Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование интонационной системы языка в онтогенезеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Термином «онтогенез речи» принято обозначать весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева). Мы ис- пользуем этот термин значительно уже: для обозначения того периода динамического развития детской речи, который начинается с появления у ребенка предречевых вокализаций и продолжается до становления развернутой фразовой речи. Формирование интонационной системы — один из аспектов овладения звуковой стороной языка. В современных работах по онтолингвистике существуют различные точки зрения на проблему усвоения интонации ребенком при нормально протекающем речевом развитии. Исследователи доречевой и начала речевой стадий развития ребенка (Г. В. Тонкова-Ямпольская, Е. Н. Винарская и др.) утверждают, что интонационные модели присутствуют в вокализациях детей уже на этих стадиях, а усвоение интонационной системы происходит в возрасте около года. Прослеживая особенности раннего речевого развития детей, С. Н. Цейтлин выявила характерную закономерность: «...независимо от индивидуальных различий между детьми, независимо от речевой среды, в которой они воспитываются, независимо даже от особенностей постигаемого ими языка, общая стратегия усвоения языковых правил является для всех единой: сначала постигаются самые основные, глубинные модели языка и основанные на них языковые правила» (Цейтлин, 2000: 12). Усвоение звуковой стороны речи происходит поэтапно. Первым этапом является восприятие (comprehension) — необходимое условие, без которого невозможно дальнейшее предицирование. Восприятие просодических средств языка русским ребенком, его особенности практически не исследованы. В дословесный период, наряду с попытками артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, отрабатываются интонационные структуры родного языка. В результате происходит координация слуховых и речедвигатель-пых образов, формируются предпосылки для развития фонематического слуха. Дети особенно восприимчивы к просодической системе языка, так как она напрямую связана с эмоционально-экспрессивным аспектом речи, ведущим в этот
период. Просодика кодирует эмоции, на которые ориентируется ребенок (Там же: 68). На основе младенческих криков, гуления и лепета формируются псевдослова и псевдосинтагмы, имеющие богатейшую эмоциональную семантику (Е. Н. Винарская, А. М. Пулатов). На протяжении раннего возраста в процессе общения ребенка с матерью и другими взрослыми временные, громкостные, звуковысотные и другие эмоционально выразительные средства детских высказываний приобретают национально-специфические черты. Рассматривая эмоционально выразительные предпосылки фонетических средств русского языка, исследователи связывают врожденные и приобретенные на их основе национально специфические знаки эмоциональной выразительности с фонетическими формами языковых знаков. Младенческие крики меняющейся громкости и производные от них голосовые реакции умеренной разговорной интенсивности в дальнейшем трансформируются в динамические единицы логического выделения единиц тема-рематического членения, реакции гуления и производные от них знаки эмоциональной выразительности (вокализации), которые находят отражение в ударных и безударных гласных. Затем реакции лепета и производные от них сегменты восходящей звучности преобразуются в слоги открытого типа «согласный — гласный» (СГ), различающиеся по сумме признаков слогового контраста. Лепетные псевдослова трансформируются в слоговые ритмические структуры фонетических слов. «Поздний мелодический лепет является предпосылкой мелодических конструкций коммуникативных типов синтагм: повествовательных, вопросительных и незавершенных» (Винарская, Пулатов, 1987: 30). Данные, полученные отечественными учеными, позволяют утверждать, что со второго месяца жизни в доречевой стадии в вокализациях ребенка дифференцируются интонации, сопоставимые с интонациями у взрослых, формирующиеся в следующей последовательности: со второго по седьмой месяц жизни появляется индифферентная интонация, сопоставимая с повествовательной у взрослых; с девятого месяца жизни — «настойчивая» интонация, сопоставимая с повелительной у взрослых, с двух лет — интонация вопроса, похожая на вопросительную интонацию взрослых (Г. В. Тонкова-Ям-польская).
