Формирование восприятия и понимания основного тона высказывания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование восприятия и понимания основного тона высказывания.



Ситуативная речь, сопровождаемая мимикой и жестами, возникает как реакция на естественные, искренние чувства, эмоциональные проявления (просьбы, побуждения, сообще­ния, недовольства, гнева и т. п.) и является основой для раз­вития интонационной выразительности (В. М. Минаева). Ра­бота по формированию восприятия и понимания основного тона высказывания начинается с обучения детей пониманию эмоциональных значений высказываний, подкрепленных на­глядным действием. Для этого используется прием интона­ционно-выразительного проговаривания ситуаций, возни­кающих во время выполнения режимных моментов. Логопед подробно комментирует события, обращая внимание детей на основной тон высказывания, на мимику, сопровождающую основной тон высказывания, передающие соответствующее ситуации настроение.

Чтобы повысить эффективность логопедической работы, используются различные приемы, обеспечивающие усвоение основного механизма эмоционально-образной выразительно­сти речи не только посредством вспоминательно-психоло-гических усилий ребенка, но и через включение его зритель­ных, осязательных, обонятельных, вкусовых ощущений.

В процессе формирования восприятия и понимания ос­новного тона высказывания главной целью работы является расширение знаний детей о различных видах основного тона, об адекватности их использования в определенной ситуации, демонстрация роли основного тона высказывания в речевом общении, в достижении коммуникативной цели.

Логопедическая работа строится на основе классифика­ции К. Изард (1999), выделяющей фундаментальные эмоции:


iinicpec, радость, удивление, печаль, гнев, страх, отвращение. Речевой материал предъявляется аудиотивно.

При формировании представлений о многообразии видов • к поеного тона, зависящих от выраженных в высказывании чувств и мыслей, используются следующие задания:

• подобрать картинку, содержание которой соответству-п основному тону высказывания (текста), объяснить свой Выбор;

• из двух предложенных выбрать картинку, содержание in порой соответствует основному тону высказывания (тек-i i a), объяснить свой выбор;

• разложить последовательно две картинки, содержание Которых отражает изменение основного тона высказывания в iгнете, состоящем из двух противопоставленных по смыслу Петей, объяснить расположение картинок.

Пониманию эмоционально-образного содержания выска-u.i пиний помогает знакомство дошкольников с устным на­родным творчеством. В качестве речевого материала при пом используются сказки о животных («Заюшкина избуш-«Лиса и волк»), волшебные сказки («Гуси-лебеди», «Се-i фица Аленушка и братец Иванушка», «Морозко», «Васили-t.1 11рекрасная»). Выбор сказок в качестве стимульного мате­риала обусловлен простотой их главной идеи, доступностью ми я правильной интерпретации мотивов поступков героев. В работе со сказками возможны следующие задания:

• узнать героев сказки по пантомимике;

• продемонстрировать движением, мимикой свое пони­мание основного тона высказывания и эмоционального со­держания фрагмента сказки;

• выбрать одну из нескольких иллюстраций к сказке, i (ю i ветствующую смыслу и эмоциональному содержанию прослушанного фрагмента;

• выложить последовательно картинки, иллюстрирую­щие сюжет и эмоциональное содержание событий сказки.


В дальнейшем сюжетные картинки заменяются специаль­ными пиктограммами, символизирующими наиболее яркие по проявлениям эмоциональные состояния: радость, гнев, пе­чаль, страх, удивление, испуг. Кроме вышеназванных, детям предлагаются задания: подобрать к фигурке, изображенной в позе, выражающей определенное эмоциональное состояние, соответствующую пиктограмму, назвав эмоциональное со­стояние; дорисовать незаконченную пиктограмму; самостоя­тельно нарисовать нужную пиктограмму; после прослушива­ния стихотворения или рассказа выбрать или нарисовать пик­тограммы соответствующей эмоциональной направленности; «зашифровать» письмо при помощи пиктограмм, а затем объ­яснить свой выбор, связывая содержание и основной тон вы­сказывания.

