Особенности правосубъектности в административном праве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности правосубъектности в административном праве.



В отличие от гражданского и других отраслей частного права, в административном праве не существует общего понятия административной правосубъектности, единых условий допуска лиц к участию в административных правоотношениях. Для каждого вида административных правоотношений установлены особые, специфические условия приобретения правоспособности. Помимо того, что в действующем законодательстве не существует правовых норм, которые бы определяли общие условия административной правосубъектности, их существование в принципе невозможно в силу следующих причин. Во-первых, в отличие от гражданского права, "каждая сторона публичного правоотношения находится в особом правовом режиме" (Кобалевский, с.23), т.е. принципы правового регулирования правоспособности властных субъектов и частных лиц значительно различаются. Принципиально невозможно установить общие правила приобретения правоспособности для государственного органа и для юридического лица. К числу различий относится, в частности, общезапретительный принцип для государственных органов (можно только то, что прямо разрешено) и общедозволительный принцип для частных лиц (можно все, что прямо не запрещено). Соответственно государственный орган может участвовать только в тех отношениях, участие в которых ему прямо предписано компетенцией, а частное лицо может вступать в различные правоотношения, зачастую - по собственному желанию. Кроме того, участие государственных органов в публичных правоотношениях определяется публично-правовыми целями его деятельности, лежащими в русле тех общих целей и задач, которые стоят перед государством. Во-вторых, в каждом административном правоотношении существует настолько существенная специфика, что выработать единые условия вступления в правоотношения невозможно. По отношению к государственным органам это наиболее очевидно. Правоспособность государственного органа в публичных правоотношениях определяется его компетенцией. Орган может вступать в административные правоотношения только в случае, если ему предоставлены соответствующие полномочия. Компетенция четко определяет, в каких именно областях и какие именно функции осуществляет государственный орган. Не менее важно это обстоятельство и для частных лиц. Требования, которым необходимо отвечать для вступления в административные правоотношения, могут лежать в совершенно различных областях. Для граждан это может быть возраст (в одних административных правоотношениях, напр., при получении паспорта - 14 лет, в других, напр., при привлечении к административной ответственности, - 16 лет, в третьих, напр., при получении разрешения на ношение оружия - 18 лет), проживание на определенной территории (для отношений государственной регистрации или получения паспорта), гражданство (для отношений государственной службы) и т.д. Для организаций в некоторых административных отношениях достаточно организационной обособленности. Например, организатором митинга может быть любое, в том числе незарегистрированное общественное объединение, а участником налоговых отношений - филиал либо представительство юридического лица. В других отношениях (напр., для получения лицензии или для регистрации права собственности на недвижимое имущество) организации необходима государственная регистрация в качестве юридического лица, статус субъекта гражданского права. Чаще всего наличие статуса субъекта гражданских правоотношений необходимо для наличия административной правоспособности в тех административных отношениях, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности - т.е. государственным контролем за безопасностью предпринимательской деятельности. Налоговые правоотношения, правда, представляют собой исключение из этого общего правила. Все это не означает, что в административном праве вообще нужно отказаться от категории правосубъектности. Условия, которые позволяют лицу участвовать в тех или иных административных правоотношениях, могут быть сформулированы как правосубъектность в лицензионных отношениях, отношениях по регистрации права на недвижимое имущество и т.д. Кроме того, в административном праве не следует различать право- и дееспособность. Если для гражданского права характерна по общему правилу возможность восполнения пороков дееспособности с помощью дееспособности других лиц, то в административных правоотношениях, как правило, права и обязанности устанавливаются непосредственно для участника правоотношения, а следовательно, по общему правилу не допускается его замена другими лицами. Например, природа административных отношений по получению паспорта допускает возможность только личного обращения для его получения. Отсутствие возможности самостоятельно реализовать какое-нибудь право означает отсутствие самого права, так как оно в принципе не может быть реализовано. Какой смысл считать, например, что гражданин имеет право получить паспорт с самого рождения, если он сможет реализовать это право только в 14 лет. Правильнее считать, что право возникнет одновременно с возможностью его реализации, по достижении 14 лет. Если же речь идет, например, о регистрации несовершеннолетнего по месту жительства на основании заявления его родителей, то формулировка нормативных актов предполагает возложение обязанности подать такое заявление не на несовершеннолетнего, а непосредственно на его родителей или лиц, их заменяющих. В этом случае родители реализуют свою административно-правовую обязанность, а не обязанность несовершеннолетнего. Само понятие дееспособности в административном праве практически не используется. Это означает, что чаще всего не предусматривается каких-то административно-правовых последствий признания лица недееспособным. Если административные отношения складываются по поводу осуществления какой-то деятельности, носящей частно-правовой характер (например, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя и получение лицензии на осуществление какой-нибудь экономической деятельности), то недееспособность делает участие в административных правоотношениях бессмысленным, так как сама деятельность, ради которой предполагается вступление в административные отношения, не может осуществляться. Правда, и в этом случае формальных препятствий наделения административной правосубъектностью недееспособных законодательство не содержит, т.е недееспособность не учитывается вообще. Исключение составляют ситуации, когда закон предусматривает, что административная обязанность должна исполняться родителями или опекунами несовершеннолетнего (напр., ст. 51 Налогового кодекса РФ). При привлечении к административной ответственности, как и в уголовном праве, фигурирует невменяемость (ст. 2.8 КоАП), по юридическим и медицинским особенностям неравная недееспособности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.004 с.)