Проблема возраста. Социально-историческая природа детства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема возраста. Социально-историческая природа детства.



«О понятии возраста» Л. С. Выготский.

Интеллектуальный возраст – это процесс развития, состоящий из отдельных стадий, которые в закономерном изменении следуют одна за другой, они не совпадают с хронологическими.

Культурное развитие ребенка – особый тип развития, процесс врастания ребенка в культуру (не органическое созревание и не механическое усвоение внешних навыков).

Культурным возрастом будем называть ту стадию культурного развития, которую он примерно достиг. И будем соотносить культурный возраст с паспортным и с интеллектуальным.

 

Возраст — качественно специфическая ступень онтогенетического развития, характеризующаяся «множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности на данном этапе развития» (Л.С. Выготский). Можно говорить о физическом и психологическом возрасте. Физический возраст характеризует время жизни человека, психологический – говорит о достигнутом к этому моменту уровне психологического развития. Границы психологического возраста размыты, можно говорить о приблизительной норме возрастного психологического развития и об индивидуальном тренде развития каждого человека. (Из Алиных ответов)

 

 

«Социально историческая природа детства» Д.Б. Эльконин.

Детство возникло на определенном этапе филогенеза, чем выше уровень развитии (видимо, общества), тем больше продолжительность детства.

В поведении возникали качественные новообразования там, где вытеснились инстинктивные формы поведения, возникло детство.

Все поведение человека становится приобретенным.

Детская психология изучает изменение места ребенка в обществе, его ориентации в среде, формы психической регуляции деятельности ребенка. Детская психология – одна из фундаментальных дисциплин.

Генетическая психология (Леви-Брюль:)))),Леонтьев, Выготский,Лурия) изучает возникновение отдельных псих. Функций как в истории так и в онтогенезе и у взрослого, и у ребенка.

Педагогическая психология – особая область детской психологии – выработка прикладных вопросов, касающихся обучения и воспитания.

Рост – количественные изменения в процессе усовершенствования той или иной ПФ.

Развитие характеризуется качественными изменениями ПФ, возникновением новообразований, приводит к возникновению новых структур; неравномерно.

Выг: «системный принцип» - на данной стадии развития какой-либо процесс занимает определяющее место.

Преформистская теория: в начале процесса развития определены все его стадии и конечный результат (змбриональное развитие) à историческое развитие детства происходит путем прибавления новых стадий: детство удлиняется, а 2внизу» все остается по-прежнему.

НО! Детство не только удлиняется, но и качественно изменяется: структуру и особенности своих стадий.

Создается теория (Ильенков), согласно которой его высшие и конечные формы вовсе не даны изначально, а заданы, т.е. существуют объективно в идеальной форме как общественные образцы.

Псих. Развитие = идеальная форма + развивающийся процесс (наличие усвоения всеобщей формы псих развития детства).

История детства.

Развитие понимается как процесс непосредственного столкновения отдельного человека с окружающей его действительностью Изолированный человек остается носителем культуры и живет как ее представитель (Р. Крузо). Ребенок не может существовать без общества, как и общество без детей (общество без детей – умирающее общество).

Ребенок в развитии вступает во взаимодействие с идеальной формой, кот все время развивается качественно. (Идеальная форма – достигнутый обществом уровень развития культуры). Люди разных эпох отличаются качественно => меняется онтогенетическое развитие.

В процессе развития детства к нему прибавился временной отрезок.

До сих пор сохранились общества, в кот сохранились дети, переходящие в разряд взрослых в 7-9 лет.

Понятие зрелости и взрослости – понятие социальноисторическое.

Теория «несовпадения точек созревания» (Л, С, Выготский): точки созревания – социального, полового, органического. У примитивных народов 1 и 2 совпадают.

В примитивном обществе дети имеют уменьшенные орудия труда, но работают почти как взрослые.

В процессе развития общества орудия труда усложнялись => нужен период овладения орудиями. Происходит в два этапа, между которыми возникает вакуум => возникают детские общества => игра (важно выполнять определенную функцию определенного члена общества).

Функция игры: выделяется и усваивается задача и мотив разных форм человеческой деятельности. Вслед за игрой наступает период овладения орудием труда.

Сначала мотиационно-потребностная сфера, потом операционально-техническая.

Становление детства было связано с развитием труда.

 

[Из Обуховой: Эльконин замечает противоречие – человек – наиболее развитое существо, а его новорожденный детеныш развит к моменту рождения менее всего, он наиболее нуждается в заботе]

 

 

20.Проблема психического развития в психоанализе. Развитие школы психоанализа. (из Обуховой)

j Классический психоанализ

Зигмунд Фрейд

Психоанализ базируется на двух главных открытиях:

1) Бессознательное (содержит в себе конструктивно-деструктивное сексуальное начало)

2) Сексуальное начало (лежит в основе поведения и взрослого, и ребенка)

Фундамент личности закладывается переживаниями раннего детства!

