Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребности как источник активности личности. Виды потребностей, их классификация.

Поиск

Всеобщей характеристикой живых существ является их активность, обеспечивающая поддержание жизненно значимых связей с окружающим миром. Источником активности человека, как любого живого существа, являются его потребности.

Потребности – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

В отличие от представителей животного мира, удовлетворение потребностей, у которых непосредственно связано с той или иной природной вещью как стимулом его активности (пища, нора и т.д.), человеческие потребности являются следствием развития производства и культуры. Если потребности животных можно назвать органическими, то человеческие потребности преобразуются в «надорганические», опосредованные предметной деятельностью.

Потребности человека имеют и общественный и личный характер. Это находит выражение в том, что для удовлетворения своих узколичных потребностей используются результаты общественного труда. Сочетанием личного и общественного в потребностях можно объяснить тот факт, что большинство потребностей тесно связано с потребностями общества, коллектива, группы, к которым он принадлежит.

Потребности различают по происхождению и по предмету. По своему происхождению потребности могут быть естественными и культурными.

Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства. Неудовлетворение естественных потребностей ведет к гибели человека или его вырождению.

В культурных потребностях выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. К объектам культурных потребностей относятся как предметы, которые служат удовлетворению какой-либо естественной потребности в условиях той или иной сложившейся культуры, так и предметы необходимые для трудового и культурного общения с другими людьми, для сложной и многообразной общественной жизни человека. Неудовлетворение культурных потребностей не ведет к физической гибели человека, но вызывает смерть социальную.

По характеру предмета потребности могут быть материальными и духовными.

Материальные потребности выявляют зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в жилище, одежде, предметах быта).

Духовные потребности выявляют зависимость от продуктов общественного сознания (потребность получать информацию, слушать музыку, видеть прекрасное и т.д.).

Очевидна неразрывная связь всех видов потребностей между собой. Так, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по предмету, культурной по происхождению – либо материальной, либо духовной по предмету. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных.

 

Понятие о мышлении. Логические формы мышления и мыслительные операции. Условия развития мышления в учебном процессе.

Общая характеристика мышления

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы.).

Основные функции мышления

Установление всеобщих взаимосвязей.

Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений.

Обобщение свойств однородной группы явлений и т.д.

Мыслительные операции

В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию (систематизацию), абстрагирование, конкретизацию. С помощью этих операции мышления осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.

Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, связей отношений и т.п. С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки.

Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение.

Обобщение – мыслительная операция, позволяющая мысленно объединить предметы и явления по их общим и существенным признакам. Обобщение может осуществляться в двух уровнях. Первый, элементарный уровень – соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но большую познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки

Абстрагирование – мыслительная операция отражения отдельных существенных в каком-то отношении свойств явлений.

В процессе абстрагирования человек как бы «очищает» предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении, правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем непосредственные впечатления. На основе обобщения и абстракции осуществляется классификация и конкретизация.

Классификация – группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-то отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.

Конкретизация – мыслительная операция познания целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация является процессом, противоположным абстракции. В конкретных представлениях мы не стремимся отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а наоборот, стремимся представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими.

Логические формы мышления

В психологической науке различают такие конкретные формы мышления, как понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Понятие – форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие.

Понятия могут быть всеобщими и единичными, конкретными и абстрактными, теоретическими и эмпирическими

Общее понятие охватывает целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название.

Единичное понятие – это понятие, в котором отражены присущие только отдельному предмету или явлению признаки. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком – либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием.

Конкретное понятие – понятие, которое легко идентифицировать, представить, сформировать и классифицировать.

Абстрактное понятие – понятие, которое трудно идентифицировать, представить, классифицировать.

Теоретическое понятие – это понятие, специфическим содержанием которого выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного).

Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения.

Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности.

Суждения образуются двумя способами:

1) непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;

2) опосредованно – путем умозаключений или рассуждений.

Суждения могут быть истинными или ложными, общими, частными и единичными.

Истинное суждение – это объективно верное суждение.

Ложное суждение – суждение, не соответствующее реальности.

Общее суждение – утверждение чего-либо (или отрицание) относительно всех предметов данной группы, данного класса.

Частное суждение – утверждение или отрицание, относящееся не ко всем, а лишь к некоторым предметам.

Единичное суждение – утверждение или отрицание, относящееся только к одному предмету.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии.

Дедуктивное умозаключение – это умозаключение, в котором рассуждение осуществляется от общих фактов к единичному выводу.

Индуктивное умозаключение – умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.

Умозаключение по аналогии – это такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Виды мышления

Выделяют различные виды мышления.

Наглядно-действенное мышление – элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно – действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.

Абстрактно-логическое мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Теоретическое мышление направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой.

Практическое мышление направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности.

Дискурсивное мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности.

Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей и условий его получения.

Репродуктивное, или шаблонное, мышление – это воспроизводящее мышление.

Продуктивное, или творческое, мышление – это мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы.

Индивидуальные особенности и

Качества мышления

Глубина. Проявляется в степени проникновения в сущность явления, процесса.

Самостоятельность. Выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается в его самостоятельности.

Гибкость. Проявляется в умении изменять намеченный план действий, если он не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задачи.

Критичность. Отражает способность человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности.

Быстрота. Проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени

 

Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами. Это обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях. Это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью процесс, благодаря которому ч-ек отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках и раскрывает разнообразные связи между ними.

Логические формы мышления

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия м. б. Общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями, утверждение или отрицание чего-либо. Суждения м.б. истинными и ложными.

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод, м. б .:

- Индуктивные – логический вывод в процессе мышления от частного к общему;

- Дедуктивные -=========== от общего к частному;

- Аналогия -============= от частного к частному.

Мыслительные операции

Анализ - мыслительная операция расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики.

Синтез - мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Сравнение - мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении его от других, несущественных.

Конкретизация - это движенеи мысли от общего к частному.

Формы и методы развития мышления:

1. Мотивация (дело учащихся).

2. Решение разнообразного вида задач.

3. Использование тестов для развития.

4. Подсказка учителя.

5. Вопросы (созревание вопроса ведет к мыслительной деятельности).

Виды мышления

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Практически-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логической операции с понятием.

Теоретическое мышление – направлено на решение теор-х задач, лишь опосредованно связанных с практикой.

Практическое мышление – направлено на решение теор-х задач, возник-х в ходе практ-й деят-ти.

Аналитическое мышление - развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значит-й степени представлено в сознании самого мыслящего Ч-ка.

Интуитивное мышление – сущ-ся как непосредственное «схватывание» ситуации, «усмотрения» решения без осознания путей и условий его получения. Оно хар-ся быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Репродуктивное мышление - (воспроизвод-ее)- мышление на основе образов и представлений, подчерпнутых из каких-либо источников.

Продуктивное (творческое) мышление- мышление на основе творческого мышления.

Индивидуальные свойства мышления:

Скорость, гибкость, самостоятельность, быстрота мысли.

Социальная природа мышления - умственное развитие человека совершается в процессе усвоения знаний, выработанных человечеством в ходе общественно-исторического развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.79.165 (0.011 с.)