Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема возраста. Социально-историческая природа детства.
«О понятии возраста» Л. С. Выготский. Интеллектуальный возраст – это процесс развития, состоящий из отдельных стадий, которые в закономерном изменении следуют одна за другой, они не совпадают с хронологическими. Культурное развитие ребенка – особый тип развития, процесс врастания ребенка в культуру (не органическое созревание и не механическое усвоение внешних навыков). Культурным возрастом будем называть ту стадию культурного развития, которую он примерно достиг. И будем соотносить культурный возраст с паспортным и с интеллектуальным.
Возраст — качественно специфическая ступень онтогенетического развития, характеризующаяся «множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности на данном этапе развития» (Л.С. Выготский). Можно говорить о физическом и психологическом возрасте. Физический возраст характеризует время жизни человека, психологический – говорит о достигнутом к этому моменту уровне психологического развития. Границы психологического возраста размыты, можно говорить о приблизительной норме возрастного психологического развития и об индивидуальном тренде развития каждого человека. (Из Алиных ответов)
«Социально историческая природа детства» Д.Б. Эльконин. Детство возникло на определенном этапе филогенеза, чем выше уровень развитии (видимо, общества), тем больше продолжительность детства. В поведении возникали качественные новообразования там, где вытеснились инстинктивные формы поведения, возникло детство. Все поведение человека становится приобретенным. Детская психология изучает изменение места ребенка в обществе, его ориентации в среде, формы психической регуляции деятельности ребенка. Детская психология – одна из фундаментальных дисциплин. Генетическая психология (Леви-Брюль:)))),Леонтьев, Выготский,Лурия) изучает возникновение отдельных псих. Функций как в истории так и в онтогенезе и у взрослого, и у ребенка. Педагогическая психология – особая область детской психологии – выработка прикладных вопросов, касающихся обучения и воспитания. Рост – количественные изменения в процессе усовершенствования той или иной ПФ. Развитие характеризуется качественными изменениями ПФ, возникновением новообразований, приводит к возникновению новых структур; неравномерно.
Выг: «системный принцип» - на данной стадии развития какой-либо процесс занимает определяющее место. Преформистская теория: в начале процесса развития определены все его стадии и конечный результат (змбриональное развитие) à историческое развитие детства происходит путем прибавления новых стадий: детство удлиняется, а 2внизу» все остается по-прежнему. НО! Детство не только удлиняется, но и качественно изменяется: структуру и особенности своих стадий. Создается теория (Ильенков), согласно которой его высшие и конечные формы вовсе не даны изначально, а заданы, т.е. существуют объективно в идеальной форме как общественные образцы. Псих. Развитие = идеальная форма + развивающийся процесс (наличие усвоения всеобщей формы псих развития детства). История детства. Развитие понимается как процесс непосредственного столкновения отдельного человека с окружающей его действительностью Изолированный человек остается носителем культуры и живет как ее представитель (Р. Крузо). Ребенок не может существовать без общества, как и общество без детей (общество без детей – умирающее общество). Ребенок в развитии вступает во взаимодействие с идеальной формой, кот все время развивается качественно. (Идеальная форма – достигнутый обществом уровень развития культуры). Люди разных эпох отличаются качественно => меняется онтогенетическое развитие. В процессе развития детства к нему прибавился временной отрезок. До сих пор сохранились общества, в кот сохранились дети, переходящие в разряд взрослых в 7-9 лет. Понятие зрелости и взрослости – понятие социальноисторическое. Теория «несовпадения точек созревания» (Л, С, Выготский): точки созревания – социального, полового, органического. У примитивных народов 1 и 2 совпадают. В примитивном обществе дети имеют уменьшенные орудия труда, но работают почти как взрослые. В процессе развития общества орудия труда усложнялись => нужен период овладения орудиями. Происходит в два этапа, между которыми возникает вакуум => возникают детские общества => игра (важно выполнять определенную функцию определенного члена общества).