При выполнении этих заданий дошкольники «пережива­ют» эмоциональные состояния, вербализуют их, что способ­ствует расширению круга понимаемых эмоций и их уточне­нию. Затем детям предлагается:

• прослушать фрагменты сказки, рассказать, какие чув­ства возникли после прослушивания, выделить из текста ключевые слова, помогающие определить основной тон вы­сказывания;

• прослушать стихотворение, прочитанное монотонно, невыразительно, определить основную мысль стихотворения и соответствующий ей основной тон прочтения, объяснить свой выбор;

• прослушать текст и определить от чьего лица — братца «Ох!» или «Ах!» — он был прочитан, объяснить свой выбор;

• назвать соответствующий предъявленной речевой си­туации основной тон высказывания;

• прослушать два одинаковых фрагмента текста (парти­тура чтения первого — радостный тон с положительной эмо­циональной оценкой, второго — осуждающий тон, с негатив­ной эмоциональной оценкой), подобрать соответствующую основному тону пиктограмму, объяснить свой выбор;


 
 


• определить и обосновать изменение основного тона вы-i называния считалки в зависимости от изменения ситуации;

• прослушать стихотворение и определить, какой персо­наж этого стихотворения объясняет, как его нужно читать (каким тоном), обосновать свой ответ.

Примеры игр, формирующих восприятие и понимание основного тона высказывания

Развитие восприятия основного тона высказывания,

ттимания эмоционально-образной выразительности речи

с опорой на зрительные, осязательные, обонятельные,

вкусовые и слуховые ощущения

«Яблоки» (игровая ситуация). Логопед приносит на заня­та два яблока: сладкое и кислое. Идет беседа познавательно-ГО характера: «Что это? Яблоко. Это фрукт, он растет на де­ревьях и т. п.». Затем логопед приглашает детей рассмотреть, иифогать яблоко. Рассматривание сопровождается рассказом иогопеда: «Вот какое большое, круглое яблоко! Какая у него блестящая, гладкая, красивая кожица (восклицательно, радо-t ИМ.1М тоном)!»

Логопед разрезает яблоко, угощает детей, задает вопросы: «Яблоко вам нравится? А какое оно на вкус? Сладкое! Пра-nmiuio. Очень красивое, сладкое яблоко!» Логопед обращает шшмание детей на основной тон высказывания (было ли по­им i но по тону голоса, что яблоко красивое и вкусное?).

{атем дети вместе с логопедом рассматривают другое Яблоко. Логопед говорит грустным, недовольным тоном: «Нот какое маленькое, зеленое яблоко!». Он предлагает де-IMM попробовать яблоко и спрашивает, чем это яблоко от­нимается от первого, какое оно на вкус? (Кислое.) Внимание |i гей обращается на интонацию рассказа о втором яблоке: Каким тоном было рассказано о кислом яблоке, было ли по­мп i но по голосу, что яблоко кислое, не очень вкусное?


88

Обобщая совместные наблюдения, логопед объясняет де­тям, что при помощи изменений голоса можно передать не только информацию о яблоке, но и радость, грусть, свое от­ношение к людям и предметам, настроение.

Развитие восприятия и понимания

основного тона высказывания на основе знакомства

с пиктограммами (на материале стихотворений)

«Пиктограмма». Логопед предлагает детям прослушать отрывок стихотворения, назвать ключевые слова, опреде­ляющие основной тон высказывания и его эмоциональное значение, и нарисовать соответствующую пиктограмму.

Радость

Я пошел играть в футбол. Я забил в ворота гол! Все кричат: «Ура! Ура!» Это славная игра!»

Печаль

а) Бабка охает и стонет:
Ой! Белье мое утонет.
Ой! Попала я в беду!
Ой! Спасите! Пропаду!

С. Михалков

б) Где же солнце?
Что случилось?
Целый день течет вода.
На дворе такая сырость,
Что не выйдешь никуда.

Удивление

а) Извините, вы кто! Почему на вас мое пальто? Это ваше! Очень приятно! Получите его обратно!


б) Рано-рано выпал снег. Удивился человек.

— Это снег? Не может быть1.

— На траве? Не может быть!

— В октябре? Не может быть1.

Неужели это снег? Не поверил человек.

Гнев

а) Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросенок!

Ты чернее трубочиста, Полюбуйся на себя: У тебя на шее вакса, У тебя под носом клякса, У тебя такие руки, Что сбежали даже брюки, Даже брюки, даже брюки Убежали от тебя.

