V. Особенности условнорефлекторной деятельности человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Особенности условнорефлекторной деятельности человека



Наличие второй сигнальной системы у человека на­кладывает существенный отпечаток на образование услов­ных рефлексов, развитие коркового торможения, процес­сы иррадицации и концентрации возбуждения и тормо­жения, на процессы взаимной индукции, а также на ха­рактер аналитико-синтетической деятельности у человека.

Рассмотрим особенности образования условных рефлексов на простые раздражители. Вегетативные, сомато-двигательные и двигательные условные рефлексы на простые раз­дражители образуются у человека намного быстрее, чем у животных (особенно у детей и подростков) и характе­ризуются чрезвычайной изменчивостью. Но, с другой сто­роны, чем младше возраст, тем менее прочным является образовавшийся условный рефлекс и тем больше сочета­ний требуется для его упрочения. В отличие от живот­ных у человека двигательный условный рефлекс часто образуется сразу же в специализированной форме, т.е. проявляется лишь на тот раздражитель, на который был выработан, не возникая на сходные раздражители.

При образовании и осуществлении вегетативных и сомато-двигательных условных рефлексов у человека час­то наблюдается такое своеобразное явление: образовав­шийся (и притом очень быстро) условный рефлекс сразу же вдруг исчезает - условный раздражитель, несмотря на продолжающееся подкрепление, перестает вызывать рефлекторную реакцию. Такие случаи «не образования» встречаются тем чаще, чем старше испытуемые, а у детей одного возраста они чаще встречаются у наиболее спо­собных и дисциплинированных. Многие исследователи полагают, что эта задержка связана с участием второй сигнальной системы.

В целом, участие второй сигнальной системы придает много специфичности выработки условных рефлексов на раздражители первой сигнальной системы у человека. Различные поощрительные слова или запреты, соответ­ственно ускоряют или замедляют выработку условных рефлексов у человека. С помощью словесной информации о том, что определенный индифферентный раздражитель будет сопровождаться известным испытуемому безуслов­ным подкреплением, оказалось возможным выработать условный рефлекс до сочетания этих раздражителей. Так в одном из исследований Г.А. Шичко испытуемые полу­чали перед началом экспериментов следующую информацию: «Во время действия звонка будут давать вам клюк­венный экстракт». Сразу же после применения условного раздражителя (звонка) у части испытуемых наблюдалась слюноотделительная реакция, у других эта информация ускорила процесс образования условного рефлекса при сочетании индифферентного и безусловного раздражите­ля. Таким же образом удалось выработать у испытуемых мигательный рефлекс после сообщения о том, что звук метронома будет сочетаться со струей воздуха в глаз.

Рассмотрим особенности выработки у человека условных реф­лексов на комплексные раздражители. На одновременные комплексные раздражители рефлексы образуются тем быстрее, чем старше возраст. Быстрее происходит и син­тезирование комплексного раздражителя в единое целое, когда утрачивают сигнальное значение отдельно применя­емые компоненты. Например, после образования условно­го двигательного рефлекса на одновременное действие красного, зеленого и желтого огней уже сразу же у 66% детей 11-12 лет отсутствовала двигательная реакция на изолированное применение отдельных компонентов.

Условные рефлексы на последовательные комплекс­ные раздражители у человека образуются медленнее, чем на простые раздражители (тем медлен-нее, чем меньше возраст). Синтезирование последовательного комплекса раздражителей в единое целое осуществляется медленнее, чем одновремен-ного комплекса, хотя и намного быстрее, чем у животных. В сравнении с животными у человека намного легче и быстрее образуется дифференцировка на последовательный комплексный раздражитель.

