Социальные (зоосоциальные, или ролевые) инстинкты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные (зоосоциальные, или ролевые) инстинкты



Они реализуются только при взаимодействии с други­ми особями своего вида. Это половые и родительские ин­стинкты, стадные инстинкты, инстинкты территориального поведения, включая инстинкты миграции, это инстинкты эмоционального резонанса, в том числе инстинкты форми­рования групповой иерархии. Во всех данных формах по­ведения отдельная особь выступает либо в качестве брач­ного партнера, родителя или детеныша, хозяина террито­рии или пришельца, лидера или ведомого. Все виды этой группы инстинктов носят строгий видоспецифический ха­рактер и тесно связаны с уровнем социализации.

Половые инстинкты (инстинкты размножения, или инстинкты сохранения вида) присущи всем организмам, имеющим нервную систему. Эти инстинкты направлены на воспроизведение себе подобных и обеспечивают со­хранение вида. Наибольшее развитие половые инстинкты получили у млекопитающих. Эти инстинкты, как прави­ло, включают ряд этапов: 1) половое влечение, или ли­бидо; 2) половой ритуал, или ухаживание; 3) половое взаимодействие (копулятивный, или половой, акт); 4) процесс оплодотворения; 5) беременность; 6) роды; 7) лактацию; 8) воспитание потомства, в основе которого лежат родительские инстинкты. Для организации поло­вого поведения животное должно находиться в опреде­ленном гормональном состоянии; кроме того, для реа­лизации половых инстинктов необходимо наличие соответствующих внешних стимулов, а также индивидуаль­ного опыта общения с особями своего вида.

Родительский инстинкт (инстинкт заботы о потом­стве, инстинкт материнства) реализуется в защите и пита­нии потомства со стороны родительских особей, что обеспечивает выживание и развитие потомства. У живот­ных различают две формы родительского инстинкта - пассивную иактивную. При пассивной форме особь но­сит с собой яйцо или детеныша в специальных складках тела, сумках, а при активной форме родительский ин­стинкт проявляется в действиях, направленных на уст­ройство жилища, обогрева, кормление и защиту детены­ша. У высших животных родительский инстинкт дополня­ется различными формами обучения детенышей (поиск пищи, распознавание хищников и т.д.).

Стадный инстинкт представляет собой совокупность врожденных и приобретенных механизмов, благодаря ко­торым обеспечивается адекватная форма поведения сооб­щества млекопитающих животных (обычно представителей одного вида). Это сообщество - стабильная группа, чле­ны которой поддерживают между собой интенсивную коммуникацию, обмениваясь социально значимой инфор­мацией. Они находятся в относительно постоянных отно­шениях друг к другу по территориальному и ранговому (иерархическому) распределению. Такая форма поведения повышает вероятность сохранения биологического вида путем организации совместного нападения на добычу, со­вместной защиты от врагов, совместного поиска пищи и распределения ее между членами сообщества, совместного регулирования размножения и совместного выхаживания детенышей. Чем выше эволюционный уровень сообщества, тем сложнее поведение.

Инстинкты доминирования и территориальные ин­стинкты. Организация многих сообществ позвоночных ба­зируется на доминировании и территориальности. В осно­ве иерархии доминирования лежат важные биологические тенденции. Например, наиболее жизнеспособное потом­ство следует ожидать от наиболее сильного и здорового самца, старые самки, защищающие свое стадо, жертвуют собой ради сохранения жизни своих более молодых род­ственников. Территориальность связана с доминированием и тоже определяет структуру сообщества: владелец тер­ритории в ее пределах пользуется полным доминировани­ем. Закон территориальности имеет глубокое биологичес­кое обоснование: самка выбирает самца, владеющего «хо­рошей» территорией, что обеспечит корм их будущему потомству.

Инстинкты миграции также являются важным меха­низмом адаптации. Эти инстинкты характеризуются пере­движением животных на более или менее значительные расстояния. Передвижение вызвано изменением условий существования в месте их обитания или обусловлено цик­лом их развития. Различают регулярные (суточные, се­зонные) и нерегулярные инстинкты миграции.

