Психологические особенности дошкольного возраста. Социально-историческое происхождение, структура и функции игры. Значение игры в психологическом развитии ребенка.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические особенности дошкольного возраста. Социально-историческое происхождение, структура и функции игры. Значение игры в психологическом развитии ребенка.



Психологические особенности:

1. Интересы ребенка смещаются от мира предметов к миру людей.

2. ССР: ребенок – взрослый (обобщенный, общественный). Общественный взрослый – это носитель общественных функций, т.е. водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама и т.д.

3. Конец раннего детства – феномен «Я сам»: «хочу» ребенка противопостав. «нельзя» взрослого. Ребенок стремиться действовать самостоятельно, вести себя как «взрослый». Это противоречие решается в особом виде деятельности – игре (игровое действие носит символический характер).

4. Ведущий психический процесс – память, в основном носит непроизвольный характер, к концу возраста складывается произвольное преднамеренное запоминание и припоминание.

5. Развитие образных форм познания окружающего мира восприятия, образного мышления, воображения.

6. Обобщение собственного чувственного опыта – эмпирическое обобщение (овладение сенсорными эталонами, наглядными моделями, схемами, символами, планами).

7. Высокий уровень познавательной потребности (возраст почемучек).

8. Переход от сенсомоторного интеллекта к первичным формам логического мышления (по Пиаже); ребенок начинает мыслить во внутреннем плане; эгоцентризм мышления – недостаточное разделение между Я и внешней реальностью; постепенная децентрация к концу возраста. Формируется наглядно-образное мышление (решение задач посредством оперирования образами, без практических действий). В конце возраста формируются начальные формы понятийного, словесно-логического мышления.

9. Восприятие окружающего мира через призму общественного опыта в определенной системе (система сенсорных эталонов, А.В. Запорожец).

10. Практическое овладение речью:

ü Расширение словарного запаса и грамматического строя речи (детское словотворчество)

ü Убывание эгоцентризма речи

ü Развитие функций речи (речь как орудие общения, как орудие мышления)

ü Развитие фонематического слуха.

11. Воображение – важное психическое новообразование дошкольного возраста:

ü Познавательное (позволяет создать целостный образ события или явления)

ü Аффективное (проигрывание негативных переживаний)

12. Появляются новые формы общения (М.И. Лисина):

ü Внеситуативно-познавательное (основной мотив – познание)

ü Внеситуативно-личностное (личностный мотив, социальное познание, новое взаимоотношение со взрослыми, обретение нового статуса)

13. В 4-5г другие дети рассматриваются как равные себе существа, к 5-7г сверстники приобретают индивидуальность и становятся значимым лицом общения.

14. Развитие мотивационно-потребностной сферы: формируются разнообразные мотивы, начинают осознаваться, возникает соподчинение мотивов.

15. Усвоение этических норм, моральных чувств, взаимопонимание, к концу возраста впервые наблюдается феномен «горькой конфеты» (незаслуженная награда только огорчает).

16. Произвольность поведения, умение ориентироваться на позицию другого человека

17. К концу возраста формируется самосознание и самооценка.

18. Складывается тенденция к осуществлению деятельности не игрового характера.

19. Дошкольный кризис или кризис 7-ми лет. Поведение ребенка теряет детскую непосредственность. Симптомами кризиса выступают манерничанье, паясничанье, кривляние детей, выполняющие защитные функции от травмирующих переживаний.

В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от осознания себя как физически отдельного самостоятельного индивида к осоз­нанию своих чувств и переживаний.

Новые поведенческие характеристики:

ü возникновение паузы между обращением к ребенку и его от­ветной реакцией («как будто не слышит»);

ü появление оспаривания со стороны ребенка необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание времени ее ис­полнения;

ü непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;

ü хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой фор­ме (показывает мокрые руки вместо вымытых);

ü демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикатуры, манеры поведения;

ü обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде, главное, чтобы не выглядеть «как маленький».

Встречаются и такие проявления, как упрямство, требователь­ность, напоминания об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы.

