Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
умения воспроизводить высказывания↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Различных интонационных типов Отработка интонации законченного повествования А. Отработка ИК-1 в завершенных повествовательных высказываниях. «Слушай и повторяй». Логопед предлагает детям повторять предложения с понижением голоса в конце (в интонационном центре). Произнесение сопровождается соответствующим движением руки вниз. Дом. Это дом. Мой дом. Мама. Моя мама. Это моя мама. Мыло. Вот мыло. Мама мыла Милу. Мы гуляем. На улице тепло. Осень. Наступила осень. Падают листья. Это листопад. «Мир вокруг». Детям предлагается назвать предметы, которые они видят, употребляя слова вот и это. Вот стол. Это стол. «Выучи наизусть». Дети должны выучить стихотворение и рассказать его, понизив тон в интонационном центре завершенного повествовательного высказывания. Параллельно отрабатывается навык расстановки логического ударения. Широка и глубока Под мостом текла река. Под корягой, Под мостом Жил в реке усатый сом. Он лежал на дне часами Шевелил во сне Усами. А на берегу реки Жили-были рыбаки. В дождь и в солнечные дни Сети ставили они. С. Михалков Б. Отработка ИК-2 в повествовательных высказываниях со значением уточнения, логического выделения. «Повтори». Логопед предлагает детям повторять повествовательные высказывания с интонационным центром в неконечной позиции. Понижение тона в интонационном центре сопровождается соответствующим движением руки. Мама пришла. Мила ушла. Моя кукла. Вот так надо делать. Мила дала куклу. Моя кукла. Я взял кубик. «Уточни». Детям предлагается произнести предложение в соответствии с пояснениями, выделяя силой и высотой голоса слово, на которое падает логическое ударение. Я взял кубики (а не кто-нибудь другой). Я принес машинку (а не забыл ее). Маша приехала сегодня (а не Таня). Маша приехала сегодня (а не прилетела самолетом). Мы вчера ходили в театр (а не сегодня). Мы вчера ходили в театр (в не кто-либо другой). В. Отработка ИК-3 в повествовательных высказываниях при перечислении. «Запомни, повтори». Дети должны повторять предложения, выделяя подъемом голоса перечисляемые предметы. Пришли мама, папа и бабушка. Мы играем в кубики, лото и фанты. Маша принесла конфеты, печенье и торт. На улице дождливо, ветрено и пасмурно. На столе лежат бумага, ручки и карандаши.
«Расскажи сказку». Логопед предлагает детям рассказать отрывок из сказки «Репка», вьщеляя повышением голоса перечисляемых героев. Произнесение текста сопровождается соответствующим движением руки в интонационных центрах. Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Мышка за кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку -Тянут-потянут, вытянули репку. 130 Отработка воспроизведения вопросительной интонации Общий вопрос «Слушай и повторяй». Логопед предлагает детям повторять слова и предложения, резко повышая высоту голоса в интонационном центре: а) отработка резкого повышения тона в слогах (СГ: ма, б) отработка резкого повышения тона в словах (одно в) отработка резкого повышения тона в словосочетаниях «Задай вопрос». Дети разбиваются на пары, задают друг другу вопросы (по сюжетным картинкам) и отвечают на них. При составлении вопросительных предложений используется графическая опорная модель, произнесение сопровождается движением руки вверх в интонационном центре высказывания. Девочка рисует? Кошка спит? Мальчики играют в футбол? Дети поливают цветы? «Волшебники». Дети слушают повествовательное предложение и «превращают» его в вопрос. В качестве опоры демонстрируется графическая модель общего вопроса, мелодические изменения на протяжении высказывания сопровождаются соответствующим движением руки. Дети разговаривают. Дети разговаривают? Мама любит цветы. Мама любит цветы? Саша принес кубики. Саша принес кубики? Девочка рисует семью. Девочка рисует семью? 131 «Журналист». Логопед рассказывает детям о профессии журналиста. Затем предлагает поиграть, представить себя журналистами. Дети должны задать как можно больше вопросов по сюжетной картине или по предметным картинкам на заданную лексическую тему.
