Изучение теоретической литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение теоретической литературы



Логопедическое обследование и этапы восстановительной работы при функциональных нарушениях голоса у детей

Логопед-дефектолог Шилкина Е.В.

Изучение теоретической литературы

1. Алмазова Е. С. К вопросу о нарушениях голоса. В сб. «Очерки по патологии речи и голоса», вып. 1. М., Учпедгиз, 1960.

2. Алмазова Е. С. Нарушения голоса у детей и подростков. В сб. «Расстройства речи у детей и подростков». М., «Медицина», 1969.

3. Алмазова Е. С. Патология речи. – М, 1971.

4. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М., 1975.

5. Бадалян О.Л. Детская неврология. – М.: Медицина, 1984.

6. Бельтюков В. И., Нейман Л. В. Восприятие звуков речи при нормальном и нарушенном слухе. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.

7. Детский голос (экспериментальные исследования). Под ред. В. Н. Шацкой. М., «Педагогика», 1970,

8. Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты – М, 2002.

9. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей – М, 1990.

10. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки развития языка: Книга для логопеда. –-М.: Просвещение, 1987.

11. Ермолаев В. Г., Лебедева Н. Ф., Морозов В. П. Руководство по фониатрии, Л. «Медицина», 1969.

12. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958. Жинкин Н. И. О теориях голосообразования. В сб. «Мышление и речь». М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

13. Жинкин Н. И. Речевой и певческий режимы фонации. В сб. «Развитие детского голоса», М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

14. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М., Медгиз, 1962.

15. Левидов И. И. Охрана и культура детского голоса. М.—Л., Музгиз, 1939.

16. Малютин Е. Н. К этиологии расстройств голоса. «Клиническая медицина», 1934.

17. О детском голосе. / Под ред. Н. Д. Орловой. М., «Просвещение», 1966.

18. Правдина О. В. Голос и его нарушения. В сб. «Очерки по патологии речи и голоса», вып. 2. М., «Просвещение», 1984.

19. Рябченко А. Т. Функциональные нарушения голоса. М., «Медицина», 1964.

20. Скучик Е. Основы акустики. М., Изд-во иностр. лит-ры, 1959.

21. Трубецкой Н. С. Основы фонологии. М, Изд-во иностр. лит-ры., 1960

22. Фант Г. Акустическая теория голосообразования. М., «Наука», 1964.

23. Фомичев.И. Основы фониатрии. «Медицина», 1949.

24. Чистович Л. А. Речь, артикуляция и восприятие. М.–Л., «Наука», 1965.

25. Юрченко С. К. К вопросу о клинике и лечении больных с функциональными афониями. «Вестник отоларингологии», 1953, № 4.

Изучение и использование методических разработок:

1. Алмазова Е. С. Опыт логопедической работы с детьми, страдающими нарушениями голоса. В сб. «Очерки по патологии речи и голоса», вып. 2, М., Учпедгиз, 1963.

2. Алмазова Е. С Логопедическая работа и ее значение в комплексном методе лечения расстройств голоса при органических заболеваниях гор тани. «Вопросы дефектологии». «Ученые записки МГПИ им. В. И. Лени на», 1964.

3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период: Книга для логопеда. – М.: Просвещение, 1989.

4. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. М: Просвещение, 1973. - 151 с. с ил.

5. Алмазова Е.С., Самсонов Ф.А. Организация медико-педагогической помощи больным с нарушениями голоса // Логопедия: Методическое наследие. Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003 – Кн. 1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. – Ч. 1: Нарушения голоса. Дислалия. – с. 71-79.

6. Ермакова И.И. Фонопедическая терапия при функциональных дисфониях // Логопедия: Методическое наследие. Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003 – Кн. 1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. – Ч. 1: Нарушения голоса. Дислалия. – с.108-116.

7. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М.: Просвещение, 1996.

8. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей: учеб.-метод. пособие – М.: АСТ:Астрель: Транзиткнига, 2005 – 125 с.

9. Василенко Ю.С. Определение времени максимальной фонации для оценки функционального состояния гортани// Вопросы патологии верхних дыхательных путей. - М., 1973.-Вып. XIX. – С. 132-136.

10. Ивановская Ф. А. О методике занятий при некоторых расстройствах голоса. В сб.: «Из опыта логопедической работы». М., Изд-во АПН РСФСР 1955.

11. Ивановская Ф А. Сборник логопедических упражнений при расстрой ствах голоса. М., Учпедгиз, 1961.

12. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. – Л., 1988.

13. Оганесян Е.В. Логопедическая ритмика в коррекционно-логопедической работе со со взрослыми заикающимися. –Л., 1981.

14. Таптапова С.Л. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях

15. Рябченко А.Т. Функциональные нарушения голоса. –М., 1964.

