Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дошкольников с речевыми нарушениямиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Коррекционно-логопедическое воздействие, направленное на развитие интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями, осуществляется по-гтапно. В системе логопедической работы условно выделя-юк.я два этапа, каждый из которых имеет свои цели, задачи и t одержание. \ fa первом этапе логопедической работы создаются ус-иония для дальнейшей работы, при этом собственно коррекция интонационных нарушений не проводится. Основной целью этого этапа является формирование психофизиологиче-СХИХ механизмов овладения интонационными средствами, которые используются для внешнего оформления высказывания в процессе его порождения. I la первом этапе стоят следующие задачи: 1. Коррекция нарушений дыхания и голоса. 2. Развитие слухо-моторных дифференцировок. При формировании психофизиологических механизмов овладения системой интонационных средств проводится работа по нормализации, развитию и координации деятельности дыхательного, голосового и артикуляторного аппарата ребенка, предусматривающая формирование физиологических механизмов интонационного оформления речи. Коррекционно-логопедическое воздействие предусматривает развитие речевого дыхания, выработку умения произвольно изменять силу и высоту голоса, проводится работа по расширению его мелодического (частотного) диапазона. Работа начинается с развития речевого дыхания, удлинения постепенного, продолжительного и плавного выдоха. Коррекционно-логопедические мероприятия подкрепляются занятиями лечебной и общей физкультурой, направленными на выработку правильной осанки. Развитие речевого дыхания происходит в следующей последовательности. 1. Формирование диафрагмального (нижнереберного) типа физиологического дыхания. Необходимость обучения активным движениям диафрагмы, нижних ребер, носовому дыханию обусловлена тем, что дошкольники с речевой патологией в большинстве случаев преимущественно используют во время речи верхнереберное или грудное дыхание, сопровождающееся сильным подъмом плечевого пояса, грудной клетки, напряжением шейной мускулатуры, в результате чего дыхание становится шумным и напряженным. Формирование диафрагмального типа физиологического дыхания основывается на приведении ребенка в состояние покоя. Поскольку дыхание представляет собой полупроизвольную функцию, то при возникновении сильных эмоциональных вспышек контроль над дыханием может утрачиваться. Поэтому большое внимание уделяется созданию положительного эмоционального настроя, спокойной и доброжелательной обстановки.
Так как у дошкольников с речевыми нарушениями часто недостаточно развита мускулатура живота и нижних отделов грудной клетки, освоение техники дыхательных движений начинается в положении лежа на спине с вытянутыми вдоль юла руками. На первых занятиях для контроля движений диафрагмы и нижних ребер ребенку предлагается положить па них руку. Вырабатывается бесшумный вдох, который осуществляется достаточно быстро. Наполнение легких воздухом раздвигает стенки живота и нижние ребра вверх и в сюроны во время вдоха. С целью усиления кинестетических ощущений используется прием выполнения упражнения с закрытыми глазами. На занятиях лечебной физкультурой про-школьные движения диафрагмы и нижних ребер в положении лежа закрепляются с использованием зрительного кон-i роля (легкая игрушка, помещенная в область диафрагмы). Впоследствии движения диафрагмы и нижних ребер осуществляются в положении стоя, сидя и в движении. Равномерный и продолжительный выдох сопровождается произне-Сением ненарушенных в произношении звуков: <Ф>, <ПФ>, v, <0>, <И>. 2. Выработка правильного соотношения вдоха и выдоха, направленности выдоха. Работа в этом направлении ведется в процессе освоения и наполнения упражнений дыхательной гимнастики, задачами которой являются развитие произвольного диафрагмального мша физиологического дыхания, выработка правильного со-oi ношения вдоха и выдоха. При выполнении дыхательной гимнастики необходимо придерживаться следующих правил: • дыхательная гимнастика проводится до еды, в хорошо Проветренном помещении; • при переутомлении ребенка, выражающемся в чоявле-ини зевоты, вызванной кислородной недостаточностью, вы-Полнение дыхательных упражнений прекращается; • при выполнении дыхательных упражнений не допускается напряжение плеч, шеи, поднимание плеч, надувание щек;
