Вместе это система ребенок – общество. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вместе это система ребенок – общество.



При дифференциации системы возникает общение и предметная деятельность. Эти характеристики разделяют все типы деятельности на 2 большие группы.

В первую группу входят деятельности, в которых происходит ориентация в смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми.

· непосредственно-эмоциональное общение младенца,

· ролевая игра

· интимно-личностное общение подростков.

Во вторую группу входят деятельности, где происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов, выделяющих в предметах те или иные стороны.

· манипулятивно-предметная деятельность ребенка раннего возраста,

· учебная деятельность младшего школьника

· учебно-профессиональная деятельность старших подростков.

Предметная деятельность двулика: действие с предметом и его значением.

На каждой стадии развития есть обе линии – одна скрытая, 2 явная. Мотивационно-потребностная сфера – «хочу» (линия развития аффекта) и линия развития операционально-технических возможностей – «могу» (линия развития интеллекта). В концепции Эльконина эти 2 линии впервые показаны как процесс, в динамике которого показана их связь и зависимость, составляющая единство аффекта и интеллекта.

Периодизация разделена на 3 эпохи, каждая эпоха состоит из двух периодов:

1. раннее детство (младенчество и раннее детство),

2. детство (дошкольный и младший школьный возраст)

3. подростничество (младшее и старшее).

Эльконин выделял большие кризисы = кризисы смены мировоззрений = кризисы отношений, разделяющие эпохи и малые кризисы, кризисы мировоззрения.

Кризисы, разделяющие периоды: Кризис новорождённости; Кризис Зх лет; Кризис 11 -12 лет; Кризис 18 лет.

Малые кризисы развития: 1 года: 7 лет; 15 лет

Кризисы Социальная ситуация развития Противоречие Новообразование
новорожденности (0-2,5 месяца) Кризис новорожденного - в это время ребенок деградирует вначале даже в отношении физического развития; в первые дни после рождения падает вес новорожденного и т.д Развитие сенсорных процессов. С.С.Р. - ситуация полной биологической зависимости. младенец максимально нуждается во взрослом человеке, но у него нет спо­собов воздействия «комплекс оживления» - эмоционально положительная реакция, сопровождающаяся движениями и звуками.
1 год Мышление наглядно-действенное. Кратковременное внимание. Возникновение базового до­верия. С. С. Р. - ситуация неразрывного единства ребёнка и взрослого - «МЫ». Ведущий тип деятельности непосредственное эмоциональное общение ребёнка и матери.   В кризисе 1 года негативные симптомы связаны с положительными приобретениями, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью.   Потребность в общении со взрослым; др. нов-ия: автономная речь, расширение диапазона моторной деят-ти, прямохож-е, формир-е привя­занностей.
3 года Позитивное значение кризиса 3 лет сказывается в том, что здесь возникают новые характерные черты личности ребенка. Если кризис в силу каких-либо причин протекает вяло и невыразительно, то это приводит к глубокой задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности ребенка в последующем возрасте. Мышление наглядно- действенное. Интенсивное развитие речи. Внимание ненроизвольнос сптуативное. С. С. Р.- ситуация совместного действия со взрослым - «Ребёнок - ПРЕДМЕТ - взрослый». Ситуативно-деловая форма общения. Вед. тип деят.- предметно - орудийная деятельность. Противоречие - ребёнок учится действовать с предметами, но учит его взрослый. освоение грамматических структур языка.   новообразование - «Я сам», отделение ребёнка от взрослого (симптомы:негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых): др. новообразования: начало осознания себя как субъекта деятельности
7 лет возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям.    
10 лет      
13 (12) лет     При кризисе в 13 лет снижение продуктивности умственной работы учащегося вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от наглядности к пониманию и дедукции. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности.      
15 лет      

В деятельности первого типа главным образом развива­ется мотивационно-потребностная сфера, в деятельности второго типа формируются операционно-технические воз­можности ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает пре­имущественное развитие одна из них. Так как ребенок по­очередно осваивает системы отношений «человек — чело­век» и «человек — вещь», происходит закономерное чере­дование и сфер, наиболее интенсивно развивающихся: в младенчестве развитие мотивационной сферы опережает развитие сферы интеллектуальной, в следующем, раннем возрасте мотивационная сфера отстает и более быстрыми темпами развивается интеллект и т.д.

Д.Б. Эльконин так формулирует закон периодичности:

«К каждой точке своего развития ребенок подходит с изве­стным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек — человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».

Структура и динамика возраста.

Те процессы развития, которые непосредственно связаны с основным новообразованием, будем называть центральными линиями развития в данном возрасте, все другие частичные процессы, изменения, совершающиеся в данном возрасте, назовем побочными линиями развития.

Процессы, являющиеся центральными линиями развития в одном возрасте, становятся побочными линиями развития в следующем, и обратно — побочные линии развития одного возраста выдвигаются на первый план и становятся центральными линиями в другом возрасте.

Развитие речи в раннем детстве, связано с центральными новообразованиями возраста. Но в школьном возрасте продолжающееся речевое развитие ребенка стоит уже в совершенно другом отношении к центральному новообразованию данного возраста.

Под динамикой развития следует понимать совокупность всех тех законов, которыми определяется период возникновения, изменения и сцепления структурных новообразований каждого возраста.

Самым начальным и существенным моментом при общем определении динамики возраста является понимание отношений между личностью ребенка и окружающей его социальной средой на каждой возрастной ступени как подвижных.

К началу каждого возрастного периода складывается отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы и назовем социальной ситуацией развития в данном возрасте. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые св-ва личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным.

Новообразования, характеризующие в первую очередь перестройку сознательной личности ребенка, являются не предпосылкой, но результатом или продуктом возрастного развития. Изменение в сознании ребенка возникает на основе определенной, свойственной данному возрасту, формы его социального бытия. Вот почему созревание новообразований относится всегда не к началу, а к концу данного возраста.

Последствия, которые вытекают из факта возникновения возрастных образований. Новая структура сознания, приобретаемая в данном возрасте, неизбежно означает и новый характер восприятия внешней действительности и деятельности в ней, новый характер восприятия внутренней жизни самого ребенка и внутренней активности его психических функций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.006 с.)