Три уровня психики человека

(топографическая модель личности):

1. Сознание

В постоянном конфликте с бессознательным

2. Предсознание

Не осознается в данный момент, но может быть осознано

3. Бессознательное

- Источник мотивационной силы, которая обусловлена сексуальной энергией = либидо

- Закрыто от сознания в силу запретов общества

Личность состоит из трех структурных компонентов (структурная модель личности)
Оно (Ид) ● находится в бессознательном ● подчиняется принципу удовольствия содержит врожденные импульсивные влечения: - инстинкт жизни (Эрос) - инстинкт смерти (Танатос) ● является энергетической основой развития   Я (Эго) ● в принципе осознаваемо ● подчиняется принципу реальности ● испытывает давление со стороны Оно и Сверх-Я ò ● является посредником между этими структурами (между индивидом и внешним миром)   ê Сверх-Я (Супер-Эго) ● находится в бессознательном ● является высшей инстанцией, внутренним цензором формируется под влиянием культурных норм и правил общества
В ситуации конфликта личность спасается от напряжения с помощью защитных механизмов:

– Идеи Фрейда о защитных механизмах развивала его дочь Анна –

1) Вытеснение – непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию (самый неэффективный)

2) Проекция – перенос своих аффективных переживаний на другое лицо

3) Регрессия – переход на более примитивный уровень поведения или мышления

4) Сублимация – перенос запретной сексуальной энергии на другие виды деятельности, которые приемлемы обществом (самый продуктивный)

Развитиеприспособление личности к враждебной среде, детерминируется сексуальностью = основным человеческим мотивом, а точнее переживаниями от удовлетворения влечений.

Влечение – действие, вызывающее удовольствие. Состоит из:

- побуждения

- цели (= достигнутое удовлетворение)

- объекта достижения цели (= либидонозный объект – изменчив, не тождественен сам себе, развивается – для ребенка этот объект - мать)

- источника или части тела, где возникает побуждение (эрогенная зона)

Как было указано выше, среда считается в психоанализе Фрейда враждебной. Появляясь на свет, младенец практически беспомощен и нуждается в объекте, который может его защитить (мать). Биологическая связь с матерью вызывает потребность быть любимым, которая сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Самые значимые факторы становления личности: биологическое созревание и способы общения с родителями.

Стадии развития

Стадии преобразования и перемещения энергии либидо по разным эрогенным зонам (если влечение удовлетворяется, ребенок переходит на следующую стадию, если нет – происходит застревание на текущей стадии с фиксацией определенных черт в характере).

Фрейд считал, что стадии универсальны и присущи всем людям, независимо от их культурного уровня. Они развертываются по мере созревания организма.

1. Оральная стадия (0 – 1 год)

Эрогенная зона = ротовая полость

Стадия состоит из двух фаз:

1. Фаза кормления (0-6 мес.) Я нет, есть только Оно. Сосание поначалу связано с удовлетворением пищевой потребности, а затем становится процессом, вызывающим сексуальное наслаждение → ребенок удовлетворяет свое влечение путем стимуляции собственного тела (сосательные движения в отсутствие пищи) = аутоэротизм. У младенца отсутствует разделение между внешним и внутренним (первичный нарциссизм) = ощущения от объекта и сам объект не отделены друг от друга. Ü 2. Фаза кусания (6-12 мес.) Происходит постепенная дифференциация Я от Оно. Появляются зубы, ребенок начинает кусать материнскую грудь → мать не позволяет → первый запрет → формирование представления о матери как о независимом объектедифференциация объекта → различение между внешним и внутренним.  

При фиксации на оральной фазе формируются:

- ненасытность

- жадность

- требовательность

- неудовлетворенность всем предлагаемым

Привязанность либидо к оральной зоне иногда сохраняется и у взрослого и дает о себе знать остаточным оральным поведением – обжорством, курением, грызением ногтей, жеванием резинки и т.п.

2. Анальная стадия (1 – 3 года)

Эрогенная зона = анус

Полностью образована инстанция Я. Начинает формироваться Сверх-Я.

Удовлетворение влечения связано с овладением функцией дефекации и выделения → ребенок встречается с запретами общества (приучение к опрятности) → появляются зачатки Сверх-Я → ребенок учится себя сдерживать.

При неблагоприятном варианте развития (родители ведут себя слишком строго, добиваются опрятности как можно раньше), у детей возникают протестные тенденции в виде «удерживания» (запоров) или, напротив, «выталкивания». Эти фиксированные реакции приводят к складыванию своеобразного типа личности: анально-удерживающего (упрямого, скупого, методичного) или анально-выталкивающего (беспокойного, импульсивного, склонного к разрушению).

Черты, формирующиеся на стадии: аккуратность, опрятность, бережливость, упрямство, скрытность, агрессивность, склонность к коллекционированию, накопительству.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.216 (0.022 с.)