Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фаллическая стадия (3 – 5 лет)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Эрогенная зона = гениталии Полностью формируется Сверх-Я (при условии преодоления комплекса). Осознание своей сексуальности, отличительных признаков пола, интерес к своим гениталиям (девочки осознают свою неполноценность в связи с отсутствием мужских гениталий) → высшая ступень детской сексуальности → она становится предметной (направленной на другого человека) → как правило, это родители (сексуальная привязанность к родителю противоположного пола: для девочек = Комплекс Электры, для мальчиков = Комплекс Эдипа → амбивалентное отношение (любовь/ненависть) к родителю своего пола (бессознательное соперничество) → постоянная тревога, обидчивость, внутренний конфликт → мальчик испытывает страх предполагаемого жестокого наказания со стороны отца = страх кастрации → разрешение комплексов происходит путем идентификации себя с родителем своего пола (вытеснение из сознания сексуальных желаний к другому родителю, также, фактически, увеличивая сходство с матерью или отцом, ребенок получает символический доступ к другому родителю). К 5 годам ребенок приобретает все основные свойства и качества личности Черты, формирующиеся на стадии: самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, утрированное половое поведение (агрессивная мужественность у мальчиков) Латентная стадия (6 – 12 лет) Я почти полностьюконтролирует Оно. Уменьшается сила сексуальных влечений → энергия либидо переносится на освоение общественного опыта (наука и культура) и установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семьи → социализация Значение этого перерыва в сексуальном становлении → условие к развитию высшей человеческой культуры. Черты, формирующиеся на стадии: стыд, отвращение, мораль Генитальная стадия (12 – 18 лет) Все бывшие эрогенные зоны объединяются. Сильное противостояние Я, Сверх-Я и Оно. Возвращение энергии либидо к половым органам → задачи: формирование зрелой сексуальности и освобождение от авторитета родителей → возможно повторное возникновение Эдипова комплекса, возврат на предыдущие стадии → в норме: - формируется способность к гетеросексуальной любви без чувства вины или конфликтных переживаний; - происходит поиск места в обществе, выбор брачного партнера, создание семьи Два новых защитных механизма: Аскетизм – отрицание, отказ себе в удовольствии; может относиться к пище, сну, сексуальным удовольствиям. Совершается с чувством полного превосходства, как будто в результате достигается что-то очень ценное. Интеллектуализация – представление в воображении и освобождение таким путем от навязчивых желаний. Два наиболее ярких типа характера, формирующихся на стадии: 1. Психическая гомосексуальность. Не всегда именно в сексуальном смысле. Это также товарищеская привязанность, дружба, предпочтение общества семье, тесные социальные связи с лицами своего пола. 2. Нарциссизм. Либидо личности направлено на себя. Главное место занимают самоудовлетворенность и самодовольство. Человек обращает внимание преимущественно на свои действия, свои переживания. Ценность психоаналитической концепции 1. Динамическая концепция развития 2. Обнаруживаетсязначимость детства, важность долговременность родительского влияния 3. Развитие человека зависит от другого человека, а не от предметов, которые его окружают 4. Душевная жизнь не сводится к элементам
Детский психоанализ Теория влечений (Анна Фрейд) Внутренние мотивы: ребенок = виновник, не умеющий и не желающий контролировать свои влечения Также как и в классическом психоанализе: - Инстанции личности - Двойственная энергия развития:
Каждая фаза развития ð разрешение конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями общества. Учитывая фазы, можно построить линии развития для разных сфер жизни ребенка: кормление, опрятность, физическая самостоятельность, отношение к старшим и др. Работа с ребенком должна базироваться не только на уровне развития по одной из сфер, но и исходя из их соотношения. Развитие ребенка идет не равномерно, а скачками (два шага вперед, один назад). Детское развитие = Процесс постепенной социализации: ê 1. Переход от принципа удовольствия к принципу реальности От «я хочу» к «я хочу, но в этих условиях не могу, поэтому буду поступать так-то и так-то». Большое значение имеет мать = не только объект любви, но и з аконодатель, от которого зависят удовлетворения желаний, который может ограничивать ребенка → у детей конфликт в результате несоответствия между внутренним (стремление к удовольствию) и внешним (реальность) → преодоление конфликта зависит во многом от личности самого ребенка, от его способности выносить лишения. 