Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вместе это система ребенок – общество.
При дифференциации системы возникает общение и предметная деятельность. Эти характеристики разделяют все типы деятельности на 2 большие группы. В первую группу входят деятельности, в которых происходит ориентация в смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. · непосредственно-эмоциональное общение младенца, · ролевая игра · интимно-личностное общение подростков. Во вторую группу входят деятельности, где происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов, выделяющих в предметах те или иные стороны. · манипулятивно-предметная деятельность ребенка раннего возраста, · учебная деятельность младшего школьника · учебно-профессиональная деятельность старших подростков. Предметная деятельность двулика: действие с предметом и его значением. На каждой стадии развития есть обе линии – одна скрытая, 2 явная. Мотивационно-потребностная сфера – «хочу» (линия развития аффекта) и линия развития операционально-технических возможностей – «могу» (линия развития интеллекта). В концепции Эльконина эти 2 линии впервые показаны как процесс, в динамике которого показана их связь и зависимость, составляющая единство аффекта и интеллекта. Периодизация разделена на 3 эпохи, каждая эпоха состоит из двух периодов: 1. раннее детство (младенчество и раннее детство), 2. детство (дошкольный и младший школьный возраст) 3. подростничество (младшее и старшее). Эльконин выделял большие кризисы = кризисы смены мировоззрений = кризисы отношений, разделяющие эпохи и малые кризисы, кризисы мировоззрения. Кризисы, разделяющие периоды: Кризис новорождённости; Кризис Зх лет; Кризис 11 -12 лет; Кризис 18 лет. Малые кризисы развития: 1 года: 7 лет; 15 лет
В деятельности первого типа главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера, в деятельности второго типа формируются операционно-технические возможности ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них. Так как ребенок поочередно осваивает системы отношений «человек — человек» и «человек — вещь», происходит закономерное чередование и сфер, наиболее интенсивно развивающихся: в младенчестве развитие мотивационной сферы опережает развитие сферы интеллектуальной, в следующем, раннем возрасте мотивационная сфера отстает и более быстрыми темпами развивается интеллект и т.д.
Д.Б. Эльконин так формулирует закон периодичности: «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек — человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой». Структура и динамика возраста. Те процессы развития, которые непосредственно связаны с основным новообразованием, будем называть центральными линиями развития в данном возрасте, все другие частичные процессы, изменения, совершающиеся в данном возрасте, назовем побочными линиями развития. Процессы, являющиеся центральными линиями развития в одном возрасте, становятся побочными линиями развития в следующем, и обратно — побочные линии развития одного возраста выдвигаются на первый план и становятся центральными линиями в другом возрасте. Развитие речи в раннем детстве, связано с центральными новообразованиями возраста. Но в школьном возрасте продолжающееся речевое развитие ребенка стоит уже в совершенно другом отношении к центральному новообразованию данного возраста. Под динамикой развития следует понимать совокупность всех тех законов, которыми определяется период возникновения, изменения и сцепления структурных новообразований каждого возраста. Самым начальным и существенным моментом при общем определении динамики возраста является понимание отношений между личностью ребенка и окружающей его социальной средой на каждой возрастной ступени как подвижных. К началу каждого возрастного периода складывается отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы и назовем социальной ситуацией развития в данном возрасте. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые св-ва личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным. Новообразования, характеризующие в первую очередь перестройку сознательной личности ребенка, являются не предпосылкой, но результатом или продуктом возрастного развития. Изменение в сознании ребенка возникает на основе определенной, свойственной данному возрасту, формы его социального бытия. Вот почему созревание новообразований относится всегда не к началу, а к концу данного возраста. Последствия, которые вытекают из факта возникновения возрастных образований. Новая структура сознания, приобретаемая в данном возрасте, неизбежно означает и новый характер восприятия внешней действительности и деятельности в ней, новый характер восприятия внутренней жизни самого ребенка и внутренней активности его психических функций.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.006 с.) |