Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование восприятия и понимания основного тона высказывания.
Ситуативная речь, сопровождаемая мимикой и жестами, возникает как реакция на естественные, искренние чувства, эмоциональные проявления (просьбы, побуждения, сообщения, недовольства, гнева и т. п.) и является основой для развития интонационной выразительности (В. М. Минаева). Работа по формированию восприятия и понимания основного тона высказывания начинается с обучения детей пониманию эмоциональных значений высказываний, подкрепленных наглядным действием. Для этого используется прием интонационно-выразительного проговаривания ситуаций, возникающих во время выполнения режимных моментов. Логопед подробно комментирует события, обращая внимание детей на основной тон высказывания, на мимику, сопровождающую основной тон высказывания, передающие соответствующее ситуации настроение. Чтобы повысить эффективность логопедической работы, используются различные приемы, обеспечивающие усвоение основного механизма эмоционально-образной выразительности речи не только посредством вспоминательно-психоло-гических усилий ребенка, но и через включение его зрительных, осязательных, обонятельных, вкусовых ощущений. В процессе формирования восприятия и понимания основного тона высказывания главной целью работы является расширение знаний детей о различных видах основного тона, об адекватности их использования в определенной ситуации, демонстрация роли основного тона высказывания в речевом общении, в достижении коммуникативной цели. Логопедическая работа строится на основе классификации К. Изард (1999), выделяющей фундаментальные эмоции: iinicpec, радость, удивление, печаль, гнев, страх, отвращение. Речевой материал предъявляется аудиотивно. При формировании представлений о многообразии видов • к поеного тона, зависящих от выраженных в высказывании чувств и мыслей, используются следующие задания: • подобрать картинку, содержание которой соответству-п основному тону высказывания (текста), объяснить свой Выбор; • из двух предложенных выбрать картинку, содержание in порой соответствует основному тону высказывания (тек-i i a), объяснить свой выбор; • разложить последовательно две картинки, содержание Которых отражает изменение основного тона высказывания в iгнете, состоящем из двух противопоставленных по смыслу Петей, объяснить расположение картинок.
Пониманию эмоционально-образного содержания выска-u.i пиний помогает знакомство дошкольников с устным народным творчеством. В качестве речевого материала при пом используются сказки о животных («Заюшкина избуш-«Лиса и волк»), волшебные сказки («Гуси-лебеди», «Се-i фица Аленушка и братец Иванушка», «Морозко», «Васили-t.1 11рекрасная»). Выбор сказок в качестве стимульного материала обусловлен простотой их главной идеи, доступностью ми я правильной интерпретации мотивов поступков героев. В работе со сказками возможны следующие задания: • узнать героев сказки по пантомимике; • продемонстрировать движением, мимикой свое понимание основного тона высказывания и эмоционального содержания фрагмента сказки; • выбрать одну из нескольких иллюстраций к сказке, i (ю i ветствующую смыслу и эмоциональному содержанию прослушанного фрагмента; • выложить последовательно картинки, иллюстрирующие сюжет и эмоциональное содержание событий сказки. В дальнейшем сюжетные картинки заменяются специальными пиктограммами, символизирующими наиболее яркие по проявлениям эмоциональные состояния: радость, гнев, печаль, страх, удивление, испуг. Кроме вышеназванных, детям предлагаются задания: подобрать к фигурке, изображенной в позе, выражающей определенное эмоциональное состояние, соответствующую пиктограмму, назвав эмоциональное состояние; дорисовать незаконченную пиктограмму; самостоятельно нарисовать нужную пиктограмму; после прослушивания стихотворения или рассказа выбрать или нарисовать пиктограммы соответствующей эмоциональной направленности; «зашифровать» письмо при помощи пиктограмм, а затем объяснить свой выбор, связывая содержание и основной тон высказывания. При выполнении этих заданий дошкольники «переживают» эмоциональные состояния, вербализуют их, что способствует расширению круга понимаемых эмоций и их уточнению. Затем детям предлагается: • прослушать фрагменты сказки, рассказать, какие чувства возникли после прослушивания, выделить из текста ключевые слова, помогающие определить основной тон высказывания;