• при выполнении дыхательных движений внимание ребенка концентрируется на ощущениях, возникающих при движении диафрагмы, межреберных мышц; • дыхательные движения воспроизводятся плавно (под счет) с целью выработки дыхательного ритма. В процессе освоения и выполнения дыхательной гимнастики дети учатся совершать бесшумный вдох через рот и нос, а выдох через рот. Для этого используются как статические, так и динамические дыхательные упражнения. Основными задачами статических дыхательных упражнений являются выработка диафрагмального (смешанно-диафраг-мального) типа дыхания, координация правильного соотношения вдоха и выдоха, формирование сознательного произвольного управления дыханием. Динамические дыхательные упражнения облегчают процесс овладения навыком координированного дыхания и оказывают косвенное воздействие на фонационную мускулатуру. Примеры упражнений по формированию диафрагмального (нижнереберного дыхания) Статические упражнения Упражнение 1. Лежа на спине, положить ладонь одной руки на грудь, другой — на область диафрагмы, выполнить глубокий выдох, затем плавный медленный вдох носом, добиваясь, чтобы передняя стенка живота выпятилась вперед. Грудная клетка остается в прежнем положении. Плавный полный выдох через рот, при этом живот опускается. Выполнить 3-5 раз. Упражнение 2. Лежа на спине, сделать плавный вдох носом, поднять прямые руки вперед, затем вверх и развести в стороны. В результате грудная клетка приподнимается и расширяется в нижнем и среднем отделах, происходит пол- кый вдох. Затем, положив ладони на передне-боковые нижние края грудной клетки, сделать выдох, удерживая нижнюю Часть грудной клетки в расширенном состоянии. Выполнить < 5 раз. Упражнение 3. Лежа на спине, сделать медленный, плавный вдох, добиваясь ощущения раздувшегося «шара» в /к и ноте. Затем — медленный, плавный выдох — живот мед-пенно втягивать по направлению к спине. Выполнить 4—7 раз. Упражнение 4. Выполнив спокойный вдох, сделать Плавный выдох через рот, изменяя величину раствора губ, ре-i vпируя интенсивность выдоха. Следить за правильной осанкой и свободным состоянием мышц плечевого пояса. Упражнение 5. Выполнить упражнение 4 с мысленным счетом, распределив длину выдоха на 8-10-12 секунд. Упражнение 6. Туловище расслаблено. Лежа на спине, i делать полный выдох носом, втягивая в себя живот и груд-iivio клетку. Затем сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Задержать дыхание на 3—4 секунды. < 'квозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими Упражнение 7. Лежа спокойно, выдохнуть воздух через нос, втягивая живот и грудную клетку. Выполнить мед-псиный плавный вдох, заполняя полностью легкие. Затем заме ржать дыхание, напрягая все мышцы и повторяя мысленно: <сЯ сильный(ая)». Спокойно выдохнуть через нос с расслаб-пением мышц. Динамические упражнения Упражнение 1. Развести прямые руки в стороны, раз-iu-рпув их ладонями вверх, прогнувшись назад, сделать глу-бокий вдох через нос. Затем сдавить грудную клетку ладонями в верхнем и нижнем отделах, одновременно опустить го-иону вниз, выполнить плавный длительный выдох через рот. Упражнение 2. Выполнить предыдущее упражнение, Произнося на выдохе «пф». Упражнение 3. Разводя руки в стороны и прогибаясь назад, сделать вдох носом. Затем наклониться вперед, к пальцам ног, выполнить медленный выдох через рот, произнося «ф-ф-ф-у-у-у».
