Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логопедическая работа по формированиюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Восприятия интонационных средств Выразительности Интонационная пропедевтика Логопедическая работа начинается с «интонационной пропедевтики», основная цель которой — формирование первичных представлений о компонентах интонации. На их ос- мопс в дальнейшем формируются умения воспринимать и отпивать комплекс основных компонентов интонации и понимать их связь со смыслом и эмоциональным значением вы-i называний. Таким образом, возникает первая группа первичных ин-гоиационных умений в рамках каждого компонента интонации умение слышать интонационные средства выразительно ш звучащей речи и оценивать их использование в услови-i конкретной ситуации действительности. Данная группа ими формируется посредством упражнений, направленны к па развитие «слуховой культуры» и носящих преимуще-i iтнпо аналитический характер. Основной метод работы по формированию этих умений — метод интонационно-смыс-поного анализа звучащих образцов, который играет важную роль в формировании собственной выразительной речи, так in иосприятие и говорение представляют собой две стороны ■ шного процесса речевой деятельности. Подражание — г* шмчайно значимо в формировании речевых навыков. Ус- и не принятых правил интонационного оформления речи опирается на механизм подражания, который в большей или Mi in.шей степени развит у человека» (Якобсон, 1958: 153). I ipoiпушивание звучащего образца уже служит средством чепия интонационному оформлению речи, так как «слу-Конои прием не возможен без участия речедвигательного ■ ичатора» (Жинкин, 1966: 5), т. е. при восприятии речево- и' образца развивается не только слух, но и способность арии vпировать звуки, модулировать голос по силе и тону, речь ПО темпу и т. д. Действуя первоначально непроизвольно, механизм под-рмжания «в дальнейшем также поддается сознательному ре-i. шрованию» (Якобсон, 1958: 157). Следовательно, звучании i образец должен использоваться также для осознания шементарных фонетических обобщений о средствах интонационного оформления речевого высказывания. Основным методом формирования фонетических обобщений, языкового вства» является коммуникативный метод, реализуемый через систему коммуникативных упражнений, построенных на основе создания речевой ситуации. При этом используются следующие приемы: опознание эмоционального состояния человека (персонажа иллюстрации, пиктограммы) по его позе, мимике, жесту; соотнесение интонационного оформления высказывания с различными сюжетными иллюстрациями; оценка интонационного оформления высказываний в контексте определенной речевой ситуации; сравнение и оценка интонационного оформления высказываний и определение звуковых средств оформления, соответствующих содержанию и основной мысли высказывания.
В процессе «интонационной пропедевтики» у дошкольников формируются первичные элементарные представления об интонационной выразительности речи. При этом в качестве основных задач определены следующие: • привлечение внимания детей к интонационно-окрашенной речи; • формирование «эмоционального слуха»; • развитие «сигнализирующей функции» интонации; • воспитание эмоциональной отзывчивости детей; • формирование невербальных средств выражения различных эмоций. В качестве подготовительной к формированию представлений об интонационных средствах выразительности проводится работа по развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников с речевой патологией, их жестов и мимики. В этой работе выделяется несколько ступеней. Первая ступень — «без слов». Основная задача — познакомить детей с различными жестами (локальными: изобразительными, указательными; ритмическими — в считалках; модальными: «да» — «нет»; этикетными: «привет», «пока») и мимикой, употребляемыми в ситуациях, когда необходима коммуникация без слов. Дети усваивают различные виды мимики, рассматривая рисунки-схемы (пиктограммы). Они не только находят заданную пиктограмму, изображаю- 79 тую разные эмоциональные состояния, и анализируют их, но и разыгрывают мимические этюды (например, «Разъяренный Медведь», «Провинившийся мальчик», «Сердитый дедушка»). Нторая ступень — «жест — мимика — слово». На этой < iуцени устанавливается вспомогательная по отношению к (иону функция невербальных средств: жестов, мимики («Что l кажешь?», «Что покажешь?», «Как выразишь на лице?»). Третья ступень — «слово — жест — мимика». Жесты и мимика рассматриваются как средства выразительности уст-поп речи.
В процессе коррекционно-логопедического воздействия особое внимание уделяется соблюдению режима интонационной выразительности речи логопеда, поскольку ребенок с самого раннего возраста различает эмоциональную окраску Вечи взрослого и определенным образом реагирует на нее. 1'ечь логопеда для ребенка является образцом интонаци- Н ходе логопедического воздействия используются игры, р.) шикающие выразительность движений, их раскованность и произвольность. Детям предлагается с помощью мимики и пантомимики изобразить какое-либо животное или персонаж. i ички (храбрый лев, хитрая лиса, голодный волк, Буратино, Миленький гном и т. п.), а затем отгадать, кого изображали. И последствии задания усложняются. Дети, используя мими-41 i кие и пантомимические средства, разыгрывают различные коммуникативные ситуации: поведение взрослого животного п его детеныша (по выбору детей), встречу обитателей леса, III реонажей сказки. Логопед моделирует ситуацию общения Между персонажами игры, предлагая детям выразить опреде- ленные эмоции при помощи мимики и выразительных движений (радость, удивление, жалость, обида и т. д.). Затем в процессе беседы выясняется, поняли дети смысл разыгранной ситуации и настроение, эмоции участников игры или нет. Параллельно выполняются упражнения, направленные на обучение выражению основных эмоций, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и формирование умения адекватно выразить свое. В игровых ситуациях общения дети учатся «видеть» за конкретным словом объекты реальной действительности и реагировать на это определенным настроением, эмоциями, соответствующим образом окрашивающими речь. Примеры игр, развивающих эмоциональную отзывчивость, мимику и выразительность движений Развитие выразительности движений «Семья животных». Логопед предлагает детям разбиться на пары, в которых один ребенок играет роль мамы, другой — детеныша, и придумывает ситуацию, которую должны представить дети при помощи мимики, выразительных движений (животные играют, поссорились, помирились, мама жалеет (спасает) детеныша). Дети выбирают животных, которых они будут изображать (кошки, собаки и т. п.). «Прогулка». Дети встают в круг и, двигаясь друг за другом, при помощи характерных выразительных движений и мимики изображают храброго зайца, грустного ослика, сердитую сову, голодного волка, веселого воробья. «Айболит». Выбирается ребенок, который играет роль доктора. Он лечит больных животных. Их с помощью мимики и выразительных движений по очереди изображают другие дети. Каждый ребенок изображает какое-либо животное, остальные должны догадаться, кто перед ними. «Гарри Поттер». Логопед предлагает одному из детей «превратиться» в Гарри Поттера и угадать, какой предмет (игрушка, вещь) спрятаны в «тайной комнате». Остальные дети по очереди при помощи выразительных движений и мимики изображают размер, форму, свойства этого предмета.
