Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эпигенетическая концепция Э.Эриксона. Значение кризисов в психосоциальном развитии личности.
Эрик Эриксон последователь 3. Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений. Эриксон изучал стадии психосоциального развития личности, применяя психоисторический метод – учитывая тот исторический момент, в котором данная личность живет. Трактует структуру личности, как и Фрейд. Наши мысли совершают колебания из стороны в сторону: что нам хочется – «Оно» – что мы должны – «Сверх-Я», а средняя точка – Я сам. Балансируя между 2 крайностями Я использует защитные механизмы, позволяющие ему прийти к компромиссу между ними. Эпигенетическая теория развития личности: Человек в процессе развития проходит 8 стадий, последовательность которых предопрделена природой, а содержание их зависит от общества. Задачи развития ставятся не природой, а обществом. Детство – категория не биологическая, а социальная. Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребенок, созревая, с необходимостью проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии он приобретает определенное качество, которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни. Анализировать развитие необходимо на трех уровнях: 1. Сомо = тело (опыт должен пройти через тело). 2. Эгосинтез – уровень развития психических процессов. 3. Этос – нормы, традиции и принципы того общества, где семья живет. До 17—20 лет происходит постепенное становление идентичности личности. Идентичность — психосоциальная тождественность — позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения. Идентичность — условие психического здоровья: если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается «потерянным». Эгоидентичность – чувство непрерывности и тождественности нашего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с нами.
Групповая идентичность – формирование у ребенка мировоззрения той социальной группы, к которой принадлежишь, если не соответствуешь – будешь изгоем. Идентичность формируется в юношеском возрасте, это характеристика достаточно зрелой личности. До этого времени ребенок должен пройти через ряд идентификаций — отождествления себя с родителями, мальчиками или девочками (половая идентификация) и т.д. Еще один важный для развития личности момент — кризисность. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это не болезнь личности, не невротические расстройства, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое проявляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение человека к миру и к самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс. Ребенку и затем взрослому человеку приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, и когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, скажем положительное, противоположный полюс отношения продолжает скрыто существовать и может проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезной жизненной неудачей. На первой стадии развития (орально-сенсорной); соответствующей младенческому возрасту, возникает доверие или недоверие к миру. Вторая стадия (мышечно-анальная) соответствует раннему возрасту. Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее разумным ограничением (иначе стыд и сомнения). На третьей стадии (локомоторно-генитальной) К самостоятельности добавляется инициатива, поведение ребенка становится агрессивным, иницитива ограничивается, появляются чувства вины и тревожости; таким образом закладываются новые внутренние инстанции — совесть и моральная ответственность за свои дела, мысли и желания. Чрезмерное неодобрение, наказания за нерешительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощение своей вины, страх перед наказанием за тайные цели, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.
На этом возрастном этапе происходит половая идентификация и ребенок осваивает определенную форму поведения мужскую или женскую. Младший школьный возраст — предпубертатный, т.е. предшествующий половому созреванию ребенка. В это время размывается четвертая стадия (латентная), связанная с воспитаем у детей трудолюбия, необходимостью овладения знаниями и умениями. Постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и приобрести чувство компетентности. Если же достижения невелики, он остро переживает свою неумелость, вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности. Опасно и воспитание хороших маленьких исполнителей – они выполняют то, что положено (гипертрофированное чувство ответственности) – зависимость от предписанных обязанностей, ограничение инициативы и самостоятельности. Период начального школьного обучения — это также начало профессиональной идентификации ощущения своей связи с представителями определенных профессий. Подростковый возраст и юность составляют пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса, осознанный выбор и подчинение своих желаний общественным нормам и правилам. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизненного пути, завершаясь, приводит к формированию идентичности. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют юноше решить главную задачу, которую ставит перед ним общество, задачу самоопределения - выбора жизненного пути. Групповая идентичность помогает: мы узнаем себя по отражению в зеркале, каковым являются другие люди. Необходимо подтверждение моего Я со стороны других людей. Когда не удается осознать себя и свое место в мире - наблюдается диффузность идентичности. Она связана с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, со смутным, устойчивым состоянием тревоги, чувством изоляции и опустошенности. Диффузность идентичности может проявляться во враждебном неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения юноши или девушки (мужской или женской, национальной, профессиональной, классовой и т.д.), в презрении ко всему отечественному и переоценке иностранного, в стремлении «стать ничем» (если это единственный оставшийся способ самоутверждения). Юность – обретение эгоидентичности. Право выбора – можно голововать, можно устраиваться на любую работу, водить автомобиль, создавать семью. Но субъективно каждый ли к этому готов? И хочет ли? Психосоциальный мараторий до обретения зрелости. В ранней зрелости, на шестой стадии, перед взрослым человеком встает проблема близости (интимности). Испытание чувства близости, интимности с другими не опасно для потери своей идентичности, если она уже устойчива, определенная. Создание необходимой дистанции между людьми – нормально для чужих людей, но не для влюбленных.
Предпочтение к одиночеству – нарушение в развитии личности – психологитческая инвалидизация. Зрелость, или средний возраст, — седьмая стадия развития личности, необычайно длительная. Решающим здесь становится «отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству», забота о будущем человечества. Человек стремится к продуктивности и творчеству, к реализации своих возможностей передать что-то следующему поколению — собственный опыт, идеи, созданные произведения искусства и т.д. Э. Эриксон подчеркивает зависимость старшего поколения в семье от младшего. Если продуктивность не достигается, если нет потребности в заботе о других людях, делах или идеях, появляется безразличие, сосредоточенность на себе. Последняя стадия, поздняя зрелость, становится интегративной: в это время «созревают плоды семи предшествовавших стадий». Человек принимает пройденный им жизненный путь как должный и обретает целостность личности.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.210.107.64 (0.023 с.) |