Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ассоциативное, или факультативное обучение↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Классические условные рефлексы. Ассоциативное обучение характеризуется совпадением во времени какого-либо индифферентного раздражителя с деятельностью организма. Биологический смысл такой ассоциации, т.е. условного рефлекса, заключается в его сигнальности, т.е. в приобретении этим раздражителем роли предупреждающего фактора, сигнализирующего наступление последующих событий и подготавливающего организм к взаимодействию с ними. И.П. Павлов разработал учение об условных рефлексах, в основном, на примере рефлекторного слюноотделения. Индифферентный раздражитель сочетался с безусловным агентом (пищевое подкрепление), вызывающим слюноотделительный рефлекс. Такой принцип выработки условных рефлексов был воспроизведен и в другой экспериментальной ситуации - при сочетании постороннего раздражителя со слабым электроболевым стимулом, приводящим к отдергиванию конечности у собаки. Спустя несколько сочетании эта же реакция возникала и на условный сигнал. При выработке классических условных рефлексов животное выступает в качестве пассивного участника событий, не имеющего возможности кардинально изменить их последовательность. Инструментальные условные рефлексы. Их объединяют в самостоятельную группу, так как они строятся на основе активной целенаправленной деятельности животного. Последовательность событий в данной группе инструментальных условных рефлексов зависит не только от внешней сигнализации, но и от поведения самого животного. Для выработки инструментальных условных рефлексов используют специальные экспериментальные камеры, в которые помещают животных. Например, крыса, помещенная в такую камеру, начинает осуществлять ориентировочно-исследовательскую поведенческую реакцию, в результате которой случайно нажимает на педаль и получает пищевое вознаграждение. Затем экспериментатор перед очередным произвольным нажатием на педаль включает какой-либо посторонний раздражитель. После нескольких сочетаний, животное по сигналу нажимает на педаль и получает пищевое вознаграждение, т.е. вырабатывается инструментальный условный рефлекс. При этом следует иметь в виду, что в отличие от классического условного рефлекса сам по себе двигательный акт не имеет генетической связи с получением пищи. Эта связь формируется в процессе предварительной тренировки. Впервые инструментальные условные рефлексы изучались в павловской лаборатории Ю.М. Конорским и Я. Миллером (1936), которые назвали данные рефлексы условными рефлексами второго типа. Затем их стали называть инструментальными условными рефлексами, оперантным поведением. Сущность инструментальной деятельности заключается в изменении взаимоотношений организма со средой, что происходит либо при изменении его положения в пространстве (локомоторная деятельность), либо при воздействии организма на окружающие предметы (манипуляторная деятельность). Например, выработка у животных навыков ориентации в лабиринте или обучение в «проблемном ящике». К группе оперантных рефлексов относят различные формы дрессировки, т.е. обучение с помощью «проб и ошибок».
Когнитивное обучение Образное (психонервное) поведение. И.С. Бериташвили в процессе изучения поведения животных по разработанному им методу свободного перемещения в экспериментальном манеже установил, что у высших позвоночных животных при первом же восприятии местоположения пищи создается образ или конкретное представление о пище и ее местоположении в данной среде. Этот образ сохраняется длительное время без повторного воспроизведения. Каждый раз, когда он репродуцируется при восприятии данной среды или ее компонента, животное ведет себя точно так же, как и при непосредственном восприятии. Такое поведение, направляемое образами (психонервное поведение), стали называть произвольным - в отличие от автоматизированного условно-рефлекторного поведения. При данной форме обучения устанавливаются временные нервные связи между психонервным образом и двигательными нервными центрами. Непосредственная активность образа реализуется через ориентировочную реакцию, которая регулирует направление поведения животного. Индивидуальное поведение, первично направляемое психонервным образом, при повторной тренировке автоматизируется и осуществляется по всем законам условнорефлекторного обучения. Элементарная рассудочная деятельность животных. Л.В. Крушинский (1977) в качестве самостоятельной формы поведения выделял элементарную рассудочную деятельность животных, которая заключается в их способности улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды, и в возможности оперирования этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях. Другими словами, важнейшая функция рассудочной деятельности состоит в отборе той информации о структуре окружающей среды, которая необходима для построения программы наиболее адекватного поведенческого акта в данных условиях. К проявлениям элементарной рассудочной деятельности животных относят способность к экстраполяции направления движения раздражителя и так называемое иивайт-обучение (от англ. инсайт - проницательность, понимание, интуиция). Экстраполяции возможны: 1) в параметрах размера; 2) в плане объема; 3) в плане проницаемости; 4) во времени, перемещение в пространстве с определенной скоростью. Согласно представлениям Л.В. Крушинского, животные, осуществляющие экстраполяционную деятельность, заранее знают, что 1) предметы не исчезают и не возникают ниоткуда (выход за пределы - срыв); 2) если на пути встречается непрозрачная перегородка, то она непроницаема; 3) меньший предмет можно вставить в больший (на основе представлений больше-меньше и объемности); 4) если один предмет вставлен в другой, то они перемещаются вместе; 5) нельзя объемную фигуру поместить в плоскую фигуру.