• прослушать стихотворение, прочитанное монотонно, невыразительно, определить основную мысль стихотворения и соответствующий ей основной тон прочтения, объяснить свой выбор; • прослушать текст и определить от чьего лица — братца «Ох!» или «Ах!» — он был прочитан, объяснить свой выбор; • назвать соответствующий предъявленной речевой ситуации основной тон высказывания; • прослушать два одинаковых фрагмента текста (партитура чтения первого — радостный тон с положительной эмоциональной оценкой, второго — осуждающий тон, с негативной эмоциональной оценкой), подобрать соответствующую основному тону пиктограмму, объяснить свой выбор; • определить и обосновать изменение основного тона вы-i называния считалки в зависимости от изменения ситуации; • прослушать стихотворение и определить, какой персонаж этого стихотворения объясняет, как его нужно читать (каким тоном), обосновать свой ответ. Примеры игр, формирующих восприятие и понимание основного тона высказывания Развитие восприятия основного тона высказывания, ттимания эмоционально-образной выразительности речи с опорой на зрительные, осязательные, обонятельные, вкусовые и слуховые ощущения «Яблоки» (игровая ситуация). Логопед приносит на занята два яблока: сладкое и кислое. Идет беседа познавательно-ГО характера: «Что это? Яблоко. Это фрукт, он растет на деревьях и т. п.». Затем логопед приглашает детей рассмотреть, иифогать яблоко. Рассматривание сопровождается рассказом иогопеда: «Вот какое большое, круглое яблоко! Какая у него блестящая, гладкая, красивая кожица (восклицательно, радо-t ИМ.1М тоном)!» Логопед разрезает яблоко, угощает детей, задает вопросы: «Яблоко вам нравится? А какое оно на вкус? Сладкое! Пра-nmiuio. Очень красивое, сладкое яблоко!» Логопед обращает шшмание детей на основной тон высказывания (было ли поим i но по тону голоса, что яблоко красивое и вкусное?). {атем дети вместе с логопедом рассматривают другое Яблоко. Логопед говорит грустным, недовольным тоном: «Нот какое маленькое, зеленое яблоко!». Он предлагает де-IMM попробовать яблоко и спрашивает, чем это яблоко отнимается от первого, какое оно на вкус? (Кислое.) Внимание |i гей обращается на интонацию рассказа о втором яблоке: Каким тоном было рассказано о кислом яблоке, было ли помп i но по голосу, что яблоко кислое, не очень вкусное? 88 Обобщая совместные наблюдения, логопед объясняет детям, что при помощи изменений голоса можно передать не только информацию о яблоке, но и радость, грусть, свое отношение к людям и предметам, настроение. Развитие восприятия и понимания основного тона высказывания на основе знакомства с пиктограммами (на материале стихотворений) «Пиктограмма». Логопед предлагает детям прослушать отрывок стихотворения, назвать ключевые слова, определяющие основной тон высказывания и его эмоциональное значение, и нарисовать соответствующую пиктограмму. Радость Я пошел играть в футбол. Я забил в ворота гол! Все кричат: «Ура! Ура!» Это славная игра!» Печаль а) Бабка охает и стонет:
С. Михалков б) Где же солнце? Удивление а) Извините, вы кто! Почему на вас мое пальто? Это ваше! Очень приятно! Получите его обратно! б) Рано-рано выпал снег. Удивился человек. — Это снег? Не может быть1. — На траве? Не может быть! — В октябре? Не может быть1. — Неужели это снег? Не поверил человек. Гнев а) Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, Ты чернее трубочиста, Полюбуйся на себя: У тебя на шее вакса, У тебя под носом клякса, У тебя такие руки, Что сбежали даже брюки, Даже брюки, даже брюки Убежали от тебя. К. И. Чуковский б) Ощетинились зверюги и, оскалившись, кричат: И несчастных наших братьев из неволи мы спасем. А злодеев забодаем, искусаем, загрызем] К. И. Чуковский Страх Таня-Ваня задрожали — Бармалея увидали. Он страшными глазами сверкает, Он страшный костер зажигает, Он страшное слово кричит! К. И. Чуковский Развитие восприятия и понимания основного тона высказывания на основе знакомства с пиктограммами (на материале текстов) «Нарисуй настроение». Логопед предлагает детям прослушать небольшой текст определенной эмоциональной направленности, выраженной основным тоном высказывания и обусловленной значением ключевых слов. Затем дети должны закончить пиктограмму (схематично изобразить брови, рот), соответствующую эмоциональному содержанию текста. «Лиса и заяц» (игровая ситуация на материале лексической темы «Зима»). На ширме появляется Лиса, обращается к Зайцу. Лиса. Что это ты, косой, развеселился! Сказки все рассказываешь, детям Зиму найти помочь решил! А ты думаешь, тебе они помогут? Идите-идите, ребятушки, а я тут пока зайчиком полакомлюсь! Что же вы не идете? Зайца мне в обиду не дадите? Ну, тогда поиграйте со мной, если выиграете, отпущу Зайца, если нет, будет мне за-а-а-мечательный обед. Видите это лицо? (Передает логопеду незаконченную пиктограмму.) Здесь нужно кое-что дорисовать! Я вам буду рассказывать историю про Зимушку, а вы слушайте внимательно, догадайтесь, какое у нее было настроение. Когда остановлюсь, рисуйте! 1. Однажды шла Зимушка по заснеженному лесу и весело разговаривала с его обитателями. У нее в руках был волшебный снежок. Радостно было ей, что деревья снежком укутаны, птицам хватает семян в шишках, а если чего в лесу не доставало, она снежку шепнет, подбросит его, и все появляется». (Пиктограмма РАДОСТЬ.)