«Задай вопрос-2». Логопед предлагает детям задать вопрос собеседнику: — он собирается идти на прогулку или смотреть мультфильм; — за ним придет мама или папа; — он поедет в зоопарк или в музей; — на улице тепло или холодно. «Федул». Игра-драматизация, проводится в парах. Один ребенок задает вопросы, другой от имени Федула отвечает. Затем дети меняются ролями. Кроме отработки интонации общего вопроса, закрепляются навыки воспроизведения высказываний жалобным, насмешливым, недоверчивым, радостным основным тоном. — Федул, что губы надул? (насмешливым тоном) — Кафтан порвался, (жалобным тоном) — Велика ли дыра? (насмешливым тоном) — Один ворот остался, (жалобным тоном) — Ты пирог съел? (недоверчивым тоном) — Нет, не я. — А вкусный он был? (хитрым тоном) — Очень! (радостным, довольным тоном) Специальный вопрос «Слушай и повторяй». Детям предлагается повторять предложения, повышая голос в интонационном центре интонационной модели специального вопроса. а) отработка повышения тона на ударном гласном при произношении вопросительных слов (Кто? Что? Как? Чем? Зачем? Когда? Сколько? Какой? Какая?). 132 б) отработка интонации специального вопроса с интона в) отработка интонации специального вопроса с интона «Почемучки». Детям нужно придумать как можно больше вопросов, содержащих вопросительные слова. Произношение специальных вопросов осуществляется с опорой на графическую модель, сопровождается соответствующим движением руки вверх в интонационном центре. «Кто больше?» Логопед раздает детям, умеющим читать, карточки, на которых напечатаны разные вопросительные слова (кто, что, как, почему, сколько, зачем и т. п.) и предлагает составить как можно больше вопросительных предложений с этими словами (на материале различных лексических тем; по предметным или сюжетным картинкам). «Заяц». Игра-драматизация проводится в парах. Логопед предлагает одному ребенку изображать зайца, другому — его собеседника (мышку, лису, ворону и т. п.). Ребенок от лица Зайца произносит предложения с повествовательной интонацией, а его собеседник — с вопросительной. Затем дети меняются ролями. Заяц белый, Куда бегал? —В лес дубовый. —Что там делал? —Лыко драл. —Куда клал? —Под колоду. —Кто украл? —Родион. —Выйди вон! 133 Развитие навыков употребления логического ударения Упражнение 1. Отработка навыков расстановки логического ударения: A. Сопряженное с логопедом проговаривание сначала во Мама купила яблоки? — Да, мама купила яблоки. — Нет, мама купила груши. Мама купила яблоки? — Да, мама купила яблоки. — Нет, маму угостили яблоками. Б. Составление вопроса по инструкции логопеда, содержащей образец мелодического оформления высказывания с заданным местоположением логического ударения: Спроси Катю: Саша пришел? Спроси Наташу: она пойдет играть? B. Самостоятельное составление вопроса по инструкции,
Узнай у Кати, пойдем ли мы в театр. Спроси Сашу, любит ли он рисовать. При выполнении этих заданий не используются наглядные опорные модели и схемы, так как целью упражнений является не механическое научение акцентуации, а развитие умения выделять важные по смыслу части высказывания в зависимости от коммуникативной задачи. Упражнение 2. Детям предлагается произнести пословицу с повествовательной интонацией, последовательно перемещая логическое ударение на каждое слово. Логопед обращает внимание детей на связь акцентуации слова со смыслом пословицы. Затем дети упражняются в преобразовании повествовательных высказываний в вопросительные. Дело мастера боится. (?) Друзья познаются в беде. (?) 134 Копейка рубль бережет. (?) Из песни слова не выкинешь, (?) Утро вечера мудренее. (?) Отработка интонации восклицательного высказывания (ИК-5) «Слушай и повторяй». Дети должны повторять сопряженно с логопедом, отраженно и самостоятельно восклицательные высказывания на постепенно усложняющемся речевом материале. Движение тона в восклицательном высказывании сопровождается соответствующим движением руки с опорой на графическую опорную модель: а) отработка восклицательной интонации на материале б) отработка повышения силы и высоты голоса на удар в) отработка воспроизведения ИК-5 на материале пред г) выразительное чтение потешек, стихотворений, содер Скворец туда! Скворец сюда! Вода! Вода! Беда! Кругом — вода! С. Михалков Отработка ИК-5 в эмоционально-оценочных конструкциях «Слушай и повторяй». Детям предлагается повторять восклицательные предложения, передавая с помощью основного тона положительную или негативную оценку содержания высказывания. В качестве опоры используются сюжетные картинки, графические опорные модели интонационного рисунка; высказывания сопровождаются движением руки вверх в интонационных центрах: а) положительная оценка: Лето наступило! Солнце све б) негативная оценка: Опять дождь! Какая плохая пого «Похвали». Логопед предлагает детям преобразовать повествовательное высказывание в восклицательное со значением положительной оценки.
