Функции президента рф в сфере исполнительной власти и его взаимоотношения с органами исполнительной власти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции президента рф в сфере исполнительной власти и его взаимоотношения с органами исполнительной власти.



Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией находится вне системы разделения властей и является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем, Президент обладает значительными полномочиями во взаимодействии с исполнительной властью. Прежде вновь избранный Президент в обязательном порядке формирует новый состав Правительства, для чего в Конституции предусмотрено сложение полномочий Правительства перед вновь избранным Президентом. Президент также обладает исключительным полномочием на принятие решения об отставке Правительства. Правительство формируется Президентом с участием государственной Думы и Председателя Правительства. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы, а заместители председателя Правительства и федеральные министры - по предложению Председателя Правительства. Президент также определяет структуру федеральных органов исполнительной власти, которая в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.01.1999 2-П представляет собой перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством Российской Федерации возложенных на него задач и полномочий. В указанном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации признал право Президента Российской Федерации своим указом определять систему федеральных органов исполнительной власти, то есть виды федеральных органов исполнительной власти, различающиеся своим правовым статусом. Таким правом Президент Российской Федерации обладает впредь до издания соответствующего федерального закона, который не издан до настоящего времени. Президент Российской Федерации также непосредственно руководит деятельностью органов исполнительной власти, перечисленных в ст. 32 Федерального конституционного закона "О Правительстве РФ", утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации. Кроме того, Президент Российской Федерации участвует в назначении руководителей государственных органов, формально, не относящихся к федеральным органам исполнительной власти, однако осуществляющих государственное управление. Так Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; представляет Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации. Что касается взаимоотношений Президента с федеральными органами исполнительной власти, его полномочия в данной сфере также являются значительными. Указы Президента Российской Федерации обязательны для Правительства и иных федеральных органов исполнительной власти. Более того, на практике Президент Российской Федерации дает поручения Правительству, а также отдельным федеральным министрам и руководителям иных органов исполнительной власти. Такое право прямо не предусмотрено Конституцией, однако никем не оспаривается. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что Президент Российской Федерации является фактическим руководителем исполнительной власти. 6. Административно-правовой статус отдельных федеральных органов исполнительной власти. 6.1. Правительство РФ. Правительство Российской Федерации - это коллегиальный орган общей компетенции, высший орган исполнительной власти Российской Федерации. Правовой статус Правительства РФ определяется Конституцией РФ (глава 6) и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ. Основные правила организации деятельности в Регламенте Правительства Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 10.06.2004 260). По общему правилу, Правительство РФ руководит деятельностью всех федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство которыми осуществляет Президент РФ; деятельность этих органов Правительство РФ координирует. Руководство Правительства распространяется на федеральные органы, действующие, прежде всего, в экономической и социально-культурной сферах, руководство Президента - на федеральные ведомства, управляющие главным образом административно-политической сферой, и на само Правительство. В отношении подчиненных ему органов Правительство РФ осуществляет общий контроль за их деятельностью, вправе определять статус этих органов, утверждая положения о них, вправе назначать руководителей этих органов. Правительство осуществляет полномочия во всех сферах реализации исполнительной власти, в экономической и социально-культурной сферах, в сферах административно-политической деятельности и внешней политики. Оно полностью отвечает за формирование, реализацию и результаты деятельности исполнительной власти. Правительство наделено общими полномочиями по координации работы всех федеральных органов исполнительной власти, разработке и обеспечению исполнения федерального бюджета, проведению единой государственной политики в финансовой, кредитной сферах, в сфере денежного обращения, в области культуры, науки, образования и здравоохранения, в сфере социального обеспечения и экологии, в сфере формирования федеральных целевых программ и обеспечения их реализации, а также при разработке экономических и социальных прогнозов и обеспечения их исполнения. Председатель Правительства РФ возглавляет Правительство. В соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ он определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Председатель Правительства РФ представляет Правительство Российской Федерации в России и за ее пределами, ведет заседание Правительства, обладая правом решающего голоса. Он подписывает правовые акты Правительства, представляет Президенту РФ предложения о поощрении министров и наложении на них взысканий. Заместитель Председателя Правительства РФ. Председатель Правительства Российской Федерации имеет трех заместителей, в том числе одного Первого заместителя. Заместители Председателя Правительства РФ могут одновременно быть министрами, возглавляя конкретные министерства, однако чаще всего они осуществляют исключительно координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, отвечая за определенную сферу полномочий Правительства. Федеральные министры как члены Правительства участвуют в подготовке его решений и обеспечивают их исполнение. Должность федерального министра предполагает, что лицо, её замещающее, одновременно выступает членом Правительства как коллегиального органа и на основах единоначалия руководит министерством - отраслевым органом исполнительной власти. Таким образом, одна и та же должность включена в структуру сразу двух органов исполнительной власти. В состав Правительства входит также руководитель Аппарата Правительства, имеющий ранг министра РФ. Президентом может быть введена должность федерального министра, не являющегося руководителем федерального министерства, т.е. министра без портфеля. Таким образом, практическое количество членов Правительства РФ определяется Президентом РФ. При осуществлении своих полномочий министры подотчетны Правительству, а по вопросам, отнесенным Конституцией РФ и федеральными законами к полномочиям Президента, и Президенту РФ. Президиум. Для решения оперативных вопросов Правительство РФ по предложению его Председателя может образовывать Президиум. Состав Президиума Правительства определяется самим Правительством. Заседания этого внутреннего рабочего органа Правительства проводятся по мере необходимости (обычно раз в неделю). Его решения принимаются большинством голосов и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства. Любое решение Президиума может быть отменено Правительством. 6.2. Федеральные министерства. Федеральные министерства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Федеральное министерство в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом (кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства Российской Федерации). Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр). Министерство координирует деятельность находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, а также государственных внебюджетных фондов, утверждает планы и показатели их деятельности, вносит в Правительство проекты нормативных актов об их деятельности, осуществляет контроль за их деятельностью и вправе отменять акты, противоречащие требованиям действующего законодательства. 6.3. Федеральные службы. Федеральные службы являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ или Федерального министерства РФ. Федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты и не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование (кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ), а федеральная служба по надзору также управление государственным имуществом и оказание платных услуг. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. В реализацию указанных полномочий федеральные службы издают индивидуальные правовые акты, осуществляют действия по контролю и надзору, регистрации актов, документов, прав, объектов, выдают разрешения (лицензии, свидетельства) на осуществление определенных видов деятельности. 6.4. Федеральные агентства. Федеральные агентства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ или Федерального министерства РФ. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентство в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты и не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также функции по контролю и надзору (кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ). Возможность нормотворчества, а в ряде случаев контрольные полномочия приводят к смешению административно-правового статуса служб и агентств. В реализацию указанных полномочий федеральные агентства издают индивидуальные правовые акты, осуществляют полномочия собственника федерального имущества, управление, находящимися в федеральной собственности акциями, оказывают услуги, имеющие определенную общественную значимость. Федеральное агентство ведет реестры, регистры и кадастры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.005 с.)