В целом, все эти отличия объясняются наличием вто­рой сигнальной системы. Условные рефлексы на отношения и на время у че­ловека образуются намного быстрее, чем у животных. Например, при кормлении новорожденного в определен­ные часы наблюдалось уже на 7-м дне жизни появление двигательных и сосательных движений за несколько ми­нут до начала кормления, а также повышение газообмена к часу приема пищи. У взрослых людей при приеме пищи в определенные часы можно наблюдать пищевой лейкоци­тоз в те же часы и без приема пищи. В целом, у людей легко образуются различные рефлексы на время - пи­щевые, сердечно-сосудистые, дыхательные. Например, при повторении через интервалы в 5 минут кратковременной мышечной работы (20 приседаний) у испытуемых проис­ходило заметное повышение систолического давления. Оказалось, что после 4-5 опытов на пятой минуте и без работы также повышалось систолическое давление (А.С. Дмитриев, Р. Я. Шихова).

В сравнении с животными, у человека неизмеримо более развита способность к образованию условных рефлексов высшего порядка - у человека могут быть образованы условные рефлексы от 2-го до 20-го поряд­ка, причем образуются они быстро. Например, в исследованиях на взрослых по слюноотделительной мето­дике условный рефлекс первого порядка (при сочетании тона с дачей клюквенного экстракта) образовался и упро­чился после 2-3 сочетаний. Условные рефлексы более вы­соких порядков (до 15-го порядка включительно) на не­посредственные и словесные раздражители образовались после 2-6 и упрочились после 2-13 сочетаний (Г. А. Шичко). Воздействия через вторую сигнальную систему могут оказывать большое влияние на процесс образования условных рефлексов высшего порядка.

Итак, характерной особенностью образования услов­ных рефлексов у человека является активное участие в этом процессе второй сигнальной системы. Благодаря этому в образовании условных рефлексов приобретает значение замыкание не только обычных временных свя­зей (между корковым пунктом условного раздражителя и корковым представительством безусловного рефлекса), но и связей между корковыми пунктами непосредствен­ного и словесного раздражителей, т. е. ассоциативных или сенсорных связей, замыкающихся без подкрепления. Слово, как обобщающий раздражитель, связано мно­гочисленными ассоциативными связями с другими сенсор­ными областями коры, а через них связано с различными ранее выработанными системами условных рефлексов. И эти последние могут оказывать влияние на процесс образования условного рефлекса. Так, благодаря участию второй сигнальной системы, возникает возможность быст­рого (иногда «с места») образования условных рефлексов на основе обобщения предшествующего жизненного опы­та человека. И чем более развита вторая сигнальная сис­тема, чем богаче жизненный опыт человека, тем резче выражены эти специфические особенности процесса обра­зования условного рефлекса у человека.

Особенности безусловного торможения у человека. Как и у животных, внешнее торможение у человека тем сильнее, чем сильнее посторонний раздражитель и чем менее прочен условный рефлекс. Внешнее торможение охватывает и первую, и вторую сигнальную системы, что в частности выражается в снижении адекватности отра­жения во второй сигнальной системе первосигнальных условных связей.

Запредельное торможение встречается часто у детей, особенно у детей младшего возраста, у которых уже в ходе эксперимента при повторении условных раздражите­лей умеренной силы нередко развивается запредельное торможение, выражающееся в удлинении скрытого пери­ода, в снижении величины условного рефлекса, а также в появлении чувства усталости, головной боли, сонливости. Развитию запредельного торможения способствует утом­ление корковых клеток. Поэтому в обыденной жизни че­ловека этот вид торможения встречается на каждом шагу, особенно в вечернее время. К развитию запредель­ного торможения ведут и другие воздействия, в том чис­ле различные заболевания - как острые, так и хроничес­кие. В целом, в повседневной жизни запредельное тормо­жение обеспечивает отдых и восстановление работоспособности утомленных в течение дня корковых клеток, а также способствует восстановлению функцио­нальных свойств нейронов при различных заболеваниях.

Особенности внутреннего торможения у человека (дифференцировочного, угасательного, условнотормозного и запаздывающего). Этот вид торможения про­является в тех же четырех формах (дифференцировочное, угасательное, условный тормоз и запаздывательное), что и у животных. У человека оно вырабатывается с различ­ной скоростью, притом тем быстрее, чем больше возраст. У взрослых скорость и прочность образования внутренне­го торможения больше, чем у детей, но с наступлением старости они начинают все больше и больше снижаться.