16. Шиленкова В.И., Карелина И.Б. Нарушение речи и голоса у детей, подростков и взрослых. – Ярославль, 2005.

 

Введение

Голос – это совокупность разнообразных звуков, которые может произвести голосовой аппарат человека. Главные из этих звуков – это конечно, человеческая речь. Источником голоса у человека служат голосовые складки, которые при сближении напряжены и начинают колебаться.

Любой звук речи может быть проанализирован достаточно объективно, так как это физическое явление, изучаемое акустикой. Основные акустические характеристики – это сила голоса, высота, диапазон.

Сила голоса – это уровень звукового давления, которое возникает в результате колебания голосовых складок. Сила звука голоса, так же как и его высота, возрастает с увеличением подскладочного давления в гортани. Различают два понятия: интенсивность голоса – это характеристика силы голоса говорящего, и громкость – сила воспринимаемого звукового сигнала.

Высота голоса меняется в зависимости от частоты колебания голосовых складок.

Диапазон – разница между минимумом и максимумом, может быть по силе и по высоте.

Наиболее сложным параметром голоса является его тембр или индивидуальная окраска. В сложном звуке различают основной тон, определяющий высоту звучания сложного звука, и частичные тоны, или обертоны, сумма звучания которых создаёт совершенно индивидуальный тембр. Тембр определяется совокупностью силы и высоты голоса, тонов и шумов, возникающих в процессе фонации. Окончательное оформление тембра происходит в резонаторах.

В голосовом аппарате человека множество полостей и трубок, которые обеспечивают резонанс: трахея, бронхи; полости гортани, глотки, рта, носоглотки, носа, околоносовых пазух. Условно выделяют верхний резонатор, который обеспечивает чистоту и полётность голоса и грудной, который определяет мощь и силу звука.

Коэффициент С/З

Для этого измеряют ВМФ звуков «С» и «З», «Ш» и «Ж» аналогично описанной выше методике при фонации гласных. Например:

  с з ш ж с/з ш/ж
1-я попытка         0.8 0.8
2-я попытка           0.8
3-я попытка         1.1 0.8
Средний результат         0.96 0.8

 

Изменение показателей в нагрузке (чтение вслух):

  с з ш ж с/з ш/ж
через 10 мин.         1.4 0.78
через 20 мин.         0.95 0.86
через 30 мин.         1.06 0.76

При анализе результатов продолжительность звучания глухого и звонкого звука может быть одинаковая: коэффициент С/З=1; это хороший результат. Также в пределах нормы считается коэффициент С/З от 0.8 до 1.2. Уменьшение длительности звучания глухого звука (коэффициент С/З < 0.8) может свидетельствовать либо о глухоте (при резком уменьшении коэффициента), либо о склонности голосовых складок к гиперактивности. Увеличение длительности звучания глухого звука (коэффициент С/З > 1.2) говорит о склонности к гипотонии голосовых складок. В зависимости от полученного результата подбирается комплекс упражнений либо для релаксации гиперактивных голосовых складок, либо для активизации гипоактивных.

I. Психотерапия

Логопедическое обследование и этапы восстановительной работы при функциональных нарушениях голоса у детей

Логопед-дефектолог Шилкина Е.В.

Изучение теоретической литературы

1. Алмазова Е. С. К вопросу о нарушениях голоса. В сб. «Очерки по патологии речи и голоса», вып. 1. М., Учпедгиз, 1960.

2. Алмазова Е. С. Нарушения голоса у детей и подростков. В сб. «Расстройства речи у детей и подростков». М., «Медицина», 1969.

3. Алмазова Е. С. Патология речи. – М, 1971.

4. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М., 1975.

5. Бадалян О.Л. Детская неврология. – М.: Медицина, 1984.

6. Бельтюков В. И., Нейман Л. В. Восприятие звуков речи при нормальном и нарушенном слухе. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.

7. Детский голос (экспериментальные исследования). Под ред. В. Н. Шацкой. М., «Педагогика», 1970,

8. Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты – М, 2002.

9. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей – М, 1990.

10. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки развития языка: Книга для логопеда. –-М.: Просвещение, 1987.

11. Ермолаев В. Г., Лебедева Н. Ф., Морозов В. П. Руководство по фониатрии, Л. «Медицина», 1969.

12. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958. Жинкин Н. И. О теориях голосообразования. В сб. «Мышление и речь». М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

13. Жинкин Н. И. Речевой и певческий режимы фонации. В сб. «Развитие детского голоса», М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

14. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М., Медгиз, 1962.

15. Левидов И. И. Охрана и культура детского голоса. М.—Л., Музгиз, 1939.

16. Малютин Е. Н. К этиологии расстройств голоса. «Клиническая медицина», 1934.

17. О детском голосе. / Под ред. Н. Д. Орловой. М., «Просвещение», 1966.

