Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общее определение, функции и компоненты интонацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Интонация представляет собой один из важнейших компонентов языка. Вместе с тем она является и неотъемлемой составной частью речевой деятельности, представляя собой единство взаимосвязанных компонентов мелодики, длительности, интенсивности, темпа речи и тембра произнесения. «Интонацию в совокупности с ударением называют еще просодической системой языка» (Цейтлин, 2000: 67). Просодическая система языка относится к области нелинейных (супрасегментных) звуковых единиц (в отличие от линейных — сегментных). Если сегментные единицы непосредственно реализуют функцию смыслоразличения (дистинктивную), то супрасегментные, прежде всего, обеспечивают структурную организацию первых в рамках единств более высокого порядка (слогов в структуре слов, слов в структуре синтагмы и т. д.). Таким образом, по мнению В. Б. Касевича и Е. М. Ша-бельниковой (1979), основной функцией супрасегментных единиц может быть названа конститутивная. При этом авторы не отрицают наличие конститутивной функции и у сегментных единиц, которая, однако, отличается от таковой, характерной для супрасегментных единиц. В. Б. Касевич и Е. М. Шабельникова предлагают рассматривать конститутивные функции двоякого рода: собственно конститутивную («строящую»), свойственную сегментным единицам, и организующую, характерную для супрасегментных средств, кото- рые «как бы накладываются на сегментные, линейные, организуя их» (Цейтлин, 2000: 66). С интонации начинается речь ребенка. В дословесный период, который считается подготовительным к речевой деятельности, просодическая сторона языка напрямую связана с его эмоционально-экспрессивным аспектом, играющим в данный период ведущую роль. Интонация передает разнообразную информацию, позволяет опознать говорящего как индивида, судить о его эмоциональном состоянии, об оценке им ситуации, об отношении к сообщаемой и воспринимаемой информации и т. д. Ошибочно было бы считать, что разнообразные сведения, извлекаемые человеком в своей речевой практике из просодических характеристик (интонации), являются функциями интонации. Признавая функцией «данного языкового средства... его предназначенность для передачи соответствующей языковой категории» (Зиндер, 1978: 6), следует помнить, что передаваемая интонацией информация о личности говорящего, о принадлежности его к какому-либо языковому коллективу функцией интонации не является (М. В. Давыдов). «...Хотя мы по интонации можем узнать знакомого нам человека и определить его эмоциональное состояние (например, спокоен ли он или взволнован), это к функциям интонации не относится» (Там же: 7).
Поэтому под лингвистическими функциями интонации мы будем понимать только те, которые связаны с передачей определенных языковых категорий. В передаче этих языковых категорий просодические средства используются наряду со средствами лексико-грамматическими. Между ними существует связь, которая в той или иной мере подчиняется «закону замены», сформулированному А. М. Пешковским (1930). Однако это взаимодействие и возможность «замены» одних средств другими не умаляет роли интонации в речевой коммуникации. Можно сказать, что «последнее слово» остается за ней. Именно интонация «делает» предложение, содержащее императив, приказом или просьбой. Она же способна превратить в приказ или просьбу любое слово и любую грамматическую конструкцию. Интонация способна изменять до неузнаваемости значение слова. Так, ироническая или осуждающая интонация «переводит» слова с положительной коннотацией в их противоположность (см. Бондарко, Вольская, Кузнецов, Светозарова, Скрелин, 2000: 105). Говоря о функциях интонации, необходимо отметить, что в вопросе о выделении и характеристике функций интонации больших разногласий не существует. Разные позиции отмечаются лишь при рассмотрении языкового статуса тех или иных функций. В специальной литературе можно найти различные «наборы» функций интонации, существенно различающиеся в количественном отношении: от констатации единственной коммуникативной функции (к которой иногда добавляют эмоциональную) до перечисления целого ряда функций. Например, способность членить поток речи на предложения, организовать связь между ними, членить предложения на синтагмы, характеризовать их как конечные или неконечные (Л. Р. Зиндер). В качестве основной функции интонации современная лингвистика признает ее способность превращать назывные единицы языка (слова и словосочетания) в единицы коммуникативные (высказывания).