По наблюдениям Л. Т. Журба, Е. М. Мастюковой (1981), в возрасте двух-трех месяцев дифференцированность эмоций ребенка проявляется интонационной выразительностью голосовых реакций и начальными элементами адекватных реакций на интонацию обращенного к ребенку голоса. На этапе возникновения первых высказываний ребенка — голофраз — интонация является чрезвычайно существенным и доступным способом выражения смысла. В детских высказываниях, несмотря на ограниченность формальных средств выражения, представлена достаточно сложная, объемная структура. Одно и то же слово может быть элементом самых различных голофраз и иметь разный смысл. Каждая голофра-за функционально эквивалентна развернутому высказыванию взрослого. Вероятно, что вербализуется наиболее значимый компонент ситуации, так как ребенок стремится обозначить словом то, что наиболее очевидно в ситуации, в которую он включен. Однако в лексическом репертуаре, еще чрезвычайно ограниченном, не всегда находится подходящая лексическая единица. В таком случае ребенок замещает ее жестами и интонированными вокализациями (см. Цейтлин, 2000: 211). Экспериментальные исследования Е. И. Исениной (1990) позволили выявить в вокализациях еще неговорящих детей в возрасте от 14 до 22 месяцев пять коммуникативных значений: просьбу назвать предмет, утвердительный ответ на вопрос взрослого, переспрос, требование, отказ или отрицательный ответ. Таким образом, ребенок способен имитировать интонационные контуры уже в раннем возрасте, когда он еще не достаточно владеет словесной речью. Однако, как утверждает Н. Ю. Бахтина, только в возрасте около четырех лет дети в целом усваивают интонационную систему. По ее наблюдени- ям, между появлением интонационных конструкций в раннем детском возрасте и прочным закреплением их во взрослом находится период, когда усвоение и употребление этих конструкций по той или иной причине может активизироваться или временно ослабевать. Усвоение компонентов интонационной системы не проходит одновременно. Первым формируется мелодический компонент. Все типы движения тона в зоне ядра, встречающиеся в речи детей, можно наблюдать и у взрослых, особенностью же мелодики детей является суженный, по сравнению с речью взрослых, частотный диапазон высказываний. В возрасте около четырех лет частотный диапазон у детей существенно увеличивается, приближаясь к диапазону взрослых. Это происходит за счет того, что его нижняя граница отодвигается. «Эмоционально нейтральные высказывания реализуются в частотном диапазоне, равном октаве, а эмоционально насыщенные реализации — в области от 21 до 23 полутонов, что вполне сопоставимо с диапазоном в речи взрослых» (Бахтина, 2001: 221). В эмоционально ненасыщенных высказываниях обращает на себя внимание небольшой диапазон мелодических изменений, что объясняет нечеткую реализацию интонационных моделей. Однако в вопросительных высказываниях с самого их появления ширина частотного диапазона сопоставима с эталонным. В возрасте около четырех лет у детей формируется тип мелодического оформления, сходный с таковым у взрослых: в области интонационного центра у большинства детей выявляется нисходящая мелодика, характерная для реализации завершенности. В возрасте 2,6-3,6 лет в высказываниях детей появляются слова с выделительным ударением.
