Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные закономерности психического развития в младшем школьном возрасте. Роль учебной деятельности в психическом развитии младшего школьника.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, их сотрудников и последователей (Ю.А. Полуянов, В.В. Рубцов, Г.А Цукерман и др.). ССР В школе возникает новая структура социальных отношений. Система «ребенок — взрослый» дифференцируется на две: ребенок – учитель; ребенок – родители. Система «ребенок — учитель» становится центром жизни ребенка, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий, она пронизывает всю жизнь ребенка. Впервые отношение «ребенок — учитель» становится отношением «ребенок — общество». Система «ребенок — учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям. Противоречие ССР в мл. шк. возрасте: знания и умения, социальные по содержанию, должны стать индивидуальным достоянием ребенка, однако эти знания абстрактны и теоретичны, с ними ребенку нужно научиться действовать. Основные психологические новообразования. В этом возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер: 1. ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу; 2. идет интенсивное формирование приемов запоминания: переход от наиболее примитивных приемов запоминания (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) к группировке, осмыслению связей разных частей материала. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Учебная деятельность способствует развитию воли, так как вшколе вся деятельность по своему характеру является произвольной. В этом возрасте формируется способность сосредоточивать внимание на малоинтересных вещах. Эмоциональные переживания приобретают более обобщенный характер. Наиболее существенные изменения наблюдаются в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер. Определение понятий. Вначале младшие школьники мыслят по-дошкольному, ребенок исходит из непосредственной практической значимости явления, не принимает во внимание генезис этого явления, а именно это является решающим для определения научных понятий. В школьном возрасте формируется новый тип мышления — теоретический (В.В. Давыдов). Учебная деятельность способствует развитию познавательных способностей ребенка. От ребенка требуется развитие мыслительных операций (анализ, синтез, рассуждение, сравнение и т.д.). В процессе школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций. Итак, основные психологические новообразования младшего школьного возраста таковы: 1) произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредствование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий — всех, кроме интеллекта. Интеллект еще не знает самого себя (Л.С. Выготский); 2) осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Если обучение строится в соответствии с принципами деятельностной теории учения (Д.Б. Эл — В.В. Дав), то уже к концу младшего школьного возраста у ребенка могут быть сформировано теоретическое мышление, которое включает: - содержательную рефлексию (поиск и рассмотрение значимых оснований собственных действий); - содержательный анализ (выделение существенного отношения из частных особенностей); - содержательную абстракцию (выделение частного из всеобщей основы); - содержательное планирование (построение системы возможных действий и определение оптимальности действия, соответствующего условиям задачи); - содержательное обобщение (открытие закономерности или взаимосвязи всеобщего с особенным и единичным). Все эти достижения, и особенно поворот ребенка на самого себя («кем я был?» и «кем я стал?»), в результате учебной деятельности свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство. Ведущий тип деятельности. Решение основной задачи развития требует особой деятельности: она называется учебной. Учебная деятельность – это деятельность, которая возникает только в школьном возрасте, но полностью формируется не всегда и не у всех детей. В современном обществе от учащихся все больше требуется формирование другого типа знания и другого типа мышления — теоретического. Эту потребность может удовлетворить только такое образование, которое последовательно ориентируется на теорию учения деятельностного типа. Деятельностная теория учения опирается на понятия «действие», «задача», «решение задачи». В построении учебной деятельности заключается задача начальной школы — прежде всего надо научить ребенка учиться. Процесс учения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с собственным, внутренним содержанием предмета усвоения. Необходимо сформировать познавательную мотивацию (Д.Б. Эльконин). Учебная деятельность - такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». Структура учебной деятельности: 1) учебная задача – это такая задача, которая вынуждает ученика искать общий способ решения всех задач данного типа. 2) учебное действие — это изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает. 3) действие контроля — это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу. В процессе становления учебной деятельности ребенок переходит от внешнего контроля со стороны взрослого к самоконтролю, который включает в себя прогнозирующий контроль (до начала работы), пошаговый контроль (по ходу работы), итоговый контроль (после завершения работы); 4) действие оценки — определение того, достиг ли ученик результата или нет. По ходу обучения оценка переходит на уровень самооценки, которая бывает адекватной и неадекватной, глобальной и дифференцированной, прогнозирующей и итоговой. Предметом усвоения при решении учебных задач является ориентация на способ действия, который позволяет ребенку раскрыть систему взаимоотношений между отдельными сторонами действительности. Учебная деятельность направлена не на результат, а на выделение способа его усвоения, подчеркивал Д.