Логопедическая работа по формированию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логопедическая работа по формированию



Восприятия интонационных средств

Выразительности

Интонационная пропедевтика

Логопедическая работа начинается с «интонационной пропедевтики», основная цель которой — формирование пер­вичных представлений о компонентах интонации. На их ос-


мопс в дальнейшем формируются умения воспринимать и отпивать комплекс основных компонентов интонации и по­нимать их связь со смыслом и эмоциональным значением вы-i называний.

Таким образом, возникает первая группа первичных ин-гоиационных умений в рамках каждого компонента интона­ции умение слышать интонационные средства выразитель­но ш звучащей речи и оценивать их использование в услови-i конкретной ситуации действительности. Данная группа

ими формируется посредством упражнений, направлен­ны к па развитие «слуховой культуры» и носящих преимуще-i iтнпо аналитический характер. Основной метод работы по формированию этих умений — метод интонационно-смыс-поного анализа звучащих образцов, который играет важную роль в формировании собственной выразительной речи, так in иосприятие и говорение представляют собой две стороны ■ шного процесса речевой деятельности. Подражание — г* шмчайно значимо в формировании речевых навыков. Ус-

и не принятых правил интонационного оформления речи

опирается на механизм подражания, который в большей или Mi in.шей степени развит у человека» (Якобсон, 1958: 153). I ipoiпушивание звучащего образца уже служит средством

чепия интонационному оформлению речи, так как «слу-Конои прием не возможен без участия речедвигательного

■ ичатора» (Жинкин, 1966: 5), т. е. при восприятии речево-

и' образца развивается не только слух, но и способность ар­ии vпировать звуки, модулировать голос по силе и тону, речь ПО темпу и т. д.

Действуя первоначально непроизвольно, механизм под-рмжания «в дальнейшем также поддается сознательному ре-i. шрованию» (Якобсон, 1958: 157). Следовательно, звуча­нии i образец должен использоваться также для осознания шементарных фонетических обобщений о средствах интона­ционного оформления речевого высказывания. Основным ме­тодом формирования фонетических обобщений, языкового

вства» является коммуникативный метод, реализуемый


через систему коммуникативных упражнений, построенных на основе создания речевой ситуации. При этом используют­ся следующие приемы: опознание эмоционального состояния человека (персонажа иллюстрации, пиктограммы) по его по­зе, мимике, жесту; соотнесение интонационного оформления высказывания с различными сюжетными иллюстрациями; оценка интонационного оформления высказываний в контек­сте определенной речевой ситуации; сравнение и оценка ин­тонационного оформления высказываний и определение зву­ковых средств оформления, соответствующих содержанию и основной мысли высказывания.

В процессе «интонационной пропедевтики» у дошколь­ников формируются первичные элементарные представления об интонационной выразительности речи. При этом в качест­ве основных задач определены следующие:

• привлечение внимания детей к интонационно-окрашенной речи;

• формирование «эмоционального слуха»;

• развитие «сигнализирующей функции» интонации;

• воспитание эмоциональной отзывчивости детей;

• формирование невербальных средств выражения раз­личных эмоций.

В качестве подготовительной к формированию представ­лений об интонационных средствах выразительности прово­дится работа по развитию эмоциональной отзывчивости до­школьников с речевой патологией, их жестов и мимики. В этой работе выделяется несколько ступеней.

Первая ступень — «без слов». Основная задача — по­знакомить детей с различными жестами (локальными: изо­бразительными, указательными; ритмическими — в считал­ках; модальными: «да» — «нет»; этикетными: «привет», «по­ка») и мимикой, употребляемыми в ситуациях, когда необхо­дима коммуникация без слов. Дети усваивают различные ви­ды мимики, рассматривая рисунки-схемы (пиктограммы). Они не только находят заданную пиктограмму, изображаю-


79

тую разные эмоциональные состояния, и анализируют их, но и разыгрывают мимические этюды (например, «Разъяренный Медведь», «Провинившийся мальчик», «Сердитый дедушка»).

