постановления Пленума от 24.03.2005 N 5). Вместе с тем выделение родового объекта правонарушения на практике вызывает сложности. В КоАП использовано как минимум две классификации правонарушений по объекту посягательства. Одна из этих классификаций отражается в структуре Раздела II КоАП (Особенная часть). Все правонарушения разбиты на 17 глав, каждая из которых может рассматриваться как группировка составов по родовому объекту. Например, Глава 5, объединяющая правонарушения, которые посягают на права граждан. Однако в ряде статей КоАП использована и другая классификация правонарушений по их объекту. Статья 4.5, 28.8 и ряд других статей Кодекса выделяет группу правонарушений в области антимонопольного законодательства или законодательства о выборах и референдумах. В этом случае классификация не совпадает со структурой Особенной части КоАП, однако также вполне способна претендовать на группу правонарушений, объединенных по признаку родового объекта правонарушения. 4. Объективная сторона В качестве общей характеристики можно отметить, что объективная сторона подавляющего большинства составов КоАП носит формальный характер, т.е. не предусматривает наступления конкретных последствий правонарушения, хотя и в этом могут быть исключения (ст. 7.15). Последствия правонарушения могут, в частности, выступать квалифицирующим признаком (ст. 12.19 ч.4). Сложным моментом квалификации административного правонарушения выступает разграничение объективной стороны административного проступка и уголовного преступления. Как уже указывалось выше, их различает разная степень общественной опасности, определяемая как правило через описание объективной стороны состава административного правонарушения. В этом случае административный проступок носит характер общего правила (нарушение нормы без определения конкретных последствий), а уголовное преступление - характер исключения (наступление установленных в законе общественно опасных последствий). При этом предполагается, что разная степень общественной опасности не позволяет одно и то же правонарушение относить и к уголовному преступлению, и к административному проступку. Однако на практике такая одновременная квалификация возможна. На нее, в частности, указывает п.15 (абз. 4) Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5. В случае совершения подобного правонарушения юридическое лицо привлекается к административной ответственности, так как для него уголовная ответственность не предусмотрена, а физическое лицо - к уголовной ответственности. В практике судов общей юрисдикции до этого были и другие случаи, когда на тех же основания производство в отношении юридического лица прекращалось в связи с квалификацией правонарушения как уголовного преступления (см. Приложение к Письму ГТК РФ N 01-06/13691 от 14.04.2004 // СПС КонсультантПлюс БД СудебнаяПрактика). Именно такая позиция представляется более обоснованной теоретически, поскольку она опирается на четкое разделение объективной стороны административного проступка и преступления. Серьезной проблемой квалификации административных правонарушений выступает их отнесение к длящимся правонарушениям. Для длящихся правонарушений предусмотрено, в частности, специальное исчисление сроков давности привлечения к ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ). Длящимся следует считать продолжительное противоправное неисполнение предусмотренной законом обязанности. Прежде всего, можно ли считать правонарушение оконченным в момент наступления крайнего срока исполнения обязанности, которая не выполнена? По мнению Верховного Суда РФ (абз. 3 п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5), наступление такого срока означает начало исчисления срока давности привлечения к ответственности, несмотря на сроки обнаружения проступка. Однако юридически допустимые сроки проведения проверок, в ходе которых может быть обнаружено правонарушение, в частности, по налоговому законодательству, выходят далеко за пределы сроков давности привлечения к административной ответственности, что лишает её применение необходимой эффективности. Проблема состоит также в соотношении непрекращающегося даже после привлечения к ответственности неисполнения предусмотренной законодательством обязанности, требования закона об исполнении обязанности независимо от привлечения к ответственности (ст. 4.1 ч.4) и невозможность привлечения к ответственности дважды за одно и то же правонарушение (ст. 4.1 ч.5). Будет ли такое привлечение к ответственности нарушать принцип non bis in idem из текста КоАП остается неясным (см. Бахрах Д.Н. Котельникова Е.В. Длящиеся правонарушения: вопросы правоприменительной практики // Административное право и процесс. 2005. 3. СС.4-12). Наконец, на практике вызывает ожесточенные споры характеристика правонарушения как малозначительного. Малозначительность выступает основанием для освобождения от административной ответственности (ст.2.9) и позволяет ограничиться устным замечанием, которое не расценивается как привлечение к ответственности. При этом КоАП никак не определяет критерии для определения малозначительности, ни относящиеся к реальной обстановке совершения правонарушения (место и время), ни связанные с характером наступающих последствий. В результате по вопросу о критериях малозначительности сформировались разные позиции судебных органов. По мнению Высшего Арбитражного Суда РФ (См. п.18 Постановление Пленума ВАС от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" // Вестник ВАС РФ", N 8, 2004), малозначительность административного правонарушения имеет место в том случае, если отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, т.е. потенциальная опасность данного деяния. Позиция Верховного Суда РФ состоит в том, что основанием для признания деяния малозначительным выступает характер совершенного правонарушения и роль правонарушителя, размер вреда и тяжесть наступивших последствий, которые не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, т.е. реальный ущерб, наступивший в результате совершенного правонарушения (абз. 3 п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

Административное наказание.

Виды административных наказаний. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: предупреждение; Выносится в письменной форме. административный штраф; Административный штраф - денежное взыскание, выражаемое в рублях. Устанавливается для граждан в размере, не превышающем 5 тысяч рублей; для должностных лиц - 50 тысяч рублей; для юридических лиц - 1 миллиона рублей. Штраф может выражаться в величине, кратной: стоимости предмета административного правонарушения, сумме неуплаченных и подлежащих уплате налогов, сборов и иных платежей, сумме выручке правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение. Размер штрафа не может быть менее 100 рублей. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения - их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назначается судьей. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: подлежащих возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению. Конфискация назначается судьей. лишение специального права, предоставленного физическому лицу; Лишение специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Применяется чаще всего в отношении водителей транспортных средств. Срок лишения специального права не может быть менее 1 месяца и более 2 лет. Лишение специального права назначается судьей. административный арест; Не применяется к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам правоохранительных органов. Административный арест назначается судьей. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; Заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу РФ за пределы РФ, а также в контролируемом самостоятельном выезде указанных лиц из РФ. Назначается судьей, а в случае совершения указанными лицами административного правонарушения при въезде в РФ - соответствующими должностными лицами. дисквалификация; Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим. Устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет. Назначается судьей. административное приостановление деятельности; Заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы и в других случаях. Устанавливается на срок до 90 суток. Назначается судьей. В отношении юридического лица могут применяться следующие административные наказания: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности. Административные наказания делятся на основные и дополнительные. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное наказание из наказаний, указанных в санкции статьи. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест, дисквалификация и приостановление деятельности устанавливаются и применяются в качестве основных наказаний. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное выдворение могут применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.39.110 (0.088 с.)