Логопедическое обследование детей с нарушениями голоса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логопедическое обследование детей с нарушениями голоса



Логопедическое обследование детей с нарушениями голоса, начиная со сбора анамнестических данных, направлено на изучение особенностей просодической стороны речи и речевого слуха. Правильно проведенная беседа позволяет выявить особенности изменения голоса во время общения, голосовой нагрузки; получить первое представление о личностных индивидуальных качествах пациента.

При определении характерных особенностей голоса особое внимание обращается на его интенсивность (сильный, нормальный, слабый, иссякающий), характер голосообразования и атаку голоса (твердая, мягкая, придыхательная), тональность звучания (низкий, нормальный, высокий, фальцет), тембр (чистый, хриплый, напряженный,.дрожащий, глухой, назализованный).

Исследование проводят с использованием различного речевого материала: изолированных звуков, слогов, слов, предложений, вопросно-ответной формы речи, чтения ритмизированных и прозаических текстов. Особое внимание уделяется изменению голоса при проведении нагрузочных тестов.

Исследование речевого слуха предполагает изучение состояния фонематического слуха по традиционной схеме – изучения возможностей восприятия и воспроизведения различных интонационных конструкций и ритмов — как речевых, так и неречевых.

Тестируемому предъявляют различной степени сложности стимул и просят его воспроизвести. Необходимо определить, насколько верно испытуемый воспринимает изменение интенсивности, высоты звучания, улавливает различный темп и ритм – неречевой, музыкальный и речевой. Результат заносят в протокол и записывают на магнитофон. Предлагается несколько попыток. Далее пациент должен оценить правильность ответных реакций, это позволяет дифференцировать нарушение импрессивной или экспрессивной речи.

Если тестируемый слышит, что задание выполнено неверно, можно предположить, что речевой слух сохранен, а имеются трудности в плане воспроизведения, т.е. экспрессивной речи. Результаты исследования позволяют прогнозировать эффективность восстановительного обучения и определяют -коррекционную программу

При оценке дыхания особое внимание обращается на координированность вдоха и выдоха, их характер (через нос или рот, частоту вдохов), распределение силы выдыхаемого воздуха во время речи. При наблюдении за обследуемыми в процессе общения определяют тип дыхания (ключичный, грудной, брюшной).

Рассматривая особенности дыхания, следует учитывать данные функции внешнего дыхания, жизненный объем легких (ЖЕЛ), время максимальной фонации, коэффициент С/3.

Подробно способы объективного исследования акустических характеристик голоса – время максимальной фонации и коэффициент С/3 – рассматриваются в следующей главе.

При изучении тембра голоса первоначально проводят акустическую субъективную оценку посредством проведения первичной беседы по пятибалльной шкале:

1 – нормальный голос

2 – легкая степень нарушения тембра

3 – умеренные нарушения тембра

4 – выраженные нарушения тембра

5 – афония.

При этом учитывают наличие добавочных призвуков, охриплость голоса, придыхание, стабильность звучания, назализацию. Далее специальная аудиторская бригада, состоящая из подготовленных специалистов – фониатров и логопедов, уточняя первичную субъективную оценку нарушения тембра голоса процессе проведения нагрузочного теста.

Изменения тембра голоса выявляются при произнесен специально подобранных тестовых заданий и в спонтанно речи. Полученные ранее объективные данные о функциональном состоянии голосового аппарата сопоставляют с субъективной акустической оценкой голоса.

Определение гипоназализации предполагает использование предложений, содержащие звуки «м», «н». При выражение гипоназализации «м» звучит как «б», «н» как «д». При нормальной небно-глоточной функции закрытие ноздрей вызывает гиперназальный глоточный резонанс, но при истинной гипоназализации закрытие ноздрей не влияет на резонанс. Подсчитывают индекс гипоназализации по числу слов или звуке при которых не произошло изменения резонанса.

Определение гиперназальности проводят с помощью специальных артикуляционных тестов и на согласных, и на гласные. Тест проводят дважды: с открытыми и закрытыми ноздрями. При наличии гиперносового резонанса он будет нарастать при закрытии ноздрей.

