Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аппаратура записи и воспроизведения звукаСодержание книги Поиск на нашем сайте
■^5^^^ оез записи »си окончательного варианта. Для этогс^УХвуе™1 я аппаратура записи [2,26]. Главное требойкней ^ мальных искажений в звуковой сигнал СТ юбра3ие звукозаписывающей аппара7у^^ю^й^ работы, функциональными и творческими впЗ "Ри Спользуемых носителей. Чтобы бьГпонятной класгиГ™"'.туры, рассмотрим некоторые термины изТэтой обТастТ^" Итак, запись звука - это поонргг nncw^~ УГСТГГеЗВУ^ ° рОстранственноеизмененГхаракС ния и последующего воспроизведения записанных Р телем подразумевается ^eL™™o™ZvllT™ "** Н°" я сохранения в нем или на его поверхности звТковпй^ ^"^ ультате записи получается фонограмма В зависи17ФОРМаЦИИ- В записываемым магнит°°<™ческой - они не используются. Шфическая, но в радиове- магнитной системе запись магнитного состояния mZ^coZei налом, в оптической - оптических свойгтГ нитооптических свойств. СТВ' В любой системе записи для согласования зэписывярмпг свойствами канала записи применяется определенная СИГНЭЛа Гнала, что приводит к различным способам записи в ня °ДГ0Т°ВКа рд развития аппаратуры звукозаписи звуковой НаЧаЛЬНЬ1И пе" 1 каким-то особым преобразованиям. JS^
сигнал непрерывный или, как принято в радиотехнике называть его аналоговым, такая запись получила название аналоговой. В принципе, аналоговый способ можно реализовать в любой из названных систем, но практическое значение имеет только аналоговая магнитная запись на магнитную ленту. В этом случае в магнитной ленте создается пространственное распределение остаточной намагниченности, которая в режиме воспроизведения при движении ленты преобразуется в электрический сигнал, прямо связанный с распределением намагниченности. Т.е. качество воспроизводимого сигнала будет зависеть от точности преобразования записываемого сигнала в остаточную намагниченность. Именно в этом и заключаются все проблемы аналоговой магнитной записи - какие бы технические ухищрения ни предпринимались, достичь неискаженного преобразования не удается. В другом способе - цифровом - сигнал перед записью преобразуется в цифровую форму, т.е. из аналогового сигнала получается последовательность дискретных импульсов. В результате записывается как бы не сам звуковой сигнал, а информация о нем. При этом свойства носителя в гораздо меньшей степени сказываются на качестве записанного сигнала. Цифровые способы записи реализуются как на магнитном носителе (магнитная лента или диск), так и на оптическом и магнито-оптическом. Устройство записи и воспроизведения звука на магнитную ленту называется магнитофоном. В зависимости от формы носителя магнитофоны бывают катушечными и кассетными. Обобщенная схема магнитофона приведена на рис.20. Записываемый сигнал через усилитель записи поступает в магнитную головку записи, воздействующую на магнитную ленту локальным магнитным полем, пропорциональным входному сигналу. Для того чтобы улучшить практически все качественные параметры магнитофона (нелинейные искажения, шумы, АЧХ и др.), в головку записи, наряду с сигнальным током, от отдельного генератора подается так называемый ток высокочастотного подмагничивания с частотой более 60 кГц. Этот же генератор используется для подключения к стирающей магнитной головке, обеспечивающей размагничивание магнитной ленты. Следует обратить внимание, что значение тока подмагничивания очень критично и по этому требуется тщательная его настройка.
Рис.20. Обобщенная схема магнитофона. ГЗ - головка записи, ГС - головка стирания, ГВ - головка воспроизведения, Г - генератор стирания и подмагничивания, УЗ - усилитель записи, У В - усилитель воспроизведения.
