Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По формированию воспроизведенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Интонационных средств выразительности речи Цель логопедической работы — научить детей правилам употребления супрасегментных единиц фонетических средств языка. Основные задачи коррекционно-логопедического воздей-Ствия: • усвоение супрасегментных единиц (в рамках каждого компонента интонации) через выработку первичных интонационных умений; • самостоятельное синтезирование интонационного оформления собственных высказываний. При этом используются супрасегментные единицы в соответствии с коммуникативной направленностью, смыслом высказывания и его эмоциональным значением. 114 Успешному решению поставленных задач способствует, проводимая на первом этапе работа по формированию физиологических механизмов овладения супрасегментными фонетическими средствами. Эта работа помогает создать благоприятные предпосылки для обучения детей точно оперировать интонационными единицами (в рамках каждого компонента интонации), а в дальнейшем с их помощью осуществлять интонационное членение, оформление и выделение речевых сообщений в процессе коммуникативной деятельности. В ходе логопедической работы формируется вторая группа интонационных умений (в рамках каждого компонента интонации): умение пользоваться звуковыми средствами выразительности и оценивать их использование в своей речи. Данная группа умений отрабатывается путем упражнений, которые направлены на развитие «произносительной культуры» и носят преимущественно синтетический характер. Предметом практического усвоения в этих упражнениях становятся различные компоненты, составляющие интонационное оформление как текста, так и фразы, представляющей собой единицу связного текста. 1. Обучение передаче эмоциональных состояний с помощью изменения основного тона высказывания. В процессе занятий с детьми повторяется, что основной тон, являясь одним из важных средств выразительности, помогает раскрыть главную мысль высказывания, передать его внутренний смысл, служит средством выражения экспрессивных, эмоциональных оттенков звучащей речи. Детям предлагаются следующие задания: • произнести междометия заданным тоном; • произнести слово; изменить основной тон высказывания таким образом, чтобы изменилось эмоциональное значение этого слова;
• произнести предложение в соответствии с заданной речевой ситуацией; изменить основной тон так, чтобы изменилось содержание высказывания; 115 • произнести реплики героев сказки, соответствующим гоном; • произнести небольшой текст с изменением основного i она (от лица двух братьев: Ох! и Ах!); • рассказать о веселом (грустном) случае с использованием соответствующего содержанию основного тона; • произнести тексты считалок, стихотворений тоном, выражающим различные эмоциональные значения: отраженно, вслед за логопедом, самостоятельно; • составить рассказ по предложенному заголовку («Веселый праздник», «Злой волк», «Добрый волшебник» и т. п.); • составить рассказ по пиктограмме, придумать к нему заглавие; • составить рассказ по серии последовательных пиктограмм, передавая при помощи изменений основного тона высказывания эмоциональное отношение к событиям придуманного сюжета; • составить рассказ, части которого необходимо произносить разным тоном по предложенной модели (например: грустно — весело; огорченно — грустно; радостно — печально). Параллельно ведется работа по развитию эмотивной лек-сики детей и ее актуализации в экспрессивной речи. Примеры игр, формирующих воспроизведение основного тона высказывания Произнесение междометий заданным тоном высказывания «Настроение». Логопед показывает детям картинку, на которой изображена ситуация, вызывающая однозначную •эмоциональную реакцию: дети весело танцуют («радость»), мальчик заболел («печаль»), щенок поранил лапу («жалость»), мальчики поссорились из-за игрушки и сломали ее («гнев») и т. п. Ребенок должен произнести междометия 116 «Ах!», «Эх!», «Ох!» так, чтобы при помощи основного тона высказывания передать эмоциональное состояние героев ситуаций. Во втором варианте этой игры логопед предлагает ребенку представить, что он оказался в какой-либо эмоциональной ситуации. С помощью определенного междометия, произнесенного соответствующим тоном, ребенок должен показать, чувства, которые он будет испытывать. Третий вариант игры предполагает произнесение слова разным тоном, в соответствии с заданием.