Нторая ступень — «жест — мимика — слово». На этой < iуцени устанавливается вспомогательная по отношению к (иону функция невербальных средств: жестов, мимики («Что l кажешь?», «Что покажешь?», «Как выразишь на лице?»).

Третья ступень — «слово — жест — мимика». Жесты и мимика рассматриваются как средства выразительности уст-поп речи.

В процессе коррекционно-логопедического воздействия особое внимание уделяется соблюдению режима интонаци­онной выразительности речи логопеда, поскольку ребенок с самого раннего возраста различает эмоциональную окраску Вечи взрослого и определенным образом реагирует на нее.

1'ечь логопеда для ребенка является образцом интонаци-
011 ной выразительности: с сильным акцентом на логических
центрах, улавливаемых на слух, использованием пауз, четким
пшжением мелодики, характерным для различных интонаци-
ii.iх типов высказывания. При этом дошкольники ощуща­
ют, что яркость, выразительность речи логопеда — результат
•го погружения в определенное эмоциональное состояние.
11,1/кпым представляется создание положительной мотивации
| иищениюу детей.

Н ходе логопедического воздействия используются игры, р.) шикающие выразительность движений, их раскованность и произвольность. Детям предлагается с помощью мимики и пантомимики изобразить какое-либо животное или персонаж. i ички (храбрый лев, хитрая лиса, голодный волк, Буратино, Миленький гном и т. п.), а затем отгадать, кого изображали. И последствии задания усложняются. Дети, используя мими-41 i кие и пантомимические средства, разыгрывают различные коммуникативные ситуации: поведение взрослого животного п его детеныша (по выбору детей), встречу обитателей леса, III реонажей сказки. Логопед моделирует ситуацию общения Между персонажами игры, предлагая детям выразить опреде-


ленные эмоции при помощи мимики и выразительных дви­жений (радость, удивление, жалость, обида и т. д.). Затем в процессе беседы выясняется, поняли дети смысл разыгранной ситуации и настроение, эмоции участников игры или нет.

Параллельно выполняются упражнения, направленные на обучение выражению основных эмоций, развитие способно­сти понимать эмоциональное состояние другого человека и формирование умения адекватно выразить свое. В игровых ситуациях общения дети учатся «видеть» за конкретным сло­вом объекты реальной действительности и реагировать на это определенным настроением, эмоциями, соответствующим образом окрашивающими речь.

Примеры игр, развивающих эмоциональную отзывчивость, мимику и выразительность движений

Развитие выразительности движений

«Семья животных». Логопед предлагает детям разбиться на пары, в которых один ребенок играет роль мамы, другой — детеныша, и придумывает ситуацию, которую должны представить дети при помощи мимики, выразительных дви­жений (животные играют, поссорились, помирились, мама жалеет (спасает) детеныша). Дети выбирают животных, кото­рых они будут изображать (кошки, собаки и т. п.).

«Прогулка». Дети встают в круг и, двигаясь друг за дру­гом, при помощи характерных выразительных движений и мимики изображают храброго зайца, грустного ослика, сер­дитую сову, голодного волка, веселого воробья.

«Айболит». Выбирается ребенок, который играет роль доктора. Он лечит больных животных. Их с помощью мими­ки и выразительных движений по очереди изображают дру­гие дети. Каждый ребенок изображает какое-либо животное, остальные должны догадаться, кто перед ними.

«Гарри Поттер». Логопед предлагает одному из детей «превратиться» в Гарри Поттера и угадать, какой предмет


(игрушка, вещь) спрятаны в «тайной комнате». Остальные дети по очереди при помощи выразительных движений и ми­мики изображают размер, форму, свойства этого предмета.

«Фантазеры». Логопед придумывает и описывает ситуа­цию, которая вызывает достаточно однозначную эмоцио-Нальную реакцию (удивление, радость, грусть, гнев, страх, Обиду и т. д.), например: «Вы приходите домой и видите в |ашей комнате огромного говорящего жирафа! Что вы чувст-нусте?» Дети, используя мимику и выразительные движения, изображают соответствующую эмоцию (удивление и т. д.).

