Формирование интонационной системы языка в онтогенезе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование интонационной системы языка в онтогенезе



Термином «онтогенез речи» принято обозначать весь пе­риод формирования речи человека, от первых его речевых ак­тов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева). Мы ис-


пользуем этот термин значительно уже: для обозначения того периода динамического развития детской речи, который на­чинается с появления у ребенка предречевых вокализаций и продолжается до становления развернутой фразовой речи.

Формирование интонационной системы — один из аспек­тов овладения звуковой стороной языка.

В современных работах по онтолингвистике существуют различные точки зрения на проблему усвоения интонации ре­бенком при нормально протекающем речевом развитии.

Исследователи доречевой и начала речевой стадий разви­тия ребенка (Г. В. Тонкова-Ямпольская, Е. Н. Винарская и др.) утверждают, что интонационные модели присутствуют в вокализациях детей уже на этих стадиях, а усвоение интона­ционной системы происходит в возрасте около года.

Прослеживая особенности раннего речевого развития де­тей, С. Н. Цейтлин выявила характерную закономерность: «...независимо от индивидуальных различий между детьми, независимо от речевой среды, в которой они воспитываются, независимо даже от особенностей постигаемого ими языка, общая стратегия усвоения языковых правил является для всех единой: сначала постигаются самые основные, глубинные модели языка и основанные на них языковые правила» (Цейтлин, 2000: 12).

Усвоение звуковой стороны речи происходит поэтапно. Первым этапом является восприятие (comprehension) — не­обходимое условие, без которого невозможно дальнейшее предицирование. Восприятие просодических средств языка русским ребенком, его особенности практически не исследо­ваны. В дословесный период, наряду с попытками артикуля­ции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, отра­батываются интонационные структуры родного языка. В ре­зультате происходит координация слуховых и речедвигатель-пых образов, формируются предпосылки для развития фоне­матического слуха. Дети особенно восприимчивы к просоди­ческой системе языка, так как она напрямую связана с эмо­ционально-экспрессивным аспектом речи, ведущим в этот


период. Просодика кодирует эмоции, на которые ориентиру­ется ребенок (Там же: 68).

На основе младенческих криков, гуления и лепета фор­мируются псевдослова и псевдосинтагмы, имеющие бога­тейшую эмоциональную семантику (Е. Н. Винарская, А. М. Пулатов). На протяжении раннего возраста в процессе обще­ния ребенка с матерью и другими взрослыми временные, громкостные, звуковысотные и другие эмоционально вырази­тельные средства детских высказываний приобретают нацио­нально-специфические черты. Рассматривая эмоционально выразительные предпосылки фонетических средств русского языка, исследователи связывают врожденные и приобретен­ные на их основе национально специфические знаки эмоцио­нальной выразительности с фонетическими формами языко­вых знаков. Младенческие крики меняющейся громкости и производные от них голосовые реакции умеренной разговор­ной интенсивности в дальнейшем трансформируются в дина­мические единицы логического выделения единиц тема-рематического членения, реакции гуления и производные от них знаки эмоциональной выразительности (вокализации), которые находят отражение в ударных и безударных гласных. Затем реакции лепета и производные от них сегменты восхо­дящей звучности преобразуются в слоги открытого типа «со­гласный — гласный» (СГ), различающиеся по сумме призна­ков слогового контраста. Лепетные псевдослова трансформи­руются в слоговые ритмические структуры фонетических слов. «Поздний мелодический лепет является предпосылкой мелодических конструкций коммуникативных типов синтагм: повествовательных, вопросительных и незавершенных» (Ви­нарская, Пулатов, 1987: 30).

Данные, полученные отечественными учеными, позволя­ют утверждать, что со второго месяца жизни в доречевой ста­дии в вокализациях ребенка дифференцируются интонации, сопоставимые с интонациями у взрослых, формирующиеся в следующей последовательности: со второго по седьмой месяц жизни появляется индифферентная интонация, сопоставимая


с повествовательной у взрослых; с девятого месяца жизни — «настойчивая» интонация, сопоставимая с повелительной у взрослых, с двух лет — интонация вопроса, похожая на во­просительную интонацию взрослых (Г. В. Тонкова-Ям-польская).

