Проблема соотношение обучения и развития в отечественной и зарубежной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема соотношение обучения и развития в отечественной и зарубежной психологии



Развитие - это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, физиологическое, психическое, социальное.

Соотношение обучения и развития является одной из центральных проблем педагогической психологии. При ее рассмотрении важно отметить, что:

а) само развитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке (Л.Выготский, Б.Ананьев)

б) развитие, особенно личностное, не прекращается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству.

Общими характеристиками развития, по Л.И.Анциферовой, являются необратимость, прогресс/регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство сохранения и изменения.

Существенным является вопрос о характере соотношения обучения и развития. Существуют разные точки зрения на решение этого вопроса:

- обучение и есть развитие (У.Джеймс, Э.Торндайк, Дж.Уотсон, К.Кафка), хотя про­грамма научения понимается всеми по разному;

- обучение - это только внешние условия созревания, развития, т.е. «обучение идет в хвосте развития» (В.Штерн);

- «мышление ребенка с необходимостью проходит все фазы и стадии развития, незави­симо от того, обучается ребенок или нет», т.е. развитие не зависит от обучения (Ж.Пиаже);

- «Обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразо­вания» (Л.Выготский, Дж. Брунер). Обучение, опережая развитие, стимулирует его и в то же время само опирается на актуальное развитие, обучение должно ориентироваться на завтрашний день детского развития.

Процесс обучения в широком смысле - посредничество взрослых между ребенком и идеальными форма культуры. Обучение не всегда организовано, часто стихийно: ребенок играет, слушает музыку, манипулирует предметами, не замечая, что учится, что с помощью взрослого открывает для себя человеческий смысл предмета обучения - процесс взаимодействия ребенка с идеальной формой, опосредованной взрослым / Эльконин /.

Три основных подхода.

Л.С.Выготский схематически сводит все существующие решения вопроса об отношении развития и обучения ребенка в современной психологии его периода к трем основным группам.

1 группа. В центре находится положение о независимости процессов детского развития и процессов обучения, т.е. их разъединение. Обучение характеризуется как внешний процесс, который

• Согласован с ходом детского развития,

• Но не участвует активно в детском развитии,

• Использует достижения развития,

• Не продвигает ход развития,

• Не изменяет направление развития.

Типичный пример - концепция Пиаже, которая изучает развитие детского мышления независимо от процессов обучения ребенка.

Часто говорят, что задача психологии в отношении процессов обучения заключается в том, чтобы установить, в какой мере развились у ребенка те функции, те способы деятельности, те умственные способности, которые необходимы для усвоения знаний и приобретения определенных навыков. Предполагается, что для обучения арифметике ребенку необходимо обладать достаточно развитой памятью, вниманием и мышлением. Задача педагога -установить, насколько эта функция созрела для того, чтобы такое обучение стало возможным. При этом допускается независимость процессов развития данных функций и обучения, что сказывается на временном разделении обоих процессов. Развитие должно совершить определенные законченные циклы, определенные функции должны созреть прежде, чем школа может приступить к обучению. Обучение плетется в хвосте у развития, развитие всегда идет впереди обучения. Здесь исключается возможность влияния обучения на развитие. Развитие и созревание функций - предпосылки обучения, а не результат. Обучение надстраивается над развитием, ничего в нем не меняя по существу.

2 группа. Главный тезис: обучение и есть развитие, это сущность этих теорий. Возрождение этой теории на основе рефлексологии - обучение сводится к образованию условных рефлексов, развитие есть воспитание условных рефлексов, т.е. обучение полностью сливается с процессом детского развития.

У Пиаже - созревание идет впереди обучения. Школьный процесс плетется в хвосте психического формирования. Во второй группе оба процесса совершаются равномерно и параллельно, так, что каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии. Развитие следует за обучением, как тень следует за отбрасывающим предметом. Развитие и обучение для этой теории совпадают друг с другом во всех точках, как две равные геометрические фигуры при наложении одной на другую. Одновременность, синхронность - главная черта.

Бихевиоризм - человек есть то, что делает из него окружение, его среда. Понятие развития отождествляется с понятием научения, приобретения нового опыта. Проблема "развитии ребенка" - проблема научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием воздействия среды.

3 группа Процесс развития мыслится как процесс, не зависимый от обучения. С другой стороны, само обучение, в процессе которого ребенок приобретает целый ряд новых форм поведения, мыслится также тождественным с развитием. Пример - учение Коффки о психическом развитии ребенка, где в основе развития лежат два процесса, различных по природе, хотя и связанных, взаимно обусловливающих друг друга. С одной стороны, созревание, непосредственно зависящее от хода развития нервной системы, с другой – обучение.

Новое в этой теории:

1. Соединение двух противоположных т.з.

2. Идея взаимной зависимости, взаимного влияния двух основных процессов, из которых складывается развитие. Созревание подготавливает и делает возможным процесс обучения. Процесс обучения как бы стимулирует и продвигает вперед процесс созревания.

