Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические особенности дошкольного возраста. Социально-историческое происхождение, структура и функции игры. Значение игры в психологическом развитии ребенка.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психологические особенности: 1. Интересы ребенка смещаются от мира предметов к миру людей. 2. ССР: ребенок – взрослый (обобщенный, общественный). Общественный взрослый – это носитель общественных функций, т.е. водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама и т.д. 3. Конец раннего детства – феномен «Я сам»: «хочу» ребенка противопостав. «нельзя» взрослого. Ребенок стремиться действовать самостоятельно, вести себя как «взрослый». Это противоречие решается в особом виде деятельности – игре (игровое действие носит символический характер). 4. Ведущий психический процесс – память, в основном носит непроизвольный характер, к концу возраста складывается произвольное преднамеренное запоминание и припоминание. 5. Развитие образных форм познания окружающего мира восприятия, образного мышления, воображения. 6. Обобщение собственного чувственного опыта – эмпирическое обобщение (овладение сенсорными эталонами, наглядными моделями, схемами, символами, планами). 7. Высокий уровень познавательной потребности (возраст почемучек). 8. Переход от сенсомоторного интеллекта к первичным формам логического мышления (по Пиаже); ребенок начинает мыслить во внутреннем плане; эгоцентризм мышления – недостаточное разделение между Я и внешней реальностью; постепенная децентрация к концу возраста. Формируется наглядно-образное мышление (решение задач посредством оперирования образами, без практических действий). В конце возраста формируются начальные формы понятийного, словесно-логического мышления. 9. Восприятие окружающего мира через призму общественного опыта в определенной системе (система сенсорных эталонов, А.В. Запорожец). 10. Практическое овладение речью: ü Расширение словарного запаса и грамматического строя речи (детское словотворчество) ü Убывание эгоцентризма речи ü Развитие функций речи (речь как орудие общения, как орудие мышления) ü Развитие фонематического слуха. 11. Воображение – важное психическое новообразование дошкольного возраста: ü Познавательное (позволяет создать целостный образ события или явления) ü Аффективное (проигрывание негативных переживаний) 12. Появляются новые формы общения (М.И. Лисина): ü Внеситуативно-познавательное (основной мотив – познание) ü Внеситуативно-личностное (личностный мотив, социальное познание, новое взаимоотношение со взрослыми, обретение нового статуса) 13. В 4-5г другие дети рассматриваются как равные себе существа, к 5-7г сверстники приобретают индивидуальность и становятся значимым лицом общения. 14. Развитие мотивационно-потребностной сферы: формируются разнообразные мотивы, начинают осознаваться, возникает соподчинение мотивов. 15. Усвоение этических норм, моральных чувств, взаимопонимание, к концу возраста впервые наблюдается феномен «горькой конфеты» (незаслуженная награда только огорчает). 16. Произвольность поведения, умение ориентироваться на позицию другого человека 17. К концу возраста формируется самосознание и самооценка. 18. Складывается тенденция к осуществлению деятельности не игрового характера. 19. Дошкольный кризис или кризис 7-ми лет. Поведение ребенка теряет детскую непосредственность. Симптомами кризиса выступают манерничанье, паясничанье, кривляние детей, выполняющие защитные функции от травмирующих переживаний. В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от осознания себя как физически отдельного самостоятельного индивида к осознанию своих чувств и переживаний. Новые поведенческие характеристики: ü возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией («как будто не слышит»); ü появление оспаривания со стороны ребенка необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание времени ее исполнения; ü непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей; ü хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме (показывает мокрые руки вместо вымытых); ü демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикатуры, манеры поведения; ü обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде, главное, чтобы не выглядеть «как маленький». Встречаются и такие проявления, как упрямство, требовательность, напоминания об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы. К позитивным моментам могут быть отнесены: ü заинтересованность в общении со взрослым и внесение в него ü самостоятельность в занятиях-хобби и в выполнении отдельных обязанностей, взятых на себя по собственному решению; ü рассудительность. Одно из главных новообразований - потребность в социальном функционировании, способность к занятию значимой социальной позиции. Основные формы помощи ребенку в проживании трудностей криза 7 лет - разъяснение причинных оснований требований (почему надо делать что-то именно так, а не иначе); предоставление возможностей осуществить новые формы самостоятельной деятельности; напоминание о необходимости выполнить поручение и т.д. Социально-историческое происхождение игры, структура, функции: 1. Ведущий тип д-ти – сюжетно-ролевая игра (изучали Выготский, Эльконин, Запорожец и др.) В сюжетно-ролевой игре ребенок берет на себя роль другого (чаще взрослого) и моделирует его действия в воображаемой ситуации. Игра – это особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения; тип символьно-моделирующей деятельности. Игра как модель содержит в себе «культурный код» детского развития (Выготский). 2. В первобытном родовом обществе ребенок был прямо приобщен к труду взрослых, ролевые игры отсутствовали. В примитивной культуре дети лишь иногда в игровом плане воспроизводят некоторые сферы жизни взрослых. Игра выполняет функцию преодоления разрыва между поколениями (социализирующая функция), в современном обществе смыслы и мотивы деятельности взрослых не самоочевидны, сл-но, расширяются функции игры: проблематизация нормативных образов взрослых, активное экспериментирование с образцами социальных отношений. 3. Мотив игры лежит в самом игровом процессе (не выигрывать, а играть). 4. Сюжет – отражаемая в игре область действительности. Разнообразие увеличивается по мере знакомства ребенка с новыми сторонами жизни взрослых (наблюдая жизнь, из книг, фильмов и т.д.). Любимые детские роли = это роли людей, на которых обращено особое внимание. 5. Содержание – то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности и отношений взрослых (сначала воспроизводятся предметные действия, затем внешние социальные отношения и иерархии, наивысший уровень – отражение мотивов, морально-нравственных основ). 6. Структура: ü Роль взрослого человека и связанные с ней действия – основная единица игры (Эльконин). Содержит правила поведения. ü Игровые действия – способы осуществления роли (носят объективный характер, воспроизведение типического для роли). ü Воображаемая ситуация – перенос значения с одного предмета на другой: расхождение видимого пространства и смыслового поля (Выготский). Игра осуществляется не в видимом, а смысловом поле. Символизация детской игры – предметная сторона деятельности сокращается, становясь смысловой (скачет «на лошади» - вместо лошади использует предмет-заместитель – палку). 7. Развитие игры связано с проблемой овладения ребенком собственным поведением. Игра представляет собой особую школу произвольности, воли и морали (Выготский). Значение игры для психического развития ребенка: игра затрагивает наиболее существенные стороны психического развития личности ребенка в целом, развития его сознания (Эльконин). Главные линии влияния игры на развитие психики: ü Развитие мотивационно-потребностной сферы: ориентация в сфере человеческих отношений, формирование новых социальных мотивов, возникновение соподчинения мотивов. ü Развитие произвольности поведения и психических процессов: зарождение функции контроля внутри свободной, эмоционально насыщенной деятельности, ребенок в игре ориентируется на эталон, с которым сравнивает свое поведение, благоприятные условия для развития произвольного внимания, памяти, моторики. ü Развитие идеального плана сознания – переход от мышления действиями к мышлению представлениями. ü Преодоление познавательного эгоцентризма, закладываются основы рефлексивного мышления (анализ собственных действий, мотивов). ü Внутри игры возникают др. виды деятельности (рисование, конструирование, учебная д-ть). ü Развитие знаковой функции речи, связных высказываний, фраз.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.99.18 (0.007 с.) |