Вероятностное прогнозирование. Под вероятностным прогнозированием понимают предвосхищение будущего. Этот прогноз основывается на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации. В соответствии с вероятностными гипотезами осуществляется подготовка к действиям в предстоящей ситуации, благодаря которым повышается вероятность достижения цели (Н.А. Бернштейн, 1966). Высшие позвоночные и человек в своей деятельности непрерывно опираются на вероятностное прогнозирование. Например, когда человек переходит улицу, он прогнозирует ситуацию на проезжей части и интервал времени для безопасного пересечения дороги. А водитель транспорта в это время прогнозирует поведение пешеходов, смену сигналов светофора и свои собственные действия по управлению автомобилем. Животные прогнозируют вероятность поиска пищевого объекта. Одновременно они прогнозируют поведение хищника, чтобы не стать жертвой собственной беспечности. Согласно И.М. Фегенбергу и Г.Е. Журавлеву (1977), вероятностное прогнозирование деятельности может иметь следующие формы: 1) прогнозирование разных форм событий, независимых от субъекта; 2) прогнозирование своих ответных активных действий; 3) прогнозирование целенаправленных действий с их актуальной значимостью и предполагаемым результатом; 4) использование гипотез о наиболее вероятных действиях своих активных партнеров при осуществлении поведения в общении с другими; 5) прогнозирование действий и целей с учетом собственных энергетических затрат. Таким образом, когнитивные формы обучения, опираясь на весь широкий репертуар более простых форм облигатного и ассоциативного обучения, выступают в качестве одного из фундаментальных механизмов высшей нервной деятельности животных и человека.
Вопросы для повторения и самоконтроля:
1. Дайте общую характеристику безусловных рефлексов человека и животных. 2. Дайте общую характеристику условных рефлексов человека и животных. 3. Расскажите о разновидностях условнорефлекторной деятельности человека и животных. 4. Дайте общую характеристику процессов возбуждения и торможения, анализа и синтеза в коре больших полушарий человека. 5. Расскажите о физиологических процессах, лежащих в основе формирования условных рефлексов. 6. Дайте общую характеристику процессов торможения условных рефлексов человека и животных. 7. Каковы механизмы, лежащие в основе торможения условных рефлексов? 8. Перечислите современные подходы к проблеме научения. 9. Дайте общую характеристику формам поведения человека и животных. 10. Дайте общую характеристику неассоциативного обучения. 11. Каковы физиологические механизмы поведенческой деятельности человека и животных? 12. Охарактеризуйте ассоциативное, или факультативной обучение. 13. Дайте общую характеристику когнитивному обучению человека. Литература 1. Анатомия человека (в двух томах) /под ред. М.Р. Сапина. М.: «Медицина», 1993. 2. Агаджанян Н.А., Власова И.Г. и др. Основы физиологии человека: учебние.-М.:изд-во РУДН,2000.-408 с. 3. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. -М.: Высшая школа,1991.-256 с. 4. Воронин Л.Г. и др. Физиология высшей нервной деятельности и психология.-М.:Просвещение,1970.-224 с. 5. М.Р. Сапин, В.И.Сивоглазов Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 448 с. 6. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности.-М.: Изд-во МГУ,1989.-398 с. 7. К.В.Маринова Вопросы общей и возрастной физиологии нервной системы. М., 1992.- 136 с. 8. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: учебное пособие.-М.: изд-во УРАО,1988.-240 с. 9. Основы психофизиологии: учебник /Отв. ред. Ю.И.Александров.-М.:ИНФРА,1998.-432 с. 10. В.И.Циркин, С.И.Трухина Физиологические основы психической деятельности и поведения человека.-Н.Новгород:изд-во НГМА,2001.-305 с.
Оглавление Введение…………………………………………………………………………. Глава I. Безусловные рефлексы. Инстинкты………………………………….. 1.Инстинкты…………………………………………………………………….. 2. Витальные инстинкты………………………………………………………. 3. Социальные (зоосоциальные, или ролевые) инстинкты…………………. 4. Инстинкты саморазвития…………………………………………………… Глава II. Общая характеристика условных рефлексов……………………… Глава III. Разновидности условнорефлекторной деятельности человека и животных………………………………………………………………………
Глава IV. Иррадиация и концентрация процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий. Анализ и синтез в коре…………………………. Глава V. Особенности условнорефлекторной деятельности человека……….. Глава VI. Механизмы формирования условных рефлексов………………….. 1.Представления о физиологическом механизме, лежащем в основе формирования условного рефлекса…………………………………………… 2. Механизмы внутреннего торможения условных рефлексов……………… Глава VII. Общие представления о торможении условных рефлексов…….. Глава VIII. Современные подходы к проблеме научения………………….. Глава IX.Формы поведения и формы обучения……………………………. 1. Неассоциативное, или облигатное обучение……………………………….. 2. Ассоциативное, или факультативное обучение……………………………. 3.Когнитивное обучение………………………………………………………..
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 749; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.241.87 (0.01 с.) |