Под воздействием магнитного поля головки записи в магнитной ленеы создаются намагниченные участки, которые при прохождении возле головки воспроизведения наводят в ней э.д.с, усиливаемую усилителем воспроизведения. Из-за несовершенства магнитных свойств лент при записи сигналов верхнего звукового диапазона имеют место значительные потери, отрицательно сказывающиеся на АЧХ. Для уменьшения влияния этих потерь в УВ предусмотрена соответствующая частотная коррекция, задаваемая так называемой постоянной времени коррекции. Вообще говоря, частотная коррекция имеет место и в УЗ, и она называется предыскажениями. Цель введения предыскажений - уменьшить влияние низкочастотных помех. Степень частотной коррекции стандартизована для достижения взаимозаменяемости фонограмм, полученных на различных магнитофонах. Величина частотных потерь зависит от скорости (чем больше скорость ленты, тем они меньше) и от качества магнитной ленты. В частности, при коростях76,2см/си 38,1 см/с постоянная времени коррекции т = 35 мкс, ля скорости 4,76 см/с в зависимости от типа ленты - 120 или 70 мкс. Магнитофоны подразделяются на катушечные и кассетные. Катушечные, в свою очередь, делятся на монофонические, стереофонические и многоканальные. Монофонические и стереофонические магнитофоны работают на ленте шириной 6,3 мм, а многоканальные - на лентах шинной 12,7 мм, 25,4 мм и 50,8 мм в зависимости от числа каналов. Наиболее качественные фонограммы получаются при моно- и стерео-записи. Связано это с тем, что в этом случае имеет место наибольшая ширина дорожки записи, соответствующая одному каналу. В многоканальных магнитофонах число дорожек на ленте шириной 50,8 мм может достичь 48. При уменьшении ширины дорожки в п раз, отношение сиг-л/шум уменьшается в Vn раз. Поэтому для уменьшения влияния шумов в многоканальных магнитофонах всегда применяется система шумопонижения. В кассетных магнитофонах скорость ленты 4,76 см/с, т.е. значительноменьше, чем в катушечных. Поэтому качество их существенно ниже, за счет применения хороших магнитных лент приемлемо для многих применений. Магнитофонные кассеты в зависимости от используемого магнитного материала делятся на четыре типа. Тип I - ленты из порошка окиси железа; тип II - ленты из порошка двуокиси хрома; тип III - ленты с двумя магнитными слоями из окиси железа и двуокиси хрома; тип IV- ленты из металлического магнитного порошка. Применение кассет каждого типа требует оптимизации тока подмагничивания, поэтому в магнитофонах имеются переключатели на конкретный тип кассеты. Причем при переходе с кассеты типа I на тип II изменяется не только ток подмагничивания, но и постоянная времени коррекции. Начало. Левый канал Начало. Правый канал 4.9 Аппаратура записи и воспроизведения звука При подготовке стереофонических программ важно не перепутать левый и правый каналы. Чтобы этого избежать, за каналами закреплены определенные дорожки. Для катушечных магнитофонов расположение дорожек левого и правого каналов изображено на рис.21. Если смотреть на ленту со стороны рабочего слоя, то нижняя дорожка соответствует правому каналу, а верхняя - левому. На рис.22 приведено расположение дорожек кассетного магнитофона (также со стороны рабочего слоя). Особенностью магнитофона является нестабильность движения магнитной ленты из-за упругих свойств и проскальзывания в лентопротяжном тракте. В результате звуковой канал приобретает паразитную частотную модуляцию с частотами 0,1-200 Гц. Это явление называется детонацией и характеризуется коэффициентом детонации. Для того чтобы детонация не ощущалась на слух в виде медленных (плавание) или быстрых изменений высоты тона, коэффициент детонации не должен превышать 0,2%. Рис. 21. Расположение дорожек левого и правого каналов студийного магнитофона. Начало. 4-я дорожка. Левый канал. Конец Начало. 3-я дорожка. Правый канал. Конец Конец. 2-я дорожка. Правый канал. Начало Конец. 1-я дорожка. Левый канал. Начало Рис.22. Расположение дорожек кассетного магнитофона. Вид со стороны рабочего слоя. Значения основных параметров катушечных и кассетных магнитофонов приведены в таблице 1. Приведенные в таблице значения носят ориентировочный характер, поскольку они зависят от типа используемой магнитной ленты. В таблице
Параметры катушечных и кассетных магнитофонов. Таблица 1
