Исследование восприятия и оценки темпа речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование восприятия и оценки темпа речи



Для исследования восприятия и оценки темпа речи ис­пользуются тексты, в процессе прослушивания и анализа которых выясняется умение детей воспринимать и оцени­вать темп речи (первая серия) и способность устанавливать связь между содержанием текста и темпом его произнесе­ния (вторая серия).


Примерные тексты для исследования

Первая серия

Текст 1. Я хочу вырасти и стать укротителем тигров. Но сначала нужно приручить тигра, а потом выступать. За тиг­ром нужно ухаживать. Если тигра любить, заботиться о нем, то он быстро привыкнет. Я очень хочу дружить с тигром.

Текст 2. Вчера мы были в лесу. Сосны стоят зеленые. На березах и осинах пожелтели листья, а на иве их уже нет. Не слышно пения птиц, стука дятла. Видели белку и ежа. Мы на­брали листьев и принесли их домой.

Текст 3. Летом я была у бабушки. Однажды мы пошли в нес за грибами. Под елкой я увидела много грибов. Я присела и стала срезать грибы. Вдруг из-за куста прямо на меня прыг­нул заяц. Я испугалась, бросила грибы и побежала к бабушке. А заяц побежал в другую сторону. Я догнала бабушку и все рассказала ей.

Вторая серия

Текст 1. Сашу и Васю послали на берег стеречь утят. Ре­чи га сели на бережок и стали играть. Про утят они забыли. Вдруг, откуда ни возьмись, показался ястреб и бросился на утят. Он схватил одного из них и улетел. Мальчики закрича-пи. Саша запустил в ястреба палкой. Но ястреб улетел и унес утенка. Вася плакал, ему было жаль утенка.

Текст 2. Мы видели, как строился дом. Дом строили из дерева. Сначала каменщики сложили у дома фундамент. По­том плотники поставили на фундамент стены из бревен. Из досок они сделали пол и потолки, рамы и двери. Рабочие по­крыли крышу железом. Стекольщики вставили окна. Скоро дом будут красить.

Процедура: в первой серии эксперимента ребенку предла-i аются для прослушивания и анализа тексты, произнесенные и одном определенном темпе (быстро, медленно, в среднем


темпе). Первый текст читается очень медленно (около 70 слов в минуту), второй — очень быстро (около 160 слов в минуту), третий — в нормальном темпе, кульминационный момент (текст, выделенный курсивом) в быстром темпе (общий темп произнесения около 129 слов в минуту). Так же как при ис­следовании восприятия и понимания основного тона выска­зывания, тексты предлагаются в аудиозаписи. До начала ис­следования перед ребенком ставится цель прослушивания. Ребенок отвечает на вопросы, после прослушивания каждого текста. Если он не может сразу самостоятельно дать ответ, то вопросы повторяются. Если и в этом случае ребенок не отве­чает, предлагаются дополнительные вопросы.

Во второй серии исследования ребенок прослушивает и анализирует два текста, каждый из которых произносится дважды: в темпе, соответствующем содержанию и основной мысли текста, и в несоответствующем им (т. е. «в адекватном и неадекватном темпе») (Жинкин, 1966: 21). В первый раз текст 1 произносится в замедленном темпе (около 80 слов в минуту), во второй — в нормальном темпе, кульминационная часть (выделено курсивом) — в быстром темпе (общий темп произнесения около 130 слов в минуту). Второй текст впер­вые произносится в слишком быстром темпе (около 150 слов в минуту), второй — в нормальном темпе (около 115 слов в минуту).

Инструкция:

• Для первой серии: «Послушай внимательно рассказ и скажи, как прочитан текст: слишком (очень) быстро (медлен­но) или нормально?». Дополнительные вопросы в случае за­труднения выполнения задания: «Как ты думаешь, слишком медленно или слишком быстро читался текст? Как надо было его читать?».

• Для второй серии: «Послушай внимательно один и тот же рассказ два раза и скажи, подходит ли темп чтения к со­держанию текста и не мешает ли он понимать, о чем говорит-


ся в рассказе?». Дополнительные вопросы в случае затрудне­ния выполнения задания: «Скажи, какой темп — быстрый или медленный — больше подходит для этого рассказа? По­чему?».

Оценка выполнения. Критерии оценки и шкала оценочных баллов аналогичны тем, которые используются при исследова­нии восприятия и понимания основного тона высказывания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.130.1 (0.004 с.)