2. Рассердился Вьюгокрут, что Зимушку все лесные жители любят, хозяйкою своею считают, а его сторонятся, прячутся, напустил вьюгу, задул северным ветром, выхватил волшебный снежок и унес его. (Пиктограмма ГНЕВ.) 3. Опечалилась Зимушка, хочет деревьям, зверям и птицам помочь морозы да метели пережить, без волшебного снежка не получается. Искала-искала, весь лес исходила, да так и не нашла. (Пиктограмма ПЕЧАЛЬ.) Лиса. Будь по-вашему, если вы все сделали правильно, отпущу Зайца. В другом месте поищу себе обед. Дифференциация различных эмоциональных значений основного тона высказывания «Волшебное письмо». Логопед предлагает детям послушать текст, содержащий высказывания различной эмоциональной направленности, оформленные соответствующим Гоном. Опираясь на ключевые слова, дети должны «зашифровать» письмо с помощью пиктограмм. 1. Шел сильный дождь. Маша смотрела, как дождь стучит и окно, и грустила. Вдруг выглянуло яркое солнышко, прекратился дождь. Маша обрадовалась и побежала играть на ушщу. (Пиктограммы ГРУСТЬ, РАДОСТЬ.) 2. Саша обиделся на друга, который не позволил ему поиграть со своей машинкой. Грустный Саша вернулся домой, юшел в свою комнату и удивился: на столе стояла большая, красивая коробка. Что же в ней? Да ведь это новый, красный футовичок! Увидев игрушку, Саша обрадовался и позабыл ice свои обиды. (Пиктограммы ГРУСТЬ, УДИВЛЕНИЕ, РАДОСТЬ.) При выполнении заданий, в процессе игр и бесед выясняется, о чем говорилось в текстах, стихотворениях, какие mi.юли и настроение появились у детей во время их прослу-1никания. Затем вместе с детьми подводится итог: в зависимости от содержания высказывания, его основной мысли, чувств и настроения говорящего могут быть использованы разные виды основного тона. Изменяя основной тон выска-п.тания, можно лучше передать свое отношение к тому, о Чем ты говоришь. Постоянно осуществляется опора на семантику: особое внимание уделяется обнаружению в тексте киючевых слов, помогающих связать основной тон с содержанием высказывания. 2. Формирование восприятия и понимания темпа речи. Темп речи, как и основной тон, является интонационным средством выразительности высказывания и используется для повышения действенности речи, достижения коммуникативной цели. Выбор темпа речи определяется в основном содержанием, замыслом высказывания, условиями общения. Формирование восприятия, понимания и оценки темпа речи имеет целью расширение знаний детей о темпе, как об одном из важнейших коммуникативных средств (при слишком быстром или медленном темпе затрудняется восприятие информации, заключенной в высказывании), воспитание умения слышать (опознавать) изменения в темпе высказывания и аргументировано объяснять их, умения определять в зависимости от содержания, основной мысли высказывания подходящий высказыванию темп.
Представления о темпе речи начинают складываться у детей в ходе прослушивания скороговорок и бесед о том, в каком темпе их следует читать, чему способствует проговари-вание скороговорок. Детям предлагаются следующие задания: • прослушать стихотворение и определить, от лица какого героя — Торопыжки или Увальня — оно было прочитано, обосновать свой ответ; • прослушать дважды один и тот же рассказ, прочитанный первый раз в быстром (медленном), соответствующем содержанию высказывания темпе, второй раз в медленном (быстром) темпе, не соответствующем его содержанию и основной мысли; определить наиболее подходящую содержанию рассказа партитуру чтения, обосновать свой ответ; • прослушать рассказ, прочитанный в соответствующем его содержанию замедленном темпе, определить основную мысль рассказа и звуковое средство (темп речи) ее выражения, обосновать свой ответ; • прослушать рассказ, прочитанный в соответствующем его содержанию быстром темпе, определить основную мысль 93 рассказа и звуковое средство (темп речи) ее выражения, обосновать свой ответ; • прослушать стихотворение и определить, какие его Части в каком темпе нужно читать, ответ аргументировать; • объяснить значение выражений, связав их с темпом иi.iсказывания (например, «стрекочет, как сорока», «слова i квозь зубы цедит»); • определить, в каком темпе должны произноситься вы-(называния, отражающие быстроту совершающихся событий; • определить, в каком темпе должны произноситься вы-i называния, выражающие однообразие совершающихся со-бытий. Примеры игр, формирующих представления о темпе речи «Что это было?» Логопед предлагает детям послушать»короговорку и объяснить, в каком темпе обычно произно-i и i ся скороговорки и почему? От топота копыт Пыль по полю летит. Дама Картину, Сдавала в багаж Корзину, Диван, Картонку Чемодан И маленькую собачонку Саквояж, С. Я. Маршак «Найди скороговорку». Логопед читает детям две по Ttop От топота копыт Черепаха, не скучая, Пыль по полю летит. Час сидит за чашкой чая. «Куда спешат головастики?» Дети слушают стихотворение и объясняют, какие его части в каком темпе нужно читать и почему?
В процессе выполнения заданий выясняется, какую информацию можно передать, изменяя темп высказывания. Вместе с детьми подводится итог: темп речи служит средством выразительности высказываний; он помогает передать быстроту, скорость событий, подчеркнуть опасность момента или, наоборот, медленность действия, однообразность происходящего, степень важности содержания отрезка речи.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.037 с.) |