«Волшебная палочка». Логопед передает одному из де-ГСЙ «волшебную палочку», которая может «превращать» лю-цей в любые предметы, явления, животных и т. п. «Волшеб­ник» по очереди «превращает» детей в предмет (явление и i п.). «Превращенный» ребенок с помощью выразительных цппжений и мимики этот предмет изображает.

Развитие способностей выражать основные эмоции Радость

«День рождения». У ребенка в руках воображаемый ме­шочек с угощением, который он протягивает детям по очереди. Д(in благодарят и с помощью мимики, жестов, выразительных цнижений показывают, что угощение им понравилось.

«Клоун». Один ребенок изображает грустного клоуна, орого остальным нужно рассмешить, используя мимиче-■ кие и пантомимические средства. Если это удается, клоун I гаиовится веселым, выражая это настроение с помощью ми­мики, выразительных движений.

Интерес

«Что случилось?» Логопед образно и выразительно опи-i ынаст ситуацию, вызывающую интерес, например: «Сегодня

оятся соревнования между детьми нашего детского сада. h Пяла будут показывать, какие они ловкие, сильные, смелые


и сообразительные. Вам интересно, какие задания они будут выполнять?» Дети должны при помощи мимики, позы и вы­разительных движений продемонстрировать интерес.

Печаль

«Потеря». Логопед просит детей с помощью мимики, по­зы, выразительных движений изобразить следующую ситуа­цию: ребенок возил за собой на веревочке красивую машинку и не заметил, как она потерялась.

«Щенок». Логопед читает детям отрывок из стихотворе­ния А. Л. Барто «Он был совсем один». Дети с помощью вы­разительных движений и мимики изображают настроение и поведение щенка в соответствии с текстом.

Один щенок

Был одинок,

Бродил он неприкаянно.

<...> И так расстроился

Щенок,

Что он завыл отчаянно:

«Я одино-о-ок,

Я одино-о-о-ок,

Не нахожу-уууу

Хозяина!...»

«Грустный остров». Одному из детей предлагается изо­бразить путешественника, попавшего на «Грустный остров», где все жители плачут. Он старается утешить то одного, то другого, но плаксы не успокаиваются. Дети изображают грусть, «плаксивое» настроение при помощи мимики и выра­зительных движений.

Гнев

«Медведь и пчелы». Дети изображают пчел, которые все лето собирали мед, приносили его в улей, и вдруг к ним залез медведь. Дети с помощью мимики и выразительных движе­ний показывают, как пчелы сердятся и выгоняют медведя.


83

Страх

«Большая собака». Логопед предлагает детям предста-1П11 ь, что мимо них проходит большая злая собака. Натягивая Поводок, она пытается схватить детей за пятки. С помощью |ц.||>;| штельных движений и мимики дети должны изобразить

t 1|>.1Х.

«Гроза». Логопед просит ребенка представить, что на vim те гроза: сверкает молния, гремит гром. Ребенок остался нома один, ему страшно. С помощью мимики и выразитель­ных движений дети по очереди изображают страх. В качестве тукового сопровождения используется аудиозапись звуков и шума грозы.

Отвращение

«Соленый чай». Логопед предлагает детям представить, ЧТО они пьют чай, в который вместо сахара кто-то случайно ни ыпал соль: «Чай стал соленым, невкусным, до чего же не­приятно во рту!». Дети с помощью выразительных движений и мимики изображают отвращение.

После завершения курса интонационной пропедевтики проводится работа по формированию восприятия и понима­ния компонентов интонационного оформления высказывания. < li ионными задачами коррекционно-логопедического воздей-i 1ВНЯ при этом являются:

• развитие способностей детей воспринимать разнооб-рцше интонаций человеческой речи, передаваемое комплек-(ом интонационных средств;

• дифференциация различных эмоциональных значений, I мысла высказывания, переданных различными интонацион­ными средствами;

• знакомство с коммуникативными типами высказыва­нии, средствами их выражения и способами обозначения;

• формирование умения различать высказывания разных коммуникативных типов в импрессивной речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.021 с.)