Я очень рад. Мама пришла. Маше подарили куклу. Кукла красивая. Вкусные конфеты. «Мы сердимся». Логопед предлагает детям преобразовать повествовательное высказывание в восклицательное со значением негативной оценки. Грузовик сломался. Кубики пропали. Мама не пришла. Отработка ИК-5 в восклицательных высказываниях со значением неудовольствия «Недовольный-1». Дети слушают сообщение о чем-либо и в ответ составляют предложения, выражающие эмоции неодобрительного отношения: А. Саша сломал машинку. — Ох уж этот Саша! Все время все ломает! Б. Маши еще нет, а нам пора ехать в музей. — Ох уж эта Маша! Всегда она опаздывает! — завтра мы не пойдем в кукольный театр; — что на улице опять сильный мороз; — что потерялась любимая книга; — что дети разбросали игрушки. Отработка ИК-5 в высказываниях со значением удивления «Слушай и повторяй». Логопед предлагает повторять восклицательные высказывания с интонацией удивления (сопряженно, затем отраженно и самостоятельно). Вот это машина! Вот это игра! Вот это платье! Вот это кукла! Вот это слон! Вот это спектакль! Вот это друзья! «Удивительные вещи». Дети должны представить себе какое-либо удивительное событие. Например, логопед рассказывает: «Представьте, что вы пришли в зоопарк. И вдруг вы видите мышь такого размера, как слон». Дети должны составить восклицательное предложение со значением удивления. Например: Вот это мышка! Вот так мышь! И т. п. «Удивись». Логопед предлагает преобразовать повествовательные предложения в восклицательные со значением удивления. Вот это рыба. Вот это рыба! Вот это робот. Вот это робот! Вот это рисунок. Вот это рисунок! «Шутки-сценки». Дети делятся на две группы, одни говорят тихо: «Тише, мыши, кот на крыше!», другие отвечают: «А котята еще выше!». Затем дети, громко восклицая, обращаются к ребенку, изображающему спящего кота: «Лежебока, рыжий кот! Отлежал себе живот!» «Кот» просыпается, «ловит» детей, один из которых становится водящим. Затем игра продолжается. «Выучи наизусть». Дети учат наизусть и выразительно рассказывают сопряженно с логопедом, отраженно, затем самостоятельно потешки и стихотворения, содержащие высказывания различных коммуникативных типов, параллельно закрепляя навык постановки логического ударения. 137 Ходит Леночка, вздыхая. Что с тобою? — Я плохая! Я ногой толкнула кошку. На пол бросила картошку. Кашу манную не ела. Быть хорошей надоело! 3. Александрова Я в лесу кричу «ау-у!». Отвечает кто-то: «у-у-у!». Я еще кричу: «чего-о!», А мне слышится: «его-о!». Кто же это среди дня Дразнит издали меня? Кто видел у нас В магазине Андрюшку? Он самую лучшую выбрал игрушку — Он выбрал ружье, И сказал продавец: —Ты будешь охотником. — Ты молодец! Прибежал Петух в аптеку: — Здравствуй, Миша! Кукареку! — Что вам, Петя-Петушок! —Мне бы новый гребешок!
