Особенности правотворчества органов исполнительной власти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности правотворчества органов исполнительной власти.



Нормативные правовые акты органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение законов, актов Президента РФ и нормативных актов вышестоящих органов исполнительной власти. Правотворчество органов исполнительной власти носит подзаконный характер. Подзаконность акта исполнительной власти означает, что он издается во исполнение закона и что его юридическая сила ниже, чем закона, поскольку он принимается на основе и в соответствии с действующими законами. Правовыми актами органов исполнительной власти: обеспечивается механизм реализации конституционного статуса граждан и общественных объединений; конкретизируются нормы высшей юридической силы, т.е. содержащиеся в законодательных актах; определяются типовые правила поведения в сфере государственного управления; проводятся в жизнь социально-экономические программы; определяется организационно-правовой статус звеньев исполнительного аппарата; устанавливаются необходимые ограничения и запреты, возлагаются специальные обязанности или предоставляются специальные права, реализуемые в сфере государственного управления; определяется порядок совершения определенных действий (процедур) исполнительно-распорядительного характера; формируются основные линии взаимодействия различных участников управленческих отношений; осуществляется охрана установленного в сфере государственного управления порядка отношений. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими органами исполнительной власти, иными органами (организациями) или одним из них по согласованию с другими. Нормативный правовой акт считается изданным совместно, если он подписан (утвержден) руководителями (лицами, исполняющими обязанности руководителей) нескольких федеральных органов исполнительной власти и иных органов (организаций). Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера подлежат государственной регистрации.

8. Условия предоставления органам исполнительной власти полномочий по изданию нормативных правовых актов.

Полномочия исполнительных органов (должностных лиц) по изданию нормативных административных актов определяются закрепленной за ними в официальном порядке компетенцией. Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти РФ Конституцией РФ наделено определенными полномочиями. Так, в соответствии со статьей 114 Конституции РФ Правительство РФ: разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации. Для исполнения указанных полномочий Правительство РФ вправе издавать постановления и распоряжения. Статьей 28 Федерального конституционного закона РФ "О Правительстве Российской Федерации" определен перечень вопросов, решения по которым должны приниматься исключительно на заседаниях Правительства РФ. По другим вопросам Правительство РФ вправе передавать свои полномочия федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти. При этом компетенция министерств и иных федеральных органов исполнительной власти устанавливается положениями о министерствах и этих органах, утверждаемых Правительством РФ. Таким образом, и право издания правовых актов передается указанным федеральным органам исполнительной власти в соответствии с переданными им полномочиями. Аналогичный порядок предоставления исполнительным органам государственной власти полномочий по изданию нормативных правовых актов действует и на уровне субъектов РФ.

9. Субъекты издания нормативных административных актов.

Субъектами издания нормативных административных актов являются: Президент РФ - издает указы и распоряжения; Правительство РФ - издает постановления и распоряжения; федеральные органы исполнительной власти - издают постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения; высшее должностное лицо субъекта РФ - издает указы (постановления) и распоряжения; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ - издает постановления и распоряжения; органы исполнительной власти субъекта РФ, обладающие специальной компетенцией - издают постановления, распоряжения, приказы, регламенты, правила, положения, указания.

Требования к нормативным административным актам и последствия их несоблюдения.

Действие нормативного административного акта возможно при наличии у него юридической силы. Под юридической силой административного акта понимается реальность практического использования данной правовой формы управленческих действий в рамках системы публичного управления. Юридическая сила показывает способность административного акта выступать в роли нормативного регулятора управленческих отношений, а также решать задачи государственного управления и его функции. Условием юридической силы административного акта является соответствие установленным требованиям, предъявляемым как к его юридическому содержанию, так и к порядку принятия (издания). С позиции юридического содержания нормативный административный акт должен отвечать следующим требованиям: соответствовать Конституции РФ, действующему законодательству; основываться на разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ; учитывать правовые акты вышестоящих исполнительных органов власти; издаваться органом исполнительной власти (должностным лицом) в рамках его компетенции; издаваться с соблюдением установленной для таких актов формы и процедуры подготовки, принятия и издания; административный акт не должен ограничивать либо нарушать установленные действующим законодательством права и законные интересы граждан и негосударственных формирований. К порядку издания административных актов предъявляются требования о согласовании актов с заинтересованными лицами, о наличии реквизитов и т.п. Несоблюдение установленных требований к нормативным административным актам может повлечь за собой их отмену или приостановление их действия или их исполнения. Отмена административного акта может быть осуществлена как субъектами управления, которые приняли данный акт (либо вышестоящими органами), так и органами, имеющими право отмены административного акта в случае его противоречия действующему законодательству. Нормативные административные акты могут быть признаны недействующими в судах. Конституционным судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ, судами общей юрисдикции, арбитражными судами административный акт может быть признан не соответствующим Конституции РФ и федеральным законам. В Конституционном Суде РФ это влечет признание акта недействительным (с момента издания оспариваемого акта), а в других судах - признание недействующим (после вступления решения суда в силу). Приостановление действия или исполнения административного акта представляет собой временное прекращение действия акта до решения этого вопроса соответствующим органом. Например, Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам.

11. Порядок издания нормативных правовых актов.

В производстве по изданию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти выделяют следующие стадии: Подготовка проекта административного акта. На этой стадии определяется срок подготовки проекта административного акта и ведется его разработка одним из органов исполнительной власти. Определение структуры проекта административного акта, которая должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования, и его обсуждение. Подготовка предложений об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей в связи с изданием нового административного акта. Согласование проекта нормативного правового акта с ведомствами и должностными лицами, чья компетенция затрагивается этим нормативным актом. Утверждение нормативного административного акта уполномоченным должностным лицом органа исполнительной власти. Подписанный акт должен иметь следующие реквизиты: наименование органа, издавшего акт; наименование вида акта и его название; дата подписания акта и его номер; наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт. Государственная регистрация нормативного правового акта. Направление принятого (утвержденного) административного акта в Министерство юстиции РФ для его государственной регистрации (если в силу действия специальных нормативных актов это обязательно). Официальное опубликование административного акта и вступление его в силу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.217.228 (0.006 с.)