Соотношение должностей и званий государственной службы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение должностей и званий государственной службы.



Раскрывая определения каждого вида службы, было отмечено, что для их разграничения в качестве существенного признака указывается занятие должности государственной службы, но при исполнении воинской должности присваиваются воинские звания, должности государственной гражданской службы - классные чины, а должности правоохранительной службы - специальные звания и классные чины. Для занятия любой из должностей государственной службы претендент должен соответствовать квалификационным требованиям, а наличие определенного классного чина или звания свидетельствует о том, что государственной служащий обладает соответствующей квалификацией (это и образование, и стаж, и другие необходимые качества, например, социальная компетентность (умение работать в коллективе, исполнительность, пунктуальность и др.). В ст. 13 ФЗ "О системе" сформулированы общие для всех видов службы условия присвоения и сохранения чинов и званий. Согласно этой норме присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания государственному служащему производится в соответствии с замещаемой должностью государственной службы. Однако и при освобождении от замещаемой должности за лицом сохраняется звание или чин, что позволяет ему при переводе или поступлении на другой вид службы претендовать на должность соответствующую его званию или чину, поскольку Президент России своим указом должен установить соотношение между классными чинами, дипломатическими рангами, воинскими и специальными званиями. Действующее законодательство устанавливает соотношение между должностями государственной службы и классными чинами или званиями. В частности, в ст. 11 ФЗ "О гражданской государственной службе" установлено соотношение между классными чинами и группами должностей гражданской службы. В зависимости от классного чина присвоение осуществляется либо представителем нанимателя гражданского служащего либо Правительством РФ либо Президентом РФ.

11. Понятие "государственного служащего" и соотношение понятий "государственный служащий" и "должностное лицо" и "представитель власти".

В законе "О системе государственной службы" содержатся самостоятельные определения федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ, но к общим признакам государственных служащих независимо от уровня службы относятся: осуществление деятельности на профессиональной основе, занятие должности государственной службы, получение денежного содержания (вознаграждения. довольствия) за счет средств государственного бюджета, в зависимости от уровня службы. В современной литературе, посвященной проблемам государственной службы, по прежнему значительное внимание уделяется выделению из общего числа государственных служащих должностных лиц и представителей власти. Уже на протяжении многих десятков лет в рамках различных отраслей права (уголовного, административного, трудового) проводятся исследования проблем определения понятия "должностное лицо". В нормативно-правовых актах одним из отличительных признаков должностных лиц признается осуществление полномочий представителя власти (распорядительные полномочия в отношении не подчиненных по службе субъектов), организационно-распорядительных или административно - хозяйственных функций. Под функцией представителя власти понимается наделение распорядительными полномочиями в отношении не подчиненных по службе субъектов. В настоящее время определение должностного лица конструируется в зависимости от задач конкретной отрасли права (см., напр., примечание к ст. 285 УК РФ). Необходимо отметить, что должностными лицами в уголовном праве признаются не только государственные служащие Российской Федерации, но и служащие органов местного самоуправления и государственных и муниципальных организаций, которые осуществляют перечисленные функции. Неопределенность в установлении объема содержания таких категорий как организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции до сих пор ведет к неоднозначной правоприменительной практике, поскольку в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" закреплен лишь приблизительный перечень полномочий, характеризующих указанные функции. В административном праве определение должностного лица, закрепленное в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ (в отличие от УК РФ, в нем речь идет не только о государственных и муниципальных учреждениях, но и о государственных и муниципальных организациях, а функции перечислены те же), распространяется только на отношения по привлечению к административной ответственности. В отличие от уголовного законодательства содержание перечисленных в определении функций не уточняется ни в иных нормативных актах, ни в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ. Определения понятия "должностное лицо" даются в Федеральных законах от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и от 21 июля 1997 г. "О службе в таможенных органах Российской Федерации", однако это сделано для специальных целей правового регулирования этих актов. В настоящее время в иных федеральных законах, регулирующих вопросы государственной службы, определение понятия "должностное лицо" отсутствует. Позиция законодателя не выделять должностных лиц в качестве специальных субъектов государственно-служебных отношений представляется принципиальной и имеет под собой определенные основания. В России была выбрана модель государственной службы, включающая в число государственных служащих тех, кто работает в государственных органах. В целях дифференциации мер и порядка привлечения к ответственности возникла практическая потребность нормативно обозначить среди государственных служащих круг лиц, наделенных полномочиями по совершению юридически значимых действий, влекущих правовые последствия, т.е. должностных лиц. В нормативно-правовых актах в качестве подконтрольного субъекта, субъекта привлечения к ответственности, субъекта, чьи действия могут быть обжалованы, и т.п. указываются, как правило, должностные лица государственных органов, а не государственные служащие. В частности, в ст. 53 Конституции РФ закреплено право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) должностных лиц органов государственной власти. Сложно согласиться с тем, что в Конституции РФ преднамеренно не установлена ответственность государства за незаконные действия (или бездействия) государственных служащих - не должностных лиц. В настоящее время круг государственных служащих по сравнению с советской моделью существенно сужен. В связи с вышеизложенным, встает вопрос о цели выделения среди государственных служащих Российской Федерации должностных лиц. Согласно нормативной конструкции, заложенной в УК РФ и КоАП РФ, в число должностных лиц входят представители власти - лица, наделенные распорядительными полномочиями в отношении граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от них. Однако современное законодательство различает юридические категории "представитель власти" и "функции представителя власти". Как уже ранее упоминалось, в УК РФ и КоАП РФ речь идет о "функциях представителя власти". "Представитель власти" упоминается в основном, как особый субъект, находящийся под защитой и охраной государства в силу его особых властных полномочий по отношению к гражданам и организациям. И лишь в ст. 315 УК РФ и в ст. 38 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 8 января 1997 г. (далее - УИК РФ) "представитель власти" выделен в качестве самостоятельного субъекта юридической ответственности. Как правило, представители власти являются государственными служащими, и только в исключительных случаях негосударственные служащие наделяются распорядительными полномочиями в отношении не подчиненных им по службе лиц.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.006 с.)