Мы придерживаемся понимания системы основных языковых функций интонации, разработанной Н. Д. Светозаро-вой. В ее работах эта система представлена как трехчастная, включающая в себя членение, оформление и выделение. Членение предполагает разделение некой последовательности слов паузами, оформление каждого получившегося отрезка изменениями просодических характеристик, что способствует установлению связей между этими отрезками даже при отсутствии их грамматического выражения. «В естественной речи объединение и членение происходит в строгом соответствии со смыслом передаваемого сообщения и обычно не противоречит семантическим и синтаксическим связям слов, однако именно интонационное членение и объединение выявляет и конкретизирует эти связи, при этом интонация обладает способностью отменить (или ослабить) синтаксически выраженные связи или создать связи, грамматически однозначно невыраженные» (Там же: 107). Интонационное членение и объединение осуществляется на различных уровнях. В связи с этим допустимо говорить об определенной интонационной цельности текста, о фоноабза-цах, о членении их на фразы, а их, в свою очередь, на синтагмы (в понимании Л. В. Щербы). Получившиеся при членении некой последовательности слов отрезки могут быть различно оформлены (по тону — нисходящий, нисходяще-восходящий и др.; по темпу — относительно быстрый, замедленный и т. д.). Различное оформление единиц членения (прежде всего, фраз и синтагм) обеспечивает передачу чрезвычайно значимой в коммуникативном отношении информации, которая традиционно выражается противопоставлением коммуникативных типов высказываний независимо от членения в длинных и коротких, расчлененных и нерасчлененных высказываниях Не существует высказывания, лишенного интонационного оформления и коммуникативно-эмоционального типа (Э. А. Пушикян). Объединение коммуникативного (в узком смысле этого слова) и эмоционального аспектов может вызвать возражения, поскольку в выделении эмоционального аспекта есть своя логика. Однако мы придерживаемся точки зрения, согласно которой нет принципиального различия между передачей противопоставления по цели высказывания и эмоциональными типами высказывания. И в том и в другом случае «...интонация выступает в качестве средства оформления высказывания как целого (независимо от его размера и структуры) и парадигматического противопоставления его другим типам высказываний» (Там же: 109). Если высказывание содержит не одно, а несколько знаменательных слов (а значит и понятий), его интонационная структура характеризует одновременно и его цельность, и его смысловую расчлененность. Это обеспечивается функцией интонации, называемой выделением, функцией выражения отношений между элементами целого через акцентирование этих элементов. Таким образом, при одном и том же типе членения и оформления разные высказывания могут противопоставляться с помощью выделения различных слов и характера этого выделения. Характеристика звуковых средств, использующихся в сфере интонации (компонентов интонации), с точки зрения их физиологической, акустической природы и восприятия приводится в работах многих исследователей (В. А. Артемо-ва, Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкой, Л. Р. Зиндер, Е. А. Брыз-гуновой, Н. Д. Светозаровой, А. К. Цеплитис и др.).
Большинство отечественных ученых традиционно понимают русскую интонацию как комплекс средств (в отличие от зарубежных исследований, сводящих интонацию преимущественно к ее высотному компоненту — мелодике). Комплекс просодических средств, выступающих в качестве плана выражения интонации, составляют мелодика, длительность, темп, интенсивность, пауза, просодический тембр. Степень участия в оформлении высказывания каждого из перечисленных компонентов различна. Мы же рассматриваем интонацию как одно из основных фонетических средств оформления речевого высказывания, как совокупность просодических компонентов, участвующих в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения. Основным компонентом интонации принято считать мелодику, или изменение во времени частоты основного тона голоса, воспринимаемое как изменение мелодической высоты. Этот компонент интонации «многомерен», так как включает в себя: «...