Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Судебный и внесудебный порядок обжалования нормативно-правовых актов, действий и решений органов государственной власти, должностных лиц и государственных служащих.
В течение долгих лет в советском праве обжалование действий и решений государственных органов и должностных лиц, в том числе обжалование нормативных правовых актов, допускалось по общему правилу в административном порядке, и лишь как исключение, в случаях, прямо указанных в законе - в судебном порядке. Демократические перемены конца 1980-1990-х гг. привели к пересмотру этого принципа. Исключение судебного контроля за большинством действий государственной администрации не соответствует представлениям о демократическом правовом государстве, в котором реализация принципа разделения властей предполагает независимый, судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти. В Законе СССР от 02.11.1989 N 719-1 "О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан" (Ведомости СНД и ВС СССР. 1989. N 22. Ст. 416) еще допускался запрет на обжалование тех действий и решений, в отношении которых установлен иной порядок обжалования. Однако в Законе РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27.04.1993 N 4866-1 (Ведомости СНД и ВС РФ.1993. N 19. Ст. 685) такой оговорки уже не было. Это заставляет говорить о появлении в российском законодательстве с 1993 года общей клаузулы о возможности обжалования в суд любых решений, актов и действий государственных органов и должностных лиц. Более того, ст.4 Закона РФ от 27.04.1993 N 4866-1 допускает обжалование в суд также действий государственных служащих и действий либо решений предприятий, учреждений и организаций, в частности, государственных учреждений и государственных предприятий, выполняющих публичные функции (например, оказание государственных услуг). Административный порядок в настоящее время выступает возможной альтернативой судебному, и во всех случаях выбор порядка остается за самим лицом, подающим жалобу. По смыслу правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Постановлениях от 24.10.1996 17-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах"" (СЗ РФ. 1996. N 45. Ст. 5202), от 17.12.1996 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции"" (СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 197) и ряде других постановлений это право в равной степени распространяется как на граждан, подающих индивидуальные жалобы, так и на юридических лиц, которые в этом случае признаются объединениями граждан. Административный порядок обжалования в нашей стране долгое время был единственно возможным. При этом в первые годы советской власти был создан специализированный орган административного рассмотрения жалоб - Наркомат государственного контроля (Рабоче-крестьянская инспекция, Рабкрин), и его особое подразделение - Бюро приема заявлений о неправильных действиях, злоупотреблениях и правонарушениях должностных лиц для рассмотрения этих заявлений государственным контролем (Декрет ВЦИК от 9.04.1919 // Собр. Узак. 1919. 12. ст.122). Однако постепенно компетенция специального органа по разбору жалоб уступила место рассмотрению жалоб в порядке общей подчиненности. Принцип ведомственного контроля начал получить закрепление с 13 апреля 1933 года, когда появилось Постановление Президиума ЦИК СССР "О рассмотрении жалоб трудящихся и принятии по ним необходимых мер". В результате была выработана общая система, которая сохраняется в нашем законодательстве до настоящего времени - система инстанций для обжалования совпадает с административно-иерархической лестницей подчиненности государственных органов. При этом административно-правовой наукой было выработано понятие общей и специальной жалобы (см. 5). В действующем законодательстве право административной жалобы с материально-правовой точки зрения (установление права на обжалования, определение круга тех действий и решений, которые могут быть обжалованы и инстанционность) установлена той же ст.4 Закона РФ от 27.04.1993 N 4866-1. По этому вопросу закон явно выходит за пределы предмета своего регулирования, однако остается единственным нормативно-правовым актом, устанавливающим право на административное обжалование. Именно в этом отношении представляет правовую ценность сохранение этим законом юридической силы, поскольку его положения в отношении судебного порядка обжалования полностью воспроизведены нормами ГПК РФ (Главы 23-25). Процедурные нормы в отношении порядка рассмотрения административных жалоб установлены положениями Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", который регламентирует порядок рассмотрения жалобы как один из случаев обращения гражданина в государственный орган. Нельзя не обратить внимание, что по объему правового регулирования материальный и процедурный закон не совпадают: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ регулирует только порядок рассмотрения жалоб в государственные органы и органы местного самоуправления. Материально-правовые нормы Закона РФ от 27.04.1993 N 4866-1 в части установления права на обжалование действий и решений работников учреждений и предприятий вышестоящим должностным лицам остаются без законодательно регламентированной процедуры их реализации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.004 с.) |