Б. Эльконин. Эти способы — важные орудия самостоятельной умственной деятельности. Г .А. Цукерман исследовал а роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников. Было установлено, что учебный материал дети лучше осваивают в совместной работе со сверстниками, чем в случае, когда воздействия учителя адресованы отдельно каждому ребенку. Пока учитель — центр учебной ситуации, за ним остается контроль и «последнее слово», т.е. учебные действия не интериоризуются учениками полностью. А при кооперации со сверстниками ситуация равноправного общения дает опыт контрольно-оценочных действий и высказываний. Учебная деятельность и игра. Значение игры в психологии детей школьного возраста долго недооценивалось в связи с тем, что она носит скрытый характер. В младшем школьном возрасте происходит переход от игр в плане внешних действий к играм в плане воображения; игра начинает подчиняться учебной деятельности. Игра позволяет младшим школьникам овладеть высокими общественными мотивами поведения. Учебная деятельность и труд. Одна из основных негативных особенностей освоения знаний в школе — формализм. Когда ребенок сталкивается с жизненной задачей, он обычно прибегает к житейским представлениям. Это происходит потому, что школа не организует деятельности применения этих знаний на практике. Л.И. Божович подчеркивала большое значение труда для формирования личности школьника. 6. Предмет, основные понятия и методы возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение. 1. Предмет возрастной психологии. Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека, таким образом, ее предметом является: по Мухиной - целостное психическое развитие человека; по Карабановой - закономерности психического развития человека в онтогенезе, особенности психических процессов и личности на различных стадиях жизненного цикла от рождения и до смерти. 2. Основные понятия возрастной психологии. Общими для отечественной и западной науки, так сказать основными методологическими понятиями возрастной психологии являются понятия: Психическое развитие — процесс изменения способов взаимодействия индивида с окружающей средой. Возраст — качественно специфическая ступень онтогенетического развития, характеризующаяся «множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности на данном этапе развития» (Л.С. Выготский). Можно говорить о физическом и психологическом возрасте. Физический возраст характеризует время жизни человека, психологический – говорит о достигнутом к этому моменту уровне психологического развития. Границы психологического возраста размыты, можно говорить о приблизительной норме возрастного психологического развития и об индивидуальном тренде развития каждого человека. Факторы развития – вся полнота феноменов, оказывающих влияние на психическое развитие. К ним относятся: наследственность, среда, активность ребенка, воспитание и обучение. Условия развития – факторы, необходимые для реализации развития Источники развития – факторы, определяющие потенциальную возможность и направленность развития Движущие силы развития – психические явления, благодаря которым происходит развитие психики, ее переход на следующий этап развития. В отечественной и западной психологии по-разному подходят к проблеме источников развития. Так в отечественной психологии источником развития ребенка считается социальная среда (Запорожец); условием развитие – наследственность (Запорожец) активность ребенка и его взаимодействие со взрослым как с носителем культуры (по Мухиной), а движущими силами развития будет возникновение внутренних противоречий между «хочу» и «могу» (Запорожец). В рамках биологизаторского подхода источником развития будет считаться наследственность, а условием развития – среда. В рамках отечественного подхода к наиболее значимым понятиям возрастной психологии относятся следующие понятия: Кризис - теоретическое понятие, обозначающее переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. По мнению Л.С. Выготского, возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка. Во внешнем поведении возрастные кризисы обнаруживаются как непослушание, упрямство, негативизм. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11–12 лет) икризис юношеский. Однако границы кризиса размыты. ССР – соотношение внешних и внутренних условий развития психики. (Л.С. Выготский); особое сочетание внутренних процессов и внешних условий, которое является типичным для этого возраста и обуславливает динамику психического развития на протяжении возраста и новые, психологические образования, возникающие к его концу (Л.И. Божович). Складывается из:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.112.210 (0.01 с.) |