2. Выработка защитных механизмов против агрессивных импульсов Оно Почти все нормальные проявления детской жизни (особенно: жадность, корысть, ревность и др.) толкают его к дисоциальности. Социализация – защита от них. Хронология развития защитных механизмов: Вытеснение → Реактивные образования → Проекции и переносы → Сублимация → Расщепление → Регрессии и др. 3. Становление и развитие психических процессов Для дальнейшего развития должны быть сформированы: память, речь, логика, разумное мышление. 4. Формирование механизмов для возникновения инстанции Сверх-Я Этапы становления Сверх-Я: 1) Этап подражания и имитации (подражание образам запрещающих проявлений) 2) Этап идентификации (играет взрослого) 3) Этап интроекции (переживание запретов внутри себя) Отделение от родителей путем слияния с ними. 5. Формирование инстанции Идеал-Я Авторитетное лицо (родитель, учитель), которое поддерживает инстанцию Сверх-Я. Из-за разочарования и сильных переживаний Идеал-Я может легко разрушиться. 6. «Шаги наружу» Вступление в социальное общество: из семьи в школу, из школы в общественную жизнь. Понимание того, что в общественной жизни должны быть определенные законы и готовность им подчиняться. Методы работы с детьми: анализ сновидений, снов наяву, мечтаний, игр и рисунков + анализ фобий животных, особенностей школьного и внутрисемейного поведения детей. Важное значение детской игры! (больше развивает Кляйн) Коррекционная работа с детьми должна быть направлена на формирование привязанности, развитие либидо и чувства защищенности, а не на прямое преодоление агрессивных реакций. Развитие школы психоанализа Теория объектных отношений (Боулби, Робертсон, Эйнсуорт, Шпиц, Винникот, Когут) (материалы экспериментов Харлоу с макаками – «холодная» мать с едой и «теплая» без еды – детеныши обезьян предпочитают «теплую») Боулби Влияние этологии и идей психоанализа → теория привязанности: Самая важная и существенная привязанность – к матери (мать не просто объект, как у Фрейда, а еще и «территория» безопасности, любви). Привязанности стартуют от родительских, привязанность матери зависит от привязанности ее к своим родителям, от социальной поддержки, от возраста, от уровня образования и от поведения самого ребенка. Между матерью и ребенком находится поле привязанности – когда она слишком далеко, ребенок испытывает беспокойство Робертсон (последователь Боулби): Когда мать уходит, три фазы: 1) фаза протеста (плач, истерика, драка) 2) фаза отчаяния (тоска, апатия) 3) фаза отчуждения (благоприятное поведение внешне – ребенок как бы свыкается с отсутствием матери, если мать возвращается на этой стадии, то он часто от нее отказывается) Эйнсуорт (последовательница Боулби): Привязанность – стремление к близости, при достижении которой человек обретает чувство безопасности и покоя В неблагоприятных условиях у ребенка тревога, его поведение выражает протест, он испытывает печаль и страдание. Шпииииииииииииц Отношения между матерью и ребенком = аффективный диалог → побуждает младенца исследовать окружающий мир, способствует развитию. Винникот Ребенок – не отдельный индивид, его нужно изучать в системе диалогических отношений с матерью. Если мать не проявляет по отношению к ребенку радости и удовольствия, его развитие может пострадать. При разлуке с матерью – переходный объект = (любимая игрушка), которая помогает успокоиться. Когут Либидонозная энергия должна по мере развития личности переноситься не на другой объект (Фрейд), а во внешний мир. Теория самости (какая-то часть энергия сохраняется для развития самости, для этого должны быть удовлетворены три базовые потребности): 1. потребность в отражении (я самый лучший для родителей) 2. потребность в идеализации родительского образа (хотя бы один из моих родителей – самый лучший) 3. потребность быть похожим на других (при удовлетворении развивается чувство социальной принадлежности, общественного статуса) Фромм Материнская любовь безусловна: ребенок любим просто за то, что он есть. Сама мать должна иметь веру в жизнь, не быть тревожной, только тогда она сможет передать ребенку ощущение безопасности. Отцовская любовь – по большей части это обусловленная любовь, ее нужно и, что важно, можно заслужить – достижениями, выполнением обязанностей, порядком в делах, соответствием ожиданиям, дисциплиной.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.2.111 (0.011 с.) |