Исследование восприятия и оценки тембра голоса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование восприятия и оценки тембра голоса



Речевым материалом для исследования служит фрагмент Сказки «Три медведя» (в обработке О. Капицы), адаптирован­ный для выполнения предложенных заданий. В тексте сказки ((•держатся ключевые слова, характеризующие внешний вид, характеры персонажей, нашедшие отражение в тембральной ок­раске голоса при произнесении высказываний от лица героев.

«Девочка Маша пошла в лес и заблудилась. Стала искать доро­гу домой, да не нашла, а пришла к домику. Дверь была отворена, она и вошла.

В домике жили три медведя. Один медведь был отец. Звали его Михайло Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица — мама. Она была поменьше, звали ее Настасья Пет-ронна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

Маша вошла в просторную комнату, где увидела три кровати — (юльшую, среднюю и маленькую. Маша так устала, что захотела


прилечь и отдохнуть, но первая кровать была слишком жесткой, вторая слишком мягкой, а вот третья была такой удобной, что Маша легла на нее и сразу уснула. А когда проснулась, выглянула в окош­ко, смотрит медведи идут: Михайло Иванович, Настасья Петровна и Мишутка. Спряталась Маша за дверь, а хозяева вошли в дом и раз­говаривают».

Для исследования используются три предложения, про­износимые от лица трех персонажей сказки с изменением тембра голоса, соответствующим описанию их внешнего ви­да, предъявленные аудиотивно.

1. «Я найду того, кто садился на мою кровать и смял ее». (Тембральное качество голоса: грубый).

2. «Я найду того, кто садился на мою кровать и смял ее». (Тембральное качество голоса: грудное звучание).

3. «Я найду того, кто садился на мою кровать и смял ее». (Тембральное качество голоса: звонкий).

Процедура: читается фрагмент знакомой ребенку сказки, содержащий ключевые слова, позволяющие представить внешний вид и характер ее персонажей. Затем ему предлага­ется прослушать три предложения, произнесенные от лица трех героев сказки с изменением тембральной окраски голо­са. В процессе беседы ребенок должен выявить соответствие тембральной окраски голоса характеристике каждого персо­нажа сказки.

Инструкция. «Сейчас я прочитаю сказку о Маше и трех медведях. Послушай, как говорят медведи, и узнай по голосу, кто говорит: Михайло Иванович, Настасья Петровна или Мишутка».

Вопросы и задания ребенку:

1. Какому герою сказки принадлежит первый (второй, третий) голос?

2. Подумай и скажи, какой у него был голос.


При наличии затруднений предлагается дополнительный вопрос: «Какие слова в сказке подсказывают, каким должен быть голос медведя (медведицы, Мишутки)?».

Система оценок. Критериями оценки на данном этапе ис­следования являются самостоятельность и правильность от­петое.

Оценка самостоятельности: самостоятельный ответ — 3 балла; частично самостоятельный ответ при минимальной помощи взрослого — 2 балла; несамостоятельный ответ (только после многократных разъяснений, повторений и до­полнительных вопросов взрослого) — 1 балл; невыполнение задания (отказ) — 0 баллов.

Оценка правильности: правильный ответ (ребенок верно определил разницу в произнесении предложений, правильно соотнес тембр голоса с описанием внешнего вида и характе­ристикой персонажа сказки) — 3 балла; частично правильный ответ (испытуемый верно определил разницу в звучании предложений с опорой на ключевые слова текста) — 2 балла; неправильный ответ (неправильно определи разницу в звуча-мни предложений даже с опорой на ключевые слова текста)

1 балл; отказ от ответа — 0 баллов.

2.4.2. Исследование возможности изменения тембра голоса (по подражанию и самостоятельно)

В качестве речевого материала используются предложения КЗ предыдущей серии заданий, произносимые от лица трех ге­рое:» сказки с изменением тембра голоса, предъявленные аудио-шнно. В процессе исследования выявляется не только тем-орлльная окраска голоса и возможности ее изменения, но и ус-ынавливается зависимость между изменениями тембральной окраски и модификациями других элементов просодии: мело­чи пси (регистр, диапазон), темпа, громкости.


Процедура: ребенку предлагается прослушать предложе­ния, произносимые от лица героев сказки, и повторить их с изменением тембровой окраски голоса по образцу. Затем ре­бенок должен самостоятельно повторить предложения, изме­нив тембр голоса в соответствии с характеристиками персо­нажей. Высказывания детей записываются на магнитофон и затем предъявляются для аудиотивного анализа экспертам, с целью оценки диапазона, регистра, темпа, громкости по спи­ску номинаций, а также определения изменения тембральной окраски голоса.

Список номинаций для оценки элементов просодии:

• диапазон: суженный, немаркированный, расширенный;

• регистр: высокий, немаркированный, низкий;

• темп: замедленный, немаркированный, ускоренный;

• громкость: повышенная, немаркированная, пони­женная.

Для обозначения тембральной окраски голоса список но­минаций не дается.

Инструкция 1. «Слушай внимательно. Ты услышишь предложение, прочитанное голосом медведя (медведицы, Мишутки). Повтори его так же».

Инструкция 2. «Скажи предложение голосом медведя (медведицы, Мишутки)».

Оценка выполнения. Ребенок сумел изменить тембр голо­са в соответствии с описанием и характеристикой персонажа сказки при выполнении задания по образцу и самостоятельно — 3 балла; сумел изменить тембр голоса только при выпол­нении задания по образцу — 2 балла; не сумел изменить тембр голоса при произнесении предложений даже по образ­цу — 1 балл; отказался от ответа — 0 баллов.


2.5. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ УДАРЕНИЯ

2.5.1. Исследование восприятия и воспроизведения ударения (интенсивности) в слоговых рядах

В данном случае исследуется умение ребенка определять местоположение акцентированного слога в серии слогов, вос­производить предложенную серию слогов с акцентирован­ным слогом по образцу и самостоятельно.

Для исследования используются серии слогов типа СГ (согласный — гласный) с правильно произносимым ребенком согласным звуком и слогообразующим гласным (А). Место ударения изменяется.

<да> — <да>; <да> — <да>;

<да> — <да> — <да>; <да> — <да> — <да>; <да> — да> — <да>;

<да> — <да> — <да> — <да>; <да> — <да> — <да> — да>; <да> — <да> — <да> — <да>; <да> — <да> — <да> — да>.

Процедура: ребенку предъявляются серии слогов (из двух, трех, четырех слогов), в которых место ударения ме­няется, и предлагается сначала определить место ударного г нога в серии, затем повторить цепочку слов по образцу и самостоятельно, произнося заданный слог с большей интен-оивностью.

Порядок выделения одного из слогов серии большей ин-к-псивностью случайный.

Инструкция 1. «Слушай внимательно. Я произнесу два (фи, четыре) слога и один из них выделю голосом. Скажи, на каком месте (первом, втором, третьем, четвертом) стоит этот слог».


Инструкция 2. «Слушай внимательно. Я произнесу два (три, четыре) слога и один из них выделю голосом (произнесу громче). Повтори так же».

Инструкция 3. «Скажи два (три, четыре) слога, выделяя голосом первый (второй, третий, четвертый)».

Оценка выполнения. Правильное выполнение задания — 3 балла; ошибки в определении и воспроизведении местополо­жения акцентированного слога в серии из четырех слогов — 2 балла; ошибки в определении и воспроизведении местопо­ложения акцентированного слога в серии из трех слогов — 1 балл; ошибки при определении и воспроизведении местопо­ложения акцентированного слога в серии из двух слогов — О баллов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.0.157 (0.008 с.)