В зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения материала



Двигательная память позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки. В основе двигательной памяти лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокупности движений, передвижения человека в пространстве.

Эмоциональная (аффективная) память состоит в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств. Онахарактеризуется быстротой формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью воспроизведения информации. Эмоциональная память является необходимой предпосылкой в развитии способности к сочувствию и сопереживанию.

Образная память позволяет сохранять в сознании образы однажды воспринятого жизненно важного объекта. Это память о внешнем виде объекта и его местонахождении в пространстве. Она включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую память

Словесно-логическая память на словесные стимулыотражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания. Словесно-логическая память – ведущий вид памяти.

В зависимости от характера деятельности

Произвольная память характеризуется преднамеренностью запоминания, зависит от сосредоточения внимания, в основе которого лежит механизм отбора информации из общего потока. Это наиболее продуктивный вид памяти.

Непроизвольная память осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознанном уровне.

В зависимости от способа запоминания

Механическая память не опирается на осмысление запоминаемого материала.

Смысловая память основывается на обобщениях и систематизированных ассоциациях запоминаемого материала.

В зависимости от продолжительности хранения материала в памяти

Ультракороткая память (иконическая – для зрительного и эхоническая – для слухового восприятия) – вид памяти, связанный с удержанием информации в сенсорном регистре; далее она преобразуется в кратковременную.

Кратковременная память –определенная фаза в упрочении памяти, отражающая ранние этапы фиксации информации. На ранних этапах фиксации следы информации подвижны и поддаются «стиранию» под влиянием любых внешних воздействий. Эти этапы связаны с нейродинамическими процессами, обеспечивающими поддержание функциональных связей нейронов, участвующих в центральной интеграции воспринимаемого образа. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одномоментном восприятии обстановки.

Время функционирования кратковременной памяти – не более 30 сек. Ее объем ограничен 5 - 7 объектами. Однако при воспроизведении образов кратковременной памяти из них может извлекаться дополнительная информация.

Долговременная память обусловливается структурно-химически­ми изменениями в нейроне, стабилизацией долговременных следов, обеспечивающих устойчивость к разным воздействиям и сохранение запоминаемого материала на длительное время, возможно, на всю жизнь.

Оперативная память обеспечивает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих из кратковременной и долговременной памяти[2]. Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности, так, мы запоминаем элементы фразы, чтобы осмыслить ее в целом, помним условие задачи, которую решаем, помним промежуточные цифры при сложных вычислениях.

Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении, последующем воспроизведении и забывании прошлого опыта.

Различают следующие процессы памяти.

Запоминание – это запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения.

Запоминание протекает в трех формах: запечатление, определяемое как кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд; непроизвольное запоминание как сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала; преднамеренное запоминание (заучивание) как волевое запоминание материала с целью его сохранения в памяти.

В соответствии с целями деятельности, в которую включено запоминание, оно может быть произвольным или непроизвольным.

Произвольное запоминание – этоцеленаправленная умственная деятельность, подчиненная определенной мнемической задаче.

Непроизвольное – характеризуетсяотсутствием специальной мнемической задачи и запоминание просто сопровождает любую другую деятельность.

Запоминание может протекать с различной степенью осмысленности запоминаемого материала, глубиной его понимания. В соответствии с этим обычно различают механическое и смысловое (логическое) запоминание. Осмысленное запоминание основывается на логических связях, отражающих преимущественно внешнюю сторону явлений.

Сохранение – это удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени. Сохранение имеет две стороны: собственно сохранение и забывание.

Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти. Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленной информации в памяти.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее. Воспроизведение имеет несколько уровней:

· узнавание, возникающее при повторном восприятии объекта;

· воспоминание, осуществляющееся в отсутствие восприятия объекта;

· припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач;

· реминисценцию, проявляющееся в воспроизведении давно, казалось бы, забытого материала.

Выделяют следующие оснований классификации видов памяти.

Характер психической активности, преобладающий в деятельности.

Наглядно-образная память – это память на представления, которые возникают на основе ощущений и восприятий (зрительных, слуховых, осязаемых, вкусовых).

Словесно-логическая память – это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации.

Двигательная память – это память на различные движения и их системы, позволяющая формировать практические и трудовые навыки.

Эмоциональная память – это память на переживания.

Продолжительность закрепления и сохранения информации.

Мгновенная память – это память связана с удержанием точной и полной картины только воспринимаемого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенную памятьназывают– память-образ.

Кратковременная память – это запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия.

Долговременная память – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока.

Оперативная память – это сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи.

Характер целей деятельности.

Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует цель что-либо запомнить или припомнить.

Произвольная память – это запоминание и воспроизведение, в котором присутствует цель что-либо запомнить или припомнить.

Способ запоминания.

Механическая память – это запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается.

Смысловая (логическая) память – это запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.011 с.)