 

 

Время максимальной фонации (ВМФ)

Для определения времени максимальной фонации предлагают как можно дольше тянуть гласный звук в удобной тональности, с привычной силой громкости после предварительного вдоха. Для объективизации показателя измерение проводят 3 раза и высчитывают средний показатель. Затем исследуют изменение показателей в нагрузке. В качестве нагрузки можно использовать чтение вслух. Например:

  а о у э и ы
1-я попытка            
2-я попытка            
3-я попытка            
Средний результат            

Изменение показателей в нагрузке (чтение вслух):

  а о у э и ы
через 10 мин.            
через 20 мин.            
через 30 мин.            

При анализе результатов обычно отмечается наибольшее звучание лабиализованных гласных, при их произнесении губы, вытягиваясь вперёд и округляясь, образуют отверстие резонатора и удлиняют резонирующую полость. Также при их произнесении гортань занимает наиболее низкое положение, при котором глоточный резонатор удлиняется и резонирует нормально, а голосовые складки работают с наименьшей затратой энергии и с наилучшим акустическим эффектом. В нагрузке может отмечаться как улучшение, так и ухудшение показателей. Во время исследования отмечаются субъективные ощущения: усталость, охриплость, першение, жжение в глотке, навязчивое откашливание, недостаточность воздуха при произнесении фразы, частые доборы воздуха через рот. К объективным показателям: стабильность интенсивности голоса, времени максимальной фонации, тонального диапазона до и после дозированной нагрузки, тип и частота дыхания во время чтения, темп речи, продолжительность времени восстановительного периода.

Указывается тип дыхания – нижнереберный, верхнереберный, смешанный. На основании учета этих показателей выделяют три типа ответных реакций на дозированную голосовую нагрузку: физиологическую, промежуточную, патологическую.

Физиологическая реакция характеризуется следующими показателями:

1) Стабильное качество звучания голоса во время чтения до и после эксперимента, отсутствие неприятных субъективных ощущений.

2) Время максимальной фонации гласных звуков практически без изменения по сравнению с начальным значением (18-24 секунды).

3) Частота дыхания во время чтения теста превышает 10 раз в минуту.

4) Тип дыхания — нижнереберный или смешанный.

5) Продолжительность восстановительного периода — не превышает 10 минут.

Промежуточная реакция:

1) Удовлетворительное самочувствие тестируемого во время выполнения задания, незначительная усталость, легкое першение и охриплость голоса.

2) Время максимальной фонации гласных уменьшается по сравнению с исходным на 3—4 секунды и составляет 10—17 секунд.

3) Частота дыхания во время чтения не превышает 15 раз в минуту

4) Тип дыхания — смешанный или верхнереберный.

5) Продолжительность восстановительного периода — 15 ми

Патологическая реакция:

1) Появление субъективных неприятных ощущений уже рез 5—10минут.

2) Время максимальной фонации снижено до 5—8 секунд.

3) Отмечается одышка во время чтения текста, частота дыхания превышает 20 раз в минуту

4) Тип дыхания —- ключичный.

5) Продолжительность восстановительного периода превышает 15 минут.

 

Коэффициент С/З

Для этого измеряют ВМФ звуков «С» и «З», «Ш» и «Ж» аналогично описанной выше методике при фонации гласных. Например:

  с з ш ж с/з ш/ж
1-я попытка         0.8 0.8
2-я попытка           0.8
3-я попытка         1.1 0.8
Средний результат         0.96 0.8

 

Изменение показателей в нагрузке (чтение вслух):

  с з ш ж с/з ш/ж
через 10 мин.         1.4 0.78
через 20 мин.         0.95 0.86
через 30 мин.         1.06 0.76

При анализе результатов продолжительность звучания глухого и звонкого звука может быть одинаковая: коэффициент С/З=1; это хороший результат. Также в пределах нормы считается коэффициент С/З от 0.8 до 1.2. Уменьшение длительности звучания глухого звука (коэффициент С/З < 0.8) может свидетельствовать либо о глухоте (при резком уменьшении коэффициента), либо о склонности голосовых складок к гиперактивности. Увеличение длительности звучания глухого звука (коэффициент С/З > 1.2) говорит о склонности к гипотонии голосовых складок. В зависимости от полученного результата подбирается комплекс упражнений либо для релаксации гиперактивных голосовых складок, либо для активизации гипоактивных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 2388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.011 с.)