Инстинкты саморазвития

К этой группе относятся разнообразные проявления ориентировочно-исследовательского поведения, инстинкты сопротивления (или рефлекс свободы, по И.П. Павлову), а также инстинкты превентивной «вооруженности» - имитационные и игровые. Инстинкты саморазвития не связаны с индивидуальной или видовой адаптацией к су­ществующей среде обитания в данный момент, а обраще­ны к будущему; кроме того, они самостоятельны и невыводимы из других потребностей живого организма и не­сводимы к другим ранее упомянутым группам инстинктов.

Ориентировочно-исследовательское, или поисково-ис­следовательское, поведение (информационные инстинкты) побуждается потребностью в непрерывном получении но­вой информации из внешней среды. Реализация этой по­требности в значительной степени осуществляется благода­ря индивидуальному опыту - каждое животное вынужде­но самостоятельно выучивать значимые лишь для него вне­шние сигналы. Выдающаяся роль информационных ин­стинктов доказывается драматическими последствиями «ин­формационного голода», особенно для развивающегося организма. Воспитание молодых животных в «обедненной» среде, в изоляции и в условиях ограничения движений приводит не только к расстройствам их поведения, но и влияет на массу мозга, толщину коркового вещества и уровень метаболических процессов. В целом, поисково-ис­следовательское поведение служит базой для выработки условных инструментальных рефлексов.

В самостоятельную группу инстинктов саморазвития выделяют инстинкты, направленные на удовлетворение потребности в приобретении опыта, навыков, умений, не­обходимых индивидуумам в будущей самостоятельной жизни - подражательные и игровые инстинкты.

Подражательные инстинкты, которые в основном присущи приматам, лежат в основе подражательного дей­ствия. Эти инстинкты проявляются в копировании пове­денческих актов, которые не могут возникнуть другим путем, т.е. которые приобретаются лишь в процессе ин­дивидуального развития. Таким образом, они обеспечива­ют передачу опыта от одного поколения к другому и ле­жат в основе «сигнальной», т.е. негенетической наследственности. Среди различных форм подражательно­го поведения можно выделить такие видоспецифические формы, при которых поведение одних животных являет­ся побуждающим фактором для других. Например, если одна овца из стада, увидев и испугавшись чего-нибудь, бросается бежать, то другие члены стада, не видевшие опасности, тоже следуют ее примеру. Вариантом инстин­ктивного видоспецифического подражания является пани­ка. Однако такому слепому подражанию неизменно противостоит индивидуально приобретенный опыт.

Игровые инстинкты лежат в основе игровой деятель­ности, которая представляет собой генетически передавае­мый комплекс упражнений для тренировки всех систем организма, особенно опорно-двигательного аппарата, для развития сложных движений, манипуляций с предметами, для развития систем дыхания и кровообращения. За счет игрового поведения молодые животные усваивают слож­ные двигательные акты, необходимые им в соответствую­щих жизненных ситуациях - бегстве, борьбе, добыче пищи, размножении и т.д. В процессе игровой деятельнос­ти индивидуум тренирует жизненно необходимые поведен­ческие стереотипы, обогащается информацией об окружа­ющей среде, практикуется во взаимодействии со сверстни­ками, усваивает нормы группового поведения. Игровое по­ведение имеет большое разнообразие своих проявлений и самостоятельные мотивационные механизмы. Как правило, игровые инстинкты у детенышей высших животных и у человека реализуются на ранних этапах онтогенеза, в том числе в ювенильном периоде, т.е. до завершения полового созревания.

В заключении этого раздела следует подчеркнуть, что вопрос о механизмах передачи по наследству инстин­ктов (как и в целом, безусловных рефлексов) остается до настоящего времени открытым. Так как в геноме содер­жится информация только о структуре белков организма, то можно предположить, что для каждого вида живот­ных и человека существуют специфические белки, орга­низующие в пренатальном и постнатальном периодах реф­лекторные дуги, в том числе необходимые для реализа­ции инстинктов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.80 (0.005 с.)