«Фантазеры». Логопед придумывает и описывает ситуацию, которая вызывает достаточно однозначную эмоцио-Нальную реакцию (удивление, радость, грусть, гнев, страх, Обиду и т. д.), например: «Вы приходите домой и видите в |ашей комнате огромного говорящего жирафа! Что вы чувст-нусте?» Дети, используя мимику и выразительные движения, изображают соответствующую эмоцию (удивление и т. д.). «Волшебная палочка». Логопед передает одному из де-ГСЙ «волшебную палочку», которая может «превращать» лю-цей в любые предметы, явления, животных и т. п. «Волшебник» по очереди «превращает» детей в предмет (явление и i п.). «Превращенный» ребенок с помощью выразительных цппжений и мимики этот предмет изображает. Развитие способностей выражать основные эмоции Радость «День рождения». У ребенка в руках воображаемый мешочек с угощением, который он протягивает детям по очереди. Д(in благодарят и с помощью мимики, жестов, выразительных цнижений показывают, что угощение им понравилось. «Клоун». Один ребенок изображает грустного клоуна, орого остальным нужно рассмешить, используя мимиче-■ кие и пантомимические средства. Если это удается, клоун I гаиовится веселым, выражая это настроение с помощью мимики, выразительных движений. Интерес «Что случилось?» Логопед образно и выразительно опи-i ынаст ситуацию, вызывающую интерес, например: «Сегодня оятся соревнования между детьми нашего детского сада. h Пяла будут показывать, какие они ловкие, сильные, смелые и сообразительные. Вам интересно, какие задания они будут выполнять?» Дети должны при помощи мимики, позы и выразительных движений продемонстрировать интерес. Печаль «Потеря». Логопед просит детей с помощью мимики, позы, выразительных движений изобразить следующую ситуацию: ребенок возил за собой на веревочке красивую машинку и не заметил, как она потерялась. «Щенок». Логопед читает детям отрывок из стихотворения А. Л. Барто «Он был совсем один». Дети с помощью выразительных движений и мимики изображают настроение и поведение щенка в соответствии с текстом. Один щенок Был одинок, Бродил он неприкаянно. <...> И так расстроился Щенок, Что он завыл отчаянно: «Я одино-о-ок, Я одино-о-о-ок, Не нахожу-уууу Хозяина!...» «Грустный остров». Одному из детей предлагается изобразить путешественника, попавшего на «Грустный остров», где все жители плачут. Он старается утешить то одного, то другого, но плаксы не успокаиваются. Дети изображают грусть, «плаксивое» настроение при помощи мимики и выразительных движений.
Гнев «Медведь и пчелы». Дети изображают пчел, которые все лето собирали мед, приносили его в улей, и вдруг к ним залез медведь. Дети с помощью мимики и выразительных движений показывают, как пчелы сердятся и выгоняют медведя. 83 Страх «Большая собака». Логопед предлагает детям предста-1П11 ь, что мимо них проходит большая злая собака. Натягивая Поводок, она пытается схватить детей за пятки. С помощью |ц.||>;| штельных движений и мимики дети должны изобразить t 1|>.1Х. «Гроза». Логопед просит ребенка представить, что на vim те гроза: сверкает молния, гремит гром. Ребенок остался нома один, ему страшно. С помощью мимики и выразительных движений дети по очереди изображают страх. В качестве тукового сопровождения используется аудиозапись звуков и шума грозы. Отвращение «Соленый чай». Логопед предлагает детям представить, ЧТО они пьют чай, в который вместо сахара кто-то случайно ни ыпал соль: «Чай стал соленым, невкусным, до чего же неприятно во рту!». Дети с помощью выразительных движений и мимики изображают отвращение. После завершения курса интонационной пропедевтики проводится работа по формированию восприятия и понимания компонентов интонационного оформления высказывания. < li ионными задачами коррекционно-логопедического воздей-i 1ВНЯ при этом являются: • развитие способностей детей воспринимать разнооб-рцше интонаций человеческой речи, передаваемое комплек-(ом интонационных средств; • дифференциация различных эмоциональных значений, I мысла высказывания, переданных различными интонационными средствами; • знакомство с коммуникативными типами высказывании, средствами их выражения и способами обозначения; • формирование умения различать высказывания разных коммуникативных типов в импрессивной речи.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.104.36 (0.012 с.) |