направление изменения высоты тона (восходящий, нисходящий, ровный, а также различные комбинации); общий диапазон этого изменения (узкий, широкий); интервалы отдельных мелодических движений (большие, малые); высотный уровень (низкий, высокий, средний), на котором (которых) он реализуется; скорость изменения высоты (или крутизна подъема или падения тона); соотношение из- менений тона с сегментным составом высказывания (timing)» (Там же: 111). В сложной структуре мелодического контура можно выделить его ядро (центр), характеристики которого в наибольшей степени определяют интонационный тип фразы. Рассматривая мелодику как важнейший компонент интонационных средств, можно утверждать, что она участвует в реализации всех трех функций интонации, указанных выше, причем в каждой из них по-своему. Выделение элементов высказывания, передающих новую и значимую информацию, осуществляется посредством тщательного и более медленного произнесения по сравнению с другими элементами. Кроме этого, замедление темпа к концу интонационной единицы сигнализирует о ее завершенности. Длительность, темп как компоненты интонации характеризуют «относительную скорость произнесения отдельных слов в синтагме или одной синтагмы по отношению к другой» (Зиндер, 1979: 276). Наряду с основным (общим) использованием признака длительности в русском языке отмечается и ВТО вокальное употребление в качестве компонента фразового ударения.
Характеризуя интонационный темп, А. К. Цеплитис, отмечает, что его эффект «создается не только временными отношениями сегментов в речевом сигнале, но и иными явлениями (психическими, конситуативными)» (Цеплитис, 1974: 135). Вслед за Н. И. Кравцовым автор двояко рассматривает функции темпа: как асемантическое и семантическое средства. Как асемантическое средство темп может быть конститутивным (свойственным языку или его формам), ситуативным (зависящим от элементов ситуации), индивидуальным (являющимся привычным и наиболее удобным для говорящего). Как семантическое средство интонационной темп имеет следующие значения: интеллектуальное (характеризует степень важности речевого отрезка и не зависит от синтаксической конструкции высказывания); эмотивное (характеризует эмоциональное состояние человека); изобразительное (возникает в тех случаях, когда необходимо отразить в речи скорость со- бытии, действий, о которых рассказывает говорящий). Анализируя понятие интонационного темпа с точки зрения его семантики, мы склонны согласиться с мнением А. К. Цепли-тиса (подтверждающимся дальнейшими исследованиями в области интонации), что в основном семантика темпа «связана со степенью важности содержания высказывания и с изображением скорости некоторых событий и действий. Роль темпа при выражении эмоций представляется второстепенной» (Там же: 139). Темп произнесения обусловлен содержанием высказывания, функцией составляющих его слов. Служебные слова произносятся быстрее, чем знаменательные, среди последних медленнее произносятся слова, несущие основную смысловую нагрузку. Понятие темпа как компонента интонации следует отличать от понятия темпа речи. Темп речи, являясь индивидуальной характеристикой говорящего, определяется стилем произношения, обусловленного ситуацией общения. Темп существует «как самостоятельный параметр, определяющий осуществление артикуляторной программы», и «человек обладает достаточно четкими внутренними стандартами для темпа и способен без специальных, извне заданных стандартов удерживать его на постоянном уровне» (Чисто-вич, Кожевников, Алякринский, 1965: 97). Динамический (энергетический) компонент интонации (интенсивность) во многом соотносится с темпоральными средствами: важное, новое произносится с большей интенсивностью, менее важное и уже известное — с меньшей. Интенсивность (или сила звука) характеризуется как плотность потока звуковой энергии. В специальной литературе имеется описание различных форм интенсивности в зависимости от ее уровня, направления и характера изменения. Так, С. Волконский (1913) различает шесть форм интенсивности с