«Дождь» — радостно, печально, гневно, жалобным тоном. «Пришла» — радостно, удивленно, тревожно, рассерженным тоном. «Молодец» — радостно, гордо, удивленно, рассерженно, насмешливым тоном. «Произнеси по-разному». Логопед предлагает детям произнести одну и ту же фразу разным тоном, соответствующим передаче эмоциональных значений радости, гордости, удивления, жалости, обиды, печали, гнева. 1. Саша играет с моей машинкой. 2. Мама купила яблоки. 3. Кате подарили собаку. 4. Дождь пошел. Если задание вызывает трудности, логопед помогает ребенку образно представить ситуацию. Например: «Представь, что твоя мама купила большие, красные, вкусные яблоки. Скажи предложение так, чтобы все поняли, что яблоки тебе очень нравятся, ты рад, что мама их купила. А теперь представь, что мама принесла маленькие, зеленые яблоки. Ты попробовал, они оказались очень кислыми, а ты ожидал, что они сладкие и вкусные. Попробуй сказать так, чтобы мама поняла, что ты расстроился (удивился, рассердился, обиделся и т. п.)». 117 Произнесение чистоговорок, поговорок и пословиц с изменением основного тона высказывания Логопед предлагает детям произнести речевой материал с последовательным изменением основного тона высказывания (радостно, гордо, с восхищением, удивленно, жалобно, печально, обиженно, гневно). 1. Язык до Киева доведет. 2.Сначала подумай, потом говори. 3.Все за одного, один за всех. 4. У Саши на носу сажа. 5.У семи нянек дитя без глаза. 6. На пороге вытри ноги, вытри ноги на пороге. 7.Вранье не введет в добро. «Выучи наизусть». Детям предлагается произнести не-ишыние тексты, считалки, стихотворения с интонацией, выражающей различные эмоциональные значения отраженно, ислед за логопедом, затем самостоятельно. Стихотворения и тексты предлагаются к заучиванию или пересказу. Д. Ах ты, зимушка-зима, (Радостно, удивленно, гру- Исс дороги замела! стно, обиженно, гневно) Б. Рады зайчики и белочки, (Радостно, весело) Рады мальчики и девочки, ()6иимают и целуют косолапого: Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко! В. Плачет серый воробей: (Печально, с жалобой) Выйди, солнышко, скорей! 11ам без солнышка обидно — И поле солнышка не видно. 118 Г. А косолапый и рад: (Восхищенно, удивленно, «Вот это наряд так наряд! гордо) Как пойду я павлином По горам и долинам, Так и ахнет звериный народ: Ну что за красавец идет!» Д. Злая Варвара терпеть не могла (Сердито, гневно) Крокодила и требовала, чтобы доктор прогнал его: Видеть его не желаю! — кричала она. — Он такой противный, зубастый. И все портит, к чему ни притронется. Из произведений К. И. Чуковского 2. Обучение использованию интонационно-звуковых средств выразительности путем произвольного изменения громкости голоса. В ходе занятий дети вспоминают, какое значение имеет громкость голоса для восприятия и выражения различной информации, о ее роли в речевом общении людей. Затем формируются умения использовать громкость голоса как средство выразительности в «готовых» и собственных высказываниях. Предлагаются следующие задания: • определить громкость голоса в стихотворении с последующим его заучиванием и воспроизведением; • выучить и воспроизвести стихотворения-колыбельные; • игра «Испорченный телефон»; • продолжить рассказ, начатый громким (тихим) голосом;
• выбрать подходящую громкость голоса для почитанного дважды стихотворения, выучить его и воспроизвести голосом соответствующей громкости; • рассказать о веселом, радостном (например, праздник Новый год), грустном, печальном событии (например, заболел друг) голосом, громкость которого соответствует ситуации; • передать определенную ситуацию (например, зимний лес) голосом такой громкости, чтобы окружающие почувствовали тишину; • передать изменения ситуации посредством изменения громкости голоса. 