К. И. Чуковский

б) Ощетинились зверюги и, оскалившись, кричат:
— Так веди нас за собою на проклятый Зоосад,
Где в неволе наши братья за решетками сидят!
Мы решетки поломаем, мы оковы разобьем,

И несчастных наших братьев из неволи мы спасем. А злодеев забодаем, искусаем, загрызем] К. И. Чуковский

Страх

Таня-Ваня задрожали — Бармалея увидали. Он страшными глазами сверкает, Он страшный костер зажигает, Он страшное слово кричит!

К. И. Чуковский


Развитие восприятия и понимания

основного тона высказывания на основе знакомства

с пиктограммами (на материале текстов)

«Нарисуй настроение». Логопед предлагает детям про­слушать небольшой текст определенной эмоциональной на­правленности, выраженной основным тоном высказывания и обусловленной значением ключевых слов. Затем дети долж­ны закончить пиктограмму (схематично изобразить брови, рот), соответствующую эмоциональному содержанию текста.

«Лиса и заяц» (игровая ситуация на материале лексиче­ской темы «Зима»).

На ширме появляется Лиса, обращается к Зайцу.

Лиса. Что это ты, косой, развеселился! Сказки все расска­зываешь, детям Зиму найти помочь решил! А ты думаешь, тебе они помогут? Идите-идите, ребятушки, а я тут пока зай­чиком полакомлюсь! Что же вы не идете? Зайца мне в обиду не дадите? Ну, тогда поиграйте со мной, если выиграете, от­пущу Зайца, если нет, будет мне за-а-а-мечательный обед. Видите это лицо? (Передает логопеду незаконченную пикто­грамму.) Здесь нужно кое-что дорисовать! Я вам буду расска­зывать историю про Зимушку, а вы слушайте внимательно, догадайтесь, какое у нее было настроение. Когда останов­люсь, рисуйте!

1. Однажды шла Зимушка по заснеженному лесу и весело разговаривала с его обитателями. У нее в руках был волшеб­ный снежок. Радостно было ей, что деревья снежком укута­ны, птицам хватает семян в шишках, а если чего в лесу не доставало, она снежку шепнет, подбросит его, и все появля­ется». (Пиктограмма РАДОСТЬ.)

2. Рассердился Вьюгокрут, что Зимушку все лесные жи­тели любят, хозяйкою своею считают, а его сторонятся, пря­чутся, напустил вьюгу, задул северным ветром, выхватил волшебный снежок и унес его. (Пиктограмма ГНЕВ.)

3. Опечалилась Зимушка, хочет деревьям, зверям и пти­цам помочь морозы да метели пережить, без волшебного


снежка не получается. Искала-искала, весь лес исходила, да так и не нашла. (Пиктограмма ПЕЧАЛЬ.)

Лиса. Будь по-вашему, если вы все сделали правильно, отпущу Зайца. В другом месте поищу себе обед.

Дифференциация различных эмоциональных значений основного тона высказывания

«Волшебное письмо». Логопед предлагает детям послу­шать текст, содержащий высказывания различной эмоцио­нальной направленности, оформленные соответствующим Гоном. Опираясь на ключевые слова, дети должны «зашифро­вать» письмо с помощью пиктограмм.

1. Шел сильный дождь. Маша смотрела, как дождь стучит и окно, и грустила. Вдруг выглянуло яркое солнышко, пре­кратился дождь. Маша обрадовалась и побежала играть на ушщу. (Пиктограммы ГРУСТЬ, РАДОСТЬ.)

2. Саша обиделся на друга, который не позволил ему поиг­рать со своей машинкой. Грустный Саша вернулся домой, юшел в свою комнату и удивился: на столе стояла большая, красивая коробка. Что же в ней? Да ведь это новый, красный футовичок! Увидев игрушку, Саша обрадовался и позабыл ice свои обиды. (Пиктограммы ГРУСТЬ, УДИВЛЕНИЕ, РА­ДОСТЬ.)

При выполнении заданий, в процессе игр и бесед выяс­няется, о чем говорилось в текстах, стихотворениях, какие mi.юли и настроение появились у детей во время их прослу-1никания. Затем вместе с детьми подводится итог: в зависи­мости от содержания высказывания, его основной мысли, чувств и настроения говорящего могут быть использованы разные виды основного тона. Изменяя основной тон выска-п.тания, можно лучше передать свое отношение к тому, о Чем ты говоришь. Постоянно осуществляется опора на се­мантику: особое внимание уделяется обнаружению в тексте киючевых слов, помогающих связать основной тон с содер­жанием высказывания.