По наблюдениям Л. Т. Журба, Е. М. Мастюковой (1981), в возрасте двух-трех месяцев дифференцированность эмоций ребенка проявляется интонационной выразительностью голо­совых реакций и начальными элементами адекватных реак­ций на интонацию обращенного к ребенку голоса.

На этапе возникновения первых высказываний ребенка — голофраз — интонация является чрезвычайно существенным и доступным способом выражения смысла. В детских выска­зываниях, несмотря на ограниченность формальных средств выражения, представлена достаточно сложная, объемная структура. Одно и то же слово может быть элементом самых различных голофраз и иметь разный смысл. Каждая голофра-за функционально эквивалентна развернутому высказыванию взрослого. Вероятно, что вербализуется наиболее значимый компонент ситуации, так как ребенок стремится обозначить словом то, что наиболее очевидно в ситуации, в которую он включен. Однако в лексическом репертуаре, еще чрезвычайно ограниченном, не всегда находится подходящая лексическая единица. В таком случае ребенок замещает ее жестами и ин­тонированными вокализациями (см. Цейтлин, 2000: 211).

Экспериментальные исследования Е. И. Исениной (1990) позволили выявить в вокализациях еще неговорящих детей в возрасте от 14 до 22 месяцев пять коммуникативных значе­ний: просьбу назвать предмет, утвердительный ответ на во­прос взрослого, переспрос, требование, отказ или отрица­тельный ответ.

Таким образом, ребенок способен имитировать интона­ционные контуры уже в раннем возрасте, когда он еще не достаточно владеет словесной речью. Однако, как утверждает Н. Ю. Бахтина, только в возрасте около четырех лет дети в целом усваивают интонационную систему. По ее наблюдени-


ям, между появлением интонационных конструкций в раннем детском возрасте и прочным закреплением их во взрослом находится период, когда усвоение и употребление этих кон­струкций по той или иной причине может активизироваться или временно ослабевать.

Усвоение компонентов интонационной системы не про­ходит одновременно. Первым формируется мелодический компонент. Все типы движения тона в зоне ядра, встречаю­щиеся в речи детей, можно наблюдать и у взрослых, особен­ностью же мелодики детей является суженный, по сравнению с речью взрослых, частотный диапазон высказываний.

В возрасте около четырех лет частотный диапазон у детей существенно увеличивается, приближаясь к диапазону взрос­лых. Это происходит за счет того, что его нижняя граница отодвигается. «Эмоционально нейтральные высказывания реализуются в частотном диапазоне, равном октаве, а эмо­ционально насыщенные реализации — в области от 21 до 23 полутонов, что вполне сопоставимо с диапазоном в речи взрослых» (Бахтина, 2001: 221).

В эмоционально ненасыщенных высказываниях обращает на себя внимание небольшой диапазон мелодических измене­ний, что объясняет нечеткую реализацию интонационных моделей. Однако в вопросительных высказываниях с самого их появления ширина частотного диапазона сопоставима с эталонным.

В возрасте около четырех лет у детей формируется тип мелодического оформления, сходный с таковым у взрослых: в области интонационного центра у большинства детей выяв­ляется нисходящая мелодика, характерная для реализации за­вершенности. В возрасте 2,6-3,6 лет в высказываниях детей появляются слова с выделительным ударением.

Мелодический рисунок детских вопросительных выска­зываний в возрасте трех-четырех лет также приближается к «взрослым» моделям, отмечается совпадение интонационно­го центра с местом мелодического максимума, в большинстве


случаев в области интонационного центра наблюдается вос­ходящий тон.

А. А. Петрова (1994, 1995), анализируя вопросительные высказывания в речи детей, пришла к выводу о том, что формирование вопроса начинается около 2,5 лет и заканчи­вается к 5,5 годам. Причем разные типы вопросов в разной степени приближены по своим параметрам к эмоциональ­ным вопросам взрослых. По наблюдениям исследователя, инициативные вопросы в общении со взрослыми обнару­живаются в возрасте около трех лет, а стадии расцвета дос­тигают через один-два года.

Динамическая организация высказывания в речи детей находится в процессе становления и сближается с норматив­ными моделями взрослых к четырем годам, но ее нельзя счи­тать сформированной в рассматриваемый возрастной период. В высказываниях детей, так же как и в речи взрослых, на­блюдается падение относительной интенсивности к концу высказывания, однако в речи детей степень падения не отли­чается стабильностью и не связана с определенными комму­никативными типами. Тенденция к противопоставлению коммуникативных типов по интенсивности проявляется к че­тырем годам. В этом же возрасте существенно расширяется диапазон относительной интенсивности, встречающийся в высказываниях детей (Н. Ю. Бахтина).

