Выразительности речи дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выразительности речи дошкольников



С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ

ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

В раннем возрасте отдельные слова, произносимые pe­on ikom, часто играют роль целостных высказываний, а сле­довательно, характеризуются определенной интонацией. Ин-ишационные характеристики, интегрируясь в структуру язы-Кового знака, усиливая и уточняя его значение, «отрабатыва­ются» и включаются в систему фонетического компонента ячыковой системы.

Таким образом, единицы фонетического компонента язы­ковой способности играют важную роль в становлении дру-111X ее компонентов, выступая в качестве формы языкового пшчения.

У звуковых единиц нет собственного языкового значения, однако такая супрасегментная единица, как интонация, на-i тлько тесно связана со значением, что можно говорить о ее собственных интонационных значениях (Л. В. Бондарко).

В связи с этим в процессе логопедической работы по раз­ит ию интонационной выразительности речи детей необходи­мо формировать символико-содержательную сторону возмож-


но более широкого круга фонетических единиц, используя ана­лиз специально созданных звучащих образцов, помогающих ребенку осознать элементарные фонетические обобщения.

Поскольку единицы фонетического компонента языковой способности выступают в роли формы языкового значения и потенциально могут быть связаны с ним, основное внимание при проведении логопедической работы с детьми дошкольно­го возраста следует уделять обучению дошкольников выра­жать языковые знаки в неразрывном единстве с их содержа­нием.

Работа по формированию интонационной выразительно­сти речи базируется на современных лингвистических пред­ставлениях об интонации, на понимании ее роли в речевой коммуникации. В основе этой работы — положение о том, что интонация является, с одной стороны, важнейшим ком­понентом языка, а с другой — неотъемлемой составной ча­стью речевой деятельности. Ее основной лингвистической функцией признается «предназначенность для передачи соот­ветствующей языковой категории» (Зиндер, 1978: 6), «спо­собность превращать назывные единицы языка (слова и сло­восочетания) в единицы коммуникативные» (Бондарко, Воль­ская, Кузнецов, Светозарова, Скрелин, 2000: 107).

Разделяя точку зрения Н. Д. Светозаровой, которая счита­ет, что система основных языковых функций интонации представляется как трехчастная (членение, оформление и вы­деление), в процессе логопедического воздействия осуществ­ляется формирование всех частей этой системы.

Работа по формированию интонационного членения пре­дусматривает разделение высказывания паузами, снабжение каждого полученного отрезка изменениями высоты тона и другими просодическими характеристиками в соответствии со смыслом передаваемого сообщения, конкретизируя семан­тические и синтаксические связи слов.

Интонационное оформление формируется в ходе обуче­ния детей различному интонированию отрезков высказыва­ния: нисходящим или нисходяще-восходящим и другим то-


ном; относительно быстрым или замедленным темпом и т. д. Это обеспечивает передачу важной в коммуникативном от­ношении информации, которая «традиционно иллюстрирует­ся противопоставлением так называемых коммуникативных типов высказывания» (Там же: 108).

В процессе формирования интонационного выделения основное внимание уделяется выработке умения выражать отношения между элементами целого посредством выделения (акцентирования) разных элементов высказывания.

В соответствии с лингвистическими представлениями об интонации работа ведется не над изолированными ее компо­нентами, а над комплексом просодических средств, высту­пающих в качестве плана выражения интонации: мелодикой (основным тоном высказывания), интенсивностью, длитель­ностью, темпом, громкостью и тембром голоса, что обеспе­чивает формирование их как целостного образования.

Так как интонация, включаясь в структуру языкового зна­ка, усиливает и уточняет его значение, основополагающим моментом в процессе формирования интонационной вырази-мщ.ности речи детей является опора на семантику языкового мака в целом.

Логопедическая работа по развитию интонационной вы-1>л штельности речи осуществляется с учетом следующих принципов.

1. Принцип коммуникативно-ориентированного подхода. Вели рассматривать единицы фонетического уровня системы ■зыка как систему компонентов и правил их употребления, И(пользуемых в коммуникативной деятельности, то в процес-I е логопедической работы осуществляется формирование фонетических средств в ходе освоения ребенком типовых ре-цевых ситуаций и форм выражения языкового значения путем соотнесения их с изменяющимися ситуациями действитель­ности.

2. Принцип закрепления сформированных фонетических единиц и правил их использования в естественных ситуациях общения. Реализация этого принципа заключается в том, что


в процессе логопедического воздействия применяются мето­ды моделирования реальных ситуаций общения, которые соз­даются в ходе сюжетно-ролевых, театрализованных игр, ра­зучивания диалогов, и способствуют активному использова­нию детьми выработанных навыков в спонтанной речи.

3. Принцип активного противопоставления языковых единиц. Этот принцип широко применяется при формирова­нии фонетической и других подсистем языка. Противопос­тавление высказываний различных коммуникативных типов — эффективный способ их опознания, оценки и дифферен­циации. Оно способствует формированию представлений о роли фонетических супрасегментных единиц в установлении смысла и эмоционально-экспрессивного значения.

4. Онтогенетический принцип. При определении после­довательности и содержания логопедической работы необхо­димо учитывать данные о становлении интонационной сис­темы в онтогенезе. Его особенностью является опережающее развитие восприятия ребенком интонации по сравнению с реализацией интонационных типов в экспрессивной речи. Интонационная структура речи формируется и закрепляется значительно раньше осмысления слов, что обусловлено свя­зью с эмоционально-экспрессивным аспектом речи, ведущим в раннем возрасте. Выявлена определенная последователь­ность появления различных коммуникативных типов выска­зывания в экспрессивной речи детей: сначала формируется интонационное оформление повествовательных высказыва­ний, затем вопросительных и восклицательных (Н. Ю. Бах­тина, А. А. Петрова, Г. В. Тонкова-Ямпольская). В связи с этим работа по формированию интонационной выразитель­ности речи проводится в направлении от различения видов интонации в импрессивной речи к овладению интонационной выразительностью в экспрессивной речи; от различения и ус­воения повествовательной интонации к вопросительной (об­щий и специальный вопрос) и восклицательной.

5. Принцип развития. Реализуя этот принцип, в процессе коррекциошю-логопедической работы необходимо исходить


ИЗ степени (уровня) несформированности интонационной системы языка, зоны ее актуального развития, которая явля-е гея основой ее дальнейшего совершенствования.

6. Принцип учета зоны ближайшего развития. Развитие каждого ребенка включает в себя два уровня: уровень акту-.1111.ного развития, характеризующий завершившийся цикл развития, и зону ближайшего развития, в которой определя­ются умения и навыки, находящиеся в процессе становления.

Л. С. Выготский подчеркивает, что педагогика «должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день дет-СКОГО развития» (Выготский, 1956: 277). Обучение только то­гда развивает ребенка, когда оно ориентируется не столько на уже достигнутый уровень развития, сколько на то, что нахо­ди гея в стадии становления.

КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.8.82 (0.006 с.)