3. Расширение роли обучения в ходе детского развития. Схематически отношения обоих процессов можно обозначить в виде концентрических кругов, их которых меньший -обучение, а больший - процесс развития, вызванный обучением. Ребенок научился производить какую-то операцию. Тем самым он усвоил какой-то принцип, сфера приложения которого шире операции. Совершая шаг в обучении, ребенок продвигается на два шага в развитии.

Отталкиваясь от этих трех групп теорий, Выготский намечает более правильное решение того же вопроса. Исходными моментами для правильного решения Выготский считает:

1. - обучение ребенка начинается задолго до школьного обучения,

2. - школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком до поступления в школу,

3. - обучение и развитие фактически связаны друг с другом с первого дня жизни ребенка. Далее вводится понятие ЗБР. Эмпирически установлен факт, что обучение согласовано с уровнем развития ребенка. Отсюда - необходимость определения уровня развития и его отношения к возможностям обучения. При этом мы должны определять два уровня развития ребенка:

1) актуальный уровень развития ребенка - уровень развития психических функций ребенка, который сложился в результате завершившихся циклов его развития (при определении умственного возраста ребенка с помощью тестов)

2) ЗБР - расхождение между уровнями решения задач, доступных под руководством, при помощи взрослых и в самостоятельных действиях.

То, что ребенок сегодня делает с помощью взрослого, завтра он сумеет сделать самостоятельно. ЗБР поможет нам определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития, учитывающее не только уже достигнутое, но и находящееся в процессе созревания.

Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития.

Закон развития ВПФ: всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды - сперва как деятельность коллективная, социальная, т.е. как функция интерпсихическая, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка, как функция интрапсихическая (пример с развитием речи). Этот закон приложим к процессу детского обучения. Существенный признак обучения - то, что оно создает ЗБР, т.е. вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития.

Обучение – внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а исторических особенностей человека. Обучение – источник развития. Единство этих процессов, но не тождество. Предполагается переход одного в другое. Внешнее значение и внешнее умение ребенка становятся внутренними.

 

15. Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского. Закон формирования высших психических функций. Проблема возраста как единицы анализа психики.

Согласно этой теории психика человека имеет культурно - исторический характер. Ребенок, считал Л.С.Выготский, может стать человеком только в совместной деятельности с взрослым.

Психическое развитие ребенка - это, прежде всего процесс его культурного развития, присвоения культурно заданных средств действия с предметами и овладения собой, своей психической деятельностью, в результате чего развиваются собственно человеческие, психические высшие функции и формируется личность. (Высшие психические функции: логическая память, произвольное внимание, понятийное мышление)

1. В процессе культурно - исторического развития человек создал множество орудий и знаковых систем, важнейшими из которых являются инструменты для трудовой деятельности, язык и системы счисления, и научился пользоваться ими. Благодаря их использованию, особенно письменности, человек перестроил все свои психические функции, начиная от восприятия и кончая мышлением. Людьми за исторический период существования созданы два типа орудий. С помощью одних они воздействуют на природу (орудия труда), с помощью других - на себя и других людей (знаковые системы).

2. Применение орудий труда и знаковых систем в практической деятельности знаменует собой начало перехода человека от непосредственных к опосредованным психическим процессам, где в качестве средства управления ими выступают как раз эти орудия и знаки. В результате перестраивается вся психическая деятельность человека, поднимаясь на более высокий уровень по сравнению с животными.

3. Обучение представляет собой передачу ребенку опыта пользования орудиями и знаками для того, чтобы он научился управлять собственным поведением (деятельностью) и психическими процессами (письмо как средство улучшения памяти, расширения ее возможностей; указательный жест и слово как способы управления восприятием и вниманием).

4. Психология и поведение современного культурного и образованного человека есть результат взаимодействия двух процессов: биологического созревания и научения. Оба процесса начинаются сразу после появления младенца на свет и практически слиты в единой линии развития.

5. Всякая психическая функция в своем генезисе имеет две формы: врожденную или приобретенную (культурную). Первая биологически детерминированна, а последняя обусловлена исторически и является опосредованной. Она связана с использованием орудий и знаков в качестве средств управления ею.

6. Первоначально способ использования знаков и орудий демонстрируется ребенку взрослым в период общения и предметной совместной деятельности. Вначале орудия и знаки выступают как средства управления поведением других людей и только затем превращаются для ребенка в средства управления самим собой.

Итог: Строя свою теорию Выготский в основном имел в виду процесс развития познавательных функций человека - восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, самостоятельно сложатся системы понятий. Для этого понадобилось бы несколько тысяч лет. Поэтому можно сказать необходимы условия развития ребенка в его присвоении общественно исторического опыта. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно - исторического опыта человечества стать человеком невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. (пример Маугли)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.009 с.)