Дифференцировочное торможение у человека в сравнении с животными развивается быстрее, особенно у взрослых. Это связано с активным участием второй сиг­нальной системы, начинающей с определенного возраста играть ведущую роль в процессе дифференцирования раздражителей. Воздействия через вторую сигнальную си­стему намного ускоряют образование дифференцировок. Так, в исследованиях слюноотделительных условных реф­лексов у взрослых после информации, что на синий свет будет дан экстракт, а на звонок - нет, сразу же образо­валась дифференцировка на неподкрепляемый раздражи­тель (Г. А. Шичко). С возрастом, по мере развития вто­рой сигнальной системы, повышается способность к диф­ференцированию раздражителей. Например, по тонкости восприятия различных цветов и оттенков 14-летние дети превосходят 6-летних на 90%.

Процесс угасания у человека протекает в две фазы. В начале угашения после первых неподкреплений у мно­гих детей наблюдается кратковременное повышение воз­будимости, что выражается в укорочении скрытого пери­ода, в увеличении силы условной реакции, в появлении межсигнальных реакций. Эта фаза повышения возбудимо­сти встречается тем чаще и выражена тем сильнее, чем младше возраст (у детей 10-12 лет она встречается ред­ко). Воздействия через вторую сигнальную систему ока­зывают влияние на процесс угасания условных рефлек­сов. Например, при исследовании слюноотделительных условных рефлексов испытуемому было сказано, что в дальнейшем условный раздражитель не будет подкреп­ляться безусловным. При последующей подаче условного раздражителя реакция на него исчезла (Г. А. Шичко).

Образование условного тормоза у человека в ряде случаев проходит через стадию вторичных условных рефлексов. Это проявляется в том, что после двух-трех применений тормозной комбинации (условный сигнал + добавочный агент) этот агент сам по себе начинает вызывать условную реакцию. Это явление свидетельствует о по­вышении возбудимости коры в процессе выработки услов­ного тормоза. У некоторых детей оно бывает настолько сильно выраженным, что становится совершенно невоз­можным образование условного тормоза. Однако у боль­шинства оно проявляется в виде кратковременной фазы, после которой начинается образование условного тормоза. На выработку условного тормоза существенно влияет вто­рая сигнальная система. Например, в исследованиях слю­ноотделительных условных рефлексов испытуемому было сообщено, что на звук свистка будет даваться клюквенный экстракт, а на метроном в сочетании со свистком - нет. После такой информации свисток в сочетании с метроно­мом не вызывал никакой реакции, тогда как на один свис­ток возникало обильное слюноотделение (Г. А. Шичко).

Запаздывающее торможение является наиболее труд­ным для человека видом внутреннего торможения - оно образуется медленно, особенно у детей и подростков. С возрастом образование запаздывающего торможения про­текает легче ибыстрее, что связано с возрастающей ро­лью второй сигнальной системы в этом процессе.

Особенности иррадиации и взаимной индукции не­рвных процессов у человека (избирательная и диффузная иррадиация). И. П. Павлов, отмечая наличие у человека второй сигнальной системы, указывал что основные зако­ны, установленные в работе первой сигнальной системы, в том числе закон иррадирования и концентрирования не­рвных процессов изакон их взаимной индукции, должны распространяться ина вторую сигнальную систему, а так­же на их взаимодействие. Многочисленные исследования этого вопроса подтвердили точку зрения И.П. Павлова.

Прежде всего было установлено явление иррадиации нервных процессов из одной сигнальной системы в дру­гую, в том числе явление избирательной (элективной) и диффузной иррадиации.