2. Формирование восприятия и понимания темпа речи.

Темп речи, как и основной тон, является интонационным средством выразительности высказывания и используется для повышения действенности речи, достижения коммуникатив­ной цели. Выбор темпа речи определяется в основном содер­жанием, замыслом высказывания, условиями общения.

Формирование восприятия, понимания и оценки темпа речи имеет целью расширение знаний детей о темпе, как об одном из важнейших коммуникативных средств (при слиш­ком быстром или медленном темпе затрудняется восприятие информации, заключенной в высказывании), воспитание уме­ния слышать (опознавать) изменения в темпе высказывания и аргументировано объяснять их, умения определять в зависи­мости от содержания, основной мысли высказывания подхо­дящий высказыванию темп.

Представления о темпе речи начинают складываться у де­тей в ходе прослушивания скороговорок и бесед о том, в ка­ком темпе их следует читать, чему способствует проговари-вание скороговорок.

Детям предлагаются следующие задания:

• прослушать стихотворение и определить, от лица ка­кого героя — Торопыжки или Увальня — оно было прочита­но, обосновать свой ответ;

• прослушать дважды один и тот же рассказ, прочитан­ный первый раз в быстром (медленном), соответствующем содержанию высказывания темпе, второй раз в медленном (быстром) темпе, не соответствующем его содержанию и ос­новной мысли; определить наиболее подходящую содержа­нию рассказа партитуру чтения, обосновать свой ответ;

• прослушать рассказ, прочитанный в соответствующем его содержанию замедленном темпе, определить основную мысль рассказа и звуковое средство (темп речи) ее выраже­ния, обосновать свой ответ;

• прослушать рассказ, прочитанный в соответствующем его содержанию быстром темпе, определить основную мысль


93

рассказа и звуковое средство (темп речи) ее выражения, обосновать свой ответ;

• прослушать стихотворение и определить, какие его Части в каком темпе нужно читать, ответ аргументировать;

• объяснить значение выражений, связав их с темпом иi.iсказывания (например, «стрекочет, как сорока», «слова i квозь зубы цедит»);

• определить, в каком темпе должны произноситься вы-(называния, отражающие быстроту совершающихся событий;

• определить, в каком темпе должны произноситься вы-i называния, выражающие однообразие совершающихся со-бытий.

Примеры игр, формирующих представления о темпе речи

«Что это было?» Логопед предлагает детям послушать»короговорку и объяснить, в каком темпе обычно произно-i и i ся скороговорки и почему?

От топота копыт Пыль по полю летит.

Дама Картину,

Сдавала в багаж Корзину,

Диван, Картонку

Чемодан И маленькую собачонку

Саквояж, С. Я. Маршак

«Найди скороговорку». Логопед читает детям две по­
нчики и предлагает найти скороговорку, объяснив свой вы-

Ttop

От топота копыт Черепаха, не скучая,

Пыль по полю летит. Час сидит за чашкой чая.


«Куда спешат головастики?» Дети слушают стихотво­рение и объясняют, какие его части в каком темпе нужно чи­тать и почему?

 

 

 

Вихрем Мчится     быстро
Под водой   г-  
Головастик молодой,   J  
А за ним — -*i   быстрее
Еще пяток, )    
А за ним — J    
Сплошной поток. ~-\    
Тот — без ног,    
А тот — с ногами,     еще быстрее,
Этот — прямо, V >- все время ускоряя темп
Тот — кругами, /  
Кто — налево,      
Кто — направо.      
Так и носится орава. ■>   быстро
Вдоль пруда,   ,  
Вокруг пруда...      
Почему? .    
Зачем?      
Куда?     медленно
Головастики   >■  
Спешат      
Превратиться с лягушат._ /  
  Б.. Заходер

В процессе выполнения заданий выясняется, какую ин­формацию можно передать, изменяя темп высказывания. Вместе с детьми подводится итог: темп речи служит средст­вом выразительности высказываний; он помогает передать быстроту, скорость событий, подчеркнуть опасность момента или, наоборот, медленность действия, однообразность проис­ходящего, степень важности содержания отрезка речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.037 с.)