Условное (внутреннее) торможение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условное (внутреннее) торможение



· Возникает не сразу, требует специальной выработки, сохраняется относительно долго

· Причина условного торможения – систематическое неподкрепление условного раздражителя безусловным, вызывающее образование в коре больших полушарий т.н. тормозногоцентра, замыкающего на себе временную связь

v Тормозной центр образуется внутри дуги условного рефлекса из центра условного (индифферентного) раздражителя, поэтому этот вид торможения и называют внутренним

Биологическое значение

1. Точный анализ действующих на организм раздражителей, различение предметов и явлений среды

2. Основа процесса обучения и воспитания

3. Тонкое приспособление поведения к изменениям ситуации, оптимизация энергетических затрат мозга

· Различают четыре вида условного торможения: угасательное, дифференцировочное, запаздывающее и условный тормоз

Угасательное условное торможение

· Развивается при систематическом неподкреплении условного раздражителя безусловным

v Если условный раздражитель повторять через короткие промежутки времени без подкрепления его безусловным, то величина условного рефлекса будет уменьшаться, пока вовсе не исчезнет. Теперь действие условного раздражителя вызовет в нервном центре не процесс возбуждения, как раньше, а процесс торможения

v Например, если животному с устойчивым слюноотделительным рефлексом подавать условный раздражитель (световой или звуковой сигнал) и не подкреплять его пищевым подкреплением, то количество слюны будет прогрессивно уменьшаться и вскоре прекратиться совсем (условный раздражитель опять превращается в индифферентный)

v Если систематически не отпускать учащихся после звонка с урока на перерыв, они перестанут реагировать на него

v Если систематически не проверять у учащихся домашнее задание, они перестают его выполнять

v При изменении времени обеденного перерыва, прежнее время перестаёт вызывать сокоотделение в органах пищеварения

Биологическое значение – торможение биологически нецелесообразных реакций, отмена рефлексов, утративших актуальность

Дифференцировочное условное торможение

v Если использовать раздражитель, сходный по своим параметрам с условным, то он вызовет условный рефлекс такой же величины, как и условный раздражитель. Но если данный раздражитель применить несколько раз без подкрепления, то он перестаёт вызывать условный рефлекс

v Явление реализации условного рефлекса на все сходные с условным раздражители называется генерализация

v Развивается при повторном подкреплении одного раздражителя и неподкреплении другого; чем ближе по своим параметрам раздражители, тем тоньше дифференцировка

v Дифференцирование раздражителей лежит в основе анализа раздражителей, их тонкого различения (в лаборатории И. П. Павлова было установлено, что собаки способны отличить 100 ударов метронома в минуту от 96, отличить 50 оттенков от белого до чёрного)

v Дифференцировочное торможение является физиологической основой различения биологически значимой информации, обучения и воспитания человека и животных

Запаздывающее торможение

v Если между началом действия условного раздражителя и его подкреплением проходит значительное время (2-3 мин), то осуществление условного рефлекса отодвигается к моменту безусловного подкрепления (запаздывать во времени)

v Эффект действия условного раздражителя состоит из двух фаз: начальной – недеятельной и второй – деятельной. В недеятельную фазу в корковом центре условного раздражителя развивается внутреннее торможение – запаздывающее

v Если при выработке слюноотделительного рефлекса на звонок подкрепление производить через 3 мин после звонка, то слюноотделение будет начинаться тоже через такое же время

Условный тормоз

v Развивается, когда к условному раздражителю, на который выработан прочный условный рефлекс, добавляется одновременно какой-то индифферентный раздражитель, и этот новый комплекс раздражителей не подкрепляется безусловным раздражителем

v Например, если учитель приходит на урок один, урок всегда происходит, а если - с посторонним человеком, то урока, как правило, не бывает (посторонний человек – условный тормоз, затормаживающий условные рефлексы подготовки к уроку у учащихся)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.005 с.)