Явление избирательной иррадиации возбуждения из первой сигнальной системы во вторую впервые было ис­следовано в 1927 г. в лаборатории А. Г. Иванова-Смо­ленского. В этих исследованиях у детей был выработан двигательный условный рефлекс на звонок при пищевом подкреплении, а затем исписывалось действие различных словесных раздражителей с целью выявления обобщения. Оказалось, что только применение слов «звонок», «зво­нит» (а также демонстрация таблички с надписью «зво­нок») сразу же вызывало у детей двигательную реакцию, в то время как другие слова (например, «окно») такой реакции не вызывали. Одновременно было показано, что процесс возбуждения может избирательно иррадировать и из второй сигнальной системы в первую. Так, после образования у детей двигательного условного рефлекса на слово «звонок» возникает такая же реакция сразу, «с места» и на звучание звонка, ранее никогда не применяв­шегося с подкреплением. Явления элективной иррадиации возбуждения из первой сигнальной системы во вторую и обратно были подмечены при образовании сердечных, со­судистых, дыхательных, слюноотделительных, фотохи­мических и других вегетативных условных рефлексов.

Явление диффузной иррадиации возбуждения из од­ной сигнальной системы в другую проявляется в том, что после выработки условного рефлекса на непосредствен­ный раздражитель подобную реакцию начинают вызывать не только слова, обозначающие условный раздражитель, но и любые другие слова.

Элективная иррадиация возбуждения в соответствии с общими законами движения нервных процессов сме­няется последующей концентрацией процесса возбужде­ния в исходном пункте. Поэтому если словесный раздра­житель, вызвавший по механизму элективной иррадиации условную реакцию, не подкреплять, то через некоторое время (иногда на второе же применение) на него пере­стает появляться условная реакция. Реакция сохраняется только на тот непосредственный раздражитель, на ко­торый она была выработана, т. е. условный рефлекс спе­циализируется.

Элективная иррадиация возбуждения, т.е. избира­тельная генерализация условного рефлекса и его после­дующая специализация протекают различно при разных условных рефлексах - для вегетативных рефлексов ха­рактерна фаза генерализации, а для двигательных услов­ных рефлексов типична быстрая специализация. Чем меньше возраст, тем чаще встречается иррадиация (осо­бенно диффузная) возбуждения из первой сигнальной си­стемы во вторую.

Явление избирательной (элективной) иррадиации всех видов внутреннего торможения из одной сигнальной систе­мы в другую также характерно для человека. Так, у детей 9-10 лет был выработан двигательный рефлекс при пище­вом подкреплении на вспышку синего света и дифференцировка на зеленый свет. Оказалось, что такой же эффект стали вызывать и словесные обозначения как положитель­ного, так идифференцировочного раздражителей: слова «синий свет» вызывали условную двигательную реакцию, а слова «зеленый свет» - торможение реакции. В другом исследовании после угашения условного двигательного рефлекса на звонок приобрело тормозное действие и сло­во «звонок». Если это слово включали в число слов-раз­дражителей при проведении словесного эксперимента, то обнаруживали заметное угнетение речевой реакции на это слово. В следующем исследовании у детей вырабатывался условный тормоз (на звонок), а затем было установлено, что такое же торможение условно-рефлекторной реакции вызывает и присоединение к условному раздражителю слова «звонок», в то время как другие слова (например, «шапка») такого действия не оказывали.

Оказалось, что для элективной иррадиации и после­дующей концентрации торможения характерна высокая скорость. Например, угасательное торможение, быстро иррадиировавшее из первой сигнальной системы во вто­рую, через 30-60 с полностью покидает вторую сигналь­ную систему и концентрируется в исходном пункте.

Индукционные отношения между первой и второй сигнальными системами у человека. Для человека харак­терны и явления взаимной индукции между первой и второй сигнальными системами. Явления отрицательной индукции были выявлены в исследованиях (Л. Б. Гаккель и сотр.), в которых у человека вырабатывался мигатель­ный условный рефлекса на метроном или зуммер на фоне решения устных арифметических задач, которое на­чиналось за 5 с до дачи условного раздражителя. Оказа­лось, что у многих испытуемых на фоне решения ариф­метической задачи (решающейся быстро и правильно) ми­гательный рефлекс либо совсем не образовывался, либо образовывался, но он был нестойким. Например, у одно­го испытуемого рефлекс не образовался даже после 21 сочетания; при отмене решения арифметической задачи мигательный рефлекс у него выработался уже на 7-м со­четании. Таким образом, одновременное образование второсигнальных и первосигнальных условных связей ос­ложняется взаимным их торможением по закону отрица­тельной индукции.

