Система государственной службы в Российской Федерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система государственной службы в Российской Федерации.



Принципиальным нововведением проводимой реформы государственной службы является введение системы государственной службы. В настоящее время система государственной службы включает в себя три вида: государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба (п. 1 ст. 2 ФЗ "О системе"). Несмотря на то, что вплоть до принятия ФЗ "О системе" вопрос о нормативной регламентации видов государственной службы и их соотношении не имел четких очертаний, ученые активно выдвигали свои предложения по видовому делению государственной службы. Еще в работах А.Е. Лунева, С.С. Студеникина, Н.П. Поборчей, В.М. Манохина и многих ученых других военная (воинская) служба рассматривалась как самостоятельная разновидность советской службы. В постсоветский период одним из первых в литературе свое деление на виды (гражданскую и милитаризованную (военную и военизированную) государственную службу) предложил Д.Н. Бахрах (Бахрах Д.Н. Государственная служба в Российской Федерации. Екатеринбург. 1995. С. 21). В основу видовой классификации взят, в первую очередь, функциональный признак, т.е. виды службы отличаются по тому, какие функции государства осуществляются на должностях государственной службы. До принятия ФЗ "О системе" государственная гражданская служба формально не выделялась в самостоятельный вид службы. Отличительная особенность законодательного определения государственной гражданской службы по сравнению с другими видами, на наш взгляд, заключается в отсутствии конкретизации ее функций, т.е. в законе не сказано обеспечение каких именно полномочий государственных органов и государственных должностей является гражданской службой. Можно сказать, что гражданской государственной службой является служба не отнесенная ни к военной ни к правоохранительной государственной службы. Необходимо отметить, что такой подход к определению гражданской службы является своего рода исторической традицией, поскольку в дореволюционном законодательстве гражданской (статской) службой считалась служба, не являвшаяся военной или придворной. Выбранная модель системы государственной службы является вполне оптимальной, но только при условии однозначного определения военной и правоохранительной службы. В настоящее время лишь по отсутствию у служащего воинского, специального звания или классного чина, а также при указании наименования занимаемой им должности в перечне должностей федеральной государственной гражданской службы или в реестре должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации деятельность служащего признается государственной гражданской службой. Определения военной службы закреплены в ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе" (далее - ФЗ "О воинской обязанности") и в ст. 6 ФЗ "О системе". В качестве отличительных признаков военной службы в определении перечисляются функции государства, которые военная служба обеспечивает, органы и организации в которых могут учреждаться воинские должности, а "каждой воинской должности должно соответствовать одно воинское звание" (п. 2 ст. 42 ФЗ "О воинской обязанности"). Воинские звания присваиваются военнослужащим в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, однако само по себе наличие воинского звания не предполагает, что замещаемая государственным служащим должность является военной. Ст. 6 ФЗ "О системе" применяется со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы, регулирующие вопросы прохождения военной службы. Наиболее неоднозначным с точки зрения формальной определенности и научной проработанности вопроса является выделение правоохранительной службы. В нормативном определении правоохранительной службы, закрепленном в ст. 7 ФЗ "О системе" перечислены не однопорядковые функции. Например, деятельность по борьбе с преступностью является составной частью деятельности по обеспечению законности и правопорядка. А обеспечение законности и правопорядка, в свою очередь, напрямую связано с обеспечением безопасности. Нельзя не обратить внимание на то, что деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина одновременно указана в числе основных принципов всей системы государственной службы. К сожалению, функции государства, перечисленные в определении понятия "правоохранительная служба", не позволяют четко отграничить правоохранительную деятельность от иных видов государственной деятельности. Поскольку определение, закрепленное в ст. 7 ФЗ "О системе" вступит в силу после принятия федерального закона о правоохранительной службе, то, изучив действующие нормативные правовые акты, можно сказать, что к должностям правоохранительной службы в смысле ст. 7 ФЗ "О системе" могут быть отнесены должности в органах внутренних дел Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации, прокуратуре, должности, учрежденные для обеспечения пожарной безопасности (МЧС РФ) и ряд других. Однако, пока не принят ФЗ "О правоохранительной службе", в ряде органов учреждаются должности только военной и гражданской государственной службы (например, ФСБ РФ, МЧС РФ и некоторые другие). Здесь же необходимо отметить, что признанная в научной литературе и учебной дисциплине "Правоохранительные органы" система правоохранительных органов вовсе не означает, что служба в органах (организациях) перечисленных в учебниках как правоохранительные, относится к правоохранительной. Например, деятельность сотрудников аппаратов судов, судебных приставов - исполнителей - гражданская служба, хотя органы традиционно включаются в правоохранительную систему. А исполнение должностей в военной прокуратуре и военных судах - военная служба. Система государственной службы помимо видов состоит и из уровней, что обусловлено федеративным устройством России и разграничением предметов ведения между федеральным уровнем и уровнем субъектов федерации. Согласно ст. ФЗ "О системе" на уровне субъекта федерации может учреждаться только государственная гражданская служба субъекта, хотя согласно ст. 72 Конституции РФ обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ. И, наконец, изменение системы государственной службы возможно только путем внесения соответствующих изменений в ФЗ "О системе" (ст. ч.3 ст. 2 ФЗ "О системе")



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.004 с.)