«А что у вас». Дети по ролям рассказывают отрывок из стихотворения С. Михалкова, меняя повествовательную интонацию на вопросительную. — А у меня в кармане гвоздь. — А у вас? — А у нас сегодня гость. — А у вас? — А у нас на кухне газ. — А у вас? 138 — Ay нас водопровод. — Вот. «Перескажи». Логопед показывает детям сюжетную картину «Весенние забавы», читает текст с соответствующей интонацией. Затем предлагает составить пересказ, содержащий высказывания различных интонационных типов. Саша и Маша гуляли в парке. Была весна. Ярко светило солнце, пели птицы. «Покатаемся на каруселях?», — спросил Саша. «С удовольствием! Я так люблю кататься!», — ответила Маша. Ребята с ветерком прокатились на каруселях, а потом отправились за мороженым. Какой был чудесный весенний день! «Составь предложение». Логопед предлагает детям самостоятельно составить предложения различных интонационных типов. Для этого он показывает карточку с изображением точки, вопроса или восклицательного знака, ребенок должен придумать высказывание заданного типа. Гости пришли. Гости пришли? Гости пришли! Наступила осень. Наступила осень? Наступила осень! Примеры игр, развивающих воспроизведение речевого тембра «Телефон». Логопед предлагает детям поговорить по телефону, сыграв роли различных сказочных персонажей: лисы, зайца и медведя. Содержанием разговора являются отрывки и отдельные фразы из одноименного произведения К. Чуковского. Задача детей — передать особенности разговорной речи литературного героя так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто говорит «по телефону» — заяц, лиса или медведь. «Колобок». Ребенок произносит одну и ту же фразу из сказки «Колобок» («Катится-катится Колобок, а навстречу ему...») так, чтобы по тембровой окраске голоса слушатели могли догадаться, с кем из персонажей сказки сейчас повстречался Колобок.
«Кто это?» Дети выучивают загадки. Затем каждый ребенок рассказывает загадку так, чтобы передать при помощи изменений тембровой окраски голоса особенности внешнего вида, поведения животного, о котором говорится в загадке. Кто мне спать не дает, «Кукареку» поет? У кого гребешок? Это наш... (петушок). Кто усат, полосат, Кто мурлыкать нам рад? Кто на солнышке спит, Как калачик лежит? Кто «мур-мур» все поет? Это Васенька... (кот). С рожками, с бородкой, Хвост совсем короткий Забодает, если зол. Кто же это? (козел) Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый — краса. Кто же это? (лиса) Хищный клык, Страшный рык Слышат звери, обомлев, Кто же этот хищник? (лев) Защищая улей, Налетает пулей, Жало — игла! Кто же это? (пчела) 140 «Конкурс пародистов». Логопед объясняет детям значение слова «пародист». Затем предлагает произнести фразы, подражая тембру голоса литературного героя. 1. Баба-Яга: «Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Зачем пришел, молодец?» (Тембр: старческий, хриплый, зловещий). 2. Царевна-лебедь: «Здравствуй, князь ты мой прекрасный. Что ты тих, как день ненастный?» (Тембр: нежный, приятный, высокий). 3. Кот Матроскин: «Корову заведем, молоко пить будем». (Тембр: ласковый, нежный, мурлыкающий). 4. Галчонок Хватайка: «Кто там? Кто там?» (Тембр: резкий, отрывистый). 5. Черепаха: «Я на солнышке лежу, Я на солнышко гляжу, Все лежу и лежу И на солнышко гляжу». (Тембр: грудной, важный). 