Функция игры: выделяется и усваивается задача и мотив разных форм человеческой деятельности. Вслед за игрой наступает период овладения орудием труда. Сначала мотиационно-потребностная сфера, потом операционально-техническая. Становление детства было связано с развитием труда.
[Из Обуховой: Эльконин замечает противоречие – человек – наиболее развитое существо, а его новорожденный детеныш развит к моменту рождения менее всего, он наиболее нуждается в заботе]
20.Проблема психического развития в психоанализе. Развитие школы психоанализа. (из Обуховой) j Классический психоанализ Зигмунд Фрейд Психоанализ базируется на двух главных открытиях: 1) Бессознательное (содержит в себе конструктивно-деструктивное сексуальное начало) 2) Сексуальное начало (лежит в основе поведения и взрослого, и ребенка) Фундамент личности закладывается переживаниями раннего детства! Три уровня психики человека (топографическая модель личности): 1. Сознание В постоянном конфликте с бессознательным 2. Предсознание Не осознается в данный момент, но может быть осознано 3. Бессознательное - Источник мотивационной силы, которая обусловлена сексуальной энергией = либидо - Закрыто от сознания в силу запретов общества
– Идеи Фрейда о защитных механизмах развивала его дочь Анна – 1) Вытеснение – непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию (самый неэффективный) 2) Проекция – перенос своих аффективных переживаний на другое лицо 3) Регрессия – переход на более примитивный уровень поведения или мышления 4) Сублимация – перенос запретной сексуальной энергии на другие виды деятельности, которые приемлемы обществом (самый продуктивный) Развитие → приспособление личности к враждебной среде, детерминируется сексуальностью = основным человеческим мотивом, а точнее переживаниями от удовлетворения влечений. Влечение – действие, вызывающее удовольствие. Состоит из: - побуждения - цели (= достигнутое удовлетворение) - объекта достижения цели (= либидонозный объект – изменчив, не тождественен сам себе, развивается – для ребенка этот объект - мать) - источника или части тела, где возникает побуждение (эрогенная зона) Как было указано выше, среда считается в психоанализе Фрейда враждебной. Появляясь на свет, младенец практически беспомощен и нуждается в объекте, который может его защитить (мать). Биологическая связь с матерью вызывает потребность быть любимым, которая сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Самые значимые факторы становления личности: биологическое созревание и способы общения с родителями. Стадии развития Стадии преобразования и перемещения энергии либидо по разным эрогенным зонам (если влечение удовлетворяется, ребенок переходит на следующую стадию, если нет – происходит застревание на текущей стадии с фиксацией определенных черт в характере). Фрейд считал, что стадии универсальны и присущи всем людям, независимо от их культурного уровня. Они развертываются по мере созревания организма. 1. Оральная стадия (0 – 1 год) Эрогенная зона = ротовая полость Стадия состоит из двух фаз:
При фиксации на оральной фазе формируются: - ненасытность - жадность - требовательность - неудовлетворенность всем предлагаемым Привязанность либидо к оральной зоне иногда сохраняется и у взрослого и дает о себе знать остаточным оральным поведением – обжорством, курением, грызением ногтей, жеванием резинки и т.п. 2. Анальная стадия (1 – 3 года) Эрогенная зона = анус Полностью образована инстанция Я. Начинает формироваться Сверх-Я. Удовлетворение влечения связано с овладением функцией дефекации и выделения → ребенок встречается с запретами общества (приучение к опрятности) → появляются зачатки Сверх-Я → ребенок учится себя сдерживать. При неблагоприятном варианте развития (родители ведут себя слишком строго, добиваются опрятности как можно раньше), у детей возникают протестные тенденции в виде «удерживания» (запоров) или, напротив, «выталкивания». Эти фиксированные реакции приводят к складыванию своеобразного типа личности: анально-удерживающего (упрямого, скупого, методичного) или анально-выталкивающего (беспокойного, импульсивного, склонного к разрушению). Черты, формирующиеся на стадии: аккуратность, опрятность, бережливость, упрямство, скрытность, агрессивность, склонность к коллекционированию, накопительству.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.216 (0.022 с.) |