Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Устройства частотной обработкиСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Устройства частотной обработки предназначены для изменения полосы частот и формы спектра звукового сигнала. И та, и другая операция осуществляется с помощью частотных фильтров, которые делятся г фильтры низких частот, высоких частот и полосовые. Первые пропускают сигналы ниже некоторой частоты (частоты среза), вторые выше частоты среза, а третьи - в определенной полосе частот. Указан-5 фильтры обычно имеют возможность регулировать ослабление или усиление в области нижних или верхних частот. Применение фильтров дает возможность улучшать звучание в условиях плохой акустики студии или при неудачном расположении микрофонов, выделить или повить отдельные участки спектра сигнала и тем самым изменить характер звучания, придать ему новизну и оригинальность [2,24]. Применяя фильтры, нужно иметь в виду, что любой фильтр изменяет тембр звука. Если речевой сигнал пропускать через фильтр низких частот, то он будет обогащен низкими частотами и звучание будет бубнящим. Если ослаблять низкие частоты фильтром высоких частот, то звучание станет звенящим. Обогащение высокими частотами делает звук свистящим, а ослабление высоких частот делает звучание глухим. Полосовые фильтры позволяют создавать такие эффекты, как «разговор по телефону», избавляться от мешающих низкочастотных и высокочастотных помех. Эти фильтры в основном применяют при обработке речевого сигнала, поскольку его спектр относительно узкий и ослабление низкочастотного и высокочастотного участков почти не сказывается |на его спектре. Если фильтр позволяет усилить какую-то часть спектра (чаще всего часть средних частот), то это приведет к кажущемуся выделению из общей звуковой картины отдельных звуковых источников (певцов, инструментов). Такой фильтр дает ощущение присутствия слушателя рядом с исполнителем и называется фильтром присутствия. Фильтры характеризуется тремя основными параметрами: частотой среза, полосой частот, изной спада амплитудно-частотной характеристики. От установок этих параметров зависит степень влияния фильтра на звуковой сигнал. Строго говоря, влияние фильтров сводится не только к изменению полосы частот или формы спектра. Любой фильтр вызывает дополнительные фазовые сдвиги между спектральными составляющими. На слух это может восприниматься как искажение пространственной структуры звуковой картины.
Использование в практике радиовещания одного какого-либо фильтра оказалось недостаточным. Так появился прибор частотной обработки эквалайзер - комбинация из нескольких (от двух до тридцати и даже более) полосовых фильтров. Основная задача эквалайзера - коррекция тембра звукового сигнала путем изменения формы спектра. Эквалайзеры бывают графическими и параметрическими. В графическом эквалайзере частотный спектр входного сигнала делится на полосы. Уровень сигнала в каждой полосе может как ослабляться, так и усиливаться отдельным движком, и общая картина положений движков наглядно визуализирует частотную характеристику - отсюда и название прибора. Из-за взаимного влияния фильтров соседних полос реальная амплитудно-частотная характеристика прибора может сильно отличаться от «нарисованной» движками. Графический эквалайзер позволяет решать многие задачи при формировании тембра: звук можно делать ясным и светлым подчеркиванием высоких тонов, теплым - подчеркиванием нижней части спектра среднего диапазона, глубоким - подчеркиванием басов и т.д. Графическим эквалайзером не всегда удобно пользоваться из-за фиксированных полос пропускания и средних частот фильтров, к тому же и не всегда можно достичь желаемого результата. Например, если потребуется поднять усиление в пределах полосы, соответствующей нескольким частотным полосам эквалайзера, то придется манипулировать сразу несколькими движками. Указанные недостатки устранены в параметрическом эквалайзере, который имеет гораздо меньше фильтров (от трех до пяти), но является более точным прибором благодаря тому, что частотная характеристика каждого фильтра может изменяться в широких пределах. Регулировке поддаются все основные параметры фильтров - частота настройки, полоса пропускания, коэффициенты усиления и ослабления. Отсюда и название «параметрический». С помощью параметрического эквалайзера можно сформировать любой спектр и поэтому достичь более высокого качества звука, чем с помощью графического. Эквалайзер, как любой прибор обработки звука, не должен вносить никаких искажений в сигнал. Поэтому требования к его электрическим параметрам очень высокие. В частности, нелинейные искажения менее 0.01%, отношение сигнал/шум более 90 дБ, вход- высокоомный, выход - низкоомный. Качество эквалайзеров можно проверить и без использования измерительных приборов. Для этого нужно взять два эквалайзера одного типа, задать им «зеркальные» установки, затем прослушать сигнал до эквалайзеров и прошедший оба эквалайзера. Отсутствие разницы будет хорошим показателем качества приборов.
