Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема соотношение обучения и развития в отечественной и зарубежной психологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Развитие - это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, физиологическое, психическое, социальное. Соотношение обучения и развития является одной из центральных проблем педагогической психологии. При ее рассмотрении важно отметить, что: а) само развитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке (Л.Выготский, Б.Ананьев) б) развитие, особенно личностное, не прекращается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству. Общими характеристиками развития, по Л.И.Анциферовой, являются необратимость, прогресс/регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство сохранения и изменения. Существенным является вопрос о характере соотношения обучения и развития. Существуют разные точки зрения на решение этого вопроса: - обучение и есть развитие (У.Джеймс, Э.Торндайк, Дж.Уотсон, К.Кафка), хотя программа научения понимается всеми по разному; - обучение - это только внешние условия созревания, развития, т.е. «обучение идет в хвосте развития» (В.Штерн); - «мышление ребенка с необходимостью проходит все фазы и стадии развития, независимо от того, обучается ребенок или нет», т.е. развитие не зависит от обучения (Ж.Пиаже); - «Обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования» (Л.Выготский, Дж. Брунер). Обучение, опережая развитие, стимулирует его и в то же время само опирается на актуальное развитие, обучение должно ориентироваться на завтрашний день детского развития. Процесс обучения в широком смысле - посредничество взрослых между ребенком и идеальными форма культуры. Обучение не всегда организовано, часто стихийно: ребенок играет, слушает музыку, манипулирует предметами, не замечая, что учится, что с помощью взрослого открывает для себя человеческий смысл предмета обучения - процесс взаимодействия ребенка с идеальной формой, опосредованной взрослым / Эльконин /. Три основных подхода. Л.С.Выготский схематически сводит все существующие решения вопроса об отношении развития и обучения ребенка в современной психологии его периода к трем основным группам. 1 группа. В центре находится положение о независимости процессов детского развития и процессов обучения, т.е. их разъединение. Обучение характеризуется как внешний процесс, который • Согласован с ходом детского развития, • Но не участвует активно в детском развитии, • Использует достижения развития, • Не продвигает ход развития, • Не изменяет направление развития. Типичный пример - концепция Пиаже, которая изучает развитие детского мышления независимо от процессов обучения ребенка. Часто говорят, что задача психологии в отношении процессов обучения заключается в том, чтобы установить, в какой мере развились у ребенка те функции, те способы деятельности, те умственные способности, которые необходимы для усвоения знаний и приобретения определенных навыков. Предполагается, что для обучения арифметике ребенку необходимо обладать достаточно развитой памятью, вниманием и мышлением. Задача педагога -установить, насколько эта функция созрела для того, чтобы такое обучение стало возможным. При этом допускается независимость процессов развития данных функций и обучения, что сказывается на временном разделении обоих процессов. Развитие должно совершить определенные законченные циклы, определенные функции должны созреть прежде, чем школа может приступить к обучению. Обучение плетется в хвосте у развития, развитие всегда идет впереди обучения. Здесь исключается возможность влияния обучения на развитие. Развитие и созревание функций - предпосылки обучения, а не результат. Обучение надстраивается над развитием, ничего в нем не меняя по существу. 2 группа. Главный тезис: обучение и есть развитие, это сущность этих теорий. Возрождение этой теории на основе рефлексологии - обучение сводится к образованию условных рефлексов, развитие есть воспитание условных рефлексов, т.е. обучение полностью сливается с процессом детского развития. У Пиаже - созревание идет впереди обучения. Школьный процесс плетется в хвосте психического формирования. Во второй группе оба процесса совершаются равномерно и параллельно, так, что каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии. Развитие следует за обучением, как тень следует за отбрасывающим предметом. Развитие и обучение для этой теории совпадают друг с другом во всех точках, как две равные геометрические фигуры при наложении одной на другую. Одновременность, синхронность - главная черта. Бихевиоризм - человек есть то, что делает из него окружение, его среда. Понятие развития отождествляется с понятием научения, приобретения нового опыта. Проблема "развитии ребенка" - проблема научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием воздействия среды. 3 группа Процесс развития мыслится как процесс, не зависимый от обучения. С другой стороны, само обучение, в процессе которого ребенок приобретает целый ряд новых форм поведения, мыслится также тождественным с развитием. Пример - учение Коффки о психическом развитии ребенка, где в основе развития лежат два процесса, различных по природе, хотя и связанных, взаимно обусловливающих друг друга. С одной стороны, созревание, непосредственно зависящее от хода развития нервной системы, с другой – обучение. Новое в этой теории: 1. Соединение двух противоположных т.з. 2. Идея взаимной зависимости, взаимного влияния двух основных процессов, из которых складывается развитие. Созревание подготавливает и делает возможным процесс обучения. Процесс обучения как бы стимулирует и продвигает вперед процесс созревания. 