С возрастом, по мере развития второй сигнальной системы начинает преобладать отрицательно-индукцион­ное влияние со стороны второй сигнальной системы. «Вторая сигнальная система, говорил И. П. Павлов, является преобладающей, особенно ценной в высшем от­деле центральной нервной системы и, таким образом, должна оказывать постоянно отрицательную индукцию на первую сигнальную систему. Вторая сигнальная сис­тема постоянно держит под сурдинкой первую сигналь­ную систему».

Особенности аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий головного мозга человека. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших по­лушарий головного мозга человека характеризуется, в сравнении с животными, неизмеримо более высоким уровнем развития. Об этом свидетельствует быстрая вы­работка различных условных рефлексов и дифференцировок, более легкое и быстрое образование сложных условнорефлекторных реакций, в том числе условных рефлексов на комплексные раздражители, на отношение раз­дражителей, на время, условных рефлексов высшего по­рядка и т.п., а также высокая способность к образова­нию стереотипов и переключений. Более высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности коры го­ловного мозга человека обусловлен наличием второй сиг­нальной системы. Именно участие слова придает специ­фические черты процессу образования систем временных связей. Для иллюстрации приведем данные, полученные в лаборатории М. М. Кольцовой, которые демонстрируют высокую способность человека к выработке динамическо­го стереотипа и переключений. Динамический стереотип вырабатывался у детей 4-5 лет с применением в опреде­ленной последовательности четырех раздражителей (гу­док - звонок - М-120 - свисток); каждая последова­тельность сочеталось с действием струи воздуха в глаз, вызывающей безусловный мигательный рефлекс. Такой стереотип образовался после 6-12 сочетаний, когда вся цепь условных рефлексов могла быть воспроизведена применением лишь первого раздражителя. Условнореф-лекторное переключение изучали у детей 5-6 лет. Для этого один и тот же условный раздражитель в различ­ных условиях сочетался с различными подкреплениями: в одном случае - с подачей струи воздуха в глаз, вызы­вающей оборонительную мигательную реакцию, а в дру­гом случае - с подачей пищевого подкрепления (конфе­ты), вызывающего пищедобывательное движение руки. В качестве переключателей использовались как обстановка опыта (различные экспериментальные комнаты, различное время дня, различные экспериментаторы), так и отдель­ные раздражители (простые и комплексные, непо­средственные и словесные). Исследования показали, что условнорефлекторное переключение вырабатывается у че­ловека намного быстрее, чем у животных. Если у живот­ных для этого требовалось несколько десятков сочета­ний, то у детей 5-6 лет - от 4-х до 29 сочетаний (в за­висимости от характера и способа действия переключате­ля). При этом ведущим в выработке условнорефлектор-ного переключения является образование так называемых сенсорных связей, чему способствует использование сло­весных раздражителей в качестве переключающих сигна­лов. Например, если переключателем является незнакомое для ребенка слово, то переключение вырабатывается сравнительно медленно (после 37 сочетаний), если же им является знакомое слово, то переключение вырабатывает­ся значительно быстрее - после 16-25 сочетаний. Это объясняется тем, что слово в процессе своего становле­ния второсигнальным раздражителем связывается многочисленными и прочными сенсорными связями с другими раздражителями (как непосредственными, так и словесными). Благодаря этому слово, с одной стороны, приобретает обобщающее значение, а с другой стороны - приобретает способность при сочетании с другими раздражителями образовывать прочные сенсорные связи. Именно по этой причине более быстрые и более прочные системы временных связей образуются при участии сло­весных раздражителей.

Рассмотрим образование систем временных связей между слова­ми. Специфической особенностью аналитико-синтетичес­кой деятельности человека является участие в ней сло­весных раздражителей, благодаря чему становится воз­можным осуществление сложных поведенческих реакции без предварительной выработки, «с места», на основе обобщения ранее приобретенного жизненного опыта. В основе такой способности лежит возможность образова­ния систем временных связей между словами.