Результаты исследования временного компонента инто­нации показали, что при сравнении темпов речи детей и взрослых в детской речи отмечается более медленный темп, причем в эмоционально нейтральных высказываниях он со­ответствует медленному темпу в речи взрослых, а в эмоцио­нально окрашенных высказываниях — существенно медлен­нее, чем в речи взрослых. Тенденция к связанности темпа вы­сказывания с его коммуникативным типом проявляется в воз­расте около четырех лет (Н. Ю. Бахтина). В среднем дошко­льном возрасте темп детской речи не зависит от количества фонем в высказывании и его коммуникативного типа.


Таким образом, хотя исследователи придерживаются раз­личных мнений о сроках и очередности становления основ­ных компонентов интонации, анализ теоретических источни­ков позволяет сделать вывод о том, что к старшему дошколь­ному возрасту интонационная система в речи детей с нор­мальным речевым развитием в целом сформирована, а упот­ребление интонационных конструкций русского языка при­ближается к эталонным моделям взрослых.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Что понимается под просодической системой языка?

2. Каковы основные функции интонации?

3. Перечислите основные фонетические средства инто­нации.

4. Что такое мелодика?

5. Что такое темп речи?

6. Что такое интенсивность?

7. Какова основная функция интонационной интенсив­ности?

8. Охарактеризуйте функции интонационного темпа.

9. На основе изученной литературы проведите сравни­тельный анализ форм интенсивности.

10. Назовите значения интонационной интенсивности.
11.Что такое логическое ударение?

12. Назовите фонетические средства выражения логиче­ского ударения.

13.Определите различия между фразовым и логическим ударением.

14. Дайте определение функций логического ударения.

15.Что такое пауза?

16.Какова роль паузы в интонационном оформлении вы­сказывания?

17.Охарактеризуйте основные функции паузы.


^.Охарактеризуйте значения интонационной паузы.

19.Что такое тембр?

20.На основе изученной литературы раскройте сущест­вующие в интонологии подходы к рассмотрению тембра.

21. Перечислите тембральные качества голоса.

22.Что такое просодический тембр?

23.В чем вы видите различия между тембром и просоди­ческим тембром?

24. Дайте определение текста.

25.Назовите основные категориальные признаки текста.

26. Охарактеризуйте семантические категории текста.

27.Какова связь семантических категорий текста с инто­нацией?

28.Охарактеризуйте структурные категории текста.

29.Какова связь структурных категорий текста с интона­цией?

30.Что такое словесное ударение?

31. Перечислите основные фонетические свойства словес­ного ударения.

32.Каковы функции и подфункции словесного ударения?

33.Какие подходы используются при классификации ин­тонационных типов?

34. Дайте характеристики основных интонационных ти­пов в соответствии со значениями, которые ими передаются.

35.На основе какого принципа строится классификация интонационных значений, разработанная Е. А. Брызгуновой?

36. Дайте характеристики ИК и тех значений, которые мо­гут быть переданы каждой из них.

37.Охарактеризуйте становление интонационной системы языка в онтогенезе.

ЛШ!£>


Глава 2.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

ВОСПРИЯТИЯ И ПРОДУЦИРОВАНИЯ

СУПРАСЕГМЕНТНЫХ ЕДИНИЦ

ФОНЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

Исследование восприятия и продуцирования супрасег-ментных единиц фонетических средств языка осуществляется в процессе «аудирования» (термин 3. А. Кочкиной). В отли­чие от простого «слушания» этот термин означает «слушание с пониманием». Аудирование можно рассматривать и как деятельность, и как умение (С. М. Зенкевич). В нашем посо­бии оно рассматривается как один из видов речевой деятель­ности, тесно связанный с другими ее видами. Аудирование — самостоятельный вид речевой деятельности, активный мыс­лительный процесс. Из существующих групп навыков ауди­рования изучаются навыки подсознательного восприятия и различения звуковой речи (перцептивные навыки).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 758; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 174.129.59.198 (0.088 с.)