I. Регистрационная деятельность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Регистрационная деятельность.



1. Понятие и правовая природа регистрационной деятельности/ Государственная регистрация в подавляющем большинстве случаев выступает формой юридической легализации, т.е. официального подтверждения определенного обстоятельства, с наступлением которого связаны определенные правовые последствия. Государственная регистрация при этом становится элементом сложного юридического состава, правовые последствия возникают только после государственной регистрации (см., напр., ст. 131, 299 и 658 ГК РФ). Однако неправильно думать, что правовые последствия возникают в результате государственной регистрации. Регистрация носит характер юридически значимого действия, государственный орган не может своим решением предоставить право, зарегистрировав его. Право возникает независимо от государственной регистрации, по основаниям, которые могут влечь его возникновение (сделка о передаче объекта из собственности одного лица в собственность другого). Это юридическое свойство государственной регистрации долгое время было предметом ожесточенных споров, связанных, в частности, с попыткой обжаловать данные государственной регистрации. Конституционный Суд РФ признал значение государственной регистрации как формального условия обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав, призванного лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу правоустанавливающих документов, не затрагивающего самого содержания права и не ограничивающего свободу участников гражданского оборота в Определении от 5.07.2001 154-О (Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. 1. Невозможность непосредственного обжалования государственной регистрации, связанная с правовой природой регистрации, довольно убедительно показана и в юридической литературе: см. Сергеева И.В. О некоторых проблемах, связанных с оспариванием государственной регистрации права // Арбитражные споры. СПб., 2005. 3. С. 87 - 101. Регистрационная деятельность осуществляется в целях (1) обеспечения безопасности, защиты прав и охраняемых законом интересов, (2) укрепления стабильности гражданского оборота путем обеспечения надлежащего выполнения гражданских обязательств и (3) учет объектов налогообложения, т.е. фискальные цели. По юридическим последствиям от регистрации следует отличать учет, который осуществляется государством. В частности, к нему относится учет налогоплательщиков, предусмотренный ст. 83 Налогового кодекса РФ, или дактилоскопическая регистрация, осуществляемая в соответствии с Федеральным законом от 25.07.1998 N 128-ФЗ О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1998, N 31, ст. 3806), регистрация наименований географических объектов (Федеральный закон от 18.12.1997 N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов" //СЗ РФ. 1997, N 51, ст. 5718), кадастр особо охраняемых природных территорий (Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" // СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024) Подобный учет, хотя и может быть обязательным в соответствии с законом, не влечет непосредственного наступления правовых последствий. Кадастровый учет земельных участков влечет правовые последствия, связанные с появлением объекта гражданского оборота, но не с возникновением прав на этот объект (Федеральный закон).

2. Принципы регистрационной деятельности. Среди принципов регистрационной деятельности обычно указываются следующие. Открытость регистрационных сведений и предоставление их любому лицу, запросившему данные реестра, регистра или кадастра. Исключение составляют охраняемые законом персональные данные, которые могут быть предоставлены только самому их обладателю, а другим лицам - только с его согласия, кроме как по запросам государственных органов в пределах их компетенции. В случаях, когда регистрации подлежат сами персональные данные (учет граждан по месту жительства), регистрационные сведения в целом носят закрытый характер. За совершение регистрационных действий, как правило, предусматривается взимание платы (государственной пошлины), которая носит характер обязательного неналогового платежа. Размер этой платы установлен законом (Гл. 25.3 Налогового кодекса). Регистрационная деятельность осуществляется, как правило, федеральными органами исполнительной власти (в том числе их территориальными органами), из чего следует и обязательное осуществление государственной регистрации на государственном языке Российской Федерации. Исключение составляет регистрация актов гражданского состояния, осуществляемая органами власти субъектов (как полномочие Российской Федерации, переданное органам государственной власти субъектов) - и на государственном языке РФ, и на государственном языке субъекта РФ (ст. 4 (п.1), ст. 6 и 7 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" // СЗ РФ. 1997, N 47, ст. 5340). При осуществлении государственной регистрации основное юридическое значение имеет внесение данных о зарегистрированном объекте в государственный реестр, регистр или кадастр. Документ, подтверждающий государственную регистрацию (правоудостоверяющий документ), самостоятельного правового значения не имеет, первична всегда запись, на основании которой такой документ и выдается. Моментом регистрации также считается момент внесения записи в базу данных. Регистрация всегда осуществляется в режиме "реального времени", т.е. в регистрационных данных содержатся сведения о правах, существующих на определенный момент, а историю перехода прав реестры, регистры и кадастры не содержат. Даже если подобная информация сохраняется (например, в учетной карточке регистрации гражданина по месту жительства) юридического значения ей, как правило, не придается. Результатом государственной регистрации всегда выступает юридическая презумпция существования того факта или права, которые зарегистрированы. Опровержение этой презумпции возможно (например, оспаривание зарегистрированного права собственности), но только в судебном порядке. В отсутствие судебного решения все государственные органы, включая сами органы государственной регистрации, будут исходить из действительности зарегистрированных данных. В результате орган государственной регистрации не может самостоятельно пересмотреть данные регистрации и не регистрирует права, входящие в конфликт с уже зарегистрированными ранее.