К таким системам относятся словесные стереотипы. Именно их образование обеспечивает возможность все­стороннего взаимодействия и взаимовлияния между лю­дьми с помощью слова.

Образование словесных стереотипов начинается у де­тей в начале второго года жизни, когда наряду с процес­сом превращения отдельных слов в самостоятельные раз­дражители в общении с ребенком применяются отдель­ные фразы, организующие поведение ребенка («Идем ку­шать», «Открой ротик», «Дай мне ручку» и т. д.). Такие фразы в этом возрасте становятся единицами речи для ребенка. Словесные стереотипы образуются по тем же закономерностям, что и динамические стереотипы на не­посредственные раздражители. Слова в этом стереотипе первоначально действуют как простые звуковые раздра­жители, не имеющие значения «сигнала сигналов». При первых применениях их в определенной последовательно­сти (например, во фразе «Дай мне ручку») между слова­ми фразы образуются сенсорные связи на базе кинесте­тического подкрепления при артикуляции этих слов (в других случаях к этому может присоединяться и пище­вое подкрепление). В дальнейшем отдельные слова начи­нают приобретать сигнальное значение. Так, произноше­ние фразы «Дай мне ручку» в сочетании с движением руки ребенка (сначала пассивным, а затем активным) при­ведет к тому, что слово «ручка», а позднее и слова «мне» и «дай» станут сигналами определенных реакций. С приобретением словами сигнального значения между ними закрепляются сенсорные связи.

Иные особенности приобретает процесс образования словесных стереотипов на том этапе развития ребенка (обычно, с конца 2-го года жизни), когда слова стано­вятся интеграторами второго, а затем и более высокого порядка. По мере повышения степени интеграции слова, т.е. по мере увеличения числа сенсорных связей слова с другими раздражителями, все более и более легко обра­зуются (и при меньшем участии безусловного подкрепле­ния) связи этого слова с другими членами словесного стереотипа и эти связи становятся все более прочными. В свою очередь образование систем условных связей между словами поднимает на более высокий уровень обобщение в высшей нервной деятельности человека. Например, условная реакция, образованная на тот или иной непосредственный раздражитель, вызывается не только словом, обозначающим этот раздражитель, но и словами-интеграторами более высокого порядка, а также словами, объединяемыми этими словами-интеграторами. Так, в ис­следованиях Г.Д. Народицкой было показано, что после образования условных двигательных реакций на изображения различных птиц (синицы, аиста, ласточки и т.д.) возникла «с места» такая же реакция не только на слова «синица», «аист», «ласточка» и т. д., но и на обоб­щающее слово «птица». Если при этом на изображения различных зверей (тигра, зебры, антилопы и т. д.) были выработаны дифференцировки, то такой же тормозной эффект «с места» вызывали не только слова «тигр», «зебра», «антилопа» и т. д., но и обобщающее слово «зверь». Обобщение может проявляться и в более слож­ной форме. Так, в экспериментах В. Д. Волковой у детей 13 лет был выработан слюноотделительный условный рефлекс на слово «хорошо» и дифференцировка на слово «плохо». Оказалось, что с первого же применения стали вызывать слюноотделительную реакцию и все фразы, по смыслу говорящие о «хорошем» (например, «Ученик от­лично учится»). Фразы же, говорящие о «плохом» (на­пример, «Ученик разбил стекло»), вызывали «с места» торможение слюноотделительной реакции. В другом ее исследовании у детей был выработан слюноотделитель­ный условный рефлекс на слово «десять» и дифференцировка на слово «восемь». Оказалось, что не только эти слова, но и самые разнообразные речевые раздражители, выражающие примеры на сложение, вычитание, умноже­ние и деление, стали «с места» вызывать ту или другую реакцию. Так, если в результате арифметического действия получалось число 10, то появлялась слюноотделительная реакция, а если число 8, то реакция затормаживалась.