Упражнение 4. Выполнить вдох носом, наклонить корпус тела вперед и правой рукой достать пальцы левой ноги, произнося на выдохе «ха-хо-ху». Повторить упражнение на противоположной стороне тела, произнося на выдохе «фа-фо-фу». Упражнение 5. Поворачивая голову вправо — влево, выполнять одновременно с каждым поворотом вдох носом. Затем медленно и плавно выдохнуть через рот, произнося «пффф». Упражнение 6. Выполнить предыдущее упражнение, осуществляя движения головой вперед — назад. Упражнение 7. В положении стоя, ноги на ширине плеч, вдохнуть, запрокинув голову назад. На выдохе произнести, удерживая ровное звучание, «ма-мо-мэ». Приняв исходное положение, наклонить голову вперед и вниз, на выдохе произнести «на-но-нэ». Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют формированию необходимого для речи оптимального типа физиологического дыхания с удлиненным выдохом, что обеспечивает достаточный запас воздуха для произнесения различных по длине синтагм. В процессе выполнения дыхательных упражнений отрабатывается направленность выдоха к органам активной артикуляции и его фокусирование на губах. Для этого детей обучают произносить изолированные звуки, их сочетания и слова (например, <уууууууу>, <оооооо-оо>, <умумум>, <ухоухоухо>). Губы при этом слегка вытянуты вперед, их положение не меняется. После выполнения статических и динамических дыхательных упражнений переходят к фонационным дыхательным упражнениям, которые также осуществляются статически и динамически и предусматривают тренировку длитель- ного выдоха при произнесении глухих щелевых согласных и i и ас пых звуков. Основное внимание при этом уделяется распределению дыхания во время произнесения речевого материала, контролю за правильным вдохом воздуха через нос (следует избегать перебора воздуха). 3. Увеличение длительности речевого выдоха. Для достижения продолжительности речевого выдоха де-1м выполняют упражнения с постепенным удлинением речевых отрезков, произносимых на одном выдохе. Для этого используют последовательное называние времен года, дней не-/||- пи, прямой и обратный счет до трех, затем до шести. На протяжении тренировок ребенка обучают доводить счет до десяти. Важным условием является соблюдение умеренного импа речи, проговаривание слов в полном объеме, не допуская дрожания голоса, снижения его силы до шепота.
Затем на плавном продолжительном выдохе произносятся (ноиосочетания и предложения, которые постепенно все бо-пее распространяются: Птицы. Птицы летят. Птицы летят tut юг. Птицы осенью летят на юг. Детей обучают равномерному распределению выдоха на три-четыре слова, что в цепом соответствует средней длине синтагм в русской разго-иорпой речи. С этой целью используются и различные скоро-i оворки, долгоговорки, пословицы. Примерный речевой материал (скороговорки, долгоговорки, пословицы) 1. Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили. 2. Баиньки, баиньки, Купим сыну валенки. Останутся пятаки, Купим Ване бублики. 3. Пилят пилы Без умолку, Пилят пилы Дуб да елку. 4. Мы едем, едем, едем В далекие края. 5. Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, Потерял пастух дуду. А я дудочку нашла, Пастушку я отдала. 6. Катились колеса, Катились колеса, Катились колеса, Не прямо, а косо. 7. Гуси на лугу прячутся в стогу. Кричу я: «Кто в стогу?» А гуси — ни гу-гу. 8. Есть у Ляли кукла Леля. 9. У Фомки в гостях Фимка, Фимка в гостях у Фомки. 10.У нас гость унес трость. 11.Оса боса и без пояса. 12.И сила уму уступает. 13.Ехал к вам, да заехал к нам. 14.У бабы от пуховика пока в пуху бока. 15.Был бы бык, а мясо будет. 16.Колос от колоса, не слыхать голоса. 17.Видеть не видал, слышать не слыхал. 18.Волос долог, да ум короток. 19.На языке мед, а под языком лед. 20.Попытка не пытка. 4. Формирование умения пользоваться «добором» воздуха на паузах. «Главное условие добора воздуха — это создание привычки пополнять запас воздуха в каждой удобной паузе и подключать все дополнительные мышцы, помогая незаметному принятию в легкие его новых порций» (Вансовская, 1(>77: 17). Для развития умения осуществлять добор воздуха в качестве речевого материала используются короткие стихо-ишрения, потешки, разграниченные по смыслу на речевые in резки длиной в три-четыре слова. 5. Развитие силы, высоты, гибкости, модуляции голоса, расширение его диапазона, улучшение тембральной окраски. В работе над основными акустическими характеристиками Голоса следует исходить из того, что голос является средством (ш.