точки зрения направления ее изменения: уменьшение, увеличение, уменьшение с последующим увеличением, увеличение с последующим уменьшением, постоянный уровень, «тремоло» (т. е. многократное уменьшение и увеличение). По характеру изменения интенсивности Н. P. Constans (1966) выделяет три формы: эффузивную, характеризующуюся равномерной напряженностью абдоминальных мускулов, обеспечивающую спокойный, равномерный, постепенный выдох; экспульсив-ную, для которой характерно кратковременное, энергичное напряжение абдоминальных мышц и вследствие этого выдох оказывается оборванным, кратким; эксплозивную, когда абдоминальные мышцы напрягаются чрезмерно, прерывисто, создавая краткие пульсации выдоха.
Такой же подход в определении форм интенсивности представлен и в исследовании М. В. Давыдова (1965), который по характеру интенсивности выделяет резкий, плавный, ровный, а по уровню интенсивности — средний, высокий и низкий. Кроме того, Т. М. Николаева (1969) предлагает учитывать еще и направления движения интенсивности: восходящие и нисходящие. ОСНОВНОЙ функцией интонационной интенсивности является семантическая — изменение интенсивности сегмента, выражающее часть содержания высказывания, выделение говорящим той его части, «которую он хочет особенно подчеркнуть» (Мурашева, 1961: 210). Анализ лингвистической литературы позволяет выделить три значения интонационной интенсивности: интеллектуальное, волюнтативное, эмотивное. Интеллектуальное значение — значение относительной важности содержания какого- Таким образом, интенсивность интонации, как и ее длительность, в большей степени обеспечивает интонационное членение, передачу типа связи единиц членения, в меньшей — оформление интонационного типа высказывания. Можно выделить любую часть высказывания. Такое участие интенсивности в оформлении высказывания связывают с логическим ударением. Средствами выражения логического ударения являются усиление словесного ударения, повышение или понижение тона на ударном слоге выделенного слова, увеличение длительности, которое достигается усилением напряженности артикуляции ударного слога, тембр. Логическое ударение (в отличие от синтагматического) никак не связано с синтаксической структурой языка, местом во фразе, так как может выделять в синтагме по смыслу любое слово или ритмическую группу, выражая различные смысловые оттенки. В зависимости от коммуникативной ситуации оно может быть утвердительным, вопросительным (вопрос без вопросительного слова), побудительным, восклицательным. В русском языке произношение логически выделенного слова сопровождается увеличением внутриглоточного давления, возрастанием частоты основного тона и длительности логически выделенного слова. Ударение относится к области акцентуации, в связи с чем на уровне синтагмы в лингвистической литературе часто упоминаются два вида ударений: синтагматическое, или фразовое, под которым понимается усиленное ритмическое ударение в конце синтагмы (Е. А. Брызгунова, И. А. Фигуровский), и логическое. Логическое ударение реализуется на уровне синтагмы (причем, когда оно находится на последнем слове синтагмы, то совпадает с синтагматическим). В некоторых исследованиях «фразовое ударение» и «логическое ударение» отождествляются. Это происходит тогда, когда имеет место смещение, сдвиг интонационного центра высказывания, который обычно располагается в конце звучащего отрезка. В подобных случаях инвентарь интонационных синтаксических понятий сводится в сущности к одному ударению с двумя названиями: «...если ударение располагается на своем "правчльном" месте, оно называется нейтральным, нормальным, фразовым; если же оно покидает это место, то называется логическим, контра- стным... что означает наличие противопоставления и/или эмоциональности» (Николаева, 1979: 98). В каждой синтагме есть одно логическое ударение. Основное значение логического ударения состоит в большей степени выразительности одного слова синтагмы по сравнению с другими. Второстепенным является «значение противопоставления или значение номинации (последнее значение проявляется тогда, когда посредством логического ударения выделяется наиболее важное слово без сопоставления его содержания с содержанием какого-либо другого слова...) и эмфаза или эмоциональность» (Цеплитис, 1974: 96). Эмфатическое ударение всегда выступает как средство логического и одновременно эмоционально-экспрессивного выделения слова. Эмфатическое ударение — это ударение «прежде всего эмоциональное — оно служит выражением чувства» (Попов. 