6. Львенок: «Я на солнышке сижу, Я на солнышко гляжу...» (Тембр: задорный, звонкий). «Изобрази голосом». Дети произносят звукоподражания, стараясь передать изменениями тембра голоса реальные звуки живой и неживой природы. мяукает чирикает фыркает тикает мурлычет квакает жужжит скрипит каркает крякает шипит стучит кукует хрюкает трещит булькает Процесс логопедического воздействия строится на понимании единства языковых правил и речевого действия. «В практическом плане языковым правилом мы называем речевой инвариант <.. > Речевым действием называется реальный акт речи, построенный по правилам того или иного языка» (Артемов, 1969: 109). Структурно-целостное, динамическое понимание психической жизни вообще, и навыков в частности, предопределяет постепенный переход от формирования навыков к научению — целенаправленной деятельности, в которой правила и действия образуют неразрывное единство, основанное на механизме обратной связи, обеспечивающей «переживание» правила в виде чувства языка. В процессе научения, представляющего собой систему последовательных, динамически развивающихся действий (операций) осуществляется не столько формирование речевых навыков, стереотипов, сколько выработка коммуникативных умений, которые носят творческий характер, заставляют самостоятельно подбирать фонетические средства в соответствии с существующими в языке правилами, коммуникативной задачей, четко варьировать выбор этих средств в процессе общения. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Какие теоретические положения необходимо учитывать при организации логопедической работы по развитию интонационной выразительности речи? 2. Какие принципы должны быть положены в основу логопедической работы по развитию интонационной выразительности речи? 3. С чего начинается работа по формированию интонационных средств выразительности речи. Обоснуйте свой ответ. 142 4. Сформулируйте правила проведения дыхательной гимнастики. 5. Охарактеризуйте статические и динамические дыхательные упражнения. 6. Приведите примеры ортофонических упражнений по развитию акустических характеристик голоса. 7. Подготовьте дидактический материал для развития слухо-моторных дифференцировок. 8. Какова роль ритмических упражнений в развитии интонационных компонентов? 9. Сформулируйте основные задачи логопедической работы по развитию интонационной выразительности речи. 10.Подготовьте конспект логопедического занятия на этапе проведения «интонационной пропедевтики». 11.Предложите игры на развитие восприятия и понимания темпа речи, громкости и тембра голоса. 12.Подберите речевой материал для развития восприятия и воспроизведения словесного и логического ударения. 13.Чем определяется последовательность работы по развитию восприятия различных коммуникативных типов высказывания? 14. Каковы средства выражения и способы обозначения повествовательных высказываний? 15.Каковы средства выражения и способы обозначения вопросительных (общий и специальный вопрос) высказываний? 16.Каковы средства выражения и способы обозначения восклицательных высказываний? 17.Составьте картотеку скороговорок и считалок. МШ>1£> 143 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам. — М.: Просвещение, 1969. 2. Артемов В. А. К вопросу об интонации русского языка // Экспериментальная фонетика и психология речи: Ученые записки I МГПИИЯ. — М, 1969. — Т.6. 3. Артемов В. А. Речевая интонация / Экспериментальная фонетика.— Минск: Вышэйшая школа, 1971. — Вып.З. 4. Артемов В. А. Семантическая, синтаксическая, логическая и модальная функция речевой интонации // Коллоквиум по экспериментальной фонетике и психологии речи. — М., 1986. 5. Арутютян Э. А. О физиологических механизмах реализации логических ударений / Механизмы речеобразования и восприятия сложных звуков. — М.: Наука, 1966. 6. Баженов КМ., Черкашин Р.А. Выразительное чтение. — Харьков, 1960. 7. Барышникова К. К. О просодических единицах речи // Экспериментальная фонетика. —Минск, 1972. 8. Барковский М. М. Русское словесное ударение / Под ред. А. М. Бозылечко. — Минск: Вышэйшая школа, 1969. 9. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Заикание. — М.: ЧП «Секачев В. Ю.», 1998. Ю.Блинов И. Я. О русской речевой интонации // Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. — М., 1956. — Т. 89. — Вып. 6. 11. Блохина Л. П., Потапова Р. К. Просодические характеристики речи. — М., 1970. 144 12. Блохина Л. П., Потапова Р. К. Роль просодики в системе супрасегментных единиц // Вопросы фонологии и фонетики. — М.: 1971. 13. Блохина Л. П. Методика анализа просодических характеристик речи: Методические рекомендации. — М., 1982. 14. Богомазов Г. М. К вопросу о функциях русского словесного ударения // Фонология и просодия слова. — М., 1984. \5.Бондарко Л. В. Речь, артикуляция и восприятие. — М.;Л.: АН СССР, 1965. 16. Бондарко Л. В., Вербицкая Л. А., Зиндер Л. Р. Акустические характеристики безударности // Структурная типология языков. — Л., 1976. 17. Бондарко Л. В. Звуковой строй современного русского языка. —М: Просвещение, 1977. IS.Бондарко Л. В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. 19. Бондарко Л. В., Вербицкая Л. А., Гордина Н. В. Основы общей фонетики. —СПб., 1983. 20. Бондарко Л. В. Фонетика современного русского языка.—СПб., 1998. 21. Бондарко Л. В., Вольская Н. Б., Кузнецов В. И., Свето-зарова Н. Д., Скрелин П. Я. Фонология речевой деятельности. — СПб., 2000. 22. Брызгунова Е. А. Практическая фонетика и интонация русского языка. — М.: Изд-во МГУ, 1963. 23. Брызгунова Е. А. Материалы по курсу «Фонетика и интонация русской речи». — М.: Изд-во МГУ, 1968. 24. Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи. — М.: Русский язык, 1969. 25. Брызгунова Е. А. О смыслоразличительных возможностях русской интонации // Вопросы языкознания. — 1971. — №4. 26. Брызгунова Е. А. Основные типы интонационных конструкций и их употребление в русском языке // Русский язык за рубежом. — 1973. — № 1-2. 21.Брызгунова Е. А. Интонация // Русская грамматика: В 2 т. / Гл. ред. Н. Ю. Шведова. — М.: Наука, 1980. — Т. 1. 28. Брызгунова Е. А. Эмоционально-стилистические различия русской звучащей речи. — М.: Изд-во МГУ, 1984. 29. Буланин Л. Л. Фонетика современного русского языка. — М.: Высшая школа, 1970. 30. Вансовская Л. И. Практикум по технике речи (фонационный тренинг). — СПб., 1977. 31. Бахтина Н. Ю. Интонационная система в речи русских детей 2-4 лет // Отнолингвистика: современное состояние и перспективы развития. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 32. Веренич Н. И. Темп речи как один из компонентов просодии // Экспериментальная фонетика и прикладная лингвистика. — Минск: Вышэйшая школа, 1980. 33.Винарская Е. Н., Пулатов А. М. Дизартрия и ее топи-ко-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. — Ташкент, 1987. 34. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. —М.: Просвещение, 1987. ЗЪ.Витт М. В. Об эмоциях и их выражении (к проблеме выражения эмоций в речи) // Вопросы психологии. — 1964. — №3. 36.Волконский С. Выразительное слово. — СПб.: Тип. «Cnpiyc», 1913. 37. Всеволодский-Генгросс В. Н. Теория русской речевой интонации. — Пб., 1922. 38. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — М.: АПН РСФСР, 1956. 39. Гальперин И. Р. Информативность единиц языка. — М.: Высшая школа, 1974. 40. Гальперин И. Р. Грамматическая категория текста / Известия ОЛЯ. — 1977. — Т. 36 — № 6. 41. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: Наука, 1981. А2.Горбушина Л. А. Выразительное чтение и рассказывание учителя. — М.: Просвещение, 1961. 43 .Давыдов М. В. Паралингвистические функции сверхсегментных средств английского языка в сопоставлении с русским: Автореф. дис.... канд. филол. наук. —М., 1965. 