Эпигенетическая концепция Э.Эриксона. Значение кризисов в психосоциальном развитии личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эпигенетическая концепция Э.Эриксона. Значение кризисов в психосоциальном развитии личности.



Эрик Эриксон последователь 3. Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.

Эриксон изучал стадии психосоциального развития личности, применяя психоисторический метод – учитывая тот исторический момент, в котором данная личность живет.

Трактует структуру личности, как и Фрейд. Наши мысли совершают колебания из стороны в сторону: что нам хочется – «Оно» – что мы должны – «Сверх-Я», а средняя точка – Я сам. Балансируя между 2 крайностями Я использует защитные механизмы, позволяющие ему прийти к компромиссу между ними.

Эпигенетическая теория развития личности: Человек в процессе развития проходит 8 стадий, последовательность которых предопрделена природой, а содержание их зависит от общества. Задачи развития ставятся не природой, а обществом. Детство – категория не биологическая, а социальная.

Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребенок, созревая, с необходимостью проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии он приобретает определенное качество, которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

Анализировать развитие необходимо на трех уровнях:

1. Сомо = тело (опыт должен пройти через тело).

2. Эгосинтез – уровень развития психических процессов.

3. Этос – нормы, традиции и принципы того общества, где семья живет.

До 17—20 лет происходит постепенное становление идентичности личности.

Идентичность — психосоциальная тождественность — позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соот­ветствующими формами поведения. Идентичность — условие психического здоровья: если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается «потерянным».

Эгоидентичность – чувство непрерывности и тождественности нашего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с нами.

Групповая идентичность – формирование у ребенка мировоззрения той социальной группы, к которой принадлежишь, если не соответствуешь – будешь изгоем.

Идентичность формируется в юношеском возрасте, это характеристика достаточно зрелой личности. До этого времени ребенок должен пройти через ряд идентификаций — отождествления себя с родителями, мальчиками или девочками (половая идентификация) и т.д.

Еще один важный для развития личности момент — кризисность. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это не болезнь личности, не невротические расстройства, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое проявляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение человека к миру и к самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс. Ребенку и затем взрослому человеку приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, и когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, скажем положительное, противоположный полюс отношения продолжает скрыто существовать и может проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезной жизненной неудачей.

На первой стадии развития (орально-сенсорной); соответствующей младенческому возрасту, возникает доверие или недоверие к миру.

Вторая стадия (мышечно-анальная) соответствует раннему возрасту. Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее разумным ограничением (иначе стыд и сомнения).

На третьей стадии (локомоторно-генитальной) К самостоятельности добавляется инициатива, поведение ребенка становится агрессивным, иницитива ограничивается, появляются чувства вины и тревожости; таким образом закладываются новые внутренние инстанции — совесть и моральная ответственность за свои дела, мысли и желания. Чрезмерное неодобрение, наказания за нерешительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощение своей вины, страх перед наказанием за тайные цели, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.

На этом возрастном этапе происходит половая идентификация и ребенок осваивает определенную форму поведения мужскую или женскую.

Младший школьный возраст — предпубертатный, т.е. предшествующий половому созреванию ребенка. В это время размывается четвертая стадия (латентная), связанная с воспитаем у детей трудолюбия, необходимостью овладения знаниями и умениями. Постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и приобрести чувство компетентности. Если же достижения невелики, он остро переживает свою неумелость, вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности.

Опасно и воспитание хороших маленьких исполнителей – они выполняют то, что положено (гипертрофированное чувство ответственности) – зависимость от предписанных обязанностей, ограничение инициативы и самостоятельности.

Период начального школьного обучения — это также начало профессиональной идентификации ощущения своей связи с представителями определенных профессий.

Подростковый возраст и юность составляют пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса, осознанный выбор и подчинение своих желаний общественным нормам и правилам. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизненного пути, завершаясь, приводит к формированию идентичности.

Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют юноше решить главную задачу, которую ставит перед ним общество, задачу самоопределения - выбора жизненного пути. Групповая идентичность помогает: мы узнаем себя по отражению в зеркале, каковым являются другие люди. Необходимо подтверждение моего Я со стороны других людей.

Когда не удается осознать себя и свое место в мире - наблюдается диффузность идентичности. Она связана с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, со смутным, устойчивым состоянием тревоги, чувством изоляции и опустошенности. Диффузность идентичности может проявляться во враждебном неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения юноши или девушки (мужской или женской, национальной, профессиональной, классовой и т.д.), в презрении ко всему отечественному и переоценке иностранного, в стремлении «стать ничем» (если это единственный оставшийся способ самоутверждения).

Юность – обретение эгоидентичности. Право выбора – можно голововать, можно устраиваться на любую работу, водить автомобиль, создавать семью. Но субъективно каждый ли к этому готов? И хочет ли? Психосоциальный мараторий до обретения зрелости.

В ранней зрелости, на шестой стадии, перед взрослым человеком встает проблема близости (интимности). Испытание чувства близости, интимности с другими не опасно для потери своей идентичности, если она уже устойчива, определенная. Создание необходимой дистанции между людьми – нормально для чужих людей, но не для влюбленных.

Предпочтение к одиночеству – нарушение в развитии личности – психологитческая инвалидизация.

Зрелость, или средний возраст, — седьмая стадия развития личности, необычайно длительная. Решающим здесь становится «отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству», забота о будущем человечества. Человек стремится к продуктивности и творчеству, к реализации своих возможностей передать что-то следующему поколению — собственный опыт, идеи, созданные произ­ведения искусства и т.д.

Э. Эриксон подчеркивает зависимость старшего поколения в семье от младшего. Если продуктивность не достигается, если нет потребности в заботе о других людях, делах или идеях, появляется безразличие, сосредоточенность на себе.

Последняя стадия, поздняя зрелость, становится интегративной: в это время «созревают плоды семи предшествовавших стадий». Человек принимает пройденный им жизненный путь как должный и обретает целостность личности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.210.107.64 (0.023 с.)