Исследование восприятия и воспроизведения логического ударения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование восприятия и воспроизведения логического ударения



В процессе исследования выявляется умение детей срав­нивать предложения с различными оттенками звучания, оп­ределять местоположение слова, выделенного в предложении логическим ударением, воспроизводить предложения с раз­личным положением акцентированного слова по образцу и самостоятельно.

Материалом исследования служат повествовательные и вопросительные предложения:

Таня пришла домой. Диме подарили машинку?

Таня пришла домой. Диме подарили машинку?

Таня пришла домой. Диме подарили машинку?

Тане подарили куклу, а Тане подарили куклу,

Диме машинку. а Диме машинку.

Предложения различного коммуникативного типа произ­носятся в трех вариантах, каждый раз располагая логическое ударение в другом месте. Ребенку предлагается прослушать эти предложения и определить, отличаются ли они по звуча­нию, если да, то в чем заключается это различие.

Процедура: взрослый дважды произносит предложение, изменяя в нем место логического ударения, и предлагает оп­ределить, отличаются ли предложения по звучанию. В том случае, если ребенок улавливает различие в звучании, его просят объяснить, в чем оно заключается. Если ребенок за­трудняется при ответе, ему предлагают назвать слова, кото­рые выделены логическим ударением в каждом варианте произнесения. Порядок предъявления вариантов прочтения предложений случайный. Стимульный материал предъявля­ется аудиотивно. Затем ребенка просят повторить предложе­ние с заданным местоположением логического ударения по образцу и самостоятельно.


Инструкция 1. «Я произнесу предложение три (два) раза. Слушай внимательно и скажи, как звучало предложение: оди­наково или по-разному? Почему ты так думаешь?»

Инструкция 2. «Слушай внимательно. Повтори предло­жение так, как я скажу».

Инструкция 3. «Скажи предложение так, чтобы было по­нятно, что машинку подарили Диме, а не Тане. А теперь ска-жи предложение так, чтобы было понятно, что Диме подари-]|и машинку, а не куклу».

Оценка выполнения. Ребенок правильно определяет раз­ницу в звучании предложений и выделяет места логического ударения, правильно воспроизводит высказывания с различ­ным местом логического ударения по образцу и самостоя-Гельно — 3 балла; правильно определяет разницу в звучании предложений и выделяет место логического ударения при от-ппе на дополнительный вопрос, правильно воспроизводит иыеказывания с различным местом логического ударения по образцу — 2 балла; ошибочно определяет разницу в звучании предложений, не может обосновать свой ответ даже с помо-iiii.io дополнительного вопроса, неправильно воспроизводит иыеказывания с различным местом логического ударения по Образцу — 1 балл; не находит различий в звучании предло-Кений, неправильно воспроизводит высказывания с различ­ным местом логического ударения по образцу — 0 баллов.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Каковы требования к отбору речевого материала для исследования основного тона высказывания?

2. Подберите тексты, реализуемые различными звуковы­ми средствами выразительности.

3. Что принимается за единицу измерения темпа? Аргу­ментируйте свой выбор.


4. Подберите тексты, содержащие ключевые слова, зна­чимые для определения степени громкости голоса.

5. Подготовьте протокол исследования тембральной ок­раски голоса.

6. Подберите речевой материал для исследования воз­можности произвольного изменения тембра голоса.

7. Каковы требования к отбору речевого материала для исследования восприятия и воспроизведения словесного уда­рения?

8. Подберите речевой материал для исследования вос­приятия и воспроизведения логического ударения.

9. Предложите собственную систему оценки воспри­ятия и воспроизведения исследуемых интонационных ком­понентов.

10.Разработайте протокол комплексного исследования интонационных компонентов с различными вариантами ло­гопедического заключения.

«§Ш£,


Глава 3.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПО РАЗВИТИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.006 с.)