3. Расширение роли обучения в ходе детского развития. Схематически отношения обоих процессов можно обозначить в виде концентрических кругов, их которых меньший -обучение, а больший - процесс развития, вызванный обучением. Ребенок научился производить какую-то операцию. Тем самым он усвоил какой-то принцип, сфера приложения которого шире операции. Совершая шаг в обучении, ребенок продвигается на два шага в развитии. Отталкиваясь от этих трех групп теорий, Выготский намечает более правильное решение того же вопроса. Исходными моментами для правильного решения Выготский считает: 1. - обучение ребенка начинается задолго до школьного обучения, 2. - школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком до поступления в школу, 3. - обучение и развитие фактически связаны друг с другом с первого дня жизни ребенка. Далее вводится понятие ЗБР. Эмпирически установлен факт, что обучение согласовано с уровнем развития ребенка. Отсюда - необходимость определения уровня развития и его отношения к возможностям обучения. При этом мы должны определять два уровня развития ребенка: 1) актуальный уровень развития ребенка - уровень развития психических функций ребенка, который сложился в результате завершившихся циклов его развития (при определении умственного возраста ребенка с помощью тестов) 2) ЗБР - расхождение между уровнями решения задач, доступных под руководством, при помощи взрослых и в самостоятельных действиях. То, что ребенок сегодня делает с помощью взрослого, завтра он сумеет сделать самостоятельно. ЗБР поможет нам определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития, учитывающее не только уже достигнутое, но и находящееся в процессе созревания. Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития. Закон развития ВПФ: всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды - сперва как деятельность коллективная, социальная, т.е. как функция интерпсихическая, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка, как функция интрапсихическая (пример с развитием речи). Этот закон приложим к процессу детского обучения. Существенный признак обучения - то, что оно создает ЗБР, т.е. вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития. Обучение – внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а исторических особенностей человека. Обучение – источник развития. Единство этих процессов, но не тождество. Предполагается переход одного в другое. Внешнее значение и внешнее умение ребенка становятся внутренними.
15. Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского. Закон формирования высших психических функций. Проблема возраста как единицы анализа психики. Согласно этой теории психика человека имеет культурно - исторический характер. Ребенок, считал Л.С.Выготский, может стать человеком только в совместной деятельности с взрослым. Психическое развитие ребенка - это, прежде всего процесс его культурного развития, присвоения культурно заданных средств действия с предметами и овладения собой, своей психической деятельностью, в результате чего развиваются собственно человеческие, психические высшие функции и формируется личность. (Высшие психические функции: логическая память, произвольное внимание, понятийное мышление) 1. В процессе культурно - исторического развития человек создал множество орудий и знаковых систем, важнейшими из которых являются инструменты для трудовой деятельности, язык и системы счисления, и научился пользоваться ими. Благодаря их использованию, особенно письменности, человек перестроил все свои психические функции, начиная от восприятия и кончая мышлением. Людьми за исторический период существования созданы два типа орудий. С помощью одних они воздействуют на природу (орудия труда), с помощью других - на себя и других людей (знаковые системы). 2. Применение орудий труда и знаковых систем в практической деятельности знаменует собой начало перехода человека от непосредственных к опосредованным психическим процессам, где в качестве средства управления ими выступают как раз эти орудия и знаки. В результате перестраивается вся психическая деятельность человека, поднимаясь на более высокий уровень по сравнению с животными. 3. Обучение представляет собой передачу ребенку опыта пользования орудиями и знаками для того, чтобы он научился управлять собственным поведением (деятельностью) и психическими процессами (письмо как средство улучшения памяти, расширения ее возможностей; указательный жест и слово как способы управления восприятием и вниманием). 4. Психология и поведение современного культурного и образованного человека есть результат взаимодействия двух процессов: биологического созревания и научения. Оба процесса начинаются сразу после появления младенца на свет и практически слиты в единой линии развития. 5. Всякая психическая функция в своем генезисе имеет две формы: врожденную или приобретенную (культурную). Первая биологически детерминированна, а последняя обусловлена исторически и является опосредованной. Она связана с использованием орудий и знаков в качестве средств управления ею. 6. Первоначально способ использования знаков и орудий демонстрируется ребенку взрослым в период общения и предметной совместной деятельности. Вначале орудия и знаки выступают как средства управления поведением других людей и только затем превращаются для ребенка в средства управления самим собой. Итог: Строя свою теорию Выготский в основном имел в виду процесс развития познавательных функций человека - восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, самостоятельно сложатся системы понятий. Для этого понадобилось бы несколько тысяч лет. Поэтому можно сказать необходимы условия развития ребенка в его присвоении общественно исторического опыта. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно - исторического опыта человечества стать человеком невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. (пример Маугли)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.109.144 (0.011 с.) |