ппимости, выразительности, эмоциональности речи. «Лю-t)i. 1С его нарушения существенно влияют на формирование и развитие речи, главным образом на коммуникативную функцию, проявляясь как в информативно-коммуникативной, так и и аффективно-коммуникативной сферах» (Орлова, 1998: 147). Благоприятные предпосылки для развития акустических чарлктеристик голоса создаются в процессе проведения рабо-И.1 по формированию и закреплению диафрагмального типа физиологического дыхания, динамической дыхательной гим-iin гики, способствующей развитию навыков дыхания при ниш-ательной активности. Все это в совокупности составляет основу формирования фонационного дыхания. Чтобы стимулировать движения гортани и голосовых i к падок, используются следующие приемы: • поглаживающий и вибрационный массаж гортани (ритмичные, энергичные движения пальцами по передней поверхности шеи в вертикальном и горизонтальном направлениях с и-1 ким надавливанием на область щитовидного хряща);
• кашлевые движения, подражание голубиному ворко-■внию, мычанию (сопровождающиеся в ряде случаев вибрационным массажем гортани). Работа над голосом учитывает фонетические возможно-I ш гортани (С. В. Кодзасов, О. Ф. Кривнова) и базируется на движениях нижней челюсти (открывать и закрывать рот), так Как только эти движения, выполняемые произвольно и в пол- ном объеме, обеспечивают нормальное голосообразование, снятие голосовой зажатости, свободную голосопередачу. Голосовые упражнения начинаются с произношения гласных звуков. При этом внимание детей привлекается к мягкому голосоначалу и правильному положению языка при фонации. Детей сначала обучают протяженному произнесению изолированных гласных, затем переходят к напевному, слитному произнесению двух, трех и т. д. гласных звуков на плавном продолжительном выдохе. После снятия голосовой зажатости и выработки свободной голосоподачи на мягкой атаке голоса переходят к выполнению специальных ортофонических упражнений по развитию основных акустических характеристик голоса: силы, высоты, тембра, — недостаточная сформированность которых и трудности произвольного изменения негативно отражаются на интонационном оформлении речи. Целью этих упражнений является развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции. Примеры ортофонических упражнений «Дудочка». Ребенку предлагается произносить звуки, звукосочетания, затем слоги и слова, как бы играя на дудочке: слегка вытягивая губы вперед, с ощущением их легкой вибрации. При выполнении этих заданий важно следить, чтобы ребенок фокусировал звук на губах. Речевой материал: • М, в, угуу. • Ммм, 5КлОК, 333 (используются правильно произносимые ребенком согласные). • Му-му-му, мо-мо-мо, ну-ну-ну, но-но-но. • Мул-мул-мул, мой-мой-мой, лимон-лимон. «Колокольчики». Логопед показывает детям два колокольчика — большой (с низким звучанием) и маленький (с высоким звучанием). В беседе выясняется, какой «голос» у каждого колокольчика. Потом логопед предлагает детям пре- ipa гиться в колокольчики и спеть их «песенку». Сначала дети мтместно с логопедом имитируют звучание большого колокола: произносят сочетание «бомм-бомм-бомм» в низкой тональности. Для контроля руку держат на грудине, чтобы ладони <> ощутить вибрацию, свойственную грудному звучанию. t,i к-м предлагается «спеть песенку» маленького колокольчика «бимм-бимм-бимм» — в высокой тональности. При этом чадони прикладываются к вискам для достижения ощущения Вибрации. Для усиления ощущений упражнение можно выпои пять с закрытыми глазами. «Колыбельная». Логопед предлагает детям имитировать пение колыбельной песни путем повышения и понижения гони а при произношении гласных звуков. Для этого нужно на-iiiniю и негромко произносить гласные звуки, изменяя высо-iv i олоса. а\,/а\ а/ * у / «Эхо». Повышение и понижение голоса при произношении сочетаний из двух и трех гласных звуков. ay ay уи Гуи уи эу гЭу
ауи ,ауи
X. ^^.оуи^^^ ^эуи^ «Звуковая лестница». Произнесение гласных с посте-Пенным повышением и понижением голоса в диапазоне квар- КВИНТЫ. ,ич *э Речевой материал: • фу-фо-фа-фи-фэ; пу-по-па-пи-пэ; • му-мо-ма-ми-мэ; ну-но-на-ни-нэ; бумм-бомм-бамм-бимм. «Веселый маляр». Логопед предлагает детям рассказывать стихотворение, изменяя звучание голоса (высокое — низкое) соответственно тексту. Краской крашу я карниз: Вверх — вниз, вверх — вниз. «Багаж». Ребенок должен повторить отрывок из стихотворения С. Я. Маршака «Багаж», отразив изменениями высоты голоса порядок расположения вещей на полках (снизу — вверх). Последовательное повышение высоты голоса сопровождается соответствующим движением руки. Дама сдавала в багаж Диван, чемодан, саквояж, Корзину, картину, картонку И маленькую собачонку. «Самолет». Ребенку предлагается повторить стихотворение, отразив изменениями высоты голоса стремительность подъема самолета вверх. Белокрылый легкий «Ту» Набирает высоту. Он летит все выше, выше, Выше, выше мчится «Ту», Набирая высоту.