44 .Давыдов М., Магидова И. Еще раз к вопросу о компонентах ударения // Фонетика и психология речи. — Иваново, 1980. —Вып. I. А5.Дмитриев Л. Б., Телеляева Л. М., Таптапова С. Л., Ермакова И. И. Фониатрия и фонопедия. — М.: Медицина, 1990. 46 .Дубовский Ю. А. Анализ интонации устного текста и его составляющих. — Минск: Вышэйшая школа, 1978. 47. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. — М.: Просвещение, 1996. А&.Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М.: АПН РФСР, 1958. 49. Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. — М.: Просвещение, 1966. 50. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М.:. Просвещение, 1990 5\.Журба Л. Г., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М.: Медицина, 1981. 52. Зенкевич С. М. Аудирование. Восприятие. Понимание: Материалы XXXII международной филологической конференции. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. — Вып. 22. [Секция фонетики и методики преподавания иностранных языков. — Ч.1.] 53.Зимняя И. А. Речь как интермодальный процесс // Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку. — М.: Изд-во МГУ, 1976. 54. Зиндер Л. Р. Предисловие // Интонация. — Киев: Вища школа, 1978. 55. Зиндер Л, Р. Общая фонетика. — М.: Высшая школа, 1979. 56. Изард К. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 1999. 57.Интонация / Под ред. А. И. Чередниченко. — Киев: Вища школа, 1978. 58. Есенина Е. И. Дословесный период развития речи у детей. — Саратов, 1986. 59. Есенина Е. И. Роль речи взрослых в развитии досло-весной коммуникации у детей младенческого и раннего возраста // Дефектология. — 1990. — № 5. 60. Касевич В. Б., Шабельникова Е. М. Сегментные и суп-расегметные единицы в восприятии речи // Фонология. Фонетика. Интонология / Материалы к IX Международному конгрессу фонетических наук (август, 1979, Копенгаген). — М., 1979. в\.Кодзасов С. В., Кривнова О. Ф. Фонетические возможности гортани и их использование в русской речи // Проблемы теоретической и экспериментальной лингвистики. — М.: Изд-во МГУ, 1977. 62. Козлянинова И. П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. — Екатеринбург: Диамант, 1992. вЪ.Корнева Т. В. О некоторых факторах, определяющих точность аудиторской оценки эмоциональных состояний // Речь, эмоции, личность: Материалы и сообщения Всесоюзного симпозиума 27-28 февраля 1978. — Л.: АН СССР, 1978. 64.Кочкина 3. А. Аудирование: что это такое? // Иностранные языки в школе. — 1974. — № 5. 65. Кравцов Н. И. Выразительное чтение. — М.: Учпедгиз, 1962. 148 66. Кузнецов П. С. К вопросу об ударении и тоне в фонологическом и фонетическом отношении // Теоретические проблемы прикладной лингвистики. — М.: Изд-во МГУ, 1965^ 67 .Курилович Е. Структура морфем // Очерки по лингвистике. — М.: Изд-во МГУ, 1962. 68. Курилович Е. Система русского ударения // Очерки по лингвистике. —М.: Изд-во МГУ, 1962. 69. Лепская Н. И. Детская речь в свете теории коммуникации // Вопросы языкознания. — 1994. — № 2. Ю.Лопатина Л. В. Особенности восприятия и воспроизведения интонационной структуры предложения дошкольниками со стертой дизартрией // Психолингвистика и современная логопедия. — М.: Экономика, 1997. 71. Медведева Т. Г. Место тембра в фонетической системе // Просодическая структура текста. — М., 1984. — Вып. 230. 72. Минаева Л. В. К вопросу о метаязыке просодического описания речи //Фонология. Фонетика. Интонология. — М., 1978. 73. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятие. Игры. — 3-е изд. испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. 74.Мурашева Е. И. Изучение и преподавание немецкой фонетики. — М.: Учпедгиз, 1961. 