I. Деятельность по оказанию государственных услуг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Деятельность по оказанию государственных услуг.



1. Понятие государственной услуги. Понятие государственной услуги в действующих нормативно-правовых актах не определено, что порождает многочисленные споры о признаках государственных услуг. Анализ правового регулирования оказания государственных услуг позволяет выделить следующие их признаки: оказание гражданам и организациям в рамках реализации социальной политики государства, оказание от имени государства организациями, созданными и финансируемыми государством, оказание по исчерпывающему перечню, определенному действующим законодательством. С экономической точки зрения услуга представляет собой неовеществленный результат какой-либо деятельности, представляющий собой благо для его приобретателя. Попытки разграничить государственные услуги и услуги как объекты гражданских прав представляется малоперспективным, как и деление услуг на гражданско-правовые и публично-правовые. Выделение государственных услуг осуществляется не по критерию их имущественного либо неимущественного характера, поскольку по экономическому содержанию деятельность по оказанию государственных и негосударственных услуг неразличима. Выделение государственных услуг опирается на перечисленные критерии социальной значимости и субъекта их оказания, а сам режим оказания может регулироваться как нормами гражданского, так и нормами административного права. И в том, и в другом случае вступление в отношения по оказанию государственных услуг будет обязательно для организации, действующей от имени государства, и необязательно для адресата услуги. Однако при административно-правовом регулировании основанием для получения услуги будет не договор, определяющий условия и объем оказываемых услуг, а непосредственно установленная нормами публичного права обязанность по оказанию услуги. Таким образом, возможно существование публично-правовых и частно-правовых государственных услуг. Вместе с тем оказание государственных услуг в режиме частного права представляется исключением, а в публично-правовом - общим правилом. Таким образом, государственную услугу можно определить как предоставление в случаях, установленных законом, гражданам социально значимых благ в виде неовеществленного результата деятельности государственных организаций, созданных и финансируемых за счет средств государственного бюджета и реализующих от имени государства политику в социальной сфере, направленную на обеспечение реализации конституционных и законодательно гарантированных прав граждан.

2. Условия, требующие оказания государственных услуг. Государство не должно стремиться к расширению сферы оказания государственных услуг, поскольку в каждом подобном случае имеет место ограничение свободной экономической конкуренции, и если без участия государства, в условиях обычного гражданского оборота общественные потребности в получении услуг обеспечиваются, то необходимости участия государства не возникает. Государству необходимо обеспечивать оказание услуг в тех случаях, когда общественные потребности: имеют социальное значение (связаны с реализацией конституционных прав граждан, имеют решающее значение для социального, в том числе экономического развития страны и т.п.), либо не покрываются или не могут покрываться в режиме свободной конкуренции ввиду объективных причин (экономической нерентабельности оказания транспортных услуг или услуг связи в сельской местности), либо государство не может допустить риск неоказания таких услуг (медицинских, образовательных или коммунальных услуг). Наличие этих условий требует от государства предусмотреть на законодательном уровне оказание государственных услуг и предоставить необходимые полномочия государственных органов либо по самостоятельному оказанию либо по созданию государственных учреждений или предприятий для оказания этих услуг.

3. Виды государственных услуг. Классификация государственных услуг возможна по различным критериям. Во-первых, можно делить государственные услуги на (1) оказываемые непосредственно органами государственной власти (например, органами социальной защиты населения или органами по трудоустройству и занятости) и (2) оказываемые специально созданными для этого государственными учреждениями и государственными предприятиями, подведомственными соответствующим органам исполнительной власти (например, государственными школами и университетами). Во-вторых, по сфере оказания государственных услуг в соответствии с общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН, введенный Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163// М., "Издательство стандартов", 1994) можно определить примерный круг государственных услуг, заданный целями обеспечения конституционных прав граждан в Российской Федерации: социальные услуги, услуги в области трудоустройства и занятости, услуги образования, медицинские и оздоровительные услуги, транспортные услуги, услуги связи (почты) коммунальные услуги, услуги учреждений культуры (библиотек, музеев, театров), ритуальные услуги, ветеринарные услуги. Наконец, в-третьих, в ряде нормативных правовых актов подзаконного уровня используется понятие массовых общественно значимых государственных услуг. Очевидно, что с точки зрения организации оказания государственных услуг общественные потребности в той или иной услуге имеют чрезвычайно важное значение и могут быть основанием для установления разного правового режима оказания таких услуг.

4. Платность государственных услуг. Условия оплаты государственных услуг могут носить различный характер. Государственные услуги могут оказываться бесплатно или за нормативно установленную плату. Эта плата по своему размеру должна быть экономически обоснована расходами на обеспечение оказания услуги, следовательно, размер её может различаться в зависимости от размеров оказываемой услуги. Платность государственной услуги в первую очередь обеспечивает защиту от чрезмерного потребления этой услуги, однако её уровень должен ограничиваться покрытием расходов и в любом случае не должен предполагать извлечение прибыли государством, так как это недопустимо для социально значимой деятельности. Доминирующим фактором должно быть обеспечение доступности получаемой услуги; это должно быть основной целью государства, и ради достижения этой цели государство в определенных ситуациях обязано понижать размер платы ниже экономической рентабельности. Поскольку обращение за государственной услугой юридически не обязательно для гражданина, плата за такую услугу не может расцениваться как обязательный платеж.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.199.212.254 (0.005 с.)