3. Обучение использованию интонационно-звуковых средств выразительности путем произвольного изменения темпа речи. Темп устной речи играет важную роль в процессе общения. Человек может изменять темп речи произвольно, т. е. говорить быстрее или медленнее по сравнению со своим индивидуальным темпом речи. Это уже изменение темпа речи в целях ее выразительности. В ходе логопедической работы нужно научить детей не только говорить в нормальном темпе (не слишком быстро и не слишком медленно), но и использовать это интонационно-звуковое средство выразительности в собственной речи, замедлять или убыстрять темп речи в соответствии с содержанием, основной мыслью высказывания, степенью важности речевого отрезка, передаваемой информации. В предлагаемых ниже заданиях замедление темпа речи происходит двумя способами: путем увеличения длительности звуков и путем произнесения фразы с паузами между словами. Первый способ может характеризоваться как замедление скорости произнесения звуковых единиц, второй — как увеличение времени, отведенного при произнесении фразы на каждое слово, т. е. смысловую единицу. При втором способе также происходит увеличение средней длительности звуков. Убыстрение темпа достигается путем сокращения длительности звуков, т. е. увеличением скорости артикуляции. Для этого используются следующие задания: 120 • определить темп речи в стихотворении, отражающем скорость протекания событий, выучить его и воспроизвести; • продолжить рассказ, начатый медленным (быстрым) темпом; • выбрать темп речи, подходящий к прочитанному дважды рассказу, воспроизвести рассказ в темпе, соответствующем содержанию рассказа, отражающем скорость протекания событий; • произнести текст (стихотворения) с изменением темпа речи (от лица двух персонажей: Торопыжки и Увальня); • передать определенную ситуацию (например, игра «в пятнашки») посредством такого темпа речи, чтобы окружающие почувствовали быстроту происходящих событий;
• передать определенную ситуацию (например, «черепаха-почтальон», «медведь, спящий зимой в берлоге») с помощью такого темпа речи, чтобы окружающие почувствовали замедленность происходящих событий, однообразие происходящего; • выучить и воспроизвести скороговорки; • прочитать стихотворения, пересказать текст, передавая изменением темпа речи новую или важную для слушателя информацию, содержащуюся в речевом материале; • прочитать стихотворения, считалки, произвольно изменяя темп речи. Формированию темпа речи способствуют и логоритмиче-ские занятия, которые проводятся параллельно с логопедическими. На логоритмических занятиях логопед вместе с музыкальным руководителем обучает детей умению двигаться в заданном темпе, чередовать движения в разном темпе, сочетать движения с проговариванием в нужном темпе, проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе. 4. Обучение продуцированию высказываний различных коммуникативных типов. 121 Мы уже отмечали, что в соответствии с современными представлениями о становлении интонационной системы в онтогенезе сначала отрабатываются повествовательные, затем вопросительные и восклицательные высказывания. Поскольку основное изменение тона в любом коммуникативном типе высказывания наблюдается на ударном гласном синтагматического центра, работа начинается с освоения ритмики слова и предложения. Она поводится параллельно с формированием слоговой структуры слова, с развитием навыка звуко-слогового анализа, с обучением использованию словесного и логического ударения. В слове как в ритмической структуре можно выделить две части — стержневую и периферийную (Н. И. Лепская). Стержневая часть характеризуется большей напряженностью артикуляторных органов, большим временем звучания, большей насыщенностью спектра стержневых звукотипов, большим раствором щели рта при произнесении гласных одного типа. Стержневая часть связана со словесным ударением и включает в себя не только ударный слог, но и предударные, и чаще содержит первый предударный слог. Для периферийной части, или заударной, характерна меньшая длительность звучания, так называемое «переслаивание» звукотипов. С учетом вышесказанного в процессе логопедического воздействия проводится специально направленная работа по различению длительности и качественных (формантных) характеристик ударных и безударных гласных при произнесении слов различной звукослоговой структуры с гласными, занимающими различное положение по отношению к ударному слогу. Основной целью произнесения слов с гласными <У>, <Ы>, <И> в различном положении по отношению к ударному слогу является сравнение произнесения гласных ударного и безударного слогов, в процессе которого детям объясняется, что гласный безударного слога, в отличие от ударного, произносится менее длительно и с меньшим мышечным напря- 122 жением, и, наоборот, звук, находящийся под ударением, имеет более энергичную и четкую артикуляцию. Для произнесения и сравнения детям предлагаются слова с гласным в стержневой и в периферийной частях слова.
При произнесении слов с гласными <Э>, <0>, <А> в различном положении по отношению к ударному слогу внимание детей обращается не только на большую контрастность гласных ударных и безударных слогов по длительности и напряженности произнесения, но и на то, что гласные безударных слогов, редуцируясь, утрачивают свои четкие отличительные, качественные (формантные) признаки. Для произнесения и сравнения детям предлагаются слова с гласным в стержневой и периферийной частях слова. По мере освоения ритмики слова проводится работа над его звуко-слоговой структурой и совершенствуются навыки использования словесного ударения. Обучение воспроизведению акцентно-ритмической структуры слова осуществляя-ется в следующей последовательности: • двусложные слова, состоящие из открытых слогов: а) с ударением на первом слоге (вата, лапа, юный); б) с ударением на втором слоге {весы, дыра, луна); • трехсложные слова, состоящие из открытых слогов: а) с ударением на первом слоге (ягода, курица, радуга); б) с ударением на втором слоге (канава, минута, панама); в) с ударением на последнем слоге (молоко, борода); • двусложные слова с одним закрытым слогом: а) с ударением на первом слоге (веник, лошадь, тополь); б) с ударением на втором слоге (петух, каток, копать); • двусложные слова со стечением согласных в середине а) с ударением на первом слоге (тыква, сумка, белка); б) с ударением на последнем слоге (ведро, весна, окно); • двусложные слова с закрытыми слогами и стечением 123 а) с ударением на первом слоге (фартук, зонтик, три б) с ударением на последнем слоге (стакан, медведь, • трехсложные слова со стечением согласных: а) с ударением на первом слоге (бабочка, мыльница, де б) с ударением на втором слоге (закрасить, ботинки, в) с ударением на последнем слоге (глубина, колбаса, по • четырехсложные слова, включающие открытые, за а) с ударением на первом слоге (пуговица, гусеница, жа б) с ударением на втором слоге (планировать, дыхание, в) с ударением на третьем слоге (ежевика, оказаться, г) с ударением на последнем слоге (колокола, велосипед, При выделении ударного слога слово произносится как единое фонетически оформленное целое. Образец правильного произнесения дается логопедом. В процессе работы над усвоением акцентно-ритмическои, слоговой структуры слова используются следующие задания: • назвать предметные картинки; • отгадать загадки; • подобрать и назвать длинные и короткие слова; • произнести слова различной слоговой структуры с одновременным отхлопыванием слогов и выделением ударного слога голосом и с помощью акцентированного хлопка; • подобрать слова к слоговым сериям с акцентировано выделенным слогом (например, та-та' — вода; та-та'-та — машина; та'-та-та — весело и т. п.); 124 • имитация акцентно-ритмической структуры слова посредством слоговой серии с акцентировано выделенным слогом (например, луна — та-та'; борода — та-та-та'; радуга — та'-та-та и т. п.); • выбрать из ряда слов и назвать слово, не похожее на остальные по своей акцентно-ритмической структуре; • разложить предметные картинки к предъявленным схемам акцентно-ритмической структуры слова и назвать их; • подобрать слова к схемам с обозначенным на них местоположением словесного ударения; • исправить Незнайку; • изменить место ударения в слове и объяснить последующее изменение значения слова. В результате работы по освоению акцентно-ритмической слоговой структуры дошкольники начинают понимать, что слышимое слово имеет свое строение (длину, состав) и особенности звучания, средствами выражения которых является словесное ударение. Поскольку в предложениях, составляющих единое целое (синтагму), как и в слове, можно выделить стержневую и периферийную части, после освоения ритмики слова переходят к освоению ритмики предложений, которое осуществляется в ходе обучения воспроизведению повествовательных высказываний. Основной задачей при воспроизведении интонации завершенного повествования (ИК-1) является отработка синтагматического ударения, выделяющего в речи семантически завершенные синтагмы. При воспроизведении ИК-2 в качестве основной задачи выступает обучение выделению и передвижению интонационного центра в неконечную позицию. При отработке этой интонационной конструкции детей учат выделять слова в предложении путем усиления словесного ударения и понижения основного тона голоса. Для этого используются следующие задания: • вопрос — ответ (детям вразбивку предлагаются во • составить предложения с опорой на демонстрацию действия, выделяя голосом существенное с точки зрения данной ситуации слово; • составить предложения по картинкам, затем ответить на вопросы (Кто? Что делает? Делает что?); • составить предложения по графическим схемам, на которых обозначено местоположение слова, подлежащего выделению логическим ударением; • трансформировать предложение (несколько раз произнести предложение, меняя местоположение выделяемого логическим ударением слова), проанализировать значение каждого варианта; • трижды произнести пословицу, состоящую из трех слов, меняя логическое ударение, проанализировать изменение смысла высказывания; • произнести чистоговорки, стихотворения, выделяя логическим ударением нужное слово; • спеть простые песенки, выделяя логическим ударением нужное слово. Обучение интонированию вопросительных высказываний основывается на формировании навыка резкого повышения тона в интонационном центре высказывания и осуществляется сначала на материале общих вопросов, при воспроизведении которых требуется значительный подъем тона на ударном гласном выделенного логическим ударением слова. Параллельно с отработкой интонационной структуры общих вопросов совершенствуются навыки употребления логического ударения. При формировании интонации специального вопроса детей обучают значительно повышать тон в интонационном центре высказывания (на ударном гласном вопросительного 126 слова), но не так резко, как в общих вопросах. При этом параллельно закрепляется умение изменять место интонационного центра внутри предложенной конструкции. Работа над интонационным оформлением восклицательных высказываний (ИК-5) начинается с обучения усилению и повышению голоса в интонационном центре при воспроизведении эмоционально-оценочных высказываний, а также высказываний со значением удивления, грусти, неудовольствия, желательности. Воспроизведение высказываний различных коммуникативных типов происходит по определенному алгоритму: про-говаривание сопряженно с логопедом, отраженно вслед за ним, самостоятельно. На начальных этапах обучения используются знакомые детям графические схемы голосоведения, движения, иллюстрирующие изменения основного тона. Совершенствованию навыков воспроизведения предложений различных коммуникативных типов способствуют задания на составление предложений по картинкам, графическим схемам голосоведения, графическим схемам предложения, постановка соответствующего пунктуационного знака. Дифференциация коммуникативных типов высказываний проводится в процессе: • воспроизведения заданного коммуникативного типа высказывания по предъявленному изображению знака препинания; • произнесения одного и того же предложения с различным мелодическим оформлением (повествование, вопрос, восклицание); • воспроизведения высказываний заданного коммуникативного типа по картинкам; • проговаривания сопряженно, отраженно, самостоятельно потешек, считалок, стихотворений, содержащих высказывания различных коммуникативных типов; при этом от ребенка требуется правильно расставлять логическое ударение; 127 • близкого к тексту пересказа, содержащего высказывания различных коммуникативных типов; обращается внимание на правильное логическое ударение; • организации диалогов; • проведения игр-инсценировок с применением пальчикового, кукольного, теневого и настольного видов театра, сказок, разыгрываемых по ролям. В процессе логопедического воздействия большое внимание уделяется обучению детей умению управлять своим голосом с учетом ситуации общения, с помощью голоса отражать различные эмоциональные состояния, изменять тем-бральную окраску при передаче разнообразных оттенков чувств и переживаний с учетом смысла содержания высказы-вания. Эта работа базируется на сформированных ранее качественных акустических характеристиках голоса и способствует не только развитию и обогащению голосовых возможностей детей, первичных тембральных качеств голоса, но и формированию общей тембральной окраски — «просодического» тембра, его способности участвовать в передаче информации, прежде всего эмоциональной. Примеры игр, формирующих у детей
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.118.202 (0.016 с.) |