7'5. Николаева Т. М. Интонация сложного предложения в славянских языках. — М.: Наука, 1969. 16.Николаева Т. М. «Принципы замены» А. М. Пешков-ского и отдельные компоненты интонации // Вопросы фонетики и обучения произношению. — М.: Изд-во МГУ, 1975. П.Николаева Т. М. Фразовая интонация славянских языков. — М.: Наука, 1977. 78. Николаева Т. М. Функции акцентного выделения и се-мантико-синтаксическая структура высказывания // Фонология. Фонетика. Интонология: Материалы к IX Международ- ному конгрессу фонетических наук (август 1979, Копенгаген).— М, 1979. 19.Николаева Т. М. Семантика акцентного выделения. — М.: Наука, 1982. 80. Нушикян Э. А. Типология интонации эмоциональной речи. — Киев; Одесса: Вища школа, 1986. 81. Орлова О. С. Система логопедической работы по коррекции и предупреждению нарушений голоса у педагогов: Дис.... д-ра пед. наук. — М., 1998. 82. Петрова А. А. Интонация вопроса в онтогенезе // Семантические процессы на разных уровнях языковой системы. — Саратов, 1994. 83. Петрова А. А. Психолингвистическая модель становления вопроса в онтогенезе (на материале русско- и немецкоязычных школьников): Автореф. дис.... канд. филол. наук. — Саратов, 1995. 84. Пешковский А. М. Интонация и грамматика // Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. — М., 1930. 85. Пиотровская Л. А. Интонация и смысл текста // Изучение и преподавание русского языка. — Волгоград, 2001. 86. Попов П. С. О логическом ударении // Вопросы языкознания. — 1961. —№ 3. 87. Светозарова П. Д. К вопросу о функциях интонации // Звуковой строй языка. — М: Наука, 1979. 88. Светозарова Н. Д., Гельман П. И. Темпоральная и динамическая организация интонационного контура высказывания в русском языке. Фонология. Фонетика. Интонология. — М., 1979. 89 .Светозарова И. Д. Интонационная система русского языка. —Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. 90. Селезнева И. С Восприятие русского словесного ударения. Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1961. 150 91. Соболева Н. И. К вопросу об изучении темпа русской речи // Вопросы обучения русскому произношению. — М.: Изд-во МГУ, 1978. 92. Станиславский К. С. Работа актера над собой. — М.: Искусство, 1985. 93. Тонкова-Ямпольская Г. В. Развитие речевой интонации у детей первых лет жизни // Вопросы психологии. — 1968. — №3. 94. Торсуев Г. 77. Фонетика английского языка. — М., 1950. 95. Торсуев Г. 77. Обучение английскому произношению. — М.: Учпедгиз, 1956. 96. Торсуева И. Г. Интонация как компонент текста // Проблемы фонетики и фонологии. Материалы всесоюзного совещания. Ноябрь, 1986 (Звенигород) — М: АН СССР, 1986. 97. Федянина 77. А. Ударение в современном русском языке. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Русский язык, 1982. 98. Фигуровский И. А. Введение в общее языкознание. — М: Просвещение, 1969. 99.Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детский речи. — М.: Владос, 2000. 100. Цеплитис А. К. Анализ речевой интонации. — Рига: Знание, 1974. 101. Черемисина 77. В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. — М.: Русский язык, 1989. 102. Чистович Л. А., Кожевников В. А., Алякринский В. В. и др. Речь, артикуляция и восприятие. — М.;Л.: Наука, 1965. 103. Якобсон 77. М. Психология чувств. — 2-е изд, доп. — М: АПН РФСР, 1958. 104. Bolinger D. L. Binominals and pitch accent. — Lingua. — 1962. — V 11. 151 105. Constans H. P. An objective analysis of the «three forms of force» in speech // Studies in experimental phonetics. — 1966. 106. Leon P. Essais de phonostylistique // Studies Phonetica, — 1971.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.162.166 (0.013 с.) |