1961: 1X7). Мы рассматриваем логическое ударение как явление, от-НОСЯЩееся к группе явлений акцентуации, служащих для выделения тех или иных сегментных единиц в речевом потоке. В оформлении высказывания важную роль играет пауза, которая употребляется в речи, во-первых, для отделения одной синтаксической единицы от другой, во-вторых, для выражения связи между ними и, в-третьих, для передачи того или иного эмоционального оттенка. «Пауза акустически означает прекращение звука, физиологически — прекращение артикуляции» (Зиндер, 1979: 277). Таким образом, пауза выполняет как лингвистическую, так и физиологическую функции. Основная лингвистическая функция паузы — передача смыслового членения высказывания и характера связи между его элементами. Физиологической функцией паузы служит остановка для «перевода» дыхания в процессе речи. Имеются в виду так называемые «дыхательные паузы», возникновение которых обусловлено необходимостью сделать вдох для удовлетворения физиологических потребностей и для поддержания оптимального подскладочного давления в процессе речи. Паузы различаются по продолжительности. Частота и длительность «дыхательных пауз» зависят от общего темпа речи и границ синтагмы. Паузы, отделяющие друг от друга синтагмы внутри фразы, менее длительны, чем паузы, разделяющие законченные предложения. Самые короткие паузы связаны с особенностями произнесения смычных согласных. Они характеризуются отсутствием голоса в тот период, когда органы артикуляции находятся в сомкнутом состоянии перед взрывом. Эффект паузы — перерыв в речевом сигнале — достигается тремя способами: «...прекращением на некоторое небольшое время сигнала, т. е. уменьшением интенсивности до нуля; резкими изменениями мелодии, темпа, интенсивности сигнала (не доходящих до нуля); стыком двух относительно самостоятельных по содержанию сочетаний слов...» (Цеплитис, 1974: 67). Семантической или интонационной является пауза, обозначающая границы группы слов или указывающая на эмоциональное состояние говорящего. Исходя из этого, можно сделать заключение о том, что интонационная пауза обладает интеллектуальным и эмотивным значением. Указание на границу группы слов связывают с интеллектуальным значением паузы (интеллектуальная пауза), на эмоциональное состояние — с эмотивным значением (эмотивная пауза). Следует отметить, что «в чистом виде эмотивная пауза встречается между словами синтагмы», причем она «не влияет на общий интонационный строй синтагмы...», обычно «она "совмещается" с интеллектуальной» (Там же: 81). Мы придерживаемся понимания паузы, принятого в теории интонации, где пауза рассматривается как собственно перерыв в звучании, так и воспринимаемый перерыв речевого потока, возникающий вследствие изменения других компонентов интонации (мелодического, темпорального, динамического). Одчим из компонентов интонации, служащим только для выражения ее эмоционального аспекта, является тембр. Вопрос о рассмотрении в структуре интонации такого компо- нента, как тембр в современной лингвистике относится к спорным (Т. Г. Медведева). Просодический тембр включают в сферу интонации далеко не все авторы. По нашему мнению, тембр — это полноправный компонент интонации, богатейшие различительные возможности эмоциональной речи во многом связаны со спецификой просодического тембра. Тембр рассматривается интонологами неоднозначно. С одной стороны, он определяется как специфическая и относительно постоянная окраска голоса человека (в это понятие обычно включается «звонкость, звучность» голоса, т. е. чистота, яркость звучания). С другой стороны, тембр характеризуется постоянной пластической подвижностью включения в речь эмоциональных звуковых элементов. Тембральное качество голоса создается за счет широкого открытого голосового тракта, в результате чего воздух проходит свободно, без напряжения, с равномерным использованием всех резонаторов. Среди тембральных качеств голоса Л. В. Минаева (1978) называет следующие: «придыхательность» (breathy), характеризующуюся недостаточным смыканием голосовых связок; «шепот» (whisper), создающийся