Значение условного рефлекса. В процессе эволюции у живых организмов появился особый механизм, кото­рый позволил реагировать не только на безусловные раз­дражители, но и на массу индифферентных (безразлич­ных) раздражителей, совпадающих во времени с безус­ловными раздражителями. Благодаря этому механизму появление индифферентных раздражителей сигнализирует о приближении тех агентов, которые имеют биологичес­кое значение; связи организма с внешним миром расширяются, становятся более совершенными, более тон­кими и позволяют лучше приспосабливается к разнообразным и изменчивым условиям существования. Таким образом, приобретение живыми организмами спо­собности к научению в процессе индивидуального разви­тия (причем, без закрепления этого опыта по наследству) демонстрирует огромный скачок в эволюции живого.

Благодаря появлению способности формировать ус­ловные рефлексы у живых организмов возникла возмож­ность досрочной регуляции деятельности внутренних ор­ганов, существенно расширился арсенал приобретаемых в процессе индивидуального развития двигательных актов. Благодаря формированию условных рефлексов многие индифферентные раздражители приобретают роль пре­дупреждающего фактора, сигнализирующего о наступле­нии предстоящих событий, в том числе опасных для организма (как известно, оборонительные условные ре­флексы помогают организму заранее подготовиться к за­щите и избежать грозящей ему опасности). Условные рефлексы, таким образом, обеспечивают преждевременное (упреждающее) реагирование человека и животного на неизбежность воздействия безусловного раздражителя и в этом отношении они играют сигнальную роль в пове­денческой реакции. Вследствие того, что на базе условно­го рефлекса первого порядка могут быть выработаны рефлексы высшего порядка, система условных рефлексов позволяет организму глубоко и точно оценить условия внешней среды и на этой основе своевременно реагиро­вать изменением поведенческих реакций в конкретной об­становке.

Условный рефлекс явился основой высшей нервной деятельности, т.е. основой поведения человека и живот­ных. Появление в эволюции способности вырабатывать ус­ловный рефлекс создало предпосылку для возникновения сознания, мышления и речи. Условнорефлекторный меха­низм лежит в основе формирования любого приобретенно­го навыка, в основе процесса обучения, в том числе двига­тельных, сенсорных, интеллектуальных (чтение, письмо, мышление) умений и навыков. На основе выработки про­стых условных рефлексов формируется динамический сте­реотип, составляющий основу профессиональных навыков и многих привычек человека. Таким образом, с участием условных рефлексов происходит познание человеком окружающей среды и ее активная реконструкция.

Хотя условные рефлексы не передаются по наслед­ству, но именно с их непосредственным участием (в том числе за счет подражательных рефлексов) у животных и человека происходит передача большого количества ин­формации от одного поколения к другому.

Благодаря условным рефлексам у человека возможна социальная адаптация. С помощью методик, основанных на формировании условных рефлексов, возможно прове­дение профилактической и лечебной работы.

В тоже время следует иметь ввиду, что условные рефлексы могут лежать в основе формирования нежела­тельных для здоровья человека вредных потребностей и привычек, а также патологических условных рефлексов типа условнорефлекторного спазма коронарных сосудов, который наряду с болевой реакций может приводить к развитию инфаркта миокарда.

Представление И.П. Павлова о неврозах. Эксперимен­тальные неврозы. Неврозы - это функциональные нару­шения ВНД, которые могут перейти в глубокие расстрой­ства психической деятельности, т.е. в психозы. И.П. Пав­лов пришел к представлению о неврозах случайно, наблю­дая поведение экспериментальных животных, переживших наводнение в Ленинграде. Животные как бы «потеряли рассудок». Неврозы выражались в нарушении сна, в не­способности воспроизводить уже выработанные рефлексы или вырабатывать новые, в нарушении поведения, которое у животных с чертами холерика носило характер перевоз­буждения, а у животных с чертами меланхолика - харак­тер сонливости, апатии. Даже после восстановления услов­ных рефлексов они не могли нормально реагировать на сильные раздражители, особенно связанные с пережитым потрясением. В целом, И.П. Павлов и его сотрудники пришли к заключению, что экспериментальный невроз - это длительные нарушения ВНД, развивающиеся у живот­ных при эмоциональных (психогенных) воздействиях вследствие перенапряжения возбудительного или тормоз­ного нервных процессов или их подвижности.

