IX. Формы поведения и формы обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IX. Формы поведения и формы обучения



Жиз­недеятельность организмов в постоянно меняющейся внешней среде включает широкий спектр индивидуальных поведенческих адаптации. Генетически детерминированные формы поведения, отражающие накопленный в генофонде видовой опыт предшествующих поколений, оказываются недостаточными, чтобы обеспечить активное существова­ние особи в изменчивой окружающей среде. Чем меньше выражен диапазон колебаний факторов окружающей сре­ды, тем в большей степени поведение животных может опираться на опыт предшествующих поколений, «записан­ный» в его генотипе. И наоборот, чем больше изменчи­вость окружающей действительности, тем меньше прагма­тическая ценность видового опыта, тем в большей мере возрастает необходимость в приобретении собственного, индивидуального опыта.

Индивидуальный опыт приобретается различными пу­тями, в основе которых лежит общая способность живых организмов к обучению, что возможно благодаря важ­нейшему свойству организма сохранять на какой-то срок элементы обучения, то есть свойству памяти.

Нейробиология обучения и памяти - это единая на­учная проблема. Под обучением рассматривают процесс, состоящий в появлении адаптивных изменений индивиду­ального поведения в результате приобретения опыта. Этот процесс может быть оценен только по результатам поведения, т.е. по тем поведенческим актам, которые жи­вотные запомнили в результате обучения.

Классификация форм обучения. Обучение является предметом изучения физиологов, психофизиологов, зоо­психологов и этологов. Отсюда необычайная пестрота взглядов и противоречий, трудно сопоставимые методические подходы. Приведенная ниже классифика­ция, как и любая другая, неизбежно страдает неполнотой и может рассматриваться с определенной степенью при­ближения. В основу данной классификации положены филогенетическая и онтогенетическая динамика развития живого организма.

1. Молодые организмы обеспечены достаточно ста­бильным набором внешних стимулов, оперировать кото­рыми им приходится на самых ранних этапах самостоя­тельного существования. Обучение в этот период носит неассоциативный, облигатный характер, который в значи­тельной степени обусловлен набором средовых факторов и не требует непременного совпадения (ассоциации) внешних сигналов с той или иной целостной деятельностью организма, т. е. является стимулзависимым. К данной форме обучения относят суммационный рефлекс, привыка­ние, запечатление (импринтинг), подражание (имитация).

2. На более поздних этапах онтогенеза по мере со­зревания организма поведение все в большей мере приоб­ретает активный характер. Значительно расширяется спектр внешних факторов, могущих приобретать то или иное сигнальное значение в зависимости от ассоциации их с целостной биологической реакцией. Поэтому на данном этапе актуальным становится ассоциативное, или факуль­тативное, обучение. От относительно пассивного восприя­тия среды организм переходит к активному процессу формирования собственной среды путем извлечения для себя ее функциональных составляющих, значимых для выполнения тех или иных актов поведения. Обучение в этот период определяется результативностью контакта организма со средой, т.е. носит эффект-зависимый харак­тер. К ассоциативному обучению относят классический условный рефлекс и инструментальный условный реф­лекс (включая обучение по типу проб и ошибок).

3. Высшие формы обучения, которые в литературе получили название когнитивное обучение, свойственны в большей степени взрослым животным с высокоразвитой нервной системой. Эти формы обучения опираются на свойство ЦНС формировать функциональную структуру окружающей среды в концептуальном плане, т. е. форми­ровать целостный образ окружающей среды. Все формы когнитивного обучения основаны на извлечении за­кономерностей и связей, существующих между отдельны­ми компонентами внешней среды, но базируются они на первых двух формах обучения, т.е. на неассоциативном и ассоциативном. К когнитивным формам обучения относят психонервную деятельность, элементарную рассудочную деятельность и вероятностное прогнозирование.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.151.158 (0.006 с.)