слабым давлением воздуха на голосовые связки; «хриплость» (harsh), возникающую вследствие пересмыкания голосовых связок, избыточного напряжения корня языка и всех мышц гортани; «приглушенность» (husky), которая является результатом сочетания хриплости и придыхания, возникающего при повышенном напряжении голосовых связок и стенок гортани; «звонкость» (over-resonant), характеризующуюся смещением центра резонанса в сторону головного резонатора; «грудное звучание» (pectoral), происходящее в результате расширения стенок гортани и сдвига резонатора в сторону грудного резонатора; «на-зальность» (nasality), возникающую при прохождении части воздуха через носовую полость из-за недостаточного напряжения мышц мягкого неба. Л. В Минаева определяет перечисленные тембральные качества голоса как первичные. Наряду с ними она выделяет так называемый тембр II, представляющий собой совокуп- ность просодических признаков, «эмоционально-экспрессивные оттенки содержания, которые создаются модификациями сверхсегментных средств фонации» (Минаева, 1978: 90). Эту точку зрения разделяет и Н. Д. Светозарова. Сторонники признания эмоциональной функции интонации считают, что именно тембр речи является средством, передающим субъективное отношение к высказываемому (Е. А. Брызгунова, Н. Д. Светозарова и др.). В отношении «просодического тембра» мы придержива Интонация выступает в качестве средства оформления высказывания как целого, независимо от его размера и структуры. Интонационно может быть оформлено и отдельное высказывание, и текст. При исследовании интонации детей, относящейся к лингвистике текста, необходимо выявить ее функции в тексте. Выделение этих функций зависит от того, какое определение текста выбрано как исходное. Мы придерживаемся определения текста, сформулированного И. Р. Гальпериным: текст представляет собой снятый момент языкотворческого процесса, представленного в виде конкретного произведения, отработанного в соответствии со стилистическими нормами данного типа письменной (устной) разновидности языка, произведения, имеющего заголовок, состоящего из взаимообусловленных частей и обладающего целенаправленностью и прагматической установкой (см. Галь- перин, 1977: 524). Таким образом, автор выделяет две основные группы категориальных признаков текста (категории текста — термин И. Р. Гальперина): семантическую и структурную. «К семантическим категориям относятся информативность, глубина, пресуппозиция, прагматика; к структурным — интеграция, сцепление, ретроспекция, проспекция, партитурность, континум» (Там же: 524). Можно дискутировать с автором по поводу количества категорий или их терминологии, однако, на наш взгляд, они могут рассматриваться в качестве универсальной типологической сетки для различных видов текстов. Категориальные признаки текста реализуются при помощи различных языковых средств, в том числе и интонации. Поэтому необходимо рассмотреть содержательный аспект категорий текста (на основе исследований И. Р. Гальперина). И. Р. Гальперин выделяет два вида категорий информативности: содержательно-фактуальную (СФИ) и содержательно-концептуальную (СКИ). Интонация текста непосредственно связана со СКИ и опосредовано с СФИ. Интонация текста, с одной стороны, определяется этими категориями, а с другой — зависит от того, к кому обращен текст, на кого он ориентирован. Категория пресуппозиции представляет собой «не фон знаний фактологического характера, общий для говорящего и слушающего», а «знание о том, с какой интонацией произносятся определенные типы текстов», настраивая на их адекватное восприятие (Торсуева, 1986: 163). Глубина текста выражается в соответствии или несоответствии лексического наполнения текста его интонационному оформлению. Таким образом, можно сделать заключение о том, что интонация связана с данной категорией текста. Связь интонации с лексическим наполнением текста гораздо очевиднее, чем в изолированном высказывании. «Под интеграцией текста понимается не только подчинение частей высказывания главной мысли, но и взаимодействие между отдельными частями повествования» (Гальперин, 1977: 531). Анализ «содержательного» аспекта текста свидетельствует о тесной связи с ним интонации, так как интонация — необходимое средство выделения и противопоставления смысловых