18. Правдина О. В. Голос и его нарушения. В сб. «Очерки по патологии речи и голоса», вып. 2. М., «Просвещение», 1984.

19. Рябченко А. Т. Функциональные нарушения голоса. М., «Медицина», 1964.

20. Скучик Е. Основы акустики. М., Изд-во иностр. лит-ры, 1959.

21. Трубецкой Н. С. Основы фонологии. М, Изд-во иностр. лит-ры., 1960

22. Фант Г. Акустическая теория голосообразования. М., «Наука», 1964.

23. Фомичев.И. Основы фониатрии. «Медицина», 1949.

24. Чистович Л. А. Речь, артикуляция и восприятие. М.–Л., «Наука», 1965.

25. Юрченко С. К. К вопросу о клинике и лечении больных с функциональными афониями. «Вестник отоларингологии», 1953, № 4.

Изучение и использование методических разработок:

1. Алмазова Е. С. Опыт логопедической работы с детьми, страдающими нарушениями голоса. В сб. «Очерки по патологии речи и голоса», вып. 2, М., Учпедгиз, 1963.

2. Алмазова Е. С Логопедическая работа и ее значение в комплексном методе лечения расстройств голоса при органических заболеваниях гор тани. «Вопросы дефектологии». «Ученые записки МГПИ им. В. И. Лени на», 1964.

3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период: Книга для логопеда. – М.: Просвещение, 1989.

4. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. М: Просвещение, 1973. - 151 с. с ил.

5. Алмазова Е.С., Самсонов Ф.А. Организация медико-педагогической помощи больным с нарушениями голоса // Логопедия: Методическое наследие. Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003 – Кн. 1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. – Ч. 1: Нарушения голоса. Дислалия. – с. 71-79.

6. Ермакова И.И. Фонопедическая терапия при функциональных дисфониях // Логопедия: Методическое наследие. Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003 – Кн. 1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. – Ч. 1: Нарушения голоса. Дислалия. – с.108-116.

7. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М.: Просвещение, 1996.

8. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей: учеб.-метод. пособие – М.: АСТ:Астрель: Транзиткнига, 2005 – 125 с.

9. Василенко Ю.С. Определение времени максимальной фонации для оценки функционального состояния гортани// Вопросы патологии верхних дыхательных путей. - М., 1973.-Вып. XIX. – С. 132-136.

10. Ивановская Ф. А. О методике занятий при некоторых расстройствах голоса. В сб.: «Из опыта логопедической работы». М., Изд-во АПН РСФСР 1955.

11. Ивановская Ф А. Сборник логопедических упражнений при расстрой ствах голоса. М., Учпедгиз, 1961.

12. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. – Л., 1988.

13. Оганесян Е.В. Логопедическая ритмика в коррекционно-логопедической работе со со взрослыми заикающимися. –Л., 1981.

14. Таптапова С.Л. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях

15. Рябченко А.Т. Функциональные нарушения голоса. –М., 1964.

16. Шиленкова В.И., Карелина И.Б. Нарушение речи и голоса у детей, подростков и взрослых. – Ярославль, 2005.

 

Введение

Голос – это совокупность разнообразных звуков, которые может произвести голосовой аппарат человека. Главные из этих звуков – это конечно, человеческая речь. Источником голоса у человека служат голосовые складки, которые при сближении напряжены и начинают колебаться.

Любой звук речи может быть проанализирован достаточно объективно, так как это физическое явление, изучаемое акустикой. Основные акустические характеристики – это сила голоса, высота, диапазон.

Сила голоса – это уровень звукового давления, которое возникает в результате колебания голосовых складок. Сила звука голоса, так же как и его высота, возрастает с увеличением подскладочного давления в гортани. Различают два понятия: интенсивность голоса – это характеристика силы голоса говорящего, и громкость – сила воспринимаемого звукового сигнала.

Высота голоса меняется в зависимости от частоты колебания голосовых складок.

Диапазон – разница между минимумом и максимумом, может быть по силе и по высоте.

Наиболее сложным параметром голоса является его тембр или индивидуальная окраска. В сложном звуке различают основной тон, определяющий высоту звучания сложного звука, и частичные тоны, или обертоны, сумма звучания которых создаёт совершенно индивидуальный тембр. Тембр определяется совокупностью силы и высоты голоса, тонов и шумов, возникающих в процессе фонации. Окончательное оформление тембра происходит в резонаторах.

В голосовом аппарате человека множество полостей и трубок, которые обеспечивают резонанс: трахея, бронхи; полости гортани, глотки, рта, носоглотки, носа, околоносовых пазух. Условно выделяют верхний резонатор, который обеспечивает чистоту и полётность голоса и грудной, который определяет мощь и силу звука.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.035 с.)