Исследование восприятия и понимания основного тона высказывания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование восприятия и понимания основного тона высказывания



При изучении восприятия и понимания основного тона вы­сказывания используются специально отобранные тексты, ко­торые должны отвечать требованиям, перечисленным ниже.

1. Содержание текстов должно соответствовать уровню знаний и интересов детей старшего дошкольного возраста (они отбираются с учетом программных требований обучения и воспитания в дошкольном учреждении). По содержанию и структуре тексты должны быть близки к высказываниям де­тей подготовительной группы детского сада.


2. В текстах реализуются базовые (К. Изард) коннота-тивные значения, передаваемые интонацией.

3. Тексты должны быть небольшого объема (от 10 до 30 слов) с четко выраженной основной мыслью и содержать ключевые слова (слова, несущие основную информационную нагрузку — смысловую и особенно эмоциональную), а также слова, прямо указывающие на то, как нужно читать текст (ве­село или грустно, тише или громче обычного, быстро или медленно).

4. Текст должен предполагать однозначные эмоциональ­ные проявления (радость, жалобу, страх, сочувствие, торже­ственность и т. д.).

Таким образом, тексты имеют ярко выраженные и проти-нопоставленные звуковые средства выразительности.

Исследование состоит из трех серий. Цель первой серии - выяснить, может ли ребенок определять соответствующий содержанию основной тон высказывания. Для этого ребенку предлагаются тексты, прочитанные одним ярко выраженным i оном. Во второй серии один и тот же текст читается дважды: первый раз — тоном, соответствующим содержанию и ос­новной мысли текста, второй — несоответствующим, что по-толяет выявить, в какой мере дети понимают связь между основным тоном и содержанием высказывания. Основной це­лью третьей серии является выявление того, сумеет ли ребе­нок в одном и том же тексте уловить различный тон высказы­вания. Для каждой серии подбирается соответствующий ре­чевой материал. Разрабатывается партитура чтения текстов, система вопросов для детей.

Примерные тексты для исследования

Первая серия

Текст 1. Сегодня хорошая погода. Небо синее. Ярко све-i и i солнце. Ветер слабый. Тепло. Хорошо гулять на улице! (Радостный, веселый тон).


Текст 2. Сегодня плохая погода. На небе тучи, солнца нет. Дует сильный ветер. Идет дождь. Холодно. Нам нельзя идти на улицу играть. (Грустный, унылый тон).

Текст 3. Мы пускали кораблики. Вдруг подул ветер. Один кораблик перевернулся и утонул. Как мне жалко было кораблик! (Тоном жалобы, обиды).

Вторая серия

Текст 1. Сегодня на улице весело. Солнце светит. Тепло. Скоро весна придет.

Текст 2. Новый год — самый веселый праздник. Вечером возле елки музыка, танцы. Все дети рады и получают от Деда Мороза подарки. Елка блестит игрушками и огоньками. Очень весело. Ура! Новый год!

Текст 3. Мама ушла в магазин, а Даша осталась дома. На столе стояла посуда. Кошка прыгнула на стол, и одна чашка упала и разбилась. Даша очень рассердилась. Эту чашку по­дарили ей на день рождения.

Третья серия

Текст. Я очень люблю слона. Я видел его в зоопарке. Другие звери лазают, прыгают, а слон стоит и обливает себя водой из хобота. Я кормил его мороженым. Жаль, что в на­ших лесах не водятся слоны.

Процедура: перед началом исследования перед ребенком ставится цель прослушивания. Затем читают тексты. После прослушивания он отвечает на вопросы. Если ребенок само­стоятельно не может ответить на вопрос, то вопрос повторя­ется. Если и в этом случае ребенок не может дать ответ, предлагаются дополнительные вопросы.

В первой серии каждый текст читается только одним то­ном (т. е. «адекватным») (Жинкин, 1966: 21), соответствую­щим его содержанию и основной мысли.


Во второй серии один и тот же текст читается по-разному: первый — радостным, веселым тоном и скучно од­нотонно, безразлично. Процедура чтения второго — та же, ЧТО и первого, но с добавлением оттенка праздничности в нервом варианте. Третий текст читается тоном обиды, жало­бы, печали и насмешливым веселым тоном.

Третья серия включает один текст, части которого произ­носятся по-разному, разным тоном: первую часть текста (за исключением последнего предложения) читают радостным, восторженным тоном; вторую часть (последнее предложение) тоном огорчения, сожаления.

Инструкция:

• Для первой серии: «Послушай внимательно рассказ и
скажи, КАК прочитан текст: весело, радостно или грустно,
печально с жалобой?».

Дополнительный вопрос в случае затруднения выполне­ния задания: «Какое настроение или желание появилось у те­бя после прослушивания рассказа?».

• Для второй серии: «Послушай один и тот же рассказ
два раза. Звучать он будет по-разному. Слушай внимательно
И скажи, когда текст был прочитан лучше (первый или второй
раз)? Как он прочитан первый (второй) раз? Попробуй объяс­
нить, почему ты так думаешь».

Дополнительный вопрос в случае затруднения выполне­ния задания: «Как этот текст надо читать: грустно или весе­ло? Почему?».

• Для третьей серии: «Послушай внимательно рассказ.
Разные части рассказа буду читать по-разному. Послушай и
скажи, как звучит первая (вторая) часть рассказа и почему ее
надо читать так, а не иначе?».

Дополнительный вопрос в случае затруднения выполне­ния задания: «Какую часть рассказа нужно читать весело, а какую грустно и почему?».


Оценка выполнения заданий. Критериями оценки уров­ня восприятия и понимания звуковых средств выразитель­ности речи служат самостоятельность и правильность отве­тов.

Самостоятельность ответов оценивается следующим об­разом: самостоятельный ответ — 3 балла; частично самостоя­тельный ответ (при минимальной помощи взрослого, выра­жающейся в повторении вопросов) — 2 балла; несамостоя­тельный ответ (только после многократных разъяснений и с помощью дополнительных вопросов) — 1 балл; невыполне­ние задания — 0 баллов.

Правильность ответов оценивается следующим образом: правильный ответ (звуковое средство выразительности опре­делено верно, ребенок правильно выбирает лучший вариант и умеет обосновать его, опираясь на содержание текста) — 3 балла; частично правильный ответ (звуковое средство выра­зительности определено верно, но ребенок не может обосно­вать свой ответ) — 2 балла; неправильный ответ или неис­правленный ребенком — 1 балл; невыполнение задания — О баллов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.007 с.)