частей текста, различных по степени значимости по отношению к главной идее повествования, т. е. интонация осуществляет интеграцию текста (Е. А. Брызгунова, И. Р. Гальперин, И. Г. Торсуева). Проследить связь интонации с категорией проспекции можно в тех случаях, когда слушающего заранее готовят к тому, что будет сказано позднее. Категория проспекции тесно связана с категорией ретроспекции, что прослеживается при сопоставлении двух или более отрезков текста. В качестве категории континума интонация представляет текст как единое целое, образующееся вследствие рекуррентности интонационных структур (P. Leon). Категория сцепления выражается посредством лексико-грамматических средств, межфразовых интонационных связей (например, интонационным контрастом, ритмической организацией текста, различными формами пауз и т. д.). Существует связь интонации и с категорией партитурное™, под которой понимается «соотношение линейного и вертикального разрезов текста и переосмысление линейного содержания текста под влиянием этого соотношения» (Гальперин, 1977: 533). Обобщая все вышесказанное, можно сформулировать следующие выводы. Интонация объединяет тексты одного жанра и стиля, одновременно противопоставляя их; расчленяет текст на смысловые части и соединяет эти смысловые части в единое целое; определяет степень значимости и информативности различных отрезков текста по отношению к его главной, стержневой мысли; является средством межфразовой связи и выполняет функцию воздействия на слушателя. Интонация предстггляет собой звуковое явление. Она уточняет семантическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содержание и оказывает определенное воздействие на слушателя. Воспринимая человеческую речь, мы понимаем интонацию, т. е. связываем с ней определенный смысл, а значит, она имеет объективное лингвистическое значение. «Разумеется, индивидуальные особенности сказываются и в интонации, так же как они сказываются и в произношении фонем, но, как и там, они не имеют лингвистического значения, а накладываются на то общее, что характерно для фонетического уклада данного языка» (Зиндер, 1979: 268). Собственной лингвистической функцией интонации является оформление фонетически целостного высказывания (передача языкового интонационного значения и членение речевой последовательности на сегменты), т. е. выделение той единицы, которая подлежит интонационному оформлению. Интонация маркирует коммуникативные типы высказывания, выражает конкретные эмоции, вскрывает подтекст высказывания, характеризует говорящего и ситуацию общения. Фонетически как некое целое, независимо от его длительности, должно быть оформлено не только речевое высказывание, но и слово. Фонетическое единство слова достигается за счет выделения ударением одного из слогов. Слоги, входящие в состав слова, произносятся с чередующимся нарастанием и падением мускульного напряжения, которому в большинстве случаев соответствует нарастание и спад силы звучания. Выделение одного из слогов в слове с помощью более громкого и длительного его произнесения составляет основу словесного ударения, которое является одним из признаков самостоятельного слова. Оно определяется «как выделение теми или иными фонетическими средствами одного слога из цепи слогов, образующих слово» (Давыдов, Магидо-ва, 1980: 45-46). С традиционной точки зрения, словесное ударение в русском языке является силовым (его отличительное свойство — сила или громкость звука, с помощью которой выделяется ударный слог) (Г. П. Торсуев). В русском языке словесное ударение нестабильно. Оно может акцентировать различные по счету слоги от начала или конца слова. При изменении формы слова ударение может переходить с одного слога на другой, с одной морфемы на другую. Место ударения в сочетании с количеством слогов создает определенный ритмический контур. «Ударение как просодическая модель целого слова в синтагматическом плане представляет контраст "ударность — безударность". Фонологическое содержание такого контраста заключается в том, что ударение создает функциональную зависимость между частями слова. Единство компонентов синтагматического слова достигается через их контраст как способ организации их в структурное целое» (Федянина, 1982: 13). Ударение определяет также и структуру соединения слогов в слове. Н. И. Жинкин (1958) отмечает «отставку» ударного слога, т. е. обособление его относительными паузами. Ударение в слове, как и любое явление языка, представляет собой единство звуковой структуры и языкового значения. Поэтому возможности восприятия ударения обусловливаются не только отдельными физическими свойствами (частота колебания голосовых связок, характеристика тона и обертонов, интенсивность, время звучания, причем интенсивность менее существенна, чем длительность), лежащими в основе ударения, но и фонетическими, лексическими и другими особенностями языка. И. С. Селезнева пишет: «...