Ослабление голоса (громко — тихо — шепот — без-IIIyiмая артикуляция): yyyy ВВвв ОООо ЗЗзз АААА ЖЖЖж ИИии ЭЭээ Усиление (ослабление) голоса, но без паузы: УУУУ УУУУ 3333 ЗЗзз ауауау ауауау Усиление и ослабление голоса без паузы, на одном выдохе: ууууууу ззЗЗЗзз ужуужуужуужуужу «Прямой счет» от 1 до 5 с постепенным усилением голо- м 1,2,3,4,5. «Обратный счет» от 5 до 1 с постепенным ослаблением Голоса: 5,4, 3, 2,1. «Неделя». Называние дней недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса: понвдгльник, вторник — беззвучная артикуляция, среда, четверг — шепот; пятница, суббота — голос средней силы; воскресенье — громко; суббота, пятница — голос средней силы; четверг, среда — шепот; вторник, понедельник — беззвучная артикуляция. «Предложения». Произнесение предложений с изменением силы голоса: Мама ушла dOMOU; Мама ушла домой. «Игра на пианино». Дети, имитируя игру на пианино, проговаривают четверостишье, изменяя силу голоса в соответствии с текстом: Ударяй тихонечко: стук-стук-стук (тихо), И тогда услышишь ты нежный звук (тихо). Ударяй сильнее: стук-стук-стук (громко), И тогда услышишь ты громкий звук (громко). Проговаривание стихотворений с изменением силы голоса: А сова — все ближе, ближе (голосом средней силы), В сова — все ниже, ниже (голосом средней силы), И кричит (громко) В тиши ночной (тихо): Поиграй, дружок со мной! (громко). С. Маршак Проговаривание стихотворений с изменением высоты голоса: Бьют часы, Бьют часы: динь]1 — дон j — динь| — дон].. На дереве, на веточках Воробышки сидят: «Чирик| — чирик]., чирик^ — чирик] ЧирикТ — чирик].», — кричат. Бежал ручей по камешкам — Бежал]., бежал]., бежал]. Потом в глубокой лужице — Лежал!, лежал|, лежал|. Дали туфельку слону!, Взял он туфельку одну! И сказал: «Нужны пошире],, И не две, а все четыре»!. С. Маршак «Вопрос — ответ». Дети делятся на две группы, произ-ИОСЯ текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются вы-I оким голосом, ответы произносятся низким. —Ну, Весна, как дела? (Высоко) —У меня уборка. (Низко) —Для чего тебе метла? (Высоко) —Снег мести с пригорка. (Низко) О. Высотская — Это кто? Это кто По дороге скачет? (Высоко) —Это наш озорной Непоседа-мячик. (Низко) —Где купили вы, сеньор, Этот красный помидор? (Высоко) — Вот невежливый вопрос: Это собственный мой нос! (Низко) —Был сапожник? (Высоко) —Был. (Низко) —Шил сапожки? (Высоко) —Шил. (Низко) —Для кого сапожки? (Высоко) —Для пушистой кошки. (Низко) — Почему корова эта Маленького роста? (Высоко) — Это же — ребенок, Это же — теленок. (Низко) А. Шибаев Пропевание знакомых мелодий без слов с изменением высоты голоса. Песни («Елочка», «Веселые гуси», «Петушок» и т. д.). В коррекционно-логопедической работе большое внимание уделяется расширению диапазона частот путем включения верхнего и нижнего регистров. Для детей дошкольного возраста физиологичным является включение головного регистра при фонации (И. И. Ермакова), поэтому включение грудного регистра осуществляется осторожно и постепенно. Сначала детей тренируют в произнесении речевого материала голосом средней высоты на одном тоне, затем расширяют диапазон в доступных пределах терции или квинты. Настройка голоса на среднее звучание осуществляется в игровых ситуациях, которые входят в структуру логопедических занятий. При включении верхнего регистра голоса внимание детей привлекается к вибрационным и кинестетическим ощущениям, возникающим во время фонации. При этом детей обучают сопровождать произношение речевого материала постукиванием лобных пазух (<МИ-МИ-МИ>, <НИ-НИ-НИ>, <МЭ-МЭ-МЭ>, <МА-МА-МА>, <НА-НА-НА>); носогубной складки (<ВВИ-ВВИ-ВВИ>, <ВВЭ-ВВЭ-ВВЭ>, <ВВУ-ВВУ-ВВУ>); нижней губы {<ЗЗИ-ЗЗИ-ЗЗИ>, <ЗЗЭ-ЗЗЭ-ЗЗЭ>, <ЗЗУ-ЗЗУ-ЗЗУ>). При