3. Объекты регистрации. Поскольку государственная регистрация носит обременительный характер и тем самым ограничивает права частных лиц, в отношении каждого объекта, подлежащего регистрации, она должна быть предусмотрена законом. В настоящее время законодательство предусматривает регистрацию следующих объектов. К первой группе объектов регистрации лица, для которых регистрация влечет возникновение статуса участников гражданского оборота (Федеральный закон от 08.08.2001 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 2001, 33 (часть 1), ст. 3431), для приобретение специальной правоспособности (ст. 9.1 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" //Ведомости СНД и ВС РСФСР", 04.07.1991, N 27, ст. 920) Регистрация лиц может также представлять собой фиксацию юридически значимого положения - проживания по определенному месту жительства (ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1227), акта гражданского состояния (Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" //СЗ РФ. 1997, N 47, ст. 5340), статуса безработного (Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" //СЗ РФ. 1996. 17. Ст. 1915). Ко второй группе относятся объекты недвижимого имущества, в отношении которого предусматривается регистрация прав на это имущество, в том числе прав, вытекающих из сделок с имуществом, не связанных с отчуждением (аренда и т.п.). К числу таких объектов относятся земельные участки, здания, строения и сооружения и отдельные помещения в них (Федеральный закон от 21.07.1997 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // СЗ РФ 28.07.1997, 30, ст. 3594) и водные суда (ст.16-22 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 24-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 11. Гл.3 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 81-ФЗ // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207). К третьей группе относятся транспортные средства, регистрация которых необходима для допуска к эксплуатации, в том числе для участия в дорожном движении (ст.15 Федерального закона от 10.12.1995 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" //СЗ РФ. 1995. 50. Ст. 4873) или для выполнения полетов (ст.33 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 60-ФЗ// СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383). К четвертой группе объектов относятся объекты интеллектуальной собственности, регистрация которых направлена на защиту интересов правообладателей - это регистрация фильмов (ст. 5 Федеральный закон от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996, N 35, ст. 4136) и иных объектов интеллектуальной собственности (ст.1232 ГК РФ). К пятой группе относятся объекты, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья граждан, причинять ущерб окружающей среде. Регистрация таких объектов в настоящее время предусмотрена в отношении оружия (ст. 8 Федерального закона от 13.12.1996 150-ФЗ "Об оружии" // СЗ РФ. 1996, N 51, ст. 5681) веществ и продукции (ст. 43 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" //СЗ РФ. 1999, N 14, ст. 1650), пищевых продуктов, материалов и изделий (ст. 10 Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" //СЗ РФ. 2000, N 2, ст. 150), опасных производственных объектов (Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" // СЗ РФ. 1997, N 30, ст. 3588), линейных объектов связи, средств связи, иных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" //СЗ РФ. 2003, N 28, ст. 2895), вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ (Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" //СЗ РФ. 1999, N 18, ст. 2222). Шестую группу образуют специальные объекты прав - средства массовой информации (Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300) и ценные бумаги (ст.20 Федерального закона от 22.04.1996 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // СЗ РФ.1996. 17. Ст. 1918) Наконец, особо следует упомянуть регистрацию нормативных правовых актов государственных органов, которая обязательна для их введения в действие (Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", и Указ Президента РФ от 20.03.2001 N 318 "О введении государственной регистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001, N 13, ст. 1216).

4. Реестры, регистры и кадастры. Содержание регистрационной деятельности предусматривает внесение данных о зарегистрированных объектах в особые базы данных - реестры, регистры и кадастры. При ведении этих баз данных соблюдаются общие правила и условия. В базе данных содержится информация, которая позволяет идентифицировать объект (в отношении объектов недвижимости - место расположения с привязкой к абсолютным географическим координатам, в отношении автомобилей - номера кузова и двигателя и т.д.), а также его правообладателя (фамилия имя отчество, адрес места жительства или данные государственной регистрации юридического лица). В кадастрах содержатся результаты оценки стоимости объекта, в иных базах - другая информация, необходимая для целей государственной регистрации (в частности, указание на правоустанавливающие документы - документы, подтверждающие возникновение права). При государственной регистрации объекту присваивается уникальный номер в соответствующем реестре, регистре или кадастре, который указывается в правоудостоверяющих документах и служит дополнительным способом идентификации зарегистрированного объекта. В большинстве случаев порядок регистрации предполагает ведение реестров, регистров и кадастров как на бумажном, так и на электронном носителе. Электронный носитель упрощает поиск зарегистрированных объектов, а в случае расхождения данных электронной и бумажной формы приоритет отдается данным в бумажном виде.

5. Общая характеристика регистрационного производства. В регистрационном производстве чаще всего принимают участие два субъекта - лицо, которое желает зарегистрировать объект, подлежащий регистрации, и государственный орган, осуществляющий такую регистрацию. В некоторых случаях цели обеспечения прав и охраняемых законом интересов могут предусматривать участие и других лиц - например, прежнего правообладателя, информация о котором подлежит исключению из реестра или регистра (освобожденный от должности директор юридического лица, собственник имущества, передавший это имущество по сделке и т.п.) Обязанность регистрации может возникать вследствие наступления какого-либо обстоятельства (например, приобретения объекта), однако административная процедура регистрации всегда возникает по инициативе лица, обращающегося за регистрацией и не может исходить от регистрирующего органа. Государственная регистрация обычно состоит из следующих стадий. Стадия инициирования процедуры регистрации - обращения с просьбой о регистрации, представление всех необходимых документов, их прием, первичная проверка полноты и правильности оформления и подтверждение приема. Стадия анализа и юридической экспертизы документов, в том числе проверка реестра, регистра или кадастра на предмет записей, опровергающих представленные документы. Проверка документов производится в отношении полноты и непротиворечивости сведений. В отношении регистрируемых объектов не предполагается проведение фактических проверок - все данные о безопасности обеспечиваются представлением необходимых документов о сертификации. В случае возникновения сомнений в подлинности представленных документов возможно также наличие дополнительной стадии - приостановления регистрации для проведения экспертизы, которая проводится также в отношении представленных документов. Завершающей стадией выступает принятие решения о регистрации, внесение данных в реестр, регистр или кадастр и выдача заявителю документа, подтверждающего регистрацию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 694; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.219.233.54 (0.006 с.)