К позитивным моментам могут быть отнесены:

ü заинтересованность в общении со взрослым и внесение в него
новых тем (о политике, о жизни в других странах и на других пла­нетах, о морально-этических принципах, о школе);

ü самостоятельность в занятиях-хобби и в выполнении от­дельных обязанностей, взятых на себя по собственному реше­нию;

ü рассудительность.

Одно из главных новообразований - потребность в социальном функ­ционировании, способность к занятию значимой социальной позиции.

Основные формы помощи ребенку в проживании трудностей криза 7 лет - разъяснение причинных оснований требований (почему надо делать что-то именно так, а не иначе); предоставление возможностей осуществить новые формы самостоя­тельной деятельности; напоминание о необходимости выполнить поручение и т.д.

Социально-историческое происхождение игры, структура, функции:

1. Ведущий тип д-ти – сюжетно-ролевая игра (изучали Выготский, Эльконин, Запорожец и др.) В сюжетно-ролевой игре ребенок берет на себя роль другого (чаще взрослого) и моделирует его действия в воображаемой ситуации. Игра – это особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения; тип символьно-моделирующей деятельности. Игра как модель содержит в себе «культурный код» детского развития (Выготский).

2. В первобытном родовом обществе ребенок был прямо приобщен к труду взрослых, ролевые игры отсутствовали. В примитивной культуре дети лишь иногда в игровом плане воспроизводят некоторые сферы жизни взрослых. Игра выполняет функцию преодоления разрыва между поколениями (социализирующая функция), в современном обществе смыслы и мотивы деятельности взрослых не самоочевидны, сл-но, расширяются функции игры: проблематизация нормативных образов взрослых, активное экспериментирование с образцами социальных отношений.

3. Мотив игры лежит в самом игровом процессе (не выигрывать, а играть).

4. Сюжет – отражаемая в игре область действительности. Разнообразие увеличивается по мере знакомства ребенка с новыми сторонами жизни взрослых (наблюдая жизнь, из книг, фильмов и т.д.). Любимые детские роли = это роли людей, на которых обращено особое внимание.

5. Содержание – то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности и отношений взрослых (сначала воспроизводятся предметные действия, затем внешние социальные отношения и иерархии, наивысший уровень – отражение мотивов, морально-нравственных основ).

6. Структура:

ü Роль взрослого человека и связанные с ней действия – основная единица игры (Эльконин). Содержит правила поведения.

ü Игровые действия – способы осуществления роли (носят объективный характер, воспроизведение типического для роли).

ü Воображаемая ситуация – перенос значения с одного предмета на другой: расхождение видимого пространства и смыслового поля (Выготский). Игра осуществляется не в видимом, а смысловом поле. Символизация детской игры – предметная сторона деятельности сокращается, становясь смысловой (скачет «на лошади» - вместо лошади использует предмет-заместитель – палку).

7. Развитие игры связано с проблемой овладения ребенком собственным поведением. Игра представляет собой особую школу произвольности, воли и морали (Выготский).

Значение игры для психического развития ребенка:игра затрагивает наиболее существенные стороны психического развития личности ребенка в целом, развития его сознания (Эльконин). Главные линии влияния игры на развитие психики:

ü Развитие мотивационно-потребностной сферы: ориентация в сфере человеческих отношений, формирование новых социальных мотивов, возникновение соподчинения мотивов.

ü Развитие произвольности поведения и психических процессов: зарождение функции контроля внутри свободной, эмоционально насыщенной деятельности, ребенок в игре ориентируется на эталон, с которым сравнивает свое поведение, благоприятные условия для развития произвольного внимания, памяти, моторики.

ü Развитие идеального плана сознания – переход от мышления действиями к мышлению представлениями.

ü Преодоление познавательного эгоцентризма, закладываются основы рефлексивного мышления (анализ собственных действий, мотивов).

ü Внутри игры возникают др. виды деятельности (рисование, конструирование, учебная д-ть).

ü Развитие знаковой функции речи, связных высказываний, фраз.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.76.226 (0.011 с.)