выполнении упражнений внимание детей фокусируется на восходящем движении тона {голос поднимается вверх), подкрепляется графическим изображением (символ — стрелка, направленная вверх). В процессе включения нижнего регистра голоса произнесение речевого материала сопровождается постукиванием в области грудной клетки (например, <ММУ-ММУ-ММУ>, <ННУ-ННУ-ННУ>, <ММА-ММА-ММА>). Внимание детей обращается на нисходящее движение toil i (голос опускается вниз) и подкрепляется графическим и поражением (символ — стрелка, направленная вниз). Расширение тонального диапазона в ходе дальнейшей pain им достигается обучением детей переходу от головного к ipj тому регистру голоса. Для этого используются упражне-ш| |. направленные на отработку «скользящего», изменяюще- i восходяще-нисходящего тона с характерным «переломом» голоса из головного регистра в грудной. Улучшению тембра голоса, яркости его звучания в про-1(1 < се проведения ортофонических упражнений способствует рпбота над артикуляцией, результатом которой становятся правильные, дифференцированные движения артикуляторно-ГО и II трата, координация его деятельности с деятельностью I'Iи.шов дыхания и голосообразования. Развитию слухо-моторных дифференцировок на первом ii.il 1С коррекционно-логопедической работы с дошкольника- речевой патологией помогают ритмические упражнения. »ш упражнения способствуют формированию сукцессивных функций рядовосприятия и рядовоспроизведения, развитию i анализаторного взаимодействия (слухо-зрительных, слу- i питательных, зрительно-двигательных связей), обеспечи-и.мшцего прием и переработку различной информации, подин лиливают детей к восприятию интонационной вырази-пиыюсти, к усвоению словесного и логического ударения, шльного членения высказывания, к правильному воспро-и падению акцентно-ритмической структуры слова. Работа по развитию слухо-моторных дифференцировок ироподится в двух направлениях: восприятие и воспроизведешь различных ритмических структур. Материалом для упражнений служат такие ритмические структуры, где / — громкий, а тихий удар. Для развития восприятия ритма применяются 1Ю<. спенно усложняющиеся упражнения на основе прослуши-п.ишя сначала серий, состоящих из одинаковых ударов, затем имиочающих акцентированные удары. После прослушивания детям предлагается определить количество и качество ударов, составлявших ритмическую серию. Для этого они должны показать карточки с ритмическими структурами, изображенными соответствующими символами. Затем дети самостоятельно записывают условными знаками предъявленную ритмическую серию и определяют на слух количество ударов, какие удары (громкие, тихие), в какой последовательности были предъявлены. После этого дети отстукивают ритмические серии по карточке, на которой графически изображены удары, составляющие серию, а также по подражанию (без опоры на зрительное восприятие). Основной целью второго этапа логопедической работы является формирование представлений об интонационной выразительности импрессивной речи и развитие интонационной выразительности экспрессивной речи. В этот период решаются следующие задачи: 1. Формирование умений слышать компоненты интонации в звучащей речи и оценивать их использование в различных ситуациях действительности. 2. Формирование интонационной выразительности речи как механизма проявления общего предназначения интонации. 3. Развитие языкового «чувства» и его контролирующей функции. При этом коррекционно-логопедическое воздействие направлено на формирование восприятия и продуцирования супрасегментных средств внешнего оформления высказывания, которое осуществляется параллельно.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.186.153 (0.015 с.) |