В дальнейшем в лабораториях И.П. Павлова были разработаны методики, позволяющие вызывать невроз у животных, т.е. моделировать невротическое состояние, а также излечивать его.

Для моделирования невроза рекомендовались следу­ющие экспериментальные приемы:

1.Перенапряжение возбудительного процесса дей­ствием «сверхсильных» раздражителей. С этой целью в эксперименте применялся особенно сильный раздражи­тель (подобно тому, что имело место у собак, пережив­ших наводнение 1924 г. в Ленинграде).

2.Перенапряжение тормозного процесса. Оно дости­галось путем настойчивой выработки тонких дифференцировок, т.е. различения очень близких, сходных, трудно различимых раздражителей, а также путем затягивания действия тормозящих раздражителей или за счет дли­тельной отсрочки подкрепления.

3.Перенапряжение подвижности нервных процессов. Оно достигалось достаточно быстрыми и частыми пере­делками сигнального значения положительных и отрицательных условных раздражителей или экстренной ломкой стереотипов.

4. Столкновение возбуждения и торможения, или «сшибка» нервных процессов. Этот вид нарушения ВНД у экспериментальных животных возникал за счет пере­делки сложного динамического стереотипа, а также пу­тем слишком быстрой смены или одновременного дей­ствия раздражителей противоположного сигнального зна­чения. Кстати, первые экспериментальные неврозы в лаборатории И. П. Павлова были получены именно этим способом при выработке условного пищевого рефлекса на сигнал болевого раздражителя, вызывающего оборони­тельную реакцию. В дальнейшем в лаборатории И.П. Павлова пользовались разными способами, в том числе применением кормушки под током, который замыкается мордой собаки, подкладыванием муляжей змей в кор­мушки обезьян и т.п. Исследования на собаках выявили, что невротический срыв легче вызвать у слабого и безу­держного типа нервной системы, причем в первом случае страдает чаще возбудительный процесс, а во втором - тормозной. Эти данные подтверждают и наблюдения за людьми, имеющими проявление невроза.

Экспериментальный невроз характеризуется наруше­нием адаптивного поведения, сна, хаотичностью услов­ных рефлексов, возникновением фазовых состояний (с уравнительной и парадоксальной фазами), патологичес­кой инертностью нервных процессов, а также расстрой­ствами вегетативных функций (это отражает функцио­нальную связь коры полушарий головного мозга и внут­ренних органов). В частности, при неврозах повышается кислотность желудочного сока, наступает атония желуд­ка, возрастает секреция желчи и сока поджелудочной железы без соответствующего изменения кровоснабже­ния, наблюдается стойкое повышение артериального дав­ления, нарушается деятельность почек и других систем.

Моделируя неврозы, в лабораториях И.П. Павлова искали способы коррекции этих состояний. Эффективны­ми способами были отказ от эксперимента с животными, изменение обстановки, продолжительный отдых, норма­лизация сна, применение фармакологических препаратов. При этом для восстановления торможения использова­лись производные брома, а для восстановления возбуж­дения - препараты кофеина. Микстурами, содержащими в определенных соотношениях смесь брома и кофеина, удавалось восстановить баланс возбуждения и торможе­ния, характерный для нормального состояния ВИД. Та­ким образом, было показано, что эффективность фарма­кологических средств зависит от состояния ЦНС и ха­рактера невротического срыва.

В настоящее время экспериментальный невроз широ­ко применяется как модель для изучения механизмов па­тогенеза, а также возможностей профилактики и лечения невротических состояний, а в целом, изучение экспери­ментальных неврозов дало толчок развитию такого на­правления в медицине как кортико-висцеральная патоло­гия (К. М. Быков, М. К. Петрова).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 975; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.04 с.)