При восприятии слова существенным в выделении одного из слогов является, помимо его физических свойств, лексическое значение слова, благодаря которому восприятие данного комплекса приобретает иной характер по сравнению со... звукорядом. В то время как... "звукоряд"... воспринимается как некоторая сумма звуковых единиц, слово воспринимается как целое, в котором значение и звучание представлены в единстве. Узнавание слова определяет и восприятие звукового облика этого слова, а следовательно, и ударение. Выделенным воспринимается преимущественно тот слог, ударность которого составляет неотъемлемый признак данного слова как значимой лексической единицы и поэтому закреплена за этим словом всем предшествующим речевым опытом» (Селезнева, 1961: 11). Таким образом, разумно предположить, что лексическое зна- чение слова может играть решающую роль при восприятии ударения. Учитывая фонетически организующую роль русского словесного ударения, выделяют его основные функции с подфункциями: 1) словопознавательная: дифференциально-опознавательная, интегрально-опознавательная; 2) социально-характеризующая: диалектно-характеризующая; просторечно-характеризующая; профессионально-характеризующая; 3) прагматическая: эмоционально-регулятивная, оценочно-регулятивная, эстетическая (Г. М. Богомазов). Наиболее значимой является словопознавательная функция, поскольку именно она обеспечивает процесс коммуникации. Другие функции проявляются в этом процессе лишь при определенных условиях. Ударение в русском языке рассматривается не только на уровне фонологического, но и на уровне морфологического анализа слова. Русское ударение играет важную роль не только в синтагматическом, но и в парадигматическом существовании слова. При таком подходе слова выступают, прежде всего, как грамматические единицы, а не как единицы словарного состава языка. Поэтому место ударения в словоформе определяется в процессе членения ее на морфемы: «...Прежде чем установить место ударения в русском языке, следует определить ударную морфему в пределах слова и лишь после этого слог в пределах этой морфемы» (Курило-вич, 1962: 76-77). В рамках такого рассмотрения проблемы словесного ударения соотношение ударения со слоговым контуром слова является вторичным по отношению к морфемному ударению. Принимая во внимание эту точку зрения, мы ограничимся рассмотрением ударения как просодической модели целого слова в синтагматическом плане, т. е. на уровне фонологического анализа, и рассмотрим особенности его словопознава-тельной функции. 1.2. ИНТОНАЦИОННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ Не подлежит сомнению способность интонации передавать целый ряд важных для языка значений. Исследователи русской интонации предлагают различные классификации с более или менее подробными признаками (от синтаксических характеристик до передаваемых эмоций). Самая простая классификация строится на различении четырех основных интонационных типов: повествование, общий вопрос, незавершенность, восклицание на основе реализации противопоставлений по следующим признакам: • утверждение — вопрос; • завершенность — незавершенность; • наличие особого выделения — отсутствие выделения (Л. В. Бондарко). В данной классификации представлены лишь самые общие интонационные значения, которыми не исчерпывается вся интонационная система русского языка. Для нас является значимой классификация интонационных значений, предложенная Е. А. Брызгуновой (1969), которая строится на основе принципа «от формы к значению», что делает ее логически непротиворечевой и убедительной. Е. А. Брызгунова считает единица
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.42.25 (0.02 с.) |