Эквалайзеры выпускаются или как приборы с одной функцией или как многофункциональные. В зависимости от сочетания этих функций существует много различных типов приборов на базе эквалайзера. Совмещение эквалайзера с микрофонным предусилителем и каким-либо устройством динамической обработки называется микрофонным процессом. Объединение эквалайзера с компрессором называется частотно-зависимым компрессором. В таком приборе динамической обработкеподвергается сигнал отдельной полосы без изменения остальных. Если частотно-зависимый компрессор предназначен для обработки звукового сигнала, то его часто называют деессером. Он позволяет уменьшить «присвисты» в речевых программах или при записи вокала. ';„■£ Эквалайзер можно использовать не только как прибор частотной обработки, но и как устройство для поиска и устранения обратной акустической связи. Для этого имеется специальная функция, при включении торой анализатор определяет «вредную» частоту, а эквалайзер автоматически корректирует нужную полосу. Если обратная связь присутствуют на нескольких частотах, то последовательным включением этой функцииобратная связь устраняется до тех пор, пока звук станет чистым. В зависимости от назначения эквалайзеры бывают монофоническими, стереофоническими, двухканальными и многоканальными. Многие устройства обработки на случай выхода из строя имеют режим обхода, |.е. переключения сигнала со входа на выход. К отдельному виду приборов частотной обработки относятся кроссо-веры, выполняющие функцию разделения частотного спектра на несколько полос и подачи соответствующих сигналов на «свои» усилитель ► громкоговоритель. В кроссовере предусматриваются регулировки параметров фильтров, усиления, коррекция фазово-частотной характеристики. Применение эквалайзера не дает положительного результата, если) каким-то причинам часть спектральных составляющих сильно ослаблена. Однако и в этом случае есть выход. Оказывается, можно восставить недостающие составляющие, причем таким образом, чтобы они динамически и музыкально были связаны с исходным сигналом. Такую функцию выполняет прибор обработки, называемый эксайтером. Спектральный состав и амплитуда подмешиваемых гармоник регулируются в соответствии с решаемыми задачами. В результате происходит восстановление яркости, чистоты и естественности звучания. Разновидностью эквалайзера является энхансер, выполняющий функции программно-зависимого усиления, фазовой коррекции высоких частот. Субъективно обработка энхансером проявляется в повышении громкости и разборчивости, яркости и прозрачности звука. Такого эффекта нельзя добиться с помощью эквалайзера. Эквалайзеры и энхансеры относятся к приборам психоакустической Зработки, учитывающим особенности восприятия звука человеком.
Для временной обработки звуковых сигналов применяются линии задержки и ревербераторы. Основная функция линии задержки - задержать звуковой сигнал на некоторое время. Задержанный сигнал может быть смешан с исходным в процессе записи. Такая обработка не изменяет качество звука радикально, но во многих случаях оказывается полезной. Больший эффект достигается, если задержанный сигнал подается на вход звукового канала. Применением задержки достигается, главным образом, ощущение местоположения источника звука. Задание кажущегося направления на источник часто осуществляется панорамированием, но временная задержка также позволяет осуществить панорамирование, и при этом имеются некоторые преимущества. При панорамировании за счет разницы амплитуд сигналов правого и левого каналов образ источника возникает вблизи громкоговорителя канала с большой громкостью, причем это касается слушателей, находящихся в зоне стереоэффекта. Задержка звука на 5 - 30 мс приводит к тому, что образ источника для всех слушателей, находящихся в помещении, возникает в том из громкоговорителей, который воспроизводит более ранний сигнал. Так происходит потому, что человек инстинктивно воспринимает направление на источник звука по задержке сигналов. То направление, откуда звук приходит раньше, и будет направлением на источник. Восприятие пространственности звука связано с анализом отраженных звуков, приходящих со всех сторон с разной временной задержкой. Используя линии задержки, можно моделировать отраженные сигналы и получить любую пространственную звуковую картину. Именно такую функцию выполняют ревербераторы. Принцип действия ревербератора состоит в том, что создается последовательность задержанных во времени сигналов с убывающей амплитудой и располагающихся на временной оси с дискретностью, характерной для естественной реверберации. Кроме того, алгоритмы искусственной реверберации учитывают психоакустические особенности восприятия звука, дают возможность подбирать параметры обработки под конкретные условия. Отраженные сигналы можно смещать по частоте и получать специальные эффекты. Ревербератор подключается к микшерному пульту через посылы и возвраты на внешние устройства. Аппаратная реализация приборов обработки весьма многообразная Существуют приборы, обеспечивающие многие известные способы обработки. Называются такие приборы процессорами. Классификация процессоров определяется областью назначения: студийные, радиовещательные, концертные, для мастеринга, для реставрационных работ. В частности, студийный процессор содержит все известные виды обработок и эффектов. Такие возможности стали реальными только для цифровых приборов, являющихся по сути специализированными компьютерами. Характерной особенностью цифровых приборов обработки является быстродействие. Например, цифровой компрессор в состоянии проанализировать сигнал до начала его обпяб ный вариант обработки. Конечно, при Z^o
о, при Z^oZZrZT ени, но она маленькая и в ряде случаев несущественна^^" В° Наряду с цифровыми приборами обработки шиппкп м-налоговые, особенно в тех случаях ког™ ™ «используются и ество звука. Связано это с те. ^п^^^ ифро-аналогового преобразований, а ^ О /чшим образом сказываются на качестве зв^ка Завершая рассмотрение приборов обработки слр™Рт ^ ание на следующее. Каждый прибор - это весьма сIT °братить вни" tправильно настроить его - непростая задача Ппин° ^ТР°ЙСТВ учится скорее отрицательный ^ГГГ 6Ще Не
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.186.109 (0.009 с.) |