Мелодический рисунок детских вопросительных высказываний в возрасте трех-четырех лет также приближается к «взрослым» моделям, отмечается совпадение интонационного центра с местом мелодического максимума, в большинстве случаев в области интонационного центра наблюдается восходящий тон. А. А. Петрова (1994, 1995), анализируя вопросительные высказывания в речи детей, пришла к выводу о том, что формирование вопроса начинается около 2,5 лет и заканчивается к 5,5 годам. Причем разные типы вопросов в разной степени приближены по своим параметрам к эмоциональным вопросам взрослых. По наблюдениям исследователя, инициативные вопросы в общении со взрослыми обнаруживаются в возрасте около трех лет, а стадии расцвета достигают через один-два года. Динамическая организация высказывания в речи детей находится в процессе становления и сближается с нормативными моделями взрослых к четырем годам, но ее нельзя считать сформированной в рассматриваемый возрастной период. В высказываниях детей, так же как и в речи взрослых, наблюдается падение относительной интенсивности к концу высказывания, однако в речи детей степень падения не отличается стабильностью и не связана с определенными коммуникативными типами. Тенденция к противопоставлению коммуникативных типов по интенсивности проявляется к четырем годам. В этом же возрасте существенно расширяется диапазон относительной интенсивности, встречающийся в высказываниях детей (Н. Ю. Бахтина). Результаты исследования временного компонента интонации показали, что при сравнении темпов речи детей и взрослых в детской речи отмечается более медленный темп, причем в эмоционально нейтральных высказываниях он соответствует медленному темпу в речи взрослых, а в эмоционально окрашенных высказываниях — существенно медленнее, чем в речи взрослых. Тенденция к связанности темпа высказывания с его коммуникативным типом проявляется в возрасте около четырех лет (Н. Ю. Бахтина). В среднем дошкольном возрасте темп детской речи не зависит от количества фонем в высказывании и его коммуникативного типа. Таким образом, хотя исследователи придерживаются различных мнений о сроках и очередности становления основных компонентов интонации, анализ теоретических источников позволяет сделать вывод о том, что к старшему дошкольному возрасту интонационная система в речи детей с нормальным речевым развитием в целом сформирована, а употребление интонационных конструкций русского языка приближается к эталонным моделям взрослых.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Что понимается под просодической системой языка? 2. Каковы основные функции интонации? 3. Перечислите основные фонетические средства интонации. 4. Что такое мелодика? 5. Что такое темп речи? 6. Что такое интенсивность? 7. Какова основная функция интонационной интенсивности? 8. Охарактеризуйте функции интонационного темпа. 9. На основе изученной литературы проведите сравнительный анализ форм интенсивности. 10. Назовите значения интонационной интенсивности. 12. Назовите фонетические средства выражения логического ударения. 13.Определите различия между фразовым и логическим ударением. 14. Дайте определение функций логического ударения. 15.Что такое пауза? 16.Какова роль паузы в интонационном оформлении высказывания? 17.Охарактеризуйте основные функции паузы. ^.Охарактеризуйте значения интонационной паузы. 19.Что такое тембр? 20.На основе изученной литературы раскройте существующие в интонологии подходы к рассмотрению тембра. 21. Перечислите тембральные качества голоса. 22.Что такое просодический тембр? 23.В чем вы видите различия между тембром и просодическим тембром? 24. Дайте определение текста. 25.Назовите основные категориальные признаки текста. 26. Охарактеризуйте семантические категории текста. 27.Какова связь семантических категорий текста с интонацией? 28.Охарактеризуйте структурные категории текста. 29.Какова связь структурных категорий текста с интонацией? 30.Что такое словесное ударение? 31. Перечислите основные фонетические свойства словесного ударения. 32.Каковы функции и подфункции словесного ударения? 33.Какие подходы используются при классификации интонационных типов? 34. Дайте характеристики основных интонационных типов в соответствии со значениями, которые ими передаются. 35.На основе какого принципа строится классификация интонационных значений, разработанная Е. А. Брызгуновой? 36. Дайте характеристики ИК и тех значений, которые могут быть переданы каждой из них. 37.Охарактеризуйте становление интонационной системы языка в онтогенезе. ЛШ!£> Глава 2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ И ПРОДУЦИРОВАНИЯ СУПРАСЕГМЕНТНЫХ ЕДИНИЦ ФОНЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА Исследование восприятия и продуцирования супрасег-ментных единиц фонетических средств языка осуществляется в процессе «аудирования» (термин 3. А. Кочкиной). В отличие от простого «слушания» этот термин означает «слушание с пониманием». Аудирование можно рассматривать и как деятельность, и как умение (С. М. Зенкевич). В нашем пособии оно рассматривается как один из видов речевой деятельности, тесно связанный с другими ее видами. Аудирование — самостоятельный вид речевой деятельности, активный мыслительный процесс. Из существующих групп навыков аудирования изучаются навыки подсознательного восприятия и различения звуковой речи (перцептивные навыки).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 807; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.79.165 (0.014 с.) |