не приведен такой важный параметр, как динамический диапазон, который особенно зависит от качества применяемой ленты. Можно лишь отметить, что для катушечных магнитофонов с системой шумопонижения динамический диапазон может достигать 110-120 дБ. Из приведенных в таблице данных можно сделать вывод о высоком качестве аналоговой магнитной звукозаписи [26]. Цифровая звукозапись При цифровой записи исходный аналоговый сигнал преобразуется в цифровую форму с помощью импульсно-кодовой модуляции (ИКМ), l предполагающей выполнение трех операций: дискретизацию аналогового сигнала во времени путем выделения отсчетов значений в определенные моменты времени; дискретизацию по уровню (квантование); кодирование - присвоение каждому отсчету кодового значения (кодового слова). Для кодирования используется двоичный код, в котором каждая позиция символа определяется единицей или нулем. После дискретизации во времени непрерывный сигнал превращается в последовательность импульсов - отсчетов с размахами, равными значениям непрерывного сигнала в дискретные моменты времени. Частота следования этих импульсов равна частоте дискретизации т.д. В процессе квантования отдельные импульсы-отсчеты заменяются квантовыми отсчетами. Для этого диапазон значений уровней аналогового сигнала делится на ряд фиксированных интервалов. Если уровень отсчета попадает внутрь интервала, то ему присваивается определенное значение квантовoгo отсчета, т.е. различным уровням, попадающим в один интервал, будет присвоено одно значение. Это приводит к неточности ИКМ - преобразования, к так называемому шуму квантования [27,28]. ИКМ выполняется в аналого-цифровом преобразователе (АЦП). На выходе АЦП образуется последовательность кодовых слов, которые могут быть записаны на носителе. При воспроизведении кодового сигнала осуществляется обратное преобразование - цифро-аналоговое (ЦАП). В отличие от аналогового способа записи, когда на качество сигнала существенное влияние оказывают свойства носителя, при цифровом способе ситуация другая, поскольку требуется записывать и воспроизводить только два уровня сигнала - 0 и 1. Поэтому нелинейные "Искажения и шумы носителя и канала записи в значительно меньшей Мере влияют на сигнал. Точность передачи сигналов при ИКМ зависит от двух параметров: Частоты дискретизации и интервала квантования. Частота дискретизации должна превышать не менее чем в два раза верхнюю частоту звукового сигнала. В технике радиовещания в разной аппаратуре тд принима-^ следУ°Щие значения: 32 кГц - для цифровых линий связи, 44,1 кГц -пя систем компакт-диск и мини-диск, 48 кГц - для аппаратуры про-эссионального применения. Величина интервала квантования характеризует ошибку квантования и связана с разрядностью двойного кода. Если разрядность кода п, то число уровней равно 2П. Чем больше уровней квантования, тем меньше шаг квантования и большая точность ИКМ-преобразования. Динамический диапазон при цифровой записи можно оценивать выражением D = 6п+1,8. Если использовать кодирование с числом бит на отсчет п = 16, то для динамического диапазона получим D= 98 дБ. Оценим последовательность импульсов на выходе АЦП, называемую цифровым потоком, при преобразовании стереофонического сигнала с параметрами: ffl = 44,1 кГц, п = 16. В единицу времени в одном канале создается 44,1- 103 отсчетов, и на каждый отсчет необходимо выделить 16 бит. Поскольку каналов два, то суммарный цифровой поток составит 44,1-103-16-2=1,4-106бит/с=1,4 Мбит/с. Однако для нормальной работы системы цифровой записи этого недостаточно, поскольку еще необходимо передавать различную служебную информацию. В результате реальный цифровой поток увеличивается примерно до 2 Мбит/с. Отметим, что при таких условиях ИКМ звуковой сигнал передается в полосе 20 кГц - 20 кГц, практически без нелинейных искажений с динамическим диапазоном около 100 дБ. Однако реализовать эту, казалось бы, простую идею оказалось непросто. По существу, улучшение качественных параметров цифрового канала достигнуто за счет значительного увеличения пропускной способности канала. Ведь требование о передаче цифрового потока 2 Мбит/с эквивалентно требованию передачи сигнала с полосой до 2 Мгц, что в 100 раз больше полосы звукового сигнала. Проблема записи цифрового потока 2 Мбит/с была решена путем кардинального улучшения носителей и систем аппаратуры записи и воспроизведения. В зависимости от используемого носителя различают